Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.
Психологические аспекты развития творческих способностей освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Гилфорда, Э.П. Торренса и др.
В педагогике и педагогической психологии существует ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие), теория воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).
Изучение научной литературы с целью определения степени разработанности темы и анализ наблюдений за педагогической практикой показывает, что развитию творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе и сложностями в определении педагогических условий.
Актуальность темы данной работы обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых «креативных» людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом направленным на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности».
В.А. Сухомлинский - создатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины». По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые составляют основу развития способностей.
Способности - продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности нужно развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности.
В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.
По содержанию и степени сложности принято выделять:
Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;
Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;
Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.
По видам деятельности выделяют:
Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция. Все указанные выше качества характеризуют творческого человека.
Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи, но психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Психологи, прежде всего, связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления. Так, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
По мнению Р.С. Немова творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.
Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.
Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребенка:
-·построение образа, конечного результата его деятельности,
-·создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,
-·создание образов описываемых объектов.
Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря ей дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение.
Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, Это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.
В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.
Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.
По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. У первоклассников: Большие различия паспортного и физиологического возраста. Различные уровни развития эмоциональной и психической готовности к началу учебы. Дети информированны практически по любым вопросам. У сегодняшних детей более свободное ощущение своего «Я», более независимое поведение, чем у детей прошлых лет наличие недоверия к словам и поступкам взрослых. Здоровье современных детей более слабое. Современные дети перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.
Дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям «найти себя» в обществе сверстников.
Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. К 8-10 годам поведение становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость.
Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознавать свое место в мире общественных отношений, происходит открытие социальной позиции школьника (внутренняя позиция) и изменение самосознания (рождение социального «Я»)
Происходит переоценка ценностей, так если в дошкольном возрасте интересы и мотивы были связаны с игрой, то в младшем школьном интересы и мотивы связаны с учебой. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль. Первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Становятся, очень важными достижения самого ребенка:
а) в познании;
б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;
в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;
г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях;
д) в развитии потребности в успехе.
В развитии творческих и познавательных способностей детей большую роль так же играют особенности психических процессов таких как внимание, восприятие, память.
Внимание младшего школьника среди психических процессов занимает особое место, оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Младший школьник, из-за недостаточного развития мышления т.к. у него преобладает непроизвольное внимание не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это приводит к тому, что ребенок все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формирует внимательность как свойство личности.
Педагог должен стараться преподносить учебный материал таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был связан с практическими действиями. Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10-20 минут.
Хотя произвольность восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет:
-·замечают не главное, а то, что бросается в глаза;
-·часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.
-·путают предметы сходные в том или ином отношении;
-·ситуативность восприятия: узнают предметы в привычном для них положении.
Большая эмоциональность восприятия наглядное, яркое, живое воспринимают очень эмоционально.
Для развития восприятия детей, на занятиях, нужно развивать наблюдательность, а для этого необходимо:
·учить выделять эталоны, как специальные образцы в соответствии с которыми ученик должен действовать.
·учить сосредоточиваться на предмете восприятия, выделяя особенности предмета, подчеркивая главное.
·учить анализировать, сравнивая предметы (6 и 9, Э и 3 и т.п.), чтобы выделять существенное (главное) и выражать его в слове.
Постепенно младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдательностью, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.
В младших классах ученики запоминают большой по объему информационный материал, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие затруднения. Этот недостаток можно устранить, обучая их рациональным приемам запоминания, так называемым «мнемическим приемам». Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что заинтересовало, что стало личностным знанием. Память развивается вместе с развитием внимания и мышления.
Перед каждым педагогом стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов.
Для развития ребенка очень важно формирование разнообразных интересов. Для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
Такие условия желательно создать в любой социально-культурной организации, социальном учреждении, так как именно эти учреждения призваны решать, задачи воспитания и творческого развития ее участников.
В современных условиях, когда социально-культурные учреждения призваны прежде всего решать педагогические задачи, наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности в младшем школьном возрасте, поскольку данный возраст - это период интенсивного формирования нравственного сознания, убеждений системы оценочных суждений. Развивая творческие способности младших школьников, социально-культурные учреждения способствуют педагогизации досуга, так в процессе занятий любимым делом воспитывают, развивают духовные потребности, вкусы, кругозор, формируют творческие качества личности, углубляют ее общественную активность.
Таким образом, перед социально-культурными учреждениями стоят три основные задачи:
постановка четкой педагогической цели, заключающейся в формировании творческих способностей личности участников на основе и в процессе многогранной деятельности, которой живет каждый художественный и технический коллектив;
увеличение числа участников художественных и технических кружков.
развитие художественно - эстетической грамотности учащихся. То есть социально-культурные учреждения должны прививать способность и умение общаться с искусством не только с точки зрения событийного, предметного содержания произведения искусства, но и в первую очередь на основе понимания его художественно - образного строя, восприятия художественных образов.
Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).
Содержание образовательного процесса социально-культурного учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.
Творческие способности младших школьников в социально-культурных учреждениях формируется в различных творческих кружках: мастерских, кружках мягкой игрушки, столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания, художественной самодеятельности и пр. Учитывая, что младшие школьники многое выполняют первый раз в жизни, при организации творческих занятий необходима поэтапность требований, продуманность в организации работ, точность оценки сделанного и проверка выполнения.
Творческие кружки способствует самоутверждению и самовыражению личности в свободное время. Работа в кружках строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям детей младшего школьного возраста.
Внеурочная (внеучебная) деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, где в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта.
Внеурочная деятельность в начальной школе – это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности.
Задачей внеурочной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации, развитие способностей. В ходе этих занятий должны сформироваться основные личностные черты. Внеурочная деятельность в начальной школе – это важный этап в становлении характера и манеры поведения младшего школьника, поэтому деятельность учителя начальных классов является важной и значительной в данный период, сложный для многих детей.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.
Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:
- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,
-обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Таким образом, целью внеурочной деятельности является:
- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
Включать учащихся в разностороннюю деятельность.
Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
Создавать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Углублять содержание, формы и методы занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.
Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
родительский запрос
наличие необходимойучебно-материальной базы
наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров
соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
- базовая модель.
- модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
- инновационно- образовательная модель.
Базовая модель. Реализуется через: учебный план, дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений, дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, организацию деятельности группы продленного дня, классное руководство, деятельность иных педагогов, - инновационную деятельность. Опираясь на базовую модель, предлагается несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности.
Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Предполагает использование возможностей ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения, самореализации ребенка.
Модель школы полного дня.Создание здоровье сберегающий среды. Возможно лишь в том случае, если есть возможность полноценно оздоравливать: дневной сон, 2х разовое питание, развитие двигательной активности.
Оптимизационная модель. Сосредоточена на внутренних ресурсах. Подходит для отдаленных школ. Главный координатор - классный руководитель. Нацелена на развитие коллектива класса, создание органов самоуправления, социально - значимую и творческую деятельность.
Инновационно - образовательная модель. Внедрение совершенно нового, того, что еще не практиковалось в данном учреждении. Предполагает создание экспериментальной площадки, разработку, апробацию , внедрение новых образовательных программ, в том числе специфических для данной местности.
Нормативными документами исключены количественные показатели объема времени, отводимого на организацию внеурочной работы: каждое образовательное учреждение, родители и дети самостоятельно определяют количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности, но оно не должно превышать 10 часов в неделю.
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. Различные подходы к исследованию проблемы творческих способностей, их психологической сущности, показывают существование различных позиций, мнений, их неоднородность и проблемный характер.
Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются различные способности, в частности творческие. В процессе коллективной работы создается обстановка сотворчества, продумывания совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, внутриколлективных отношений.
При организации внеучебной деятельности учитель решает определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные способы развития личности, учитывает интересы и потребности школьника, формирует на этой основе его качества и умения.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми. Организация внеучебной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества.
Именно в начальных классах работа над творческим развитием учащихся имеет особое значение, поэтому при правильно выбранном подходе можно значительно улучшить эффективность внеучебной деятельности и способствовать развитию творческого потенциала младшего школьника.
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего “Я”.
Интеллект – общие умственные способности человека, качество личности, позволяющее успешно решать разнообразные задачи.
Интеллектуально-творческий потенциал (ИТП) – представления об умственных способностях ребенка, включающих характеристику познавательной и личностной сферы. Понятие появилось у А. И. Савенкова при интерпретации педагогической методики "Интеллектуальный портрет".
Креативность – творческие способности индивида. Учеными трактуется по-разному – с точки зрения творческого мышления и с точки зрения познавательной активности личности. Предполагается рассматривать как двуступенчатое развитие личности в творчестве.
Одарённость (педагог.) – индивидуальное потенциальное своеобразие задатков человека, благодаря которым он может достигнуть значительных успехов в определённой области деятельности.
Общая одарённость (интеллектуально-творческий потенциал личности – ИТП) – используется педагогами и введен в педагогическую литературу по одаренности А. И. Савенковым в качестве потенциала одаренности [51].
Потенциальная одарённость – психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. В психологии оперируют понятием"потенциальная креативность" – термин, употребляемый рядом авторов для характеристики врождённых предпосылок креативности.
Рефлексия – 1) вид познания, когда в процессе какой-либо деятельности субъект сам становится объектом своего наблюдения, 2) раздумья, мышления, анализ собственного состояния психического, 3) процесс умноженного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, осознание субъектом того, как он воспринимается другими людьми.
Творческость – понятие, введённое впервые Н. С. Лейтесом, – свойство ребёнка легко производить новый ход мысли, домыслы, необычайные суждения. Имеет, по-видимому, аналогию с креативностью.
Творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагается наличие у субъекта ЗУН, способностей, мотивов и т. д.
Творческий потенциал — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». [44, с. 359].
Эвристическое мышление – в широком значении – творческое мышление. В узком смысле – организация избирательного поиска при решении задач.
Компоненты
Мотивационный
Когнитивный
Поведенческий
Критерии:
интерес к творческой деятельности;
сформированность знаний по проблеме творчества,
осуществления творческой деятельности на определенном уровне развития познавательных процессов, творческого мышления и воображения;
Показатели:
Целеустремлённость,
Парадоксальность,
Новизна,
Самостоятельность,
Увлеченность (активность)
Уровни:
Репродуктивный
Частично-поисковый
Эвристический
Диагностический комплекс оценки творческого потенциала младшего школьника включает следующие методики:
тест невербальной креативности (Е.Торренс);
методика исследования особенностей воображения (Речицкая Е.Г., Сошина Е.А.);
исследование способностей к целостному восприятию форм предметов (Головина Т.Н.);
вопросник для родителей; методика изучения детской креативности, как черты личности ребенка (Овчарова Р.В.);
методика «Палитра интересов» (Савенков А.И.);
тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р.С.);
тест «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» (Немов Р.С.);
анкета для определения творческих наклонностей у школьников (Казанцева Г.Н.);
анкета-опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка» (Захарова Е.И.).
Таблица 4
Уровень развития творческих способностей младших школьников экспериментальной группы (среднее значение Хср)
Началь- ный срез |
Промежу- точный срез |
Контроль- ный срез |
|
Уровень сформированности интереса к творческой деятельности |
3,77 |
3,92 |
4,15 |
Уровень сформированности знаний по проблеме творчества, приемов осущест-вления творческой деятельности |
3,02 |
3,68 |
4,12 |
Уровень сформированности психических процессов, творческого мышления и воображения |
3,49 |
3,63 |
3,99 |
Хср по группе |
3,42 |
3,76 |
4,07 |
Примечание: репродуктивный уровень Хср ≤ 3,5;частично-творческий
уровень 3,6 ≤ Хср≤ 4,2; творческий уровень Хср ≥ 4,3.
Для подтверждения объективности полученных данных был применен статический метод обработки данных - вычисление t-критерия Стьюдента.
tЭмп = 4 (при р≤ 2,45), что является статистически значимым изменением и подтверждает положительную динамику полученных данных.
Таблица 5
Динамика развития творческих способностей младших школьников (в% отношении по уровням развития)
Экспе- римен- таль- ные группы |
Репродуктивный (%) |
Частично-творческий (%) |
Эвристический уровень (%) |
|||
Началь- ный срез |
Контроль- ный срез |
Началь- ный срез |
Контроль- ный срез |
Началь- ный срез |
Контроль- ный срез |
|
КГ-1 |
43, 4 |
7, 8 |
49 |
624 |
7,6 |
29,8 |
ЭГ-2 |
53,5 |
7,8 |
37,4 |
60,1 |
9,3 |
32,1 |
Статистическая обработка полученных данных методом вычисления
χ²-критерий Пирсона показала, что критические значения
Х2 эмп = 44,72
(где р =0,05 или 9,5). Соответственно расхождения между распределениями статистически достоверны.
Экспериментальная методика развития творческих способностей
Программа пропедевтического курса «Истоки творчества» имеет блочно-модульную структуру: 3 основных модуля (адаптационный, развивающий и модуль самовыражения) и 1 вспомогательный. Каждый модуль имеет отдельно разработанные блоки, что позволяет педагогу управлять педагогическим процессом, корректировать и направлять деятельность младших школьников.
Адаптивный модуль (8 часов) направлен на создание положительной творческой атмосферы: знакомство участников группы, сплочение творческого коллектива; снятие барьеров, препятствующих творческим проявлениям; развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью.
Развивающий модуль (30 часов) направлен на развитие компонентов горизонтальной структуры творческого потенциала: расширение понятийного аппарата по проблеме творчества, приемов и методов осуществления творческой деятельности; развитие познавательных процессов, творческого мышления и воображения; развитие эмоционально-волевой сферы: развитие эмоционально-положительного отношения к творческому процессу, развитие умения контролировать свои эмоции, выражать и распознавать свои чувства, учить сопереживать, развивать уверенность в себе.
Модуль Самовыражения (36 часов) направлен на обеспечение условий для творческого самовыражения и самоопределения младшего школьника в различных видах творческой деятельности. Для решения данных задач выбраны те виды творческой деятельности человека, которые наиболее доступны младшему школьнику в силу особенностей их возрастного развития: художественное, прикладное, литературное, музыкальное, научное.
Вспомогательный модуль содержит рекомендации по оценки уровня развития творческого потенциала младшего школьника, пакет диагностик; раскрывает приемы работы с родителями по вовлечению их в процесс творческого развития младшего школьника, а так же приемы взаимодействия и преемственности воспитанников, их родителей.
Для реализации данного модуля были выбраны следующие приемы работы с родителями: проведение родительских собраний; консультаций «ситуативного характера»; приобщение родителей к выпуску и изготовлению дидактического материала, к пополнению «Уголка творчества»; проведение совместных занятий с родителями, организация открытых занятий и мини-выставок; предоставление наглядного материала, включающего в себя: визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы студий и кружков, дополнительных услуг; информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды, как сотрудников учреждения, так и детей); стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из нормативно-правовых документов.
Программа пропедевтического курса по развитию творческого потенциала младшего школьника основана на использование:
- современных технологий (проектная технология, технология «Портфолио ученика», коллективное творческое дело, технология творческого саморазвития учащихся (Л.Н. Макаровой и др.);
- активных методов (метод коллективного поиска оригинальных идей (метод мозгового штурма), методы ТРИЗ - педагогики (метод многомерных матриц, аналогий, инверсии, эмпатии, метод эвристических вопросов), приѐмы развития творческого воображения Г.С. Альтшуллера, методы театральной педагогики: импровизация, театрально-игровые миниатюры, пантомима, приемы арттерапии, сказкотерапии);
- адаптированных методик (психологический тренинг развития младших школьников (Н.П. Локаловой), тренинг кретивности (А.Г. Грецова);
- творческих заданий, которые можно объединить в группы: 1) по форме организации: коллективные, групповые, индивидуальные; 2) по направлению творческой деятельности: научные, художественные, прикладные, музыкальные, литературные; 3) по уровню сложности: репродуктивные, частично-творческие, творческие; 4) по степени проявления самостоятельности: репродуктивные, частично-творческие, творческие 5) по степени временных затрат: единовременные, краткосрочные, средней продолжительности, длительные; 6) по степени родительского вовлечения: выполненные без привлечения родителей, выполненные совместно с родителями.
- внешние педагогические условия: наличие специально-организованной
творческой среды: новая обстановка и среда деятельности, эмоционально-положительный настрой; создание творческой атмосферы, организация ситуации успеха, сотворческое взаимодействие; создание обстановки погружения в творческую деятельность, индивидуальный подход; применение современных методик оценки творческих результатов; организация творческой деятельности воспитанников: гуманизация творческого процесса; новизна материала, современные методы и приемы проведения занятий; самореализация в различных видах творческой деятельности; приоритет исследовательской, практической деятельности.
внутренние педагогические условия - по отношению к воспитаннику (педагогическая поддержка): создание условий для развития внутренний свободы младшего школьника, его творческой направленности и самостоятельности; по отношению к педагогу: повышение авторитета педагога и его личный пример в осуществление творческой деятельности, развитие способности принимать и одобрять воспитанников; создание педагогом ситуаций, при которых младший школьник может принимать инициативу, активную позицию в осуществлении творческой деятельности.
Список литературы
Альшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1985.
.Бердяев, Н.А. Смысл творчества: оправдание человека, М., 1913.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2003.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологически труды / А.В. Брушлинский. – 2-е изд., испр. – М: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 408 с.
Веретенникова Л.К. Курс активного обучения методам и приёмам развития творческого потенциала личности: методические рекомендации. – М.-Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1989.
Вишнякова Н.Ф.Психопедагогика. – М., 2006.
Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1985.
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -
СПб: Союз, 1997.
Гилфорд Дж. П. Природа человеческого интеллекта/ Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.:МакГроу-Хилл, 1967.
Гин А.А. Игровая учебная деятельность // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 7 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0207-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: тренинг творческой техники. – Л; М.: Искусство, 1967.
Грановская Р.М. Элементы творческой психологии. – Л., 1988.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
Иванов И.П. О системе коллективных творческих дел в их взаимосвязи с другими средствами учебно-воспитательной работы. – Казань, 1995.
Козлова А.Д. Изучение сформированности опыта творческой деятельности младших школьников в процессе обучения. – Красноярск, 2011.
Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 252 с.
Лук А.Н. Психологиятворчества. – М., 1978.
Маслова, Н.В.Ноосферное образование: монография/ Н.В. Маслова. – М.: Инст. Холодинамики, 2002. – 339 с.
Немов Р.С.Психология. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд.
Никандров Н.Л. Творчество, деятельность, поведение. – М., 1999.
ОвчароваР.В.Практическая психология в начальной школе. – М., 2007.
Панфилова Т.Ф. От творчества педагога к творчеству учащихся. – М., 2009.
Пономарев, Я.А. Психология творения/ Я.А. Пономарев. – М. – Воронеж: МПСИ НПО «МОДЭК», 1999. – 480 с.
Пути формирования творческого потенциала школьников // научные труды Чувашского гос. пед. ун-та. – Чебоксары, 2011.
Развитие творческой активности школьников // под ред. А.Н. Матюшкина. – М., 1999.
Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей / Дж. Рензулли, С.М. Рис // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая Гвардия, 1997. – С. 214 – 242.
Решетько В.С. Педагог как организатор педагогического воздействия // Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А.Уркина. -- Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1972. -- 311 с.
32. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -- М.: Педагогика,1976. -- 416 с.
Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников / А.Э. Симановский. – М. – Воронеж: МПСИ НПО «МОДЭК», 2003. – 364 с.
35.Сухобская Г.С.Применение педагогического знания в процессе решения педагогических задач // Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -- М.: Педагогика, 1981. --
36. Сухомлинский В.А.Разговор с молодым директором / В. А. Сухомлинский. -- М.: Просвещение, 1982. -- 208 с.
37. ТереховаГ.В. Уроки творчества. – Челябинск, 2009.
38. ТорренсЕ. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
39. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: монография. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006.
Учитель, который работает не так: опыт развития индивидуальности учеников и учителей: сб. ст. / под ред. А.Н. Тубельского. – М.: Парсифаль, 1996. – 336 с.
Ушакова М.А. Формирование интеллектуально-творческих компетенций младших школьников (на примере интеграции учебной и внеучебной деятельности): автореф. дис….канд. пед наук. – Ижевск, 2011.
Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов.СПб.: Питер, 2001. 544 с.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 316 с.
Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. – 2-е изд. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 208 с.
Яговкина, М.А. Развитие эврологического мышления: рекомендации для учителей начальных классов / М.А. Яговкина. – Глазов: Изд-во Экспресс, 2007. – 80 с.