Этимология слова технология обращает нас в далекое прошлое, начиная с его первоначального смысла как «искусство, мастерство, умение что – либо делать».
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет судить о том , что в учебном процессе во все времена реализовалась определенная технология обучения, и в настоящее время следует вести речь о современной технологии обучения, сущность которой состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных учебных целей. При этом, учебный процесс нужно рассматривать комплексно, как систему.
Таким образом, педагогические технологии – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогностируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют преподавателю добиться запланированного результата в правовом обучении учащихся [3].
В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы и методы обучения, которые можно разделить на: дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора; игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно – деятельностные игры; тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
Для обучения студентов применению интерактивных технологий в будущей профессиональной деятельности на факультете права ДГПУ ввели специальный курс «Интерактивные методы в обучении праву». В основу построения программы спецкурса были положены педагогические подходы, базирующиеся на принципах: мотивации, интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.
Весьма результативным в инновационном правовом обучении, как показывает опыт работы со студентами, является так называемая технология «ПОПС – формула», её суть заключается в следующем:
П - позицию (т. е. объясняет, в чем заключена его точка зрения), предположим, выступает на уроке с речью «Я считаю, что ...»;
О - обоснование (ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная фразой типа: «Потому что, ...»);
П - пример (при разъяснении сути своей позиции ученик пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что...»);
С - следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит: «В этой связи...»).
Таким образом, выступление обучаемого занимает 1 - 2 минуты и может состоять от двух до четырех предложений. В качестве проблемы для обсуждения может быть выбрана любая тема, носящая правовой характер и связанная с рассматриваемыми вопросами курса.
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Их использование позволяет развивать самостоятельность студентов, формировать умение отстаивать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Студенты должны осознавать, что нельзя отстаивать свою точку зрения без аргументации, а потому значимость в таких условиях еще более возрастает. Правильно проведенная дискуссия, в отличие от других методов, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть использовано по-разному. Дискуссия, как метод дает возможность убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов.
Таким образом, современная система правового обучения позволяет педагогу оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные технологии.
Список использованной литературы:
Гузеев В.И. Лекция по педагогической технологии. - М., 1992, с.32.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2007, с.26-29.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.- М., 2003., с.190-191.
4