ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

В настоящее время в нашей стране введены новые Федерально образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего(полного) общего образования (СПОО). Если предметные результаты (в первую очередь знания) можно оценивать традиционным способом, то методы оценки личностных и мета-предметных результатов еще подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс.

Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования.[42.c 7]

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования [40 c.8].

В новых стандартах требования к результатам образовательного процесса сформулированы в терминах компетенций [30 c.5].

Планируемые результаты являются основной образовательной программы начального образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального образования, выступая содержательной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы

оценки – с другой.

Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются: лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); учащиеся и их родители; профессиональное педагогическое сообщество [18, c.45].

В ФГОС планируемые результаты представлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической.

Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Она адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы образования, авторам программ и учебников, руководителям образовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной деятельности (например, при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебно- методической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материалов) [4]/

Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методическому уровню их представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на

разные этапы учебного процесса. С ее помощью возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала предмета, но и логику формирования учебных действий.

Рассмотрим виды планируемых результатов в начальной школе. В планируемых результатах выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам, составляющим инвариантную часть базисного учебного плана – предметные результаты [16, c.34].

Подличностными результатамив стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие

системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Личностные результаты включают готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально- личностные позиции обучающихся, их социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности [42 c.7]/

Овладение личностными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к смыслообразованию (в том числе, а в начальной школе, и прежде всего в познавательной сфере), к самоопределению (включая самоиндентификацию, осознание своей принадлежности к различным сообществам, в том числе к сообществу учеников своего класса и своей школы, принятие внутренней позиции школьника), к приобретению системы ценностно- смысловых ориентаций.

Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение:

-внутренняя позиция школьника;

-формирование основ гражданской и культурной идентичности;

-формирование адекватной самооценки и самовосприятия

-развитие рефлексии

  • Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор: знание основных моральных норм; нравственная оценка событий и поступков; развитие целостного и морального сознания; развитие толерантности, отзывчивости; навыки конструктивного взаимодействия. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства [16].

В сфере личностных универсальныхучебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [5, c.234].

Метапредметные результаты, содержащие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [42 c.7].

Овладение метапредметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности. При этом освоенные метапредметные действия выступают как основа овладения предметными и универсальными (общенаучными, межпредметными ) знаниями и умениями, как основа овладения ключевыми компетентностями, умением учиться. Рассмотрим более подробно метапредметные результаты:

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним, по мнению Асмолова А.Г., относятся:

—целеполагание- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

—прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

—контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

—коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

—оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

—саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.[3]

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане) , контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[1].

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира .

Предметные результаты, обращенные к опыту специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системе основополагающих элементов научного знания, которые лежат в основе современной научной картины мира.[39 c.7]

Овладение предметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к решению разнообразных учебно- познавательных и учебно-практических задач путем как освоения системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, сущностным элементом которого наряду с учебными действиями, специфическими для данного предмета, являются в том числе и универсальные учебные действия, преломленные через специфику объекта изучения.

Предметные результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам. Это позволяет учителю, авторам программ и учебникам целенаправленно проектировать постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его с этапами формирования учебных действий и опорным учебным материалом, а также с требованием системы оценки. Предметные результаты содержат в себе, во- первых, основу системы научных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов, и, во-вторых, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование, и получение нового знания [7].

В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия, прежде всего познавательные: использование знакомо- символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. На разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: на уроках музыки- с музыкальными и художественными произведениями и т.п.

При этом вклад разных учебных предметов в формировании отдельных универсальных учебных действий разный. Можно утверждать, что совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий.

К предметным действиям относятся и такие действия, которые присущи главным образом к этому предмету и овладение которыми необходимо для его дальнейшего изучения.

Объектом оценки предметных результатов становится в полном соответствии с требованием Стандарта способность учащихся решать учебно- познавательные и учебно- практические задачи.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, они уточняют и конкретизируют требования ФГОС НОО к результатам освоения программы для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся

Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития ребенка. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:

• актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);

• зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

В структуре предметных результатов, отражена логика организации отдельных предметов: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых учебных предметов. Это позволяет учителю, авторам программ и учебников соотносить конечные итоговые результаты с внутренней логикой развертывания учебного процесса, реализуемого в рамках той или иной дидактической или методической системы; целенаправленно проектировать на этой основе постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его как с этапами формирования учебных действий и опорного учебного материала, так и с требованиями системы оценки. Структура планируемых результатов состоит также из трех уровней описания и трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты [3, c.36].

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся; [3,с 111 ]

Структура планируемых результатов отражает также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений и педагогов, а также конкретных выпускников. Это достигается посредством выделения трех уровней описания и соответственно трех блоков целей: выпускник научится; выпускник получит возможность научиться, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

В первом блоке представлены «цели-ориентиры», определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета [3, c.90]. Они призваны дать ответ на вопрос: «Ради чего изучается данный предмет? Каков его основной вклад в развитие личности ребенка?». Этот блок описывает основной вклад данной программы учебного предмета в развитие способностей обучающихся; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Достижение этого блока целей и результатов- преимущественная компетенция государства и системы образования в целом, которые несут ответственность за создание и развитие сети образовательных учреждений, их ресурсное обеспечение, за соответствие конечных результатов образовательного процесса социальным ожиданиям. Оценка достижения этих целей ведется в ходе мониторинговых исследований с использованием исключительно неперсонифицированной информации. Результаты исследования характеризует деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций, формируемых на данном предмете. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников [14, c.90].

Этот блок описывает требуемый уровень освоения опорного учебного материала. Критериями отбора служат значимость полученных результатов для решения основных задач образования на данной ступени, их необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во- первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых , при целенаправленной работе учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

Именно это блок служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников, именно на него надо ориентироваться при разработке инструментария итоговой оценки.

Итоговая оценка достижения планируемых результатов этой группы может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки или портфеля достижений), так и по итогам ее освоения.

Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня. А на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития,- с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в каждом разделе всех примерных программ.

Уровень достижения, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся с повышенным уровнем мотивации и способностей. Они не подлежат итоговой оценке выпускников, но могут быть объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений, с позиций оценки качества предоставляемых образовательных учреждений, с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных Стандартом общего образования.

В ряде случаев учет достижений планируемых результатов целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся [14,c.30].

Таким образом, структура планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития младшего школьника.

Подводя итоги можно сделать следующие предварительные выводы:

  1. Планируемые результаты являются основной образовательной программы начального образования. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального образования, выступая содержательной основой для разработки программ учебных предметов.

  2. Структура планируемых результатов состоит также из трех уровней описания и трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

Программа обобщения опыта формирования УУД у младших школьников на уроках музыки

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия чело­вечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении.

В результате изучения музыки на степени начального образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства; любовь к Родине, гордость за достижение отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно- творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека , применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Таблица 1

Тематическое планирование

Тема раздела и урока

1 четверть

УУД

«Россия-Родина моя!»

«Мелодия»

Р:Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.

К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

«О России петь, что стремиться в храм!»

«Святые Земли Русской»

Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

«День полный событий»

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.

В соответствие с требованием ФГОС к освоению универсальных учебных действий: метапредметных, личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных мы выделяем основные УУД (планируемые результаты) по разделам «Музыка» ( Критская).

На первом этапе исследования были структурированы планируемые результаты обучения музыке для четвертого класса по программе «Школа России», представленные в таблице 1– «Планируемые результаты обучения музыке в 4 классе по учебникам Е.Д. Критской.

Таблица 2

Планируемые результаты обучения музыке в 4 классе.

Уровни

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

  1. Личностные результаты

1.Уметь реализовывать творческий по­тенциал;

2. Уметь открыто выражать свое отношение к искусству;

3. Уметь развивать творческое начало в размышлениях о музыке;

4. Уметь проводить самоконтроль, самооценку;

1.Уметь формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

2.Испытывать потребность в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;

3. Развивать характер музыки;

Продолжение таблицы 1

2.Метапредметные результаты

Регулятивные

1.Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2.Высказывать свои предположения;

3.Делать выводы;

4.Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

1.Понимать учебную задачу урока;

2.Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки;

3.Анализировать, сравнивать, выделять главное;

Познавательные

1.Умение ориентироваться в своей системе знаний;

2.Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

3.Добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

1. Осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках;

Коммуникативные

1.Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2.Слушать и понимать речь других;

3.Уважительно вести диалог с

товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

1.Самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение;

Предметные

Музыка в жизни человека.

1.Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая

своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

2.Воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

1.Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

2.Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

1.Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

2.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

1.Реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Музыкальная картина мира

1.Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

1Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно

массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Таким образом, на примере предмета «Музыка» видно, как обобщаются планируемые результаты обучения для данного предмета.

Исследование познавательных УУД показало, что уровень познавательных УУД не достаточно высок.

Причины этого явления, на наш взгляд, заключается в том, что учащиеся невнимательно слушают музыку, неверно характеризуют музыку, не, неверно исполняют распевание, не ориентируются в учебнике, слабо развито логическое мышление, воображение, память и внимание.

Чтобы исправить ситуацию на уроках музыки нужно больше уделять внимание познавательным универсальным учебным действиям. Например, чтобы учащийся верно характеризовал героя, излагал свою точку зрения, нужно попросить описать героя, которого они представили при прослушивании музыки-привести к пониманию ошибки через собственное движение.

Учитель музыки, используя на уроке слова эстетических эмоций «звонкая, звучная, игривая, задорная и т.д.» помогает учащимся самим характеризовать прослушанные произведения. Используя интеллектуальную разминку, учащиеся настраиваются на интенсивную учебно-познавательную творческую деятельность, таким образом закрепляют изученный материал.

Педагогическая диагностика достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения

Опытно-экспериментальная работа по выбранной проблеме исследования осуществлялась нами с 2014 по 2015 уч. г. В эксперименте приняли участие младшие школьники 4 класса. Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ Исаковская СОШ.

Целью опытно-экспериментальной работы является определение диагностики достижения планируемых результатов образования, а именно познавательных УУД.

Сформулированная цель определила характер основных конкретных задач, решаемых нами в ходе опытно-экспериментальных работы:

  1. Уточнить и обосновать диагностику достижения школьниками планируемых результатов обучения.

  2. На основе выделенных критериев и показателей определить изменения в уровнях диагностики достижения планируемых результатов обучения в экспериментальной группе.

  3. Сделать выводы по результатам реализации экспериментальной диагностики достижения планируемых результатов обучения в экспериментальной группе.

В настоящее время в образовательном процессе формирование УУД должно осуществляется при изучении каждого учебного предмета. Отдельная дисциплина в зависимости от содержания и организации способа ее изучения учащимися, обеспечивает определенные условия для возможности формирования УУД.

На наш взгляд наиболее подходящей дисциплиной для формирования планируемых результатов является музыка. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Музыка » относится:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности;

освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;

На этапе констатирующей части опытно-экспериментальной работы нашей целью являлось проверить исходное состояние сформированности познавательных универсальных учебных действий у испытуемых по музыке.

Для определения уровня сформированности познавательных УУД у четвероклассников мы использовали анкету из 5 вопросов.

  1. Что ты знаешь о музыке и музыкантах?

  2. Каких композиторов ты знаешь?

  3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

  4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

  5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

Большую роль в музыкальном опыте ребенка играет выяснение понимания родителями роли музыкальной культуры в его жизни. Для анкетирования родителей предлагаются следующие вопросы, на которые они могут ответить в письменной форме:

  1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его можно было бы считать грамотным в области музыки?

  2. Что необходимо для достижения Вашим ребенком определенного уровня музыкальной грамотности?

  3. В чем Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Результаты анкетирования показали, что на уроках музыки в силу ряда объективных, а также организационно-методических и собственно дидактических недоработок со стороны учителей недостаточно формируются познавательные УУД, что в свою очередь сказывается на скромных достижениях детей.

Рис.1. Уровень обученности младших школьников по музыке

Формирующий эксперимент проходил в условиях образовательного процесса общеобразовательной школы. Особенностью его стало варьирование экспериментального и контрольного класса. На этапе формирующего эксперимента проверялась эффективность познавательных УУД на уроках музыки. Нами были анализированы конспекты уроков.

Учащиеся на уроках определяют знания, которые будут сформированы при изучении темы, отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию. Используют специальную терминологию музыкального искусства, так же излагают свою точку зрения, анализируют элементарные исследования, дают обоснованный ответ, оценивают свою деятельность. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. На уроках музыки усваиваются такие понятия как балет, знакомство с разными композиторами, с их творчеством. Учащиеся ищут способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки. Познавательные универсальные учебные действия способствуют формированию у детей умение чувствовать характер музыки, стремление любить музыку, расширять знания о средствах выразительности музыки, накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового характера. Так же у учащихся возникают трудности в ходе исследовательской деятельности. Учащиеся невнимательно слушают материал, в результате которого не могут отвечать на поставленные вопросы. Не могут ориентироваться в своей системе знаний, что приводит к затруднению дальнейшей работы на уроке.

Для определения познавательных УУД мы использовали итоговый тест , состоящий из вопросов, раскрывающий остаточные знания по музыке по программе «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

2.Оцените утверждение:

Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

3.Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

4.Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

5.Приведите в соответствие:

1) Опера а) актеры только танцуют

2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл г) актеры только поют

Изучение результатов тестирования показало, что 3 ученика справились с заданием на «5» (37 %), показав этим хорошую успеваемость на уроке музыки. В том числе 2 человека выполнили задание на «4» (37 %), 1 учащийся выполнил задание на « 3» (26 %).

Рис.2. Знания по музыке

Следует отметить, что все ТКУ и самоанализы-отчёты уроков музыки разрабатывались учителем и студентами-практикантами в полном соответствии с требованиями ФГОС, что позволило нам получить неплохие результаты в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем успеваемости в первой и третьей (мониторинговый срез) четверти.

Результаты успеваемости были практически подтверждены испытуемыми при проведении нами специального тестирования остаточных знаний по музыке за три четверти обучения в четвёртом классе.

Исходя из этого, в дальнейшем мы проверяли диагностику достижения младшими школьниками планируемых результатов. Для реализации поставленной задачи была сформирована контрольная группа, в которой определялся исходный уровень достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения - УУД.

Испытуемым-ученикам 4 класса была предложена диагностика, состоящая из следующих УУД: личностные «Незаконченные предложения», регулятивные «Корректурная проба», познавательные «Методика исследования словесно-логического мышления»

Личностные действия формируются через реализацию творческого потенциала, формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания позитивной самооценки и самоуважения. Личностные результаты обеспечивают понимание музыки как средство общения между людьми.

Методика «Незаконченные предложения» (Личностные УУД)

Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

По методике «Незаконченные предложения» мы получили следующие результаты: у 28,6 % (2 чел.) преобладает высокий уровень сформированности нравственных норм и нравственных качеств. То есть ученики имеют полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах. Средний уровень сформированности нравственных норм и нравственных качеств был выявлен у 71,4% (5 чел.) учащихся класса. Дети имеют правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах. Низкий уровень нравственных норм и нравственных качеств был выявлен у 14% (1 учащийся). Учащийся имеет неправильное представление о нравственных нормах и качествах.

Рис.3. Результаты диагностики уровня сформированности

нравственных норм

Таким образом, некоторые учащиеся имеют активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в развитии моральных суждений, имеют разовый опыт осуществления личностного морального выбора, иногда могут принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

Регулятивные действия формируются организацию учащимся своей учебной деятельности. Это: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.

Методика « Корректурная проба» ( Регулятивные УУД)

Цель: для определения уровня внимания.

По методике «Корректурная проба» мы получили следующие результаты: у 16,6% (1 чел.) преобладает высокий уровень внимания. Средний уровень внимания был выявлен у 33,3% (2 чел.) учащихся класса. Низкий уровень внимания был выявлен у 50 % (3 чел.) учащихся класса.

Таким образом, можно сделать вывод, что в классе присутствуют дети, у большинства которых выявлен низкий уровень внимания.

Рис. 4. Результаты диагностики уровня внимания

Причиной низкого уровня, на наш взгляд, заключается в том, что у учащихся маленький объем внимания.

Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Методика «Исследование словесно-логического мышления» (Познавательные УУД) (Э.Ф. Замбацявичене).

Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

По методике «Исследование словесно-логического мышления» мы получили следующие результаты: у 57,2% (4 чел.) преобладает высокий уровень словесно-логического мышления. То есть учащиеся могут правильно анализировать объекты выделения признаков, классифицировать объекты. Средний уровень словесно-логического мышления был выявлен у 42,8% (3 чел.) учащихся класса. Дети имеют умеют правильное, но недостаточно четко и анализировать объекты выделения признаков, классифицировать данные объекты. Низкий уровень словесно-логического мышления не было выявлено. В данном классе хорошо преобладает уровень словесно-логического мышления. У учащихся в классе хорошо развиты компоненты словесно-логического мышления (логические операции). При изучении индивидуальных результатов

Рис. 5. Диагностика уровня развития словесно-логического мышления

Таким образом, экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о необходимости учителя основательно планировать в ТКУ и последовательно добиваться формирования на каждом уроке музыки именно познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

1. Полученные результаты по итогам нашего исследования свидетельствуют об эффективности реализации обозначенных и выявленных педагогических условий, способствующих достижению планируемых результатов на уроке музыки.

2. По итогам формирующего эксперимента можно увидеть, что при разработке ТКУ в полном соответствии с требованием ФГОС позволяет получить неплохие результаты.

3. Сравнивая изменения, как в контрольной, так и в экспериментальной выборках, можно судить об эффективности планируемых результатов в образовании.

Каждый вид планируемых результатов способствует формированию у учащихся умение учиться, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учителю необходимо основательно планировать в ТКУ и последовательно добиваться формирования на каждом уроке музыки именно познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, т.к. он является одним из важных проблем образования. На уроках музыки дети познают окружающий мир через понимание музыки.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу нашего исследования.

В результате анализа педагогической теории было установлено, что планируемые результаты начального образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

В экспериментальной части исследования было проверено исходное состояние сформированности познавательных универсальных учебных действий у испытуемых по музыке, которое включило в себя анкетные вопросы.

Было установлено, что при разработке технологических карт уроков музыки в полном соответствии с требованием ФГОС, можно получить хорошие результаты остаточных знаний по музыке.

Определен исходный уровень достижения младшими школьниками планируемых результатов обучения – УУД, который включил в себя методики по достижению планируемых результатов.

Диагностика результатов свидетельствуют о необходимости учителя основательно планировать в ТКУ и последовательно добиваться формирования на каждом уроке музыки именно познавательных универсальных учебных дейсвий.

Список литературы:

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. -2009. - № 2.)

2. Александрова Э.И., Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. - М., 2010.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) /А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.

4. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2009.

5. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева.

6. Виноградова, Н. Ф. Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего образования / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2010. - № 1.

7. Государственный стандарт образования. Примерная образовательная программа в начальной школе.

8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2009

9. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю. Демидова. – М.: Просвещение, 2010. – 125 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

10. Журнал «Начальная школа № 8, 2012 с. 4-5»

11.Журнал «Начальная школа №11, 2014»

12. Журнал «Начальная школа № 8, 2014»

13. Журнал «Начальная школа № 2, 2014»

14.Журнал «Начальная школа плюс до и после № 3, 2011»

15.Журнал «Начальная школа плюс до и после № 4, 2014»

16. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12.

17. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся:примеры формирования / Л. Ф. Климанова // Управление начальной школой.- 2010. - № 10.

18.Кокарева З.А. Оценочная деятельность в начальной школе.-В. 2007

19. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 3. – С. 19-23.

20. Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе //Стандарты второго поколения: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе ; в 2-х ч. ; ч. 1. – М. : Просвещение, 2010.

21. Концепция и программы для начальных классов «Школа России».– М.: Просвещение, 2009, С-34.

22. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.

23. Максименко, Н.В. Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС начального общего образования №5, с. 80. Начальная школа, 2013г.

24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983.

25. Методический журнал для учителей начальной школы. Первое сентября № 1, 2012.

26. Методический журнал для учителей начальной школы. Первое сентября № 8, 2012 .

27. Методический журнал для учителей начальной школы. Первое сентября № 10, 2012

28. Методический журнал для учителей начальной школы. Первое сентября № 1, 2013

29. Методический журнал для учителей начальной школы. Первое сентября №10, 2013

30. Методический журнал для учителей начальной школы. Первое сентября №12, 2013

31.Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз. фак / Под. Ред. Л.В, Школяр.-М. 2001.

32. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова.

33. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.

34. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. И.А.Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011

35. Позднякова, Е. П. Как развивать метапредметные компетенции у детей младшего школьного возраста / Е. П. Позднякова // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии молодежи: изб. науч. тр. / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А. А. Саламатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.

36. Позднякова, Е. П. Педагогическое обеспечение развития метапредметных компетенций у младших школьников: метод.реком. / Е. П. Позднякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.

37. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (Образовательноя система «Школа 2100»), А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова.

38. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ №22: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc

39. Программа по музыке общеобразовательной школы.-М, 1993.

40. Программа по УМК Е.Д. Критская.

41. Программа формирования универсальных учебных действий //

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 76 с. – ISBN 5-1147-4312-1.

43. Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009

44. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. И. А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011

45. Холодная М.А. Предисловие/ М.А. Холодная, М. 2005

Приложение 1

ФИО

Что ты знаешь о музыке и музыкантах?

Каких композиторов ты знаешь?

Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

Марина М.

Музыка- это мелодия, состоявшая из нот. Музыкант занимается музыкой.

П.И.Чайковский

М.И.Глинка, М.П. Мусоргский, М. Моцарт, Бетховен, Бах,Штраус

«Героическая симфония»

Л. Бетховен

« Во поле береза стояла»,

«Калинка»,

« Выходила Младешенька»

В телевизоре,

на концертах,

на уроке

Саша П.

Музыка-это песня. Музыкант играет на инструментах

Шопен, Мусоргский М.

 

« Во поле береза стояла»

В телевизоре, в социальных сетях

Анна Г.

Музыка-сочетание нот. Музыкант-певец

М.И. Глинка, П.И. Чайковский

« Руслан и Людмила»

М.И. Глинка

 

В телевизоре

Егор П.

Не знаю

П.И. Чайковский

 

хоровод

В телевизоре

Миша Б.

Музыка-это хор

М. Мусоргский

   

В телевизоре

София Б.

Музыка-звучание разных нот. Музыкант занимается музыкой

И. Бах, П.И. Чайковский, Глинка

« Спящая красавица» П.И. Чайковский

« Во поле береза стояла»

В телевизоре, на радио.

Юлия О.

Музыка- плавное звучание нот.

Музыкант-человек, увлекающийся музыкой.

М. Мусоргский, Глинка

« Спящая красавица» П.И. Чайковский

« Во поле береза стояла»

Концерт, радио, на уроке

Приложение 2

1.Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

2.Оцените утверждение:

Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

3.Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

4.Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

5.Приведите в соответствие:

1) Опера а) актеры только танцуют

2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл г) актеры только поют

Таблица успеваемости

« 5»

« 4»

«3»

Богданова

София

Горбушина

Анна

Горбушин

Михаил

Макарова Марина

Перминова

Александра

 

Опарина Юлия

Поздеев Егор

 

Приложение 3

Методика « Незаконченные предложения» ( Личностные УУД)

Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

ФИО

Неправильное представление о нравственных нормах и качествах

Правильное, но недостаточно четкое представление о нравственных нормах и качествах

Полное и четкое представление о нравственных нормах и качествах

Горбушин Данил

5

 

3

Корепанова Елизавета

 

2

15

Сысоева Татьяна

2

2

6

Уракова Жанна

   

9

Чирков Артур

1

2

6

Чирков Геннадий

 

2

15

Чирков Павел

1

2

9

Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:

1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах..

3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

Высокий уровень - полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

Средний уровень - правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

Средний уровень - неправильное представление о нравственных нормах и качествах.

Уровень

Количество учащихся

%

Высокий уровень

2

29 %

Средний уровень

4

57%

Низкий уровень

1

14%

Приложение 4

Методика « Корректурная проба Бурдона» ( Регулятивные УУД)

Развитие внимания - это, прежде всего, развитие способности к концентрации и устойчивости.

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

ФИО

Концентрация внимания

(количество сделанных ошибок)

Объем внимания

(Количество просмотренных букв)

Горбушин Данил

7

205

Корепанова Елизавета

7

205

Сысоева Татьяна

27

205

Уракова Жанна

10

100

Чирков Артур

5

121

Чирков Геннадий

8

190

Чирков Павел

0

205

Приложение 5

Методика исследования словесно-логического мышления ( Познавательные УУД). Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра .

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

I субтест " Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).

задание

1.У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

2.В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. В России не живет (соловей, аист, синица,страус, скворец).

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II субтест "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните".

задание

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2.Река, озеро, море, мост, болото.

3.Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4.Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5.Шиповник, сирень, тополь, жасмин, боярышник.

6.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7.Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8.Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9.Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный.

Обработка результатов. Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 20 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:

20б. - 17б. -высокий уровень развития- учащийся правильно анализирует объекты выделения признаков, классифицирует объекты.

16б.- 10б. - средний уровень развития- учащийся правильно, но недостаточно четко и анализирует объекты выделения признаков, классифицировать данные объекты.

9 б. и менее -низкий уровень развития- не было выявлено

В графе « № задания» фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник.

ФИО школьников

1 субтест

« Выделение существенных признаков»

2 субтест «Классификация»

Общий балл

Уровни развития

№ задания

Сумма баллов

№ задания

Сумма баллов

   

Горбушин Данил

№8,9

8

№3

9

17

Высокий уровень

Корепанова Елизавета

№8

9

 

10

19

Высокий уровень

Сысоева Татьяна

№5,7,8

7

№4,6,10

7

16

Средний уровень

Уракова Жанна

№8

9

№3,10

8

17

Высокий уровень

Чирков Артур

№1,8.

8

№3,5,10

7

15

Средний уровень

Чирков Геннадий

№1,8,9.

7

№3

9

16

Средний уровень

Чирков Павел

№8

9

№2,3

8

17

Высокий уровень

Количество школьников

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

7 учащихся

4 учащихся

3 учащихся

 

0

Просмотров работы: 11294