На современном этапе развития специального образования возрастает интерес к вопросам ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и раннему возрасту в целом в связи с его значительными возможностями для развития моторных функций, познавательной деятельности и речи. Пристальное внимание к данной проблеме специалистов из разных стран привело к появлению комплексных программ раннего вмешательства, созданных на основе диагностических систем, позволяющих выявить детей группы риска уже в младенческом возрасте.
Первые диагностические системы появились в 20-х годах прошлого века. Они представляли собой стандартизированные шкалы обследования младенцев и были разработаны для оценки психомоторного развития детей раннего возраста. Родоначальниками шкалы умственного развития были А. Бине и Т. Симон, разработавшие ее в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, неспособных обучаться в обычных школах. Тест был рассчитан на детей от 3 до 11 лет, включал определенный круг критериев, являющихся опорой для оценки психического развития ребенка в различных сферах (сенсорики, моторики, эмоционального общения, речевого развития и т.д.). Изначально это было 30 тестовых заданий, расположенных по мере возрастания трудности так, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Первая шкала позволяла лишь с уверенностью определить, есть ли у ребенка признаки умственной отсталости. В 1908 г. шкала умственного развития была существенно пересмотрена, количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. В этом варианте теста авторы ставили более широкую задачу — помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни развития нормальных детей. Тесты-задания группировались по возрастным уровням, вводилось понятие умственного уровня, которое в дальнейшем было заменено термином умственный возраст. Шкалы Бине—Симона привлекли внимание психологов всего мира. Они были переведены на многие языки и очень широко использовались в начале века.
В 1916 году появилась новая редакция шкалы Бине – Симона, шкала интеллекта Стэнфорд – Бине. В нее вошли как тесты из первоначальной шкалы, так и ряд новых тестов, в основном разработанных Термёном. Наиболее заметным новшеством стал отказ от расчета IQ как отношения умственного возраста к хронологическому.
Одними из наиболее известных шкал для исследования детей первых лет жизни в истории психологической диагностики являются «Таблицы развития» А. Гезелла (1925г.), включающие показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Диагностическая методика основана на процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. Проведению обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Данная шкала предназначена для возрастного диапазона от 4 недель до 6 лет.
Накопленный школой А. Гезелла опыт, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30-40 годы XX столетия методики «Тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни» Ш. Бюллер и Г. Гетцер(1932). На основе тестов А. Гезелла была разработана также «Шкала психомоторного развития в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И. Лезин(1951), которая предназначалась для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев. Шкала состоит из 160 заданий, выявляющих проявления поведения ребенка в четырех областях: моторики, зрительно-моторной координации, речевого развития, социального развития. Нормативные критерии развития расположены в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16 уровней). За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Итоговый показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. Соотнесением глобального возраста с хронологическим определяется показатель «коэффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде профильных оценок.
Так же можно отметить «Шкалу развития» предложенную Д. Лешли, которая представляет схему наблюдения, позволяющую составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения. Периодические наблюдения на протяжении всего раннего возраста позволяют судить о динамике развития ребенка в этот период. В карточках Дженни Лешли отражены следующие сферы развития: физическое развитие (умение ребенка двигаться, переворачиваться, поднимать голову, сидеть...); описание общения, понимания им речи (прислушивается, понимает...); социальное развитие и игра; описание самостоятельности и независимости ребенка; степень непоседливости ребенка или спокойствия (степень концентрации, преодоление трудностей). Методическая особенность процесса наблюдения, по Лешли, названного ею «методом повременных проб», состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из вариантов состоит в наблюдении за ребенком в течение 30 мин. с записью впечатлений через каждые 30 сек. Информация, полученная о ребенке, оценивается двумя путями: а) сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста; б) сравнением полученной информации о ребенке с его же результатами в более раннем возрасте.
Широкое применение за рубежом так же нашли «Шкалы развития Н. Бейли» (1969) - результат многолетних научных исследований Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 месяцев. Набор тестов состоит из 3 частей:
Шкала умственного развития описывает: восприятие, память, обучаемость, зачатки словесного общения, простейшие мыслительные решения.
Шкала моторного развития оценивает макромоторные навыки: умение стоять, ходить, подниматься по ступенькам, умение двигать руками и пальцами
Оценочная шкала заполняется психологом после проведенной работы по шкалам умственного развития и шкалам моторного развития. Предназначается для оценки разных аспектов развития личности ребенка: эмоциональной реакции, социального поведения, настойчивость, целеустремленность. Использование в основном за рубежом. Имеет большие показатели надежности. У нас таких шкал нет. Основные цели на Западе - как можно раньше выявить возможные отклонения в психическом развитии. Больше возможностей помочь ребенку.
Большой вклад в развитие диагностики ребенка внесли методики, построенные на основе теоретической системы методических подходов Ж. Пиаже. Основа его теории - представление о последовательном, поэтапном характере интеллектуального развития ребенка. Это развитие представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Методики Пиаже являются качественными и не были стандартизированы для целей диагностики. Однако некоторые методики Пиаже послужили основой новых стандартизированных шкал. Одна из них создана И. Ужгирис и Дж. Хантом и предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, называемому Пиаже сенсомоторным и выделяет внутри него шесть стадий.
Шкала состоит из 6 тестов нарастающей сложности - от простого слежения глазами за движущимся предметом и отыскивания его (тест на постоянство объекта) до выявления схемы действия с объектами (нанизывание бусин, вождение игрушечной машинки и пр.). И. Ужгирис и Дж. Хант допускают использование разработанной ими шкалы для исследовательских целей, в частности, для выяснения влияния условий воспитания на ход развития детей. Проведенное ими исследование показало, что от условий воспитания во многом зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступеней развития.
Так же примерами таких методик, появившихся позже, могут служить опросники (KID и RCDI) Д. Ройтер (1985, 2000) и др.
Многим сторонникам экспериментов в области внедрения западного опыта организации ранней помощи в России становится очевидным бесперспективность прямого заимствования опыта, созданного в других социально – культурных условиях, научных традициях и культуре оказания помощи нуждающимся детям и их семьям. «Опыт этого международного обмена, конечно, обогатил нас, но оказался в известном смысле парадоксальным, – пишет Е.В. Кожевникова, руководитель Института раннего вмешательства (ИРАВ) в С.-Петербурге в 2007г. – С самого начала российские специалисты почти слепо верили в то, что технологии, разработанные на Западе, можно использовать и в России, приспособив их к специфической социальной ситуации, сложившейся в нашей стране… Вывод заключается в том, что, с одной стороны, западный опыт в области раннего вмешательства бесценен для России. С другой же стороны, очень трудно, если вообще возможно, перенести эти методы на российское общество» (Е.В. Кожевникова).
В отечественной науке первые диагностические методики разрабатывались в 20—30-е годы и были нацелены на диагностику развития детей младенческого возраста. Одной из первых работ, посвященных диагностике развития младенца, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л. Фигурина и М.П. Денисовой (1926). Психические проявления ребенка трактовались с позиции рефлексологического подхода как отражение определенных этапов созревания нервной системы. В 40-е годы XX в. Н.М. Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. Данный комплекс нормативных критериев был дополнен Н.С. Аксариной (1969). Возрастной диапазон исследования был расширен на детей от рождения до 3 лет.
Следует отметить, что отечественные разработки изначально имели более сложную структуру, предназначались только для специалистов, часто имели медицинскую направленность, оценивая, главным образом этапы и степень созревания нервной системы. Примерами подобных работ служат «Методика нарушения психомоторного развития детей первого года жизни» Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, «Методическая разработка», рекомендуемая для использования в домах ребенка или яслях (по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, Э.Л. Фрухт, Г.В. Гридневой и др.), Диагностическая карта К.С. Лебединской и О.С. Никольской для детей первых двух лет жизни, направленная на оценку неврологической сферы ребенка и др.
Эти методики создавались вследствие анализа соответствия между реакциями ребенка и возрастом их появления, на основании накапливания банка данных об особенностях психического развития ребенка в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Диагностические методики, опиравшиеся на психолого-педагогические критерии появились позже (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, Л.Г.Голубева (1983), О.В. Баженова (1986), Г.В. Козловская, А.В. Горюнова (1997) и др.
Наряду с психолого – педагогическими диагностиками можно отметить и система профилактического обследования новорожденных в здравоохранении. В начале 21 века появились и стали быстро набирать популярность «скрининг-методики», предназначенные для быстрой оценки психомоторного развития младенцев. Их преимуществом является возможность обследовать сразу большое количество детей для первичного выявления факторов риска. В родильных домах и поликлиниках проводятся скрининговые мероприятия в целях определения степени соответствия норме состояния здоровья ребенка и выявления проблем здоровья: врожденных, перинатальных и других патологий. Результаты такого обследования являются основанием для последующей диагностики, лечения проблемного ребенка, а также возможного направления в соответствующие службы для оказания ранней психолого-педагогической помощи. Одной из первых скрининговых методик оценивания основные функции детского организма шкала Апгар, предложенную в 1952 г. В. Апгар. Оценка проводится по пяти основным признакам: особенности кожных покровов, дыхание, частота пульса, мышечный тонус, рефлекторная реакция на катетер в носу при очистке верхних дыхательных путей от слизи, оценку выставляют в баллах и полученные цифры складывают. Оценка в 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз в отношении жизнеспособности и развития малыша. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска по жизнеспособности и развитию неврологических нарушений.
В настоящее время в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых, представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.) Примерами таких методик могут служить «Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994), разработанная для выявления нарушений умственного развития у детей от 2 до 3 лет, методика изучения эмоциональной недостаточности ребенка младенческого и раннего возраста Е. Баенской и М.М. Либлинг (2001) позволяющая выявить группу риска в сфере эмоциональной недостаточности, методика обследования детей с нарушениями в сфере формирования движений О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой (2001), методика педагогического обследования слуха у детей первого года жизни Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко (2001), методика психолого-педагогической диагностики нарушений зрительного восприятия у детей И.И. Ильчиковой, М.Э. Вернадской, О.В. Парамей (2003), программа ранней логопедической диагностики Г.В. Чиркиной, Ю.А. Разенковой и другие.
Построенная с учетом закономерностей психического развития детей раннего возраста «Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994) создана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработку методов коррекции. Исходной теоретической основой являются положения культурно-исторической концепции о ведущей деятельности и о зоне ближайшего развития. За основу принято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте выступает предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта — совместная деятельность со взрослым. Она представляет собой серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. В качестве основных параметров выделяются: принятие задания (согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения); способы выполнения задания (самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого, (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения); обучаемость в процессе диагностического обследования (виды помощи — прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью жестов; выполнение подражания с помощью речевой инструкции); отношение ребенка к результату своей деятельности (Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего возраста. Безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями интеллекта) [14].
Все методики являются невербальными и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности типа перемещения предметов в пространстве, соотнесения предметов по форме, величине, цвету. Каждое задание оценивается по балльной шкале, учитывается зона ближайшего развития: любое задание предлагается выполнить ребенку сначала самому, в случае затруднений — вместе со взрослым. Взрослый обучает малыша тому или иному действию, затем проверяет, может ли он действовать по подражанию, воспроизводить образец взрослого.
Данная методика является более надежным инструментом определения уровня психического развития, в том числе и умственного, по сравнению с выявлением актуального состояния той или иной его сферы. Определение зоны ближайшего развития дает возможность психологу наметить конкретные пути коррекционной работы с ребенком, выявить наиболее уязвимые области в его интеллектуальном развитии. Однако область применения данной методики ограничена: она охватывает только одну сферу — умственное развитие и довольно узкий возрастной диапазон — только третий год жизни.
К числу диагностических разработок, созданных на основе культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, относится «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» (авторы — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова). В ней предпринята попытка реализовать целостный личностно-ориентированный подход к оценке психического развития ребенка с позиций теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики. В соответствии с выдвинутыми положениями методики, предлагаемые в пособии, направлены на диагностику уровней развития соответствующей раннему возрасту формы общения ребенка со взрослым — ситуативно-делового общения и предметной деятельности как ведущей на этом этапе.
Большое значение имеет изучение проблемы риска возникновения речевых нарушений, как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения. По современным статистическим данным выявлено, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Обусловлено это возрастающими биологическими и социальными факторами риска, среди которых можно выделить: ухудшение экологической обстановки; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; различные социальные причины[16].
В настоящее время диагностическая задача реализуется на основе разработанных программ ранней логопедической диагностики (Г. В. Чиркина, Ю. А. Разенкова). Г. В. Чиркина подчеркивает, что логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно ориентироваться на традиционную схему нормального развития детей до 3-х лет Н. М. Аксариной, Л. О. Бадалян и методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста Г. В. Пантюхина, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт.
Отдельного внимания заслуживают компьютерные диагностические методики, интенсивно развивающиеся в последние годы. Некоторые из них возможно использовать и для обследования детей раннего возраста.
Так на факультете психологии СПбГУ ведется разработка экспертной системы "Лонгитюд". Данная версия методики предназначена для определения уровня развития и контроля над его динамикой у детей от рождения до 9 лет, а также для выявления у них отклонений в психомоторном развитии. В эту версию методики включены три метода обследования. Первые два могут выполняться родителями или воспитателями: сбор данных анамнеза и опросник. Третий - экспертная оценка развития ребенка - предназначен для специалистов (врачей, психологов и специальных педагогов). Экспертная система "Лонгитюд" - это ассистент специалиста (психолога, логопеда, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития ребенка.
Экспертная система "Лонгитюд" включает в себя:
обследование ребенка с выдачей результатов;
индивидуальную "Программу развития" обследованного ребенка.
По сравнению с известными средствами обследования детей, экспертная система "Лонгитюд" имеет следующие особенности:
Для получения объективных данных относительно уровня развития детей раннего возраста необходимо: Первое - чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и в безопасности. Второе - чтобы ребенок доверял взрослому, который проводит обследование. Третье - чтобы взрослый обладал необходимыми навыками общения с ребенком.
Отдельные методы в составе системы обеспечивают взаимодействие специалиста с родителями - это опросник и "Программа развития" ребенка, которая ориентирована на его "зону развития" и может использоваться родителями для занятий и игр в домашних условиях.
Основой для диагностического заключения и подготовки "Программы развития" является знания экспертов, заложенные в систему (что и в каком возрасте может делать здоровый » ребенок; насколько вероятны индивидуальные различия детей одного возраста в освоении различных действий и знаний; какие занятия полезны для ребенка в том случае, если он освоил одни действия, а не освоил другие).
Получаемое заключение – это заключение, которое выдали бы специалисты (психолог, логопед, педагог, врач), если бы они сами проводили анализ полученных ответов.
Широко применяются медицинские методы обследования нарушений в развитии. Например, в Европе “Мюнхенская функциональная диагностика развития” детей раннего возраста, созданная в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии. Данная диагностика была разработана группой специалистов под руководством профессора, почетного доктора медицинских наук Теодора Хельбрюгге. На основании его десятилетних научных исследований детского развития были получены новые знания в области раннего диагностирования, ранней терапии и раннего социального приобщения детей с ограниченными возможностями. Основание им в 1968 году социально-педиатрического Мюнхенского детского центра должно было решить проблему оказания помощи детям раннего возраста с особыми потребностями. В настоящее время в центре, основываясь на самых современных научных достижениях, работают специалисты из различных областей – педиатрии, социальной педиатрии, детской неврологии, психологии, генетики. Он специализируется на ранней диагностике и терапии нарушений и задержек развития. Основа методики – дифференцированное деление психомоторного развития на восемь функциональных областей: ползание, сидение, ходьба, хватание, перцепция, речь, понимание речи, социальное поведение. В методике оценивается сам факт выполнения или невыполнения задания ребенком, что сопоставляется с возрастными нормами, создается графический, антропометрический профиль, связывающий показатели по всем функциональным областям. При подведении результатов производится анализ негативных отклонений. Данная диагностическая методика носит скрининговый характер. Модель Мюнхенского детского центра оправдала себя как эффективное терапевтическое и диагностическое учреждение и внедряется в практику других стран: появились разнообразные дочерние центры в Германии и по всему миру.
Из опыта развитых стран мира мы видим, что организация реабилитационных центров, центров социальной педиатрии, соответствующих отделений при клиниках для детей раннего возраста оправдала себя. Западные Центры по развитию и реабилитации детей с нарушениями развития (Moll Н., 1990) разрабатывают программы раннего распознавания отклонений от психоневрологической нормы, своевременной терапии и социальной адаптации.
В настоящее время в России и за рубежом разработан обширный диагностический инструментарий, направленный на выявление нарушений развития у детей раннего возраста. В последние годы, в области методов медицинского исследования нарушений развития детей раннего возраста наметился существенный прогресс (нейросонография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, электронейромиография, ультразвуковая допплерография, молекулярно-генетические, нейрохимические, нейроиммунологические и другие методы). Это способствовало совершенствованию диагностики, оптимизации лечения и реабилитации а также предупреждению необратимых последствий, нередко приводящих к тяжелой инвалидности при многих заболеваниях нервной, пищеварительной и кровеносной систем, опорно – двигательного аппарата и т.д.
Можно выделить следующую классификацию медицинских диагностических методов:
Медицинские консультативно-диагностические системы. Исторически консультативно-диагностические системы (КДС) начали развиваться одними из первых медицинских информационных систем. Первая зарубежная КДС появилась в 1956 г. Назначение КДС: диагностика патологических состояний при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения. Входной информацией служат данные о симптомах заболевания, которые вводят в компьютер в диалоговом режиме, или в формате специально разработанных информационных карт.
Примеры таких систем для диагностики, прогнозирования и мониторинга:
Одной из самых известных является система «МYСIМ», разработанная в начале 80-гг. в Стэнфордском университете (США). Система МYСIМ предназначенная для работы в области диагностики и лечения заражения крови и менингитных инфекции. Система ставит соответствующий диагноз, исходя из представленных ей симптомов, и рекомендует курс медикаментозного лечения любой из диагностированных инфекций. Качество диагностики системы оценивается, как стоящее на уровне квалифицированного врача.
ЭС «ДИАНА-5» (МАПО, СПб). Это экспертная система для диагностики и выбора тактики при болях в животе, предназначенная для фельдшера. Система осуществляет формирование предварительных диагностических предположений при подозрении на острое хирургическое заболевание органов брюшной полости или другие заболевания, сопровождающиеся болями в животе и/или рвотой.
ЭС «ПсихоНевролог» разработана в научно-медицинском центре «РАДИКС» (Москва). Система используется при лечении больных с пограничными психическими нарушениями как при соматических, так и при собственно психических заболеваниях (прежде всего различных формах неврозов).
«SETH» (Франция, 1992-94 гг.) – экспертная система, специализирующаяся на клинической токсикологии. Цель: оказание квалифицированную помощь при назначении пациенту лекарственного средства и выполнении текущего контроля хода заболевания. Это система оказания срочной медицинской помощи.
«PERFEX» (США, 1992-1997 гг.) является экспертной системой для автоматической интерпретации кардиотонических спектральных данных. Эта система определяет длительность и серьезность заболеваний коронарной артерии из анализа распределений перфузии. Система относится к лабораторным экспертных систем, использующих алгоритмы распознавания образов.
В настоящее время одним из основных направлений информатизации медицины является компьютеризация медицинской аппаратуры. Использование компьютера в сочетании с измерительной и управляющей техникой в медицинской практике позволило создать новые эффективные средства для обеспечения автоматизированного сбора информации о состоянии больного, ее обработки в режиме реального времени и целенаправленного воздействии на пациента. Этот процесс привел к созданию
2) Медицинских приборно-компьютерных систем (МПКС), которые подняли на новый качественный уровень инструментальные методы исследования и интенсивную терапию.
Назначение МПКС: информационная поддержка и автоматизация диагностического и лечебного процесса, осуществляемого при непосредственном контакте с организмом больного (например, при проведении хирургических операций с использованием лазерных установок или ультразвуковая терапия заболеваний пародонта в стоматологии). Особенность МПКС: работа в условиях непосредственного контакта с объектом исследования в режиме реального времени. МПКС представляют собой сложные программно-аппаратные комплексы. Для работы МПКС, помимо вычислительной техники, необходимы специальные медицинские приборы, оборудование, телетехника, средства связи.
Системы этого класса позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов. Это достигается за счет увеличения скорости и полноты обработки медико-биологической информации. Однако такие результаты стали возможны за счет определенного усложнения системы, что предъявляет дополнительные требования уже к пользователю-врачу.
По функциональным возможностям МПКС подразделяются на: специализированные (однофункциональные) системы предназначены для проведения исследований одного вида (например, электрокардиографических); многофункциональные системы позволяют проводить исследования нескольких видов (например, электрокардиографические и электроэнцефалографические); комплексные системы обеспечивают комплексную автоматизацию (например, мониторная система для автоматизации палаты интенсивного наблюдения, позволяющая отслеживать важнейшие физиологические параметры пациентов).
По назначению МПКС разделяют на: системы для проведения функциональных и морфологических исследований;мониторные системы предназначены для длительного непрерывного наблюдения за состоянием пациента в первую очередь в палатах интенсивной терапии, операционных и послеоперационных отделениях; системы управления лечебным процессом и реабилитации – это автоматизированные системы интенсивной терапии, системы биологической обратной связи, а также протезы и искусственные органы, создаваемые на основе микропроцессорной технологии; системы лабораторной диагностики – системы, предназначенные для автоматизированной обработки данных лабораторных исследований (системы для анализа крови, мочи, клеток, тканей человека и т.п., данных для микробиологических и вирусологических исследований и др.); системы для научных медико-биологических исследований, позволяющих осуществлять более детальное и глубокое изучение состояния организма больного.
3) Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача. Назначение: автоматизация всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечение его информационной поддержки при принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) решений.
Все рассмотренные выше информационные системы (МПКС, КДС) клинического уровня могут и должны входить в структуру АРМа, обеспечивая автоматизацию всего технологического процесса врача, который включает лечебно-профилактическую и отчетно-статистическую деятельность, ведение документации, планирование работы, получение справочной информации разного рода.
АРМы применяются не только на базовом уровне здравоохранения –клиническом, но и для автоматизации рабочих мест на уровне управления ЛПУ, регионом, территорией. К настоящему времени разработаны автоматизированные рабочие места для врачей практически всех специальностей.
Например:
АРМ Medical Vision предназначен для использования в медицинской практике врачей УЗИ, эндоскопистов, офтальмологов и ряда др. специалистов. Система может получать цветными и чёрно-белыми изображения не только со стандартного выхода видеокамеры (видеомагнитофона, видеоэндоскопа, видеокольпоскопа, УЗИ, CD- или DVD-проигрывателя и т.д.), но и импортировать в себя изображения, полученные другими программами и сохранёнными на диске компьютера. Сохранённые кадры попадают в компьютер и в дальнейшем могут быть сохранены в базе данных и подвергнуты цифровой обработке. Возможно, также производить просмотр и редактирование изображений, вставлять их в отчёт о проведенном обследовании и печатать на цветном или чёрно-белом принтере.
Встроенная база данных позволяет хранить не только полную информацию о пациенте, но и данные всех обследований для каждого пациента, а также все полученные изображения, комментарии и протоколы. Специальная программа помогает очень быстро создавать формализованные протоколы обследований.
АРМ врача-рентгенолога «АККОРД» (Компания АМИКО, Москва) осуществляет анализ изображений, получаемых при рентгеноскопических исследованиях, автоматизированную подготовку медицинских документов, ведение архивов изображений и документов.
АРМ «Семейный врач» (МАПО, СПб), предназначенный для информационной поддержки принятия решений врачом общей практики. Система позволяет вести банк данных на пациентов, получать справочную информацию по врачебной тактике и методам лечения заболеваний по всем основным клиническим специальностям, по способам оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, по методам обследования (лабораторным и функциональным исследованиям) и лечения (физиотерапия, ЛФК, диетотерапия)) и осуществлять консультативную поддержку.
АРМ врача-патологоанатома, «АРМ патоморфолога», АРМ постовой медицинской сестры и др.
Проанализировав изученный материал, можно сделать вывод, что ранняя диагностика служит основой развития программ ранней помощи, являющихся одним из приоритетных направлений развития системы специального образования на современном этапе. В настоящее время в России и за рубежом представлен широкий спектр диагностического материала, направленного на выявление нарушений развития у детей раннего возраста. Существующий диагностический инструментарий не включает комплексного психолого-медико-социально-педагогический анализ развития ребенка, а сосредоточен только на отдельных аспектах.
Во-первых, это связано с ориентацией диагностического инструментария на работу узких специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты.
Во-вторых, инструментарий в большинстве случаев объемен, его анализ требует определенных профессиональных знаний и не может быть осуществлен без участия специалиста. Что увеличивает временной интервал между обнаружением проблемы и началом корректирующей помощи.
В – третьих, диагностический инструментарий не предполагает компьютерного проведения и обработки данных, что делает его не современным, не соответствующим реалиям образования в настоящее время.
Таким образом, может быть актуализирована задача разработки программного компьютерного обеспечения для ранней диагностики отклонений в развитии детей. Это позволит: снабдить специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты современными мобильными средствами, позволяющими выявлять риски и ранние признаки отклонений в развитии ребенка; осуществлять формирование рекомендаций родителям для работы с такими детьми; увеличит роль семьи в ранней диагностике и ранней коррекции.
Список литературы:
Аксенова, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л. И. Аксенов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 7.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми трех лет жизни. Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2004.
Володин Н.Н. «Новые технологии в решении проблем перинатальной Медицины»/Педиатрия №3, 2004.
Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста. – М.-1999.
Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностиями и их семьям: Материалы конференции. М., 2003.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000. –
Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие / под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005
Приходько О.Г, Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. М., 2003.
Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.,2003.
специальной педагогики // Дефектология. 2002. №3.
Стребелева Е.А. Ранняя коррекционная педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. №3
Царегородцев А.Д., Кобринский Б.А., Телемедицинские технологии для дистанционных консультаций и заочного повышения квалификации врачей. Российский вестник перинатологии и педиатрии, № 5, - 1999, с. 6-10.
Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.