РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых.

Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческие способности. «Не идти вперёд – значит идти назад» говорили античные мыслители. Эта мысль лежит в основе обучения, развивающего способности детей, влияющего на умственное развитие, развитие творческих способностей, у истоков которых стояли психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и другие.

Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы современные ученые: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Формирование и развитие творческих способностей у младших школьников является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одной из основных задач современной школы.

Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обучения, при котором дети усваивают знания умения и навыки, а формирование способностей выступает как косвенный результат. Всё более важное место в исследованиях занимает вопрос: как увеличить развивающий эффект обучения, т.е. как целенаправленно формировать способности.

Выше сказанное обозначило проблему исследования, каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки?

Цель исследования - выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности на уроках музыки.

Объект исследования – учебная проектная деятельность.

Предмет исследования – развитие творческих способностей у младших школьников.

Ключевая идея исследования отражается в следующей гипотезе: метод и прием развития мышления, способствующие развитию творческих способностей учащихся.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1.Охарактеризовать творческие музыкальные способности;

2.Определить специфику развития творческих способностей у младших школьников;

3. Рассмотреть проектную деятельность на уроках музыки как фактор развития творческих способностей у младших школьников;

4. Обосновать педагогические условия эффективности развития творческих способностей у младших школьников.

Методы исследования:

  • теоретические:изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;анализ и обобщение опыта и практики развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки;

  • практические: опросные методы, наблюдение за младшими школьниками на уроках музыки, психодиагностические методы исследования творческих способностей у младших школьников, эксперимент.

При выполнении курсовой работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческих способностей, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточной разработанностью вопросов, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности на уроках музыки.

Новизна исследования состоит в особой организации творческой деятельности, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер деятельности в начальной школе, а также в обосновании методических рекомендаций по развитию творческих способностей при использовании их в работе с младшими школьниками.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов развития творческих способностей младших школьников и их реализации на уроках музыки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций:

  • Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие творческих способностей у младших школьников;

  • Разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие творческие способности у младших школьников на уроках музыки.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, общих выводов, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

  1.  
    1. Содержание понятия «творческие музыкальные способности»

Часто в нашем сознании, творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. [3]

Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во многие виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально. Оно может быть развито только самим человеком.

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. [4, с. 5-18]

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом:

  • музыкальные;

  • лингвистические;

  • интеллектуальные;

  • творческие.[6]

Музыкальные способности - это часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например слух, мы должны развивать, прежде всего, общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой.

Римский-Корсаков Н. А. в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

1) технические (игра на данном инструменте или пение);

2) слуховые (музыкальный слух).

В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие. К элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Ветлугина Н.А. в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на:

  • музыкально-эстетические;

  • специальные.

Соглашаясь в целом с этой классификацией, Остроменский В. Д. предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Так сформулировал Б.М. Теплов.

Большинством исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которыесвязаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

  • ладовое чувство;

  • способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

  • музыкально-ритмическое чувство.[9]

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого.Они составляют основу развития музыкальных способностей.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и

разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Б. М. Теплов говорит о том, что предела раз­витию способностей не существует[25], но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.

Иными словами, исходя из вышесказанного творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.

Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.[11]

Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими.

  1.  
    1. Психолого–педагогические условия развитиятворческих способностей у младших школьников

Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие личности осуществляется в конкретной социальной ситуации через появление новообразований.

Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В. С. Юркевич:

  • «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях;

  • следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер;

  • третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям». [12]

Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

По мнению Л. С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной.

В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению.

Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. [16]

И уже с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи.

Современные научные исследователи свидетельствуют о том, что музыкальное развитие имеет большое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение,воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие виды деятельности как: учение, общение, игра и труд.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка: общительность, контактность, отзывчивость и [14] покладистость, а так же волевые черты: настойчивость, целеустремленность, упорство.

Создание условий, способствующих формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей.На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, мы выделить основные условия успешного развития творческих способностей детей:

  • предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу;

  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;

  • тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог В. А. Сухомлинский.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить, что развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

Основными условиями успешного развития творческих способностей детей являются: раннее физическое развитие, создание обстановки, опережающей развитие детей, характер творческого процесса, которыйтребует максимального напряжения сил, предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Изучив психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования, мы предположили, что творческое развитие детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством, в частности с музыкальным искусством.

Следует отметить, что развитие творческих способностей связано с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.

Существуют современные концепции творческого развития личности. Основываясь на выше изложенный теоретический материал, следует обратить внимание, что для успешного развития творческих способностей детей необходимы определенные условия: тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, свобода в выборе деятельности, ненавязчивая, доброжелательная помощь взрослых, создание обстановки, опережающей развитие детей.

Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

В заключение следует отметить, что детский возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Методы исследования и анализ результатов

В ходе проведения эксперимента были использованы педагогические методы: наблюдение, беседа, диагностика уровня сформированности творческих и музыкальных способностей учащихся младших классов. При реализации экспериментальной программы мы учитывали, что музыкально-творческие способности детей формируются в разных видах музыкальной деятельности.

Проблема диагностики музыкально–творческих способностей - одна из самых актуальных в музыкальной педагогике и психологии. Один из первых, кто сформулировал ряд серьёзных суждений об индивидуальных различиях в музыкальных способностях, а также разработал экспериментальные тесты - это К. Штумпор.

В психологии стало положение о ведущей роли обучении в психологическом развитии. Способности не только развиваются в процессе обучения, но и формируются в ней (С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б. М. Теплов). В связи с этим, диагностика музыкально–творческих способностей должна быть диагностикой развития (Л.С. Выготский). Только по результатам многократных и систематических наблюдений за обучением можно судить о качественном своеобразии процесса психологического развитиядетей.

К творчеству ребенка подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях. Знания – фундамент творчества.

С целью диагностирования учащихся было проведено два занятия. На первом занятий мы провели тест. С помощью теста нам удалось выявить уровень сформированности знаний о музыке у учащихся 4 класса.

Тест № 1

  1. Кто из этих композиторов является автором балета «Лебединое озеро»?

А) П. Чайковский Б) С. Прокофьев В) М. Мусоргский

  1. Какой из музыкальных инструментов не является народным?

А.Б.

В. Г.

  1. С какой нотой соотносится скрипичный ключ?

А) До Б) СольВ) Фа

  1. К какому жанру относится произведение «Иван Сусанин»

а) Опера б) Балет в) Симфония

  1. Как называется высокий женский голос

а) альт б) тенор в) сопрано

  1. Найдите и соотнесите верное определение. (Ответ занесите в таблицу)

1. Скорость движения (звучания). А.Ритм

2. Чередование звуков разных длительностей. Б. Динамика

3. Громкость звучания. В.Тембр

4. Окраска звука. Г.Темп

1

2

3

4

       
  1. Назовите композитора-сказочника.

А) И. Бах Б) П. Чайковский В) Н. Римский-Корсаков

Данные, полученные в ходе проведенного теста, позволяют сделатьвывод, что знания по музыке усвоены на среднем уровне, что составляет

71 % - 20 человек, справились с тестом без затруднений; 19,1 % - 5 человек, тест вызвал затруднения и только 1 человек не справился с тестом, что составило 3,8 %.

Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой. Процесс активизации творчества на уроках искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. В основе занятий творческого типа лежат два взаимообусловленных фактора: эстетическое восприятие как сотворческий процесс и художественное творчество на основе развитой способности к эстетическому переживанию.

Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира. Так, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста на уроке реализуется в пении простых мотивов, сочинения мелодий на предложенный текст, показа ритмического сопровождения, вступления, в оценочных суждениях об услышанной музыке и т.д. подготовка младших школьников к музыкальному творчеству предполагает овладение способом творческих действий. На уроках музыки учитель предлагает творческие задания в форме игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.

Активизирующим творческим потенциалом младших школьников, является импровизация. Импровизация, фантазирование основаны в индивидуальном творческом поиске младшего школьника: интерпретация песни, музыкального отрывка и т.д. Детские сочинения не самоцель, а средство его духовного преобразования. У педагога в процессе условий для свободной импровизации доминирует стремление поставить ученик в творческую позицию. Импровизация предполагает сотрудничество.

  1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.

  2. В отличие от других видом искусства, музыка непосредственно связана движениями и адресована душе каждого школьника.

  3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения.

  4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно. [28, с. 6-8]

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально – творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях.

Развитие творческих способностей у младших учащихся на уроках музыки станет возможным, если:

  • повысить творческую активность и творческий потенциал младших учащихся;

  • использовать творческие виды работ в определенной системе.

Создавая урок музыки, нужно учитывать еще одно обстоятельство – это мотивация обучения. Это первый этап. Второй этап в подготовке к уроку – формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке.

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель пробуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации.

Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность.

В нашем исследовании были избраны следующие критерии сформированности музыкально-творческих способностей:

Таблица 1

Критерии и их показатели сформированности музыкально-творческих способностей младших школьников

Критерии

Способы, формы определения результата

Музыкальный слух

Чувство звуковысотности

Чувство ритма

Чистота интонирования

Ладовое чувство

Дикция

Артистичность

Образное мышление

Использование музыкальных игр:

- Музыкальная игра на определение количества звучащих звуков одновременно (прима, интервалы или аккорд) с закрытыми глазами.

- Музыкальная игра на повторение ребенком музыкального звука на фортепиано, после его прослушивания.

Музыкальная игра «Лесенка»

Ритмические упражнения (повторение за педагогом ритмического рисунка)

Распевание по простым интервалам. (педагогическое наблюдение)

Музыкальные игры на определение ладового чувства.

Скороговорки.

Артистические этюды

Творческие задания

Педагогические наблюдения

Игра «Ассоциации».

Беседа с детьми о смысле изучаемой песни.

На втором занятии дети выполняли задания, с помощью которых нам удалось выявить уровень формированности творческих музыкальных способностей у учащихся 4 класса.

Диагностическое задание на проверку музыкального слуха:

Прослушать музыкальный фрагмент П. И. Чайковский – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может угадать количество одновременно звучащих звуков.

  • Средний уровень выполнения: ребенок угадывает количество одновременно звучащих звуков, но со 2 или 3 попытки.

  • Высокий уровень: Ребенок с легкостью определяет количество одновременно звучащих звуков.

Диагностические задания на определение звуковысотности:

Музыкальная игра «Лесенка»

Ребенку предлагается прослушать и определить в каком направлении (восходящим, нисходящим, на одном уровне) движется мелодия.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может определить направление мелодии.

  • Средний уровень выполнения: ребенок может определить направление мелодии, но с ошибками.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно определяет направление мелодии.

Диагностические задания на определение чувства ритма

Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н. попевка «Гори, гори ясно!».

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может повторить правильно ритмический рисунок.

  • Средний уровень выполнения: ребенок может повторить ритмический рисунок, но с ошибками.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно повторяет ритмический рисунок.

Диагностическое задание на определение чистоты интонирования.

Детям предлагается пропеть распевки, основанные на простых интервалах и трезвучиях: «Паравоз», «Две лягушки», «Маляр», «А я по – лугу», «Кукушка».

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не правильно воспроизводит мелодию распевки.

  • Средний уровень выполнения: ребенок не точно повторяет мелодический рисунок распевки.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно повторяет мелодический рисунок распевки.

Диагностические задания на определение ладового чувства.

Детям предлагается прослушать две песни: в мажорном и минорном ладу. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающих характер музыки. «В траве сидел кузнечик» - мажор, «Маленькая ёлочка» - мажор, «Во поле берёза стояла» - минор. Ребенку необходимо определить характер песни грустный или радостный.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может определить характер песни.

  • Средний уровень выполнения: ребенок может определить характер песни, но со второго или третьего раза.

  • Высокий уровень: ребенок безошибочно определяет характер песни.

Диагностические задания на определение дикции детей:

Детям предлагается вспомнить и рассказать известные им скороговорки. Прочитать или повторить любую понравившуюся из предложенных.

  • Ехал грека через реку. Видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека - цап!

  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Шашки на столе Шишки на сосне.

  • Галка села на забор Грач завел с ней разговор.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может четко проговорить все слова скороговорки.

  • Средний уровень выполнения: ребенок с помощью объяснения педагога проговаривает четко скороговорку в медленном темпе.

  • Высокий уровень: ребенок самостоятельно, четко проговаривает скороговорку в быстром темпе.

Диагностическое задание на определение артистичности:

Детям предлагается изобразить предмет, животное, природные явления.

Изобразить: слона, подсолнух, забор, весы, взрыв, кошку, цаплю, музыканта, восход солнца, дождь, художника, хмурое небо.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок не может справиться с заданием без помощи педагога, зажат и не решителен.

  • Средний уровень выполнения: ребенок с помощью объяснения педагога правильно изображает заданную тему педагогом, но не выразительно.

  • Высокий уровень: ребенок самостоятельно изображает заданную тему педагогом.

Диагностические задания на определение образного мышления:

Игра «Ассоциации»

Педагог предлагает детям придумать ассоциацию к слову. Например: солнце – ассоциация пляж. Дерево – ассоциация лес.

Затем предлагается усложненный вариант составить ассоциативную цепочку из слов.

Например: солнце – лето – дача – речка – собака – забор и т.п.

Придумать ассоциации к словам: море, математика, снег, земляника, бумага, дом.

Критерии:

  • Низкий уровень выполнения: ребенок с затруднением при помощи педагога составляет ассоциативную цепочку.

  • Средний уровень выполнения: ребенок с помощью педагога составляет ассоциативную цепочку.

  • Высокий уровень: ребенок самостоятельно составляет ассоциативную цепочку.

В ходе эксперимента мы выяснили, что ребята имеют, в целом, средний уровень музыкального развития. Творческие музыкальные способности проявились во всех видах музыкальной деятельности: в пении, импровизации, дикции, ассоциации и т.д. Успешность творческих проявлений детей полностью зависит от навыков, умения выражать определенные чувства, настроения. Полноценное творчество ребенка возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются.

В целом данный опыт показал, как сложны и иногда неожиданны ассоциативные пути и побудители, вызывающие детское творчество. Собирается всё большее количество фактов, подтверждающих необходимость варьирования различных условий при формировании творческихмузыкальных способностей.

В построении творческих заданий использовались межпредметные связи. Импровизация строилась на основе создания у учащихся определенного настроения. Установлены принципиальные позиции и особенности формирования музыкально-творческих способностей детей. Необходимы такие ситуации, при которых дети всё время сталкиваются с неожиданными для них заданиями. Постепенно у них вырабатывается способность быстро и правильно решать новые задания.

Заключение.Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с развитием музыкально – творческих способностей в процессе импровизации эффективно развиваются: музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический), музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление. Результаты эксперимента показали эффективность проделанной работы.

2. Музыкальная импровизация используется как метод для развития творческих музыкальных способностей детей, атакже для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке.

3. Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, музыкальное воображение ребёнка, способность комбинировать, развивать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

Музыкально–творческие способности не существуют вне восприятия музыки или её воспроизведение в живом звучании или представлении. Являясь сложным сочетанием природного (врождённого), социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности. Именно такой деятельностью и является импровизация, тем самым учебная музыкальная деятельность выступает как процесс, а музыкальные способности – как потенциалличности, теснейшим образом взаимодействующие друг с другом.

Процесс формирования музыкально–творческих способностей можно представить, как повышенную реактивность на музыкальные впечатления, которые порождают потребность к слушанию музыки и её исполнению (импровизации).

При решении проблем развития музыкально–творческих способностей детей необходимо учитывать:

  • общие тенденции развития музыкальных способностей;

  • каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, музыкальное воображение) – это сложное образование, состоящее из множества взаимодействующих компонентов, в том числе моментов общей одарённости и личных качеств. Трансформируясь в специальные музыкальные способности, они содействуют их развитию от элементарных к все более сложным составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему;

  • все музыкально–творческие способности развиваются в условиях тесного взаимодействия: не может быть одной способности, при полном отсутствии другой, но качественное развитие и индивидуально- различно;

  • особое значение в педагогическом процессе имеет достижениеединства эмоционального и сознательного в развитии личности, чтозначительно повышает психические возможности учащихся ипозволяет педагогу–музыкантурасширять спектр средствпедагогического воздействия. Это становится возможным благодаряпостоянному и активному привлечению связей музыки с жизнью,заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных средствах, подключению музыкальных знаний ивнемузыкальных ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально-художественного и общего жизненного опыта учащихся.

Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия эффективно развиваются творческие музыкальныеспособности учащихся младшего возраста.

Список литературы:

1. Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения / А.Бруднов //Воспитание школьников. – №5.–1995.–18с.

2.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/ В.А.Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 294 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: 1991. – 93 с.

  1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ут-на. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. – с. 5- 18.

  2. Главатских Р. Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников: Монография. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007. – 308 с.

  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / Рос. Акад. Образования, Психологич. Ин-т Междунар. Ассоциац. «Развивающее обучение». – М.: 1996. – 541c.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. псилогич. исслед. /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

  5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1967 №12, с. 73-75.

  6. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию». М.- 1949. – 237с.

  7. Зиневич А. Н. Методическая разработка «Диагностика и развитие музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста». – Санкт – Петербург: 2015. – 14 с.

  8. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: 1984. – 206с.

  9. Казакова Т. Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов// Дошкольное воспитание, 1993, №4.

  10. Левин В. А., Воспитание творчества. – Томск. - 1993. -56 с.

  11. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук. - М.: Наука, 1988. – 114 с.

  12. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. Искусство в школе №2. Москва, 1994. – 9-18 с.

  13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль 1997.

  14. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 234 с.

  15. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. М.: Академия ИЦ, 2007. – С.345-356.

  16. Научно – методический журнал «Музыка в школе» № 6 / Артемьев В. А., Бажукова Е. Н., Битютская Е. Е, Гарипова М. Л. и др. Москва, 2014. – 82 с.

  17. Научно – методический журнал «Музыка в школе» № 1 / Барсукова Т. К., Вознесенская С. А., Галлямова Э. Э. и др. Москва, 2015. – 82 с.

  18. Научно – методический и психолого - педагогический журнал «начальная школа плюс До и После» № 1 / Бунеев Р. Н., Вахрушев А. А., Горячев А. В. И др. Изд. «Баласс», Москва, 2014. – 98 с.

  19. Осеннева М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. Педвузов / Осеннева М. С., Безбородова Л.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

  20. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие. М.

  21. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981. — с. 32. 2 Там же. - с. 33.

  22. Теплов Б. М. Способность и одаренность. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М. 1982, с. 133.

  23. Теплов Б. М. Способность и одаренность. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М. 1982, с. 134.

  24. Теплов Б. М. Способность и одаренность. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М. 1982, с. 136.

  25. Творчество младших школьников на уроках музыки: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы/ Авторы – составители: И.М. Салпыкова, Л.Р. Миркашева. – Казань: ИФИ КФУ , 2011. – 32 с.

21

Просмотров работы: 18073