Некоторые ветераны Великой Отечественной, понимая, что о подвиге миллионов могут забыть совсем, берутся за создание фильмов, написание книг, которые будут напоминать потомкам о событиях военной истории великой Родины. Но, к сожалению, далеко не каждый берется за такое сложное дело: кому-то не позволяет здоровье, кто-то не так владеет пером, чтобы описать свои воспоминания. Но вместе с этими людьми (с каждым годом ветеранов становится все меньше) живут их воспоминания, в домашних архивах хранятся фронтовые письма, в фотоальбомах – фотографии военных лет. Эти крупицы нельзя забыть, потерять, как нельзя потерять память о Великой Отечественной войне.
В учреждениях различной направленности используют различные формы гражданско-патриотического воспитания учащихся. Одна из таких форм успешно применяется в Музее Детского Творчества Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский Дом культуры». В рамках работы экспозиции «Огневой щит Отечества», целью которой является патриотическое воспитание учащихся, дети знакомятся с историей Великой Отечественной войны через творческую созидательную деятельность. Создавая модели и макеты оружия, военной техники дети узнают об истории их создания, боевом пути. В произведениях изобразительного, декоративно-прикладного творчества они выражают свои мысли, чувства, эмоции от увиденных фильмов, посещённых выставок, прочитанных книг. Но всегда особое внимание привлекает созданная кружковцами и педагогами ДДК Книга Памяти Детского Дома культуры «Наши деды и отцы сражались за Родину». Она была создана к 60-летию Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Но интерес к ней не только не ослабевает, а наоборот возрастает.
Понятие «гражданско-патриотическое воспитание» глазами школьника
В «Википедии» приводится следующее определение понятия «гражданин» -человек, связанный с определенным государством, что позволяет ему, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. Это проявляется даже в том, что при посещении Эрмитажа, впрочем, как и других музеев, граждане РФ имеют право на льготы при приобретении билета [10.].
В толковом словаре С.А. Кузнецова дается следующее определение понятия «гражданин»: «Сознательный член общества, человек; подчиняющий свои личные интересы общественным» [2. с. 225]
Там же разъясняется понятие «патриот» - патриотичный человек — тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины [2. с. 787].
С понятием «патриот» тесно связано понятие «патриотизм». Большая Советская Энциклопедия трактует это понятие так: патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [1. С. 236].
«Википедия» дополняет это определение следующим объяснением: «Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанности к родной земле, языку, традициям. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам» [10.].
Бесспорно, что патриотом и гражданином человек не рождается, а становится в процессе своей жизни, освоения норм и правил, принятых в обществе. Вот именно поэтому речь идет еще и о воспитании.
«Википедия» так определяет это понятие: «Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и проведенных воспитательных акций и действий [10.].
Эффективность различных форм гражданско-патриотического воспитания
Для выявления уровня эффективности различных форм гражданско-патриотического воспитания был составлен опросник, который предлагался взрослым и подросткам. Было опрошено 50 взрослых, среди которых были преподаватели ДДК, школьные учителя, родители, знакомые, это были люди разного возраста, разных профессий. Также были опрошены 50 подростков (10-14 лет): мои друзья, кружковцы ДДК, одноклассники.
Таблица 1
Анализ результатов социологического опроса
Первый вопрос звучал так: «Считаете ли вы себя гражданином»
Ответы взрослых |
Ответы подростков |
100% - да |
Оказалось, что 9 подростков (18%) не считают себя гражданами. Ответ на второй вопрос: «Почему вы считаете (не считаете) себя гражданином» - разъяснил полученные ответы. Ответ на данный вопрос мог состоять из нескольких вариантов объяснений. В таблице 2 приведены статистические данные по различным вариантам положительных и отрицательных выборов опрашиваемых.
Таблица 2
Анализ результатов социологического опроса
«Почему вы считаете (не считаете) себя гражданином»
Ответы взрослых |
Положительные ответы подростков |
Отрицательные ответы подростков |
Имею паспорт (8) Имею российское гражданство (27) Живу в России (4) Хожу на выборы (11) Служил в армии (13) В годы войны работала в колхозе (2) Воспитал достойных сыновей (3) Занимаю ответственный пост (1) Имею правительственные награды (2) Не дали ответа (2) |
Имею паспорт (5) Хорошо учусь в школе (8) У меня российское гражданство (11) Я – россиянин (3) Соблюдаю законы (6) Принимал участие в акции «Я гражданин России» (3) Не дали ответа (4) |
Не имею паспорта (2) До 18 лет я не могу ходить на выборы (1) Не дали ответа (6) |
Таким образом, из 100 опрошенных
- 12 не дали ответа, возможно, они были застигнуты врасплох, а возможно просто никогда не задумывались над данной проблемой.
- 15 человек из опрошенных связывают понятие «гражданин» с наличием или отсутствием паспорта, 38 – с наличием гражданства.
- 7 человек рассматривают гражданина как жителя РФ.
Среди опрошенных взрослых понятие «гражданин» связывают с социально-значимыми качествами 32 человека – 64% опрошенных, среди подростков данный показатель ниже – 20 человек – 40%. Это говорит, прежде всего, о нашей неосведомленности по данному вопросу. Следует отметить, что в школах курс «Обществознание», где рассматривается данный вопрос, ведется с 6 класса.
Оказалось, что современная молодёжь изучая школьные предметы, принимая участие в различных мероприятиях, которых проводится достаточно много, не осознают, для чего это им нужно и почему это важно.
Таблица 3
Анализ результатов социологического опроса
«Считаете ли вы себя патриотом?»
Ответы взрослых |
Ответы подростков |
94% - да 2% - нет ответа 4% - нет |
В ответе на данный вопрос единодушия не проявили ни подростки, ни взрослые. Конечно, нелегкая жизнь изменяет сознание людей, ряд программ и публикаций, не говоря о сети «Интернет», несут достаточно много негативной информации, которую особенно быстро и легко впитывают дети и подростки.
Четвёртый вопрос был аналогичен второму: «Почему вы считаете (не считаете) себя патриотом?»
Положительно ответившие на данный вопрос и взрослые, и подростки приводили одинаковую аргументацию:
Люблю свою Родину
Горжусь историей России
Готов защищать свою Родину
Работаю на благо страны
Участвую в различных мероприятиях, где защищаю честь класса, школы, города, республики и др.
Отсутствие ответа и отрицательный ответ на 3 вопрос совпало с отсутствием ответа на 4 вопрос. Конечно, это право каждого человека сделать свой выбор и мы, как цивилизованные люди, должны уважать право на собственное мнение другого человека, даже если оно противоречит нашему. Данные 10 человек либо сделали свой выбор, либо никогда не задумывались над этим вопросом. С другой стороны, человек сомневающийся, не высказавший своего мнения ничем не хуже тех, кто не перестает «кричать» о том, что он патриот.
Пятый вопрос: «В каких формах мероприятий гражданско-патриотической направленности вы бы хотели участвовать?» Мы предложили варианты ответа, из которых каждый мог выбрать от 1 до 4, а также вписать свой. Результаты были закономерны: и взрослые, и подростки хотели бы участвовать в активных и нетрадиционных формах работы (особенно ярко это проявилось у подростков).
Таблица 4
Анализ результатов социологического опроса
Мероприятие |
Ответы взрослых |
Ответы подростков |
Экскурсии по местам боев, воинской славы |
40 |
50 |
Работа в поисковом отряде |
15 |
39 |
Работа в архиве |
4 |
2 |
Беседа |
8 |
4 |
Просмотр видеоматериалов, спектаклей, участие в праздниках |
35 |
28 |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, трудового фронта, локальных войн |
18 |
26 |
Написание рефератов, исследовательских работ |
6 |
7 |
Участие в работе военно-патриотического клуба, лагеря |
6 |
21 |
Изучение героического (военного, трудового) подвига членов своей семьи |
31 |
29 |
Последний, шестой вопрос: «Какие формы работы чаще всего используются на практике». Предлагались те же самые формы работы, что и в 5 вопросе, также была возможность дописать свои варианты, количество выборов не ограничивалось:
Таблица 6
Анализ результатов социологического опроса
Мероприятие |
Ответы взрослых |
Ответы подростков |
Экскурсии по местам боев, воинской славы |
2 |
1 |
Работа в поисковом отряде |
4 |
3 |
Работа в архиве |
8 |
3 |
Беседа |
40 |
50 |
Просмотр видеоматериалов, спектаклей, участие в праздниках |
30 |
35 |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, трудового фронта, локальных войн |
30 |
35 |
Написание рефератов, исследовательских работ |
15 |
27 |
Участие в работе военно-патриотического клуба, лагеря |
3 |
5 |
Изучение героического (военного, трудового) подвига членов своей семьи |
10 |
13 |
Классные часы (вписано подростками) |
39 |
Далее представлена сводная таблица, где желаемое и действительное сведены воедино:
Таблица 7
Сводная таблицарезультатов социологического опроса
Мероприятие |
Ответы взрослых |
Ответы подростков |
|||
Желаемое |
действительное |
желаемое |
Действительное |
||
Экскурсии по местам боев, воинской славы |
40 |
2 |
50 |
1 |
|
Работа в поисковом отряде |
15 |
4 |
39 |
3 |
|
Работа в архиве |
4 |
8 |
2 |
3 |
|
Беседа |
8 |
40 |
4 |
50 |
|
Просмотр видеоматериалов, спектаклей, участие в праздниках |
35 |
30 |
28 |
35 |
|
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, трудового фронта, локальных войн |
18 |
30 |
26 |
35 |
|
Написание рефератов, исследовательских работ |
6 |
15 |
7 |
27 |
|
Участие в работе военно-патриотического клуба, лагеря |
6 |
3 |
21 |
5 |
|
Изучение героического (военного, трудового) подвига членов своей семьи |
31 |
10 |
29 |
13 |
|
Классные часы (вписано подростками) |
0 |
0 |
0 |
39 |
Попытаемся проанализировать каждую позицию. Организация экскурсий и поисковых отрядов, военно-патриотических клубов, лагерей требует больших финансовых затрат, что не под силу многим семьям, школам. Данная проблема вряд ли решится, если не будет дополнительного финансирования. Кроме того, как мне стало известно из общения с педагогами, для организации поездок, лагерей нужно такое количество документации, что всякий энтузиазм гибнет.
Работа в архиве никогда не была популярна. Но и сейчас находятся те, для кого она представляет огромный интерес, на основе архивных данных создаются интереснейшие исследовательские работы. Главное, чтобы эти работы, в том числе рефераты, были написаны с душой, а не по случаю очередного мероприятия, для галочки.
Беседы могут быть и очень интересные, но все зависит от того, кто их проводит. Мы, подростки, не любим советов, нотаций нравоучений и, порой, поступаем вопреки здравому смыслу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Но это, по-видимому, одна из самых не очень затратных форм работы, поэтому наиболее применима, как и классные часы, которые были вписаны подростками.
Особое эмоциональное влияние оказывают на нас фильмы, спектакли, различные праздники.
Встречи с участниками событий более целостно воспринимаются слушателями. Они проходят интересно и с большой пользой для нас. Вряд ли учебник расскажет лучше, чем очевидец…
Интерес также проявлен и к изучению героического прошлого своей семьи. Оно не требует таких колоссальных финансовых затрат, способствует укреплению семьи, сохранению исторической памяти.
Таким образом, всеми участниками опроса была отмечена высокая эффективность активных форм мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Данные формы работы используются в Музее Детского Творчества ДДК, и все же, по мнению руководителя МДТ, своеобразным брендом, изюминкой можно считать Книгу Памяти Детского Дома культуры «Наши деды и отцы сражались за Родину»
История создания Книги Памяти Детского Дома культуры
«Наши деды и отцы сражались за Родину»
Источниками для написания данной главы послужили: материалы СМИ [7; 8; 9], видеосюжета о МДТ, показанном по Глазовскому телевидению, рассказы руководителя Музея Детского Творчества ДДК, инициатора создания Книги Памяти М.И. Тутолминой-Линдт, сама Книга Памяти.
Создание Книги Памяти началось в 2004 году в период подготовки к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По решению Актива музея, выпускников ДДК, кружковцев, педагогов, первый лист решили посвятить Кузину Борису Александровичу (1922-2003), ветерану Великой Отечественной войны, основателю и первому директору Детского Дома культуры. Для многих кружковцев и педагогов он стал не только наставником, но и вторым отцом.
В 1941 году в 19 лет он пошёл добровольцем на фронт. Воевал на Брянском фронте, был заместителем командира роты. После ранения в 1943 году направлен в г. Глазов. Стал курсантом Ленинградского пехотного училища. В 1944 году закончил 2-е ЛВПУ и, как отличник боевой и политической подготовки, был оставлен при училище командиром взвода курсантов, где прослужил до расформирования в декабре 1945 года и был переведён в 616 Ордена Кутузова стрелковый полк, где прослужил командиром полковой разведки до демобилизации в 1946 году. Таким образом, было положено начало созданию Книги Памяти.
Следующую страницу заполнила семья Кашкаровых. Евгения Ивановна – педагог изостудии, ее сын Иван выпускник ДДК, он занимался в лаборатории аудио-визуальных средств.
Иван рассказал активу Музея о том, что он назван в честь своего деда, которого никогда не видел. Евгения Ивановна с трепетом в голосе вспоминала: «Мой отец, Кашкаров Иван Алексеевич, был участником. Первой мировой войны, гражданской войны 1918-1920 г.г. и в 1941 году 7 июня он был снова призван в ряды Красной Армии из больницы г. Осы Пермской области в звании техник - интендант 1 ранга. В 1941 году в июле мы получили два письма. Больше писем не было. По окончании войны санитарное управление фронта сообщило, что Кашкаров Иван Алексеевич пропал без вести в 1941 году. Его имя внесено в Книгу Памяти воинов - осинцев, погибших в 1941 -1945 годах и в списки мемориала в г.Оса в честь павших в годы ВОВ.
Свою лепту в создание Книги Памяти внесла семья Маргариты Ивановны Тутолминой-Линдт. Оба ее сына выпускники ДДК. Андрей и Павел занимались в авиамодельной лаборатории, коллективе современного бального танца, участвовали в общегородской игре «Эксперимент».
Дед Маргариты Ивановны - Печеницын Яков Григорьевич (1897 -1963 г.г.) был участником Финской войны, Великой Отечественной войны. Его призвали на фронт в сентябре 1941 года. Воевал в звании рядового на Ленинградском фронте. После контузии был комиссован. Имеет боевые награды
Дед Андрея и Павла - Тутолмин Виктор Георгиевич (1923-1983). Обучался в зенитно-прожекторном училище в Омске с января 1942 года по август 1943. С августа 1943 года - командир взвода на Северном фронте в войсках ПВО в Мурманске. После окончания Великой Отечественной войны - кадровый офицер Советской Армии. За доблесть и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награждён медалями: «За оборону Советского Заполярья» - декабрь 1944 года «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» от 9 мая 1945 г. многими юбилейными медалями
Бабушка Андрея и Павла (жена Тутолмина Виктора Георгиевича, заключили брак 28 июля 1945 г.). Тутолмина (Постникова) Любовь Емельяновна (1923-2007 гг.) Была мобилизована на фронт в январе 1942 года. Она защищала нашу Родину в звании младшего сержанта Прожекторного батальона Карельского фронта. Была демобилизована в июне 1948 года. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награждена орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья» - декабрь 1944 года, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» от 9 мая 1945 года и многими юбилейными медалями.
Судьба этих людей, встретивших друг друга на фронте и сохранивших верность друг другу заинтересовала многих. Тогда же и был подготовлен материал о Карельском фронте. Активисты музея Бородулин Антон (школа № 12) и Будин Дмитрий (школа № 7) провели исследование в своих классах о том, насколько осведомлены учащиеся в вопросах, касающихся основных сражений Великой Отечественной войны. Полученные ими данные представлены в следующей диаграмме:
Мы видим, что о событиях на Карельском фронте знают далеко не все, хотя в МОУ «СШ № 12» активно действует Музей Боевой Славы 361 ЗАП ПВО, который защищал Советское Заполярье на Карельском фронте. Но, как показывает практика, музеи других школ мы посещаем редко.
Из различных источников ребятам удалось выяснить, что из всех советских фронтов в годы Великой Отечественной войны Карельский фронт существовал самое продолжительное время (три с половиной года) и действовал в самой широкой полосе протяжённостью почти 1600 км. Захват Карелии создал бы угрозу Ленинграду с севера, лишил бы нашу страну важнейших железнодорожных и водных коммуникаций. Активными
действиями войск Карельского фронта в Заполярье и Карелии было сковано 8 немецких дивизий и 12 финских дивизий.1
Карельский фронт первым открывал Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года и 9 мая 1995 года. Он был правофланговым на войне, и мы гордимся тем, что в составе частей Карельского фронта сражались родственники наших выпускников и педагогов.
Тутолмин Павел заинтересовался судьбой бабушки и дедушки и, обучаясь на 3 курсе Московского государственного Университета прикладной биотехнологии, записал воспоминания своей бабушки и подготовил творческую работу «Воспоминания Тутолминой Любови Емельяновны».
Никого из посетителей музея не оставляют равнодушными воспоминания человека, встретившего свою судьбу на фронте:
«Командиром нашей прожекторной части был молодой, красивый офицер Виктор Тутолмин. Всегда подтянутый, стройный и очень добрый, улыбчивый. Он постоянно ходил по расположениям наших прожекторных расчётов, проверял работу, помогая нам, девчонкам, ремонтировать наши прожекторные установки. Ходил он всегда на лыжах от одной сопки к другой, а это немалые километры.
И вдруг однажды он исчез. День нет, другой нет нашего командира. Все поняли - заблудился. Мы с девчонками даже пошли на нарушение - стали своими прожекторами землю освещать, чтобы обозначить себя. А это категорически запрещалось. И вот тогда я поняла, что сердце моё стучит как-то по-особенному тревожно.
Через трое суток появился наш командир - весь худой, оборванный, обмороженный, на одной лыже. Рассказывал потом, как плутал по линии фронта, сколько сопок обошёл - искал своих. Радовались все: и он, и мы, а я, наверное, больше всех. Поняла, что влюбилась в нашего командира - Виктора Тутолмина. И он всё чаще стал заглядывать на наш расчёт, рассказывал о себе, о довоенной жизни, о родителях, о братьях и сестрах. Слово за слово, так и решили мы с ним - закончится война и поженимся. А в то, что с нами может что-то случиться, не верили и не хотели думать. Так и сбылась наша мечта - война закончилась и 28 июля 1945 года стали мы мужем и женой».
Каждая новая страница в Книге Памяти сопровождалась подготовкой устного журнала, который с интересом встречали и кружковцы, и руководители.
После проведения устного журнала материалы о своем отце принес Колотов Владимир Васильевич – руководитель авиамодельной лаборатории, выпускник Детского Дома культуры, оба его сына также занимались в ДДК. Их отец и дед - Колотов Василий Гаврилович (1915-1988) - участник военных событий на озере Хасан и реке Халхин-Гол (октябрь 1937-март 1939г.г.)
22 июля 1941 года мобилизован в ряды Рабочее-Крестьянской Красной Армии (РККА) в 52 мотострелковую бригаду шофёром. Имеет 3 боевые ранения. Прошёл всю войну, демобилизован после тяжёлого ранения.
За доблесть и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награждён Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией» от 9 мая 1945 года, юбилейными медалями.
После войны работал в отделе охраны при МВД Удмуртской АССР. Ветеран труда, За безупречную службу награждён почётными грамотами Горкома КПСС и Горисполкома Занесён в Книгу Почёта Отдела охраны при МВД Удмуртской АССР, на Доску Почёта города Глазова.
Следующая страница Книги Памяти посвящена отцу Крошникова Владимира Борисовича, руководителя лаборатории технического моделирования, Крошникову Борису Васильевичу (1908-1999 гг.).
Он воевал на финской войне. Всю Великую Отечественную войну служил на Дальнем Востоке, в авиамастерских ремонтировал гидросамолёты. Участвовал в войне с Японией.
Демобилизовался из Владивостока.
Таким образом, Книга Памяти продолжала пополняться, проводились устные журналы, экскурсии по экспозиции «Огневой щит Отчества». Актив музея ждал новых экспонатов. Просто приказать, сделать обязательным заданием, не имело смысла. Человек должен прочувствовать важность данного мероприятия. Результат был налицо, в Музей стали обращаться кружковцы с просьбой поместить в Книгу Памяти материалы об их родственниках.
Лямин Сергей, кружковец автомодельной лаборатории, принес фотографии и краткие биографии дедушки и бабушки.
Рудин Николай Дмитриевич 1925 года рождения был мобилизован на фронт в январе 1943 года. Всю войну прослужил сапером в составе 2-ой Гвардейской Краснознаменной Новгородской Орденов Суворова и Кутузова мото-штурмовой инженерно-саперной Бригады. Демобилизован в звании старшины в 1950 году. За доблесть и отвагу, проявленные в битве с немецко-фашистскими захватчиками награжден: Орденом Славы 111 степени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 11 степени, медалями: «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», юбилейными медалями.
После войны работал до пенсии на Чепецком механическом заводе в городе Глазове. За добросовестный труд награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Рудина (Старикова) Агриппина Александровна (1922-2008 гг.) была мобилизована на фронт в июне 1942 года. Служила медицинской сестрой в 35 Военно-Морском ордена Ленина военном госпитале Балтийского флота в городе Кронштадте. Демобилизовалась в 1946 году в звании старшины 1 статьи. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награждена: Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», юбилейными медалями. После войны до выхода на пенсию работала в школе № 1 города Глазова учителем русского языка и литературы.
Материалы, представленные Ляминым Сергеем, заинтересовали активистов Музея. С ветеранами была организована встреча, результатом кот
Работа по составлению Книги Памяти приобретала все больший размах. Сотрудница ДДК, Коротаева Людмила Дмитриевна, принесла интереснейший семейный архив, который серьезно пополнил Книгу Памяти. Людмила Дмитриевна с гордостью рассказывала о героическом прошлом ее семьи.
Ее дядя Коротаев Михаил, 1920 года рождения был призван в армию в июне 1941 года, погиб на фронте в 1942 году.
Ее мать, Коротаева Валентина Михайловна (1920-1993 гг.) С 1942 года по 1945 годы работала на патронном заводе в городе Глазове. В 1946 году награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
После окончания войны и до выхода на пенсию работала на Чепецком механическом заводе. Награждена юбилейными медалями.
Отец Людмилы Дмитриевны, Пепеляев Дмитрий Алексеевич (1923- 1991 гг.) был мобилизован в мае 1942 года. Служил в звании младший сержант стрелком лыжной бригады на Кавказе. С 1943 года был наводчиком истребительного полка, участвовал в битве на Курской Дуге. После ранения – продолжал службу сапёром дорожно-строительного батальона. Демобилизован в декабре 1945 года.
За доблесть и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашитскими захватчиками награждён медалями: «За победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги», юбилейными медалями.
Дед Людмилы Дмитриевны Пепеляев Алексей Филиппович (1892-1942 гг.) пропал без вести в 1942 г. Занесен в Книгу Памяти Удмуртской Республики.
Ее бабушка Мария Дмитриевна (1887-1980) награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» за участие в строительстве железной дороги Балезино-Ижевск.
Вот пример того, как нужно хранить память о своих родных и близких, на таких примерах воспитывается патриотизм и гражданственность. Эти примеры родные нам, такая работа объединяет взрослых и детей.
После того, как дочь руководителя вокальной студии ДДК Порошиной Юлии Владимировны побывала на экскурсии и увидела Книгу Памяти, она вспомнила фотографии своего прадедушки в своем семейном альбоме, и они вместе с мамой принесли материал о Климине Василии Васильевиче (1918-1992 гг.). Он встретил 22 июня 1941 года в Бресте, познал горечь отступления. На фронте был разведчиком, радистом, форсировал Днепр, освобождал Киев, дошел до Праги. За доблесть и отвагу, проявленную в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, Орденом Славы, медалями: «За победу над Германией», юбилейными медалями. До и после войны работал в школе учителем немецкого языка в г.Белая Холуница Кировской области.
Внучка руководителя радиотехнической лаборатории Харина Фердинанда Григорьевича – Лена, которая занимается в Театре-балете «Сказка», в своем семейном архиве нашла заявление своего прадеда с просьбой отправить его в ряды Красной Армии.
Такие материалы лучше любого учебника расскажут нам, подрастающему поколению, о том, что такое истинный патриотизм, кого по праву можно считать гражданином.
Материалы, собранные в Книге Памяти послужили основой для многих творческих работ. Творческая литературная работа «Забытые страницы Великой войны», подготовленная членом Совета Музея Пермяковой Ксенией, стала дипломантом конкурса «Наша Победа», проводимого корпорацией ТВЭЛ. Финалистом данного конкурса также стало сочинение «Листая Книгу Памяти», подготовленное Сочневой Любовью. Она закончила свое сочинение следующими словами: «Мы с гордостью говорим: «Наши отцы и деды сражались за Родину!» Старшее поколение может быть спокойно. Мы помним историю своих семей, своей Родины, а, значит, не вырастем «Иванами, не помнящими родства»».
Список литературы:
Большая советская энциклопедия /гл. ред. Б.А. Введенский. – Изд. 2, 1955. – т. 32. – С 236.
Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Изд-во Норинт, 2000. – С. 225; 787.
Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – М.: Наука, 1984.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. – М.: Изд-во Русский язык, 1998. – т. 1. – С. 389.
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9.
Тутолмина-Линдт М.И. Музей Детского Творчества как фактор патриотического воспитания школьников / Кузнецова Е.Л., Тутолмина-Линдт М.И. // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Глазов, 2007. – С. 261-267.
Тутолмина-Линдт М.И. Организация работы по патриотическому воспитанию школьников в Музее Детского Творчества // Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодёжи. – Ижевск, 2010. – С.256-259.
Тутолмина-Линдт М.И. Организация работы по патриотическому воспитанию школьников в Музее Детского Творчества // Проблемы качества образования.- ж. Современные наукоёмкие технологии, № 7. – Москва, РАЕ. 2010. – С.291-293. http://ru.wikipedia.org
Информационные ресурсы Музея Детского Творчества ДДК
Передача ТВС «Огневой щит Отечества», 29 ноября 2004 г.
Видеопроект «История Победы глазами детей».
Передача ТВС «Дом для тех, кто любит труд», 20 октября 2008 г.
1 Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – М.: Наука, 1984, стр.