В дидактике «форма» (от лат. — устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности [2].
Форма организации обучения - это «способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Исторически сложились три формы организации обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства» [2, с.244]. В частности, Е.И. Щербакова выделяет индивидуальную, групповую, индивидуально-групповую и коллективно-групповую формы обучения [5].
В рамках различных организационных форм обучения воспитатель ДОО обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых.
На сегодняшний день основной формой организации обучения в ДОО является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) и парциальными («Математические ступеньки», «Математика в детском саду» и др.). НОД проводятся с детьми всех возрастных групп в детском саду и включает в себя организованную образовательную ситуацию, совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей, в процессе которых формируются и развиваются элементарные математические представления.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
В соответствии с ФГОС ДО обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [1].
В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности. По времени образовательная ситуация в младшей группе длится 10-15 минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной группе – 25-30 минут.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. При проведении организованной образовательной деятельности выделяют три основные части: вводная, основная и заключительная [1].
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях (образовательных ситуациях) и вне их, в детском саду и дома.
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями второй категории (по определению А.П. Усовой), повышенной трудности, достаточно обобщенными, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе [4].
На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Занятия (образовательная ситуация) по формированию элементарных математических представлений у детей, или занятия по математике в детском саду, как они названы в последних программных документах, строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т.е. одновременно со всеми детьми. Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно или два занятия в подготовительной к школе группе в неделю.
М.Ю. Стожарова и С.Г. Михалева подчеркивают, что формирование математических представлений осуществляется с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, моделирования, экспериментирования и т.п. Педагог создает ситуации, которые побуждают детей применять полученные знания и умения. Усложняя познавательные задачи, педагог поддерживает у детей желание найти новое решение [3].
Наиболее распространенны в практике работы детского сада комплексные занятия по математике. На них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения. По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными. Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.
Следует отметить, что построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В ходе НОД комплексно, по мнению М.Ю. Стожаровой и С.Г. Михалевой, решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части.
Таким образом, основной формой обучения элементарной математике дошкольников является непосредственно-образовательная деятельность. Во время непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию обеспечивается интеграция организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых с детьми и самостоятельная деятельность детей, что влияет на успешное формирование и развитие математических представлений у дошкольников в условиях стандартизации дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – 5-изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 70-75.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. — М.: Просвещение, 1980.
Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.