РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ Г. ГЛАЗОВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ Г. ГЛАЗОВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Школа сегодня призвана фактически обеспечить формирование человека, который обладает и глобальным видением мира, и ценностным отношением к его составляющим: своей этнокультуре и культуре других народов. Обсуждение культуры на данном этапе образования является одной из приоритетных идей.

Значимость культуры рассматривается в исследованиях учёных-педагогов многопланово: как процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям (М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, М.В. Левит и др.); как одно из направлений гуманитаризации образования, направленное к целостной картине мира (А.А. Касьян); как критерий формирования и развития личности в теории и практике воспитания (О.С. Газман, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова) и др.[1]. Однако вопрос об эффективности методов формирования и развития у младших школьников непосредственно этнокультурных ценностей в условиях поликультурной образовательной среды в педагогической науке до сих пор рассматривался на недостаточном уровне.

В связи с этим на сегодняшний день в отечественной педагогике отмечается тенденция, направленная на повышение заинтересованности младших школьников к этнокультуре, что связано с расширением и углублением исторически сформировавшихся межкультурных связей многонациональной России, в частности Удмуртии, которая представлена бессчетным количеством этносов, обладающих древними культурными традициями. В данном регионе проживают представители более 50 народов и национальностей. По результатам переписи населения 2010 года, в Удмуртии проживает 60% русских, удмуртов – 29 %, татар – 7 %, а оставшиеся 3,5 % составляют украинцы, марийцы, чуваши, немцы, молдаване, армяне, евреи, башкиры и другие.

Актуальность

Уже несколько лет учащиеся начальной школы обучаются по новым образовательным стандартам. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, и направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России [15, c. 8].

Поэтому для педагогов сейчас стали очень актуальны вопросы, связанные с развитием ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре в условиях поликультурной среды, с формированием индивида, стремящегося к пониманию других культур, уважению культуры других народов и национальностей. Вышесказанное определило тему исследования: «Развитие ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре г.Глазова в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы».

Объектом исследования является ценностное отношение младших школьников к этнокультуре г.Глазова.

Предметом исследования является процесс развития у младших школьников ценностного отношения к многонациональном этнокультуре г.Глазова.

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре г.Глазова в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Удмуртский фольклор».

Гипотеза исследования: процесс развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре г.Глазова будет эффективнее в рамках реализация программы «Удмуртский фольклор» во внеурочной деятельности.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

  1. Определить теоретические и методологические основания исследования;

  2. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и практике МБОУ «СОШ №11» г.Глазова для выяснения уровня её разработанности;

  3. Осуществить эксперимент для выявления эффективности форм и методов развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре г.Глазова в учебно-воспитательном процессе МБОУ «СОШ №11» г.Глазова.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение имеющейся ситуации через наблюдение, тестирование, беседу; организационные методы.

Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Глазова. В исследовании приняли участие 28 человек 2-го класса (экспериментальная группа) и 28 человек 3-го класса(контрольная группа).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ

1.1. Ценностное отношение как содержание учебно-воспитательного процесса

Одной из существенных функций образования является передача культурных ценностей, усвоение которых снабжает культурную самоидентификацию школьника, его умение соотнести себя с определённым культурным сообществом. В период утраты национальных традиций остро встаёт проблема ценностного отношения к этнокульутре. Уникальность и традиционность этнокультуры, её взаимосвязь с национальной картиной мира особенно важна в условиях глобализации.

Именно поэтому всё более актуальным является процесс воспитания – то есть целенаправленный процесс формирования ценностей человека, превращение общественных ценностей в личностные.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их свойствами самими по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. [16]

Развитие ценностных отношений в начальной школе – это подвижный динамический процесс, который протекает внутри социальной и культурной жизни младших школьников. Ценностные отношения развиваются, видоизменяются, формируют новые взаимосвязи между причинами и следствиями явлений, происходящих внутри воспитательного процесса.

Ценностное отношение младших школьников к национальной культуре должно проявляться в:

  • осознании культуры как уникального явления;

  • готовности использовать возможности своей этнокультуры для коммуникации с представителями других культур, в развитии собственной культуроведческой компетенции не только в период обучения, но и на протяжении всей своей жизни;

  • способности воздействовать на окружающую среду, улучшать её, быть активным приверженцем как этнокультурных, так и общекультурных норм и традиций.

Реализация задачи воспитания ценностного отношения к названным объектам позволяет сформировать у школьников базовые национальные ценности, обозначенные в государственном стандарте общего образования.

Нужно следить за формированием личности, учитывая этнопсихологические и этнопедагогические особенности народов, их культуру, традиции и обычаи. Без такого подхода невыполнимо воспитание личности, формирование уникальных духовно-нравственных качеств, так как национальный характер отличается, прежде всего, специфическими для каждого народа социально-психологическими чертами, характерными для данного этноса.

Гуманистические идеи и общечеловеческие ценности: взаимоуважение национальных культур, признание за всеми народами равных прав в социально-экономической и общественно-политической жизни – играют важную роль во всестороннем развитии личности.

Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно этот возраст является сенситивным (благоприятным) для духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования направления культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с нравственными устоями.

Национальное восхождение невыполнимо без формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности, способной быстро реагировать на события и ситуации на основе высоких ценностных ориентаций. Большую роль в этом играет этнокультурное образование.

Приобщение к ценностному сознанию людей осуществляется в результате общения человека с человеком. Общение порождает единство ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним принятием, переживанием ценностей другого, становящихся собственными ценностными установками. Способом общения становится диалог-исповедь, в ходе которого происходит пересечение смысложизненных позиций, устремлений, идеалов участников коммуникативного процесса.

Для воспитания ценностных отношений младших школьников используются разнообразные виды работы: вовлечение учеников в общественную деятельность, направленную на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней, рефлексия и осмысление собственной системы ценностных отношений к миру. Это реализуется благодаря следующим методам воспитания ценностных отношений: пример, дискуссия, создание воспитательных ситуаций, а также вовлечение школьников в практическую деятельность, то есть социальные проекты.

Поликультурная образовательная среда включает в себя такие условия обучения, воспитания и развития, которые в оптимальной степени способствуют усвоению детьми культурных норм на основе широкой культурной деятельности, развивают их общую культуру, раскрывают потенциальные творческие возможности личности младшего школьника.

ФГОС НОО акцентируют(фокусируют) внимание общества на развитии разносторонней личности в рамках социокультурного феномена, каким, по определению, является фольклор. Новые образовательные результаты должны быть реально достижимыми со стороны учащихся в рамках определённого учебного периода по различным образовательным направлениям в контексте учебных предметов [12]. Принятая на сегодняшний день система планируемых результатов осуществляется в процессе решения учащимися учебно-познавательных и учебно-практических задач с опорой на конкретный материал. Данная деятельность может быть осуществлена на базе учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности, к примеру, таким, как «Удмуртский фольклор».

1.2. Изучение этноса с целью развития ценностного отношения к этнокультуре и становление этнокультурной компетенции младших школьников

Современное отечественное образование нацелено организовывать воспитание гармонично развитой, а также духовно-нравственной личности в соответствии с основными национальными ценностями. Эти ценности выражаются в осмысленном восприятии окружающего мира, в своеобразии жизни своего края, республики и государства. Усвоение младшими школьниками культурного наследия своих предков, уникальности его традиций и самобытности обычаев формирует в ребёнке национальное самосознание, уважение к культуре остальных народов и активную гражданскую позицию.

Термин «этнокультура» возник в результате сращения сочетания «этническая культура», и используется как речевой вариация термина «этническая культура». Термин получил своё широкое распространение в конце ХХ в., но большинство людей употребляют его не строго, используя его вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура» или «культура этноса». Понятия эти тесны между собой, но не идентичны. Тонкие различия данных терминов при рассмотрении общих объектов обусловливаются углом зрения. Фольклор является частью этнокультуры. Его расширенное определение как сочетание различных видов традиционного народного художественного творчества, вбирающего в себя духовные и материальные формы, определяет его как одну из составляющих этнокультуры. В термине «этнокультура» внимание сосредотачивается на этническом компоненте, а в понятии «народная культура» внимание акцентируется на социальном компоненте.

Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, претворившиеся в материальной, духовной, а также социальной жизнедеятельности этноса.

Важность решения вопроса этнокультурного образования школьников отражается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: … сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, … овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России …» [15, С.5]. Так, во 2-м разделе касательно личностных результатов освоения образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования:

  1. «… формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов…» [15, c.8]

По мнению Е. В. Головнёвой, «степень эффективности воспитательного процесса в русле формирующейся сегодня гуманистической педагогики напрямую зависит от его сориентированности на формирование в растущем человеке находящихся в неразрывной связи индивидуального и всеобщего, национального и общечеловеческого. Воспитание на общечеловеческих ценностях и национальных культурных традициях способствует осознанию принадлежности человека любой национальности как к своему этносу, так и всему человеческому роду» [5, c.5]. «Национальные и общечеловеческие ценности, составляя ядро содержания воспитания, способствуют освоению растущим человеком своей родной культуры, духовно-нравственных ценностей, познанию общечеловеческой культуры и подводят к самостоятельному выбору ценностей в поликультурном, многонациональном обществе, достойному самоопределению в мире культуры и творческой самореализации [5, c.5].

Одним из компонентов культурного развития личности значится её этнокультурная компетентность. Целью этнокультурного образования является формирование целостной этнокультурной компетентности, которая сочетает в себе моноэтническую глубину и полиэтническую широту изучения этнокультур.

Термин «этнокультурная компетентность» начал распространяться в науке недавно, поэтому единого толкования ещё не имеет. Автор предлагает определение, учитывая педагогическую направленность своей работы. Этнокультурная компетентность — это целостное свойство личности, выражающееся в совокупности пониманий и знаний о родной и о других этнокультурах, их расположении в мировой культуре, овладения этнокультурными ценностями, умение общаться с людьми других культур, сопоставлению этих культур. Это проявляется в знаниях, умениях, навыках и в моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической сфере. Существенное отличие этого определения — непосредственное заострение внимания на компетентности младших школьников в области родной этнокультуры, на деятельностном опыте овладения этнокультурными ценностями и умении их сопоставлять в разных этносах, осознании места этнокультур в общекультурном процессе, на основании которого формируется цивилизованное этнокультурное сознание, лишённое этноцентризма и национализма, но обладающее самоуважением и патриотизмом в гармонии с чувством толерантности и способности к межэтническому диалогу.

Межэтническое поликультурное воспитание и обучение возможно лишь на основе активного использования в воспитательно-образовательном процессе культурно-исторического опыта народа (языка, обычаев, традиций, истории, предметов духовной и материальной культуры), что представляет собой реализацию одного из важнейших педагогических принципов – культуросообразности – связи воспитания и обучения м жизнью и культурой народа. В то же время, приобщение к национальным истокам способствует формированию поликультурной ментальности, на основе которой следует развивать не только положительные внутриличностные качества, но и готовность к межличностному, межэтническому взаимодействию.

С точки зрения открытости (замкнутости) этнокультурная компетентность может быть полиэтнической и моноэтнической. В современном этнически неоднородном социуме этнокультурная обособленность невозможна. По структурной насыщенности можно выделить три вида этнокультурной компетентности: частная (конкретная, связанная со знаниями и опытом овладения одной из областей этнокультуры), комплексная (направленная на несколько областей, размыкающая рамки одной культуры) и целостная (охватывающая все или почти все области этнокультуры, свободно сопоставляющая разные этнокультуры). Личность может владеть разными видами компетентности на разном уровне (низком — элементарном, среднем, высоком). Его повышение связано с процессом совершенствования этнокультурного образования.)

Реализация этнопедагогического потенциала этноса способствует, в первую очередь, социально-нравственному воспитанию подрастающего поколения. И в то же время эффективность реализации данного потенциала может быть обеспечена, если:

  • воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей народов, заложенных в фольклоре, диалога культур различны национальностей, направленных на интеграцию учащихся в полиэтническую среду;

  • технология приобщения подрастающего поколения к народному творчеству (в частности, музыкальному фольклору) носит поликультурную направленность, построена с учётом возрастных особенностей учащихся, необходимости повышения интереса к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям и важна для самоактуализации личности каждого, осознания самоценности человека с учётом корреляции коллективных потребностей и индивидуального творческого самопрояления, что позволит сформировать опыт успешной деятельности в поликультурном обществе;

  • созданы необходимые педагогические условия для обеспечения наиболее полной реализации потенциала народной культуры в процессе поликультурного образования младшими школьниками средствами музыкального фольклора.

1.3.Национальная музыкальная культура г.Глазова

Автор выбрал конкретный вид этнокультурной компетенции, рассматривая этнокультуру г.Глазова Удмуртской Республики.

Удмуртия — республика в составе Российской Федерации, является её неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и её правого притока Вятки. Республика заселена преимущественно удмуртами, русскими, которые издавна заселили Вятскую землю, и татарами, которые в исторические времена владели землями южных удмуртов, и некоторыми другими национальностями. Поэтому и становление культурных аспектов проходило при коллективном участии многих народов, населяющих Удмуртию. Все они, кроме поддержания своих традиций, наполняли и обогащали также и культуру всей Удмуртии.

Музыка в Удмуртии складывалась как устное народное творчество, имела 2 направления (песенный и инструментальный) и 3 типа (обрядовая песенная, необрядовая и ритуальная). Танцевальные наигрыши, ритуальные мелодии и песенный аккомпанемент составляли богатство удмуртской инструментальной музыки.

Обрядовая поэзия удмуртов отличается разнообразием песенных жанров. Северные удмурты различают 2 вида музыкального творчества: крезь – мелодия, песня без слов, является составной частью обрядов, помогающей осмыслить и прочувствовать происходящие события – и мадь или кырӟан – песня со словами, чаще всего сюжетная.

Набор календарных обрядовых мелодий характерен по-своему для каждой местности. В северной Удмуртии распространены песни с напевными словами без содержаниями (междометиями) или отдельными словосочетаниями. Такая простота и унификация выразительных средств составляет уникальность этих песен. В древних песнях, сохранившихся у северных удмуртов, совершенно унифицирована знаковая система передачи мыслей, переживаний, мироощущения и отношения к событиям, которые воспеваются.

Основой Удмуртской музыки является 7-ступенная диатоника с широким использованием пентатоники. Мелодии древних удмуртских песен имеют узкий диапазон.

Древнее песнопение, в основном распространенное среди удмуртов, проживающих в северных районах Удмуртии, представляет собой уникальное явление: в них отсутствует определённый смысл, передаваемый словами в общепринятом понимании традиционных песен. На севере Удмуртии распространены песенные коллективные импровизации, так называемые песни без слов. Крестьяне сочиняли песни за работой в поле, по пути на работу, на праздниках и т. д. Хозяйка сочиняла песни для гостей на семейные праздники, а гости должны были отвечать ей импровизацией. Молодёжь устраивала специальные вечера загадок. Чаще всего песни исполнялись без аккомпанемента. В южных районах республики наиболее отчетливо выделяется любовная лирика, песни, воспевающие красоту любимой девушки, которые по характеру близки к татарским и башкирским. Для северных районов более характерны эпические повествования, напоминающие русские сказы. Распространены частушки, молодежь часто распевала их на улицах.

Для удмуртского песенного фольклора в одинаковой степени характерно как сольное, так и хоровое исполнение песен. При одноголосном исполнении (в особенности песен повествовательного типа) певец негромко напевает песенную мелодию в стиле исполнения песен эпической традиции народов Севера. При хоровом исполнении как обрядовых, так и лирических песен преобладает традиция громкого пения при строгом соблюдении ровной силы звука (последняя традиция господствует в современности) [7].

Встречаются различные виды многоголосия - параллельные терции или октавы, реже - параллельные трезвучия, позднее появилась подголосочность [14].

Большое место в дореволюционном удмуртском фольклоре занимали рекрутские песни. У удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж за парня из другой деревни, должны были оставлять на память в своей деревне сочиненные ими песни.

Традиции необрядовой импровизации нашли своё выражение в повествовательном строе обрядовых песен например, промышленных — ритмизированных напевом рассказах о деятельности охотника, бортника и т. д.. Но необрядовые песни часто не имели устоявшихся текстов, исполнялись без слов или междометиями, перемежающимися отдельными словами и предложениями по принципу «пою то, что вижу». Драматические ситуации в жизни отдельного коллектива (отъезд девушки из родного дома, смерть близкого человека, проводы в солдаты) сформировали особый жанр песен-причитаний — келян гур.

Удмуртский песенный фольклор представлен календарными, семейно-бытовыми, историческими, рекрутскими, разбойничьими, шуточными, игровыми, плясовыми песнями. Особую группу составляют хороводные, игровые и танцевальные песни. Система песенных жанров удмуртов опирается на обрядовый фольклор. Календарные и семейно-бытовые обрядовые песни - фундамент, на котором вырастают остальные виды традиционных песен. Обрядовые песни - как календарные, так и семейные - составляют наиболее архаичный пласт музыкального фольклора. Они относятся к разряду так называемых приуроченных песен, которые не принято было петь вне времени праздника или обряда. [17]

В некоторых центральных и северных районах распространены ритуальные гостевые и танцевальные песни, объединенные обрядом пöртмаськон, который устраивается по окончании полевых работ. Лучше всего сохранились музыкальные жанры семейно-бытовых обрядов: свадебные сюан крезь или гур (напев семьи жениха), бöрысь или ярашон гур (напев семьи невесты), ныл бöрдытон крезь (мелодия проводов невесты); похоронно-поминальные шайвыл или кöт куректон крезь (грустная мелодия, напев, который исполняется на кладбище), поминальный напев йыр-пыд сётон гур (напев обряда жертвоприношения перед умершими предками); рекрут гур (напев обряда проводов в солдаты).

В песнях, совершенно разных по смыслу, используется универсальная для всех древних песнопений знаковая система. Вербально они одинаковы, а песни разные: рекрутская — грустная, печальная от расставания, свадебная же — веселая, праздничная. Все свои переживания (радости, горя, счастья) исполнитель выражает через музыку, вокализацию отдельных слов, междометий и частиц. Музыка берет на себя и эмоциональную, и смысловую нагрузку. Настроение и переживания передаются не вербальными средствами, а мелодией, ритмом, темпом, тональностью звуков [13].

Ритмика удмуртской песни богата, но не сложна; характерны ритмические окончания песенных строф, «утяжеляющие» последнюю долю: для плясовых мелодий типично учащение ритма к концу строфы, имитирующее притопывание. Удмуртские песни по форме преимущественно двух, реже трёхчастны [9].

В удмуртской песенной традиции напевы не имеют твердого закрепления только за одним текстом. Напевы живут в песенной традиции самостоятельно, не только в связи с различными текстами, но и в качестве мелодий без текста. Такие мелодии без текста (особенно в североудмуртских районах) часто исполняются не только на музыкальных инструментах, но и певцами — на слова и слоги, не имеющие смыслового значения.

Напевы северных удмуртов воздействуют сильно, но в то же время бережно, благодаря отсутствию четкого смысла (словесного текста), они не навязывают слушателю направленность переживаний. Каждый сам домысливает и наполняет песню собственным смыслом, его сопереживание индивидуализировано [11, c. 67.].

На основе вышеизложенного следует сделать следующие выводы:

  1. Так как младший школьный возраст является благоприятным для духовно-нравственного развития и воспитания личности, необходимо направить все силы на развитие направлений культурно-ценностных ориентаций, формируя толерантное отношение к представителям различных национальностей.

  2. Исходя из требований новых образовательных стандартов, учитель должен сформировать у младших школьников целостный, социально ориентированный взгляд на мир и разнообразие народов и культур, уважительное отношение к культуре других народов, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Этого можно достичь, включив в образовательный процесс изучение многонациональной этнокультуры.

  3. Для каждого народа присуща своя культура, уникальные традиции, обычаи, песнопения. Каждый этнос создаёт сквозь историю бессмертные духовные ценности, такие, как предания, песни, сказки, которые передаются из поколения в поколение. Автор рассматривает узкую специализацию – музыкальную этнокультуру севера Удмуртии – г. Глазова, так как именно в этом городе проживает экспериментальная группа. Данному району характерны песенные и инструментальные жанры. Преобладающий музыкальный инструмент – крезь.

ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЕ

2.1. Представление младших школьников разных национальностей о многообразии национальностей и народных традиций

В соответствии с нашим предположением о представлении младших школьников разных национальностей о многообразии народных традиций, мы поставили перед собой цель теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре г. Глазова в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Удмуртский фольклор».

Экспериментальное исследование по данной проблеме проводилось в течение 4 недель (с 9 ноября по 5 октября 2015 г.). В нём приняли участие испытуемые двух групп – экспериментальная группа (28 человек) и контрольная группа (28 человек), всего – 56 человек.

Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по изучению представления младших школьников разныхнациональностей о многообразии национальностей и народных традиций.

Целью первого этапа было изучение представлений учащихся 2 «А» класса и 3 «А» класса о многообразии национальностей и народных традиций.

Задачи этапа:

  • Экспериментально исследовать сформированность представлений учащихся о многообразии национальностей, народных традиций и музыкальной этнокультуры в рамках Удмуртской Республики;

  • Экспериментально исследовать процесс формирования ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре г.Глазова в учебно-воспитательном процессе МБОУ «СШ №11» г. Глазова.

Для диагностики уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре было проведено анкетирование открытого вида. Обратим внимание на выявляемые у испытуемых критерии развития ценностного отношения к многонациональной этнокультуре: умение определять свою и другие национальности и народы, знание традиций своего и других народов, умение называть и различать музыкальные народные инструменты.

При проведении исследования нами была использована анкета открытого вида, позволяющая систематизировать результаты учащихся на три уровня:

  1. Высокий уровень:

  • учащиеся знают свою национальность;

  • могут назвать не менее трёх других национальностей или народов;

  • знают и чтят традиции своего и других народов, умеют определять и различать традиции народов;

  • знают народные песни своей национальности;

  • умеют определять и различать народные музыкальные инструменты.

  1. Средний уровень:

  • учащиеся знают свою национальность;

  • могут назвать не менее двух национальностей;

  • знают традиции своего и других народов, но не умеют определять, традиции какого народа они называют;

  • знают народные песни своей и других национальностей;

  • умеют различать народные музыкальные инструменты от ненародных.

  1. Низкий уровень:

  • учащиеся не знают свою национальность;

  • не могут назвать национальности, либо называют только одну национальность или народ;

  • не знают народных традиций;

  • не знают народные песни;

  • не умеют называть и различать народные музыкальные инструменты.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Рис.1. Результаты диагностики уровня развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре учащихся 2 класса на начальном этапе.

Рис.2. Результаты диагностики уровня развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре учащихся 3 класса на начальном этапе.

Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод, что знания учащихся в области многонациональной музыкальной этнокультуры сформированы на низком уровне. В начале исследования у испытуемых были хорошие показатели из критериев знание национальностей и различие музыкальных народных инструментов, но значительно хуже у испытуемых были развиты знания о народных традициях, песнях и определение музыкальных народных инструментов.

Процент успешного решения в экспериментальном классе выше уровня контрольного класса. Анализ результатов на данном этапе экспериментальной работы выявил недостаточный для детей младшего школьного возраста уровень развития ценностного отношения к многонациональной музыкальной этнокультуре, что характеризуется незнанием народных традиций, песен, неумением определять и называть музыкальные народные инструменты.

Перед нами встала задача разработать программу, направленную на повышение уровня развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, что и обусловило проведение формирующего этапа эксперимента во 2 классе.

2.2. Опытная работа и этапы развития толерантного отношения младших школьников к музыкальной этнокультуре своего и других народов

Целью основного этапа экспериментальной работы является разработка и реализация программы по развитию ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г.Глазова в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Задачи:

  1. Разработать программу по повышению уровня развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре в учебно-воспитательном процессе МБОУ «СШ №11» г. Глазова на базе 2 класса «А»;

  2. Реализовать разработанную программу.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы разработали программу по повышению уровня развития ценностного отношения учащихся 2 класса к многонациональной музыкальной этнокультуре.

Цель программы: повышение уровня развития ценностного отношения как основной составляющей учебно-воспитательного процесса на основе системы развивающих занятий с использованием наглядной иллюстрации, аудио- и видеофайлов и информационных статей для учащихся 2 класса; социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.

Задачи программы:

  1. Развитие ценностного отношения к многонациональной этнокультуре в процессе формирования основных представлений о многообразии народов и их традиций;

  2. Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, традиций;

  3. Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  4. Формирование толерантности, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Принципы построения программы:

  1. Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы, помощи, сотрудничества.

  2. Принцип целостности развития – организация целостности самосознания личности ребёнка.

  3. Принцип индивидуального подхода – учёб психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка.

  4. Принцип развития и саморазвития личности – способность к самопознанию и самоусовершенствованию.

Содержательный компонент программы по повышению развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре конкретизируется в структурно-содержательных блоках, представленных в Таблице 1.

Программа состоит из 3 блоков, каждый из которых представляет собой законченный в смысловом и структурном отношении элемент.

Данные блоки были равномерно включены в уроки «Удмуртский фольклор» с 9 ноября по 5 декабря 2015 г.

Приступая к исследованию данного вопроса, мы исходили из того, что формирование ценностного отношения к этнокультуре обеспечивается системой, складывающейся из принципов этнокультурного образования, представляющего собой учебную парадигму этнокультуры; из форм работы, которые позволяют учитывать традиции этнокультурной практики. Одним из условий является включение в учебно-воспитательный процесс внеурочной деятельности.

Таблица 1

Тематическое планирование программы по развитию ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре

Время

Блоки

Подготовительная работа

Кол. часов

Методы работы

9.10.2015 г. 21.10.2015 г.

I блок.

Удмуртия на карте России. Народы, проживающие на территории Удмуртии. Культура межэтнического общения.

1. Уточнение представлений учащихся о многообразии национальностей в Удмуртской Республике.

2. Осознание значения толерантного отношения к другим национальностям.

16 ч

Создание ситуации занимательности, рассказ, демонстрация, иллюстрация, ролевая игра, опрос.

23.10.2015 г. – 28.10.2015 г.

II блок.

Народные праздники. Традиционная кухня народов.

1. Актуализировать знания учащихся о традициях различных народов.

2. Изготовление традиционных блюд с последующей дегустацией.

16 ч

Создание ситуации занимательности, рассказ, демонстрация, создание материального продукта, создание ситуации успеха.

30.10.2015 г. – 5.11.2015 г.

III блок.

Особенности удмуртского фольклора. Виды удмуртского фольклора.

1. Актуализировать знания учащихся об удмуртском фольклоре.

2. Уточнить неявные (без введения термина) представления о музыкальных народных инструментах.

3. Формирование умений определять и называть музыкальные народные инструменты.

26 ч

Создание ситуации затруднения в выполнении действий, рассказ, творческое задание – нарисовать музыкальный народный инструмент.

Анализ результатов показал, что в процессе изучения удмуртского фольклора наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся: наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения; появляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей посредством создания занимательных ситуаций; успешно осваивается большое количество материала; в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения; наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем как представителями других национальностей; успешно используются и адекватно оцениваются приобретённые знания и умения в рамках освоения темы.

Ход формирующего этапа показал, что в процессе изучения удмуртского фольклора у младших школьников повышался интерес к национальностям, их традициям и музыкальному сопровождению, развивалось воображение, мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, повышался интерес к этнокультуре Удмуртской Республики.

2.3. Экспериментальная проверка гипотезы и обоснование педагогических условий развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Удмуртский фольклор»

Цель контрольного этапа исследования: проверка эффективности разработанной программы по развитию ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г.Глазова в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Задачи контрольного этапа исследования:

  1. Проведение повторной диагностики уровня развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г. Глазова;

  2. Определение эффективности разработанной и реализованной программы в зависимости от динамики показателей развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г. Глазова, толерантному отношению к представителям других народов и национальностей учащихся 2-го и 3-го классов;

  3. Проверка правильности выводов и выдвинутой гипотезы.

С целью проверки эффективности проведённой работы была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что на констатирующем этапе. На этом этапе обрабатывались, обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась их количественная и качественная обработка; осуществлялась теоретическая интерпретация выводов и предположений.

Прежде, чем анализировать данные результаты, стоит напомнить, что в субтестах можно набрать максимально 27 баллов. Учащиеся 2-го класса справились с заданием на 35%, учащиеся 3-го класса на 27%.

После проведения курса уроков «Удмуртский фольклор» с изучением Удмуртии, населяющих её национальностей, их традиций и музыкальной этнокультуры, результаты диагностики изменились в лучшую сторону/

Рис. 3. Показатели сформированности ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г. Глазова в учебно-воспитательном процессе МБОУ «СШ №11» г. Глазова на констатирующем и контрольных этапах.

Из гистограммы мы видим, что в экспериментальном классе наблюдается более высокий уровень сформированности ценностного отношения к многонациональной этнокультуре и составляет 81%. В контрольном классе процент успешных решений всего класса составил 35%.

По результатам построения гистограммы на рисунке 3 можно сделать вывод, что в сравнении с исходным уровнем сформированности ценностного отношения в экспериментальном классе значительно улучшился показатель: с 35% до 81% - процент успешных решений всего класса.

Результаты выросли на уровне всех критериев: умение определять свою и другие национальности и народы, знание традиций своего и других народов, умение называть и различать музыкальные народные инструменты.

Таким образом, полученные данные о развитии ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г. Глазова на основе разработанной программы во время формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанные и проведённые мероприятия эффективны и подтвердили результативность данного подхода к организации процесса развития ценностного отношения младших школьников учащихся вторых классов.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что разработанная программа, используемая во внеурочной деятельности, эффективна для развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной музыкальной этнокультуре г. Глазова в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Заключение. В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи:На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки развития ценностного отношения младших школьников к многонациональной этнокультуре. Проведённое исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории и практике современного образования. Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить содержание понятия «этнокультурная компетенция младших школьников». Для успешного существования в современном обществе человек должен быть гармонично развитой, а также духовно-нравственной личностью в соответствии с основными национальными ценностями. Эти ценности выражаются в осмысленном восприятии окружающего мира, в своеобразии жизни своего края, республики и государства. Усвоение младшими школьниками культурного наследия своих предков, уникальности его традиций и самобытности обычаев формирует в ребёнке национальное самосознание, уважение к культуре остальных народов и активную гражданскую позицию.

Сущность этнокультурной компетенции детей младшего школьного возраста заключается в том, что школьник, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Нами доказано, что разработанная программа по становлению этнокультурной компетенции младших школьников эффективно функционирует при наличии педагогических условий, включающих в себя: приобщение школьников к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности учащихся как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе; взаимодействие общеобразовательного учреждения и культурных центров по этнокультурному воспитанию школьников, обеспечивающее создание единого образовательного пространства в поликультурном обществе.

Анализ результатов показал, что в процессе изучения удмуртского фольклора наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся: наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения; появляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей посредством создания занимательных ситуаций; успешно осваивается большое количество материала; в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения; наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем как представителями других национальностей; успешно используются и адекватно оцениваются приобретённые знания и умения в рамках освоения темы.

Этнокультурная компетенция младших школьников является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Список литературы:

  1. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993 – 222с.

  2. Акимова З. И. Формирование этнокультурных ценностей школьников в поликультурной образовательной среде // Интеграция образования. – 2008. №3. – С.87-90.

  3. Бороноев А. О. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб., 1991. – 192 с.

  4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. – 273с.

  5. Владыкин В. Е. Мон. О себе и других, о народах и человеках, и … - Ижевск: Удмуртия, 2003, С.5.

  6. Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993. – С. 45-51

  7. Гиппиус Е. В. Удмуртские народные песни: тексты и исследования / Е.В. Гиппиус, З. В. Эвальд. – Ижевск, 1989. – С.12-19

  8. Головнева Е. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2006. – 256с.

  9. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Удмуртии. – Ижевск: Изд-во Удм. университета, 2004.

  10. Корнев Д. В. Педагогический потенциал музыкального фольклора // Начальная школа. – 2015. №9. – С. 23-27.

  11. Нуриева И. М. Импровизация в песенном искусстве удмуртов в контексте финно-угорских культур // Материалы I Межрегиональной конференции… - Ижевск, 2006, С. 67.

  12. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; од ред. Г.С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с. (Стандарты второго поколения)

  13. Студитских В. В. Древнее песнопение северных удмуртов: психологические аспекты исполнения и восприятия // Ежегодник финно-угорских исследований 07 – Ижевск, 2008.

  14. Тутолмин А. В. «Крезь» в удмуртской музыкальной этнокультуре // Фундаментальные исследования // Искусствоведение. – 2014. № 3. – С. 634-638

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с.

  16. Ценность // Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А. М. – М.: Советская энциклопедия, 1993. – 1632с.

  17. Чуракова Р. А. Удмуртский музыкальный фольклор // Музыкальная культура Удмуртии / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. – Ижевск, 2004. – С. 43-78

  18. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997 – 173с.

  19. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. Собр. Соч. М., 1989. – 204 с.

Просмотров работы: 3093