ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ МАССОВО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ МАССОВО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.«Важной составной частью государственной политики является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения и развитие детско-юношеского спорта» (Концепция развития ФК и С-2005 г.) Безусловно, это именно так. На современном этапе развития общества физическое воспитание занимает одно из важнейших мест в подготовке подрастающего поколения к жизни, общественно полезному труду.

Актуальность вопросов исследования физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности определяется тем, что в современных условиях от здоровья подрастающего поколения зависит дальнейшее будущее страны. Проблемой исследования выступают психолого-педагогические условия физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности.

Краткий анализ разработанности проблемы: Физическое воспитание детей младшего школьного возраста показано в работах В.П. Лукьяненко[11], Л.П. Матвеева[12] , Ж.К. Холодова[21] и других ученых. Отдельно следует выделить исследователей, занимающихся физическим воспитанием детей младшего школьного возраста во внеучебной массово-оздоровительной деятельности. Речь идет о работах В.Н. Верхлина [3] и Л.И. Тарасовой [17].

Цель - выявить психолого-педагогических условия развития физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности.

Гипотеза: физическое воспитание младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности будет наиболее эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий: - организационных;

- методических;

- воспитании культуры здоровья школьника.

Задачи:

1. Охарактеризовать основы физического воспитания школьников.

2. Определить специфику физического воспитания младших школьников.

3. Рассмотреть внеучебную массово-оздоровительную деятельность как фактор эффективности физического воспитания младших школьников.

4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности.

Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников во внеучебной массово - оздоровительной деятельности.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия работы по физическому воспитанию младших школьников во внеучебной массово - оздоровительной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ психолого - педагогической, научно - методической литературы, научных изданий, диссертационных исследований;

  2. Анализ учебных планов и программ по физическому воспитанию;

  3. Констатирующий эксперимент: педагогическое наблюдение, анкетирование.

Структура и объем данной работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава, теоретическая, посвящена особенностям физического воспитания учащихся начальных классов. Во второй главе, практической, речь пойдет о психолого-педагогических условиях физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования – СОШ № 2 г. Глазова. В исследовании принимали участие 20 детей контрольной группы и 20 детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1.  
    1. Общая характеристика физического воспитания школьников

Как известно, физическое воспитание является одним из важнейших слагаемых системы воспитания человека, а также основным средством привлечения каждого к физической культуре и спорту.

Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей [14,c.9]. При обучении движениям занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью[10,с.98]. Физическое воспитание достигается посредством не только движений, но и формирования знаний о здоровом образе жизни, организации рационального режима дня для правильного физического развития.

Физическое развитие школьников является не менее существенной стороной физического воспитания. Развитие всех физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными необходимо развивать, совершенствовать. В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и силу этого более результативным.

Главной целью физического воспитания является содействие всестороннему гармоническому развитию личности, осуществляемому в тесном единстве с нравственным, этическим, умственным и другими видами воспитательных воздействий. По мнению профессора М.Я. Виленского, целью физического воспитания школьников является формирование физической культуры личности. А по мнению профессора В.И.Ляха, такой целью является содействие формированию всесторонне и гармонически развитой личности, где формирование физической культуры представляет собой отнюдь не цель, а лишь средство достижения этой цели[11,с.39].Наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам является школьный возраст, так как именно в этом возрасте наиболее эффективно развитие функциональных возможностей и физических способностей.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- укрепление здоровья и содействие гармоническому физическому развитию;

- формирование знаний, умений, навыков и привычек в области физической культуры и гигиены, направленных на укрепление здоровья, повышению работоспособности и развитие двигательных способностей;

- включение в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности;

- воспитание морально-волевых качеств и черт личности, доброжелательное отношение к товарищам, развитие дисциплинированности;

- развитие физических способностей и стремление к занятиям физкультуры и спорта;

- приобщение к здоровому образу жизни.

Итак, только при решение всех задач может быть достигнута цель физического воспитания, так как только в они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Главным средством физического воспитания является физические упражнения. Они способствуют активизации работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий [23].

Для осуществления физического воспитания учащихся выделяют 3 формы: стандартный урок физической культуры; физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня; внеклассная работа по физическому воспитанию. Все эти формы тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.

Основной формой физического воспитания является урок физической культуры, так как на нем решаются основные задачи: образовательные, оздоровительные, воспитательные, а так же обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях [6]. Перед началом учебных занятий учитель должен провести технику безопасности для предотвращения травматизма.

Ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых:

• утренняя гигиеническая гимнастика. Включает ОРУ, ходьбу, бег, легкоатлетические упражнения для развития отдельных физических качеств. Должна выполняться каждое утро для пробуждения организма, активизации работы всех органов и систем организма, повышения работоспособности, а также жизнерадостному настроению на предстоящий день;

• попутная тренировка(прогулки по дороге в школу и обратно). Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект;

• гимнастика до учебных занятий. Способствует организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения;

• уроки физической культуры. Их содержание определяется Государственным стандартом и учебной программой. Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и

эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками;

• физкультминутки на уроках. Они снимают статическое напряжение, дают отдых органам зрения и слуха, ослабляют утомление, повышают работоспособность в течение дня;

• физические упражнения и подвижные игры во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине учебного дня;

• ежедневные “Часы здоровья” позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору;

• спортивный час. Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять утомление после уроков. Эта форма занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т.п.;

• занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта. Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т.п.;

• общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т.п. Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т.п.;

• самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

1.2.Специфика физического воспитания младших школьников

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [8,с.31].

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

Заботу о физическом воспитании детей школьного возраста обязаны проявлять и семья, и весь педагогический коллектив школы. Для правильного построения занятий по физическому воспитанию необходимо знать физиологические и психические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает детей с 6– 7 до 11 лет (I – IV классы). Этот возраст характеризуется относительно спокойным физическим развитием. В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Под влиянием отрицательных эмоций происходит негативное отношение к занятиям и собственному развитию. В этом возрасте слабо развита настойчивость и при проявлении трудностей активность детей падает. Характерна для детей внушаемость и необдуманное подражание. В этом возрасте следует давать доступные упражнения и следует формировать самооценку поскольку переоценка или недооценка своих возможностей негативно сказывается на проявление волевых усилий. Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И.И. Павлов назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности, «мускульной радостью» [7,с.103].

В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями [13,с. 148].

Программа по физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое внимание развитию двигательных качеств школьников. Учителям физической культуры необходимо ориентироваться на этот материал и, исходя из условий школы, выделять на каждом уроке определенное количество времени (6-12 мин) на развитие двигательных качеств учеников [24,с.109]. У детей 7-8 лет быстро совершенствуется способность к разным точным движениям. Этому помогают метания в цель, упражнения с малым мячом - удары о пол и броски о стенку со следующей ловлей, подбрасывание и ловлю мяча с дополнительными движениями [5,с. 120]. Для развития ловкости и координации движений необходимо использовать разные сочетания элементарных движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу, прыжки со скакалкой с дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большим мячом - передачи, перекидывание и тому подобное.

Учителя физической культуры в физическом воспитании младших школьников применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) [11, с. 98].

К специфическим методам физического воспитания относятся [13, с. 166]: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод (использование упражнений в игровой форме); соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Для оздоровительной направленности наиболее приемлем игровой метод, так как в соревнованиях принимают участие не все дети.

Общепедагогические методы включают в себя [13, с. 166]: словесные методы; методы наглядного воздействия. Наиболее эффективен для учащихся начальных классов метод наглядного воздействия, но ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Особенности методики физического воспитания.

Начало школьного периода связанно с очень тяжелым элементом школьного режима длительное сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника. Это необходимо учитывать при подборе упражнений для физкультминуток.

Младший школьный возраст – наиболее ответственный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.

Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обусловливают необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок младших школьников. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий.

Развитие двигательных координаций – главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста. К концу периода целесообразно ориентировать ребенка на занятия тем видом спорта или физической активности, который в наибольшей мере соответствует его способностям и интересам и может быть реализован в конкретных условиях жизни данного ребенка.

В возрасте 7 – 10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации школьников для определения каждому из них оптимального пути физического совершенствования.

На развитие физических качеств школьника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению. Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно - сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения [23].

В младшем школьном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений [23]. Именно в этом возрасте необходимо развивать координационные способности.

В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, поэтому уроки по физическому воспитанию необходимо планировать с учетом этой очень важной особенности. Именно игры способствуют усвоению самых разнообразных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Занятия с детьми данного возраста проводятся в основном с использованием разнообразных подвижных игр, подготавливающих к последующему изучению техники и тактики. С учащимися младших классов необходимо проводить на уроках игры с выполнением разнообразных упражнений, такие как, игры с бегом, с прыжками, с лазанием, игры с метанием и ловлей и др. Ежедневное проведение таких игр позволяет успешно решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудового воспитания, активного повседневного отдыха.

Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что основными задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются:

- укрепление здоровья;

- содействие физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов;

- формирование и совершенствование жизненно-важных двигательных умений и навыков, воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.),

- содействие развитию психических процессов, формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре.

Решением обозначенных задач в начальной школе призваны заниматься учителя физической культуры, именно им отводится важная роль в физическом воспитании здорового подрастающего поколения, являющимся органической частью воспитания вообще.

В процессе физического воспитания у младших школьников закладываются основы физического и духовного здоровья, которое является базой для разностороннего развития их личности. Основу физической культуры учащихся начальной школы составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование их природных качеств и способностей.

Итак, рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня младшего школьника расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

Физическое развитие школьников осуществляется при использовании различных средств, форм, методов.

Одно из важнейших мест в системе физического воспитания детей начальных классов занимает подвижная игра. Именно игры способствуют благоприятному физическому и интеллектуальному развитию, а также радостному настроению. Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.

Главным средством физического воспитания является физическое упражнение. Благодаря им дети восполняют нехватку двигательной активности в течение учебного дня. Учителя физической культуры должны обеспечивать оптимальную нагрузку для данного возраста.

Стандартный урок физической культуры есть главная форма физического воспитания детей младшего школьного возраста, так как именно на нем решается множество задач, таких как: образовательные, оздоровительные, воспитательные, а так же обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в условиях современного мира.

Важно с детьми младшего школьного возраста проводить разнообразные праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ МАССОВО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.  
    1. Характеристика внеучебной массово-оздоровительной деятельности как фактора эффективности физического воспитания младших школьников

Согласно проекту Базисного плана общеобразовательных учреждений российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Целенаправленная работа по увеличению двигательной активности младшеклассников проводится как в течение учебного дня, так и во внеурочное время. В ходе школьного учебного дня основными формами двигательной активности, кроме урока физической культуры, являются физкультурно-оздоровительные и массово-оздоровительные мероприятии.

Внеучебная массово-оздоровительная деятельность-это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, направленная на укреплении здоровья всех учащихся. Педагоги рассматривают внеучебную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры.

Целью внеучебной массово-оздоровительной работы в школе являетсяпривлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также организация совместных действий учителей физической культуры, классных руководителей и родителей учащихся.

Задачи внеклассной работы:

- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;

- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;

- углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;

- воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

- организовывать здоровый отдых учащихся;

- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом [21].

Для качественного физического воспитания детей в школе должен быть профессионально подготовленный и имеющий авторитет в педагогическом коллективе учитель физической культуры.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. В большинстве случаев дети бегают на переменах по коридорам, в связи с этим нужно организовывать подвижные игры на переменах для удовлетворения двигательной активности детей.

Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий не может быть достигнуто. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, ведет за собой неполноценное физическое и интеллектуальное развитие.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях [12]. Наиболее эффективны будут такие мероприятия при творческом подходе учителя физической культуры к их организации. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности. В качестве примера можно привести такие массовые мероприятия, как «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложение 1), день здоровья, веселые старты, день спорта. Двигательная активность обучающихся в школе и во внеурочное время обуславливает нормальный рост и развитие детского организма, способствует устранению отдельных нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушений осанки. Участие детей в двигательной деятельности приносит чувство удовлетворения как им, так и их родителям и учителям.

В спортивных соревнованиях могут принимать участие только здоровые дети. Если же проанализировать сегодняшнее состояние здоровья наших детей, то становится понятно, что поддерживая массовые соревнования только для тех, кто уже серьезно занимается спортом, мы вряд ли достигнем цели - привлечение к спорту и здорового образа жизни всех школьников. Именно поэтому в последние годы большое значение получила массово-оздоровительная деятельность.

Наиболее эффективными в физическом воспитании младших школьников являются различные подвижные игры, так как они являются источником положительного эмоционального фона учащихся, обладающим великой воспитательной силой, они вырабатывают у детей бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Одной из основных задач проведения праздников спорта является достижение максимального оздоровительного эффекта. Проводятся отдельно для начальной школы и базовой школы. Учащиеся средней школы, как правило, являются членами физкультурного актива школы и судят соревнования.

Для подготовки и проведения дней здоровья, дня защиты детей и других спортивно-массовых мероприятий привлекаются в первую очередь учитель физкультуры и педагог-организатор, педагогические работники, а также медицинский персонал. Большую помощь в организации и проведении спортивных праздников оказывает физкультурный актив из числа учащихся школы. С ребятами из актива проводятся инструктажи и другие мероприятия, в ходе которых приобретаются практические навыки проведения соревнований.

Необходимо заранее проводить совещание с классными руководителями и педагогами, физоргами, главной судейской комиссией, чтобы обсудить основные пункты положения и сценария спортивного мероприятия. Необходимо красочно оформить места проведения соревнований при организации и проведении спортивного праздника для положительного эмоционального фона учащихся. К организации и подготовке таких праздников также привлекаются родители учащихся. Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся.

Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении таких мероприятий необходимо следить за тем, чтобы все ребята были привлечены и активно участвовали во всех запланированных видах программы. Те, кто освобождены врачом от занятий физической культурой, также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе. Эти дети оказывают посильную помощь учителям физической культуры, классным руководителям в их проведении, так как они не участвуют в соревнованиях и играх.

Для эффективного повышения физической и интеллектуальной работоспособности школьника нужно использовать различные средства, формы, методы физического воспитания. В результате укрепляется здоровье детей, повышается интерес к занятиям физическими упражнениями, формируется потребность познавать свои резервы, добиваться успехов.

Итак, вопросы организации спортивно-массовых мероприятий свидетельствуют о многогранности форм и методов этой работы. Данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников.

Этапы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы по вопросам возрастной характеристики детей младшего школьного возраста, физического воспитания детей в образовательной среде, а также психолого-педагогических условий физического воспитания младших школьников;

  2. Анкетирование;

  3. Обобщение результатов исследования.

Таким образом, работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Она должна быть организована администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы и она принесет свои плоды, если будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания обучающихся.

2.2. Педагогические условия эффективности физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности

Эффективность физического воспитания младших школьников в первую очередь зависит старших: учителя физической культуры, классного руководителя, родителей, а в последующем и от самих детей. Детям в этом возрасте присуща внешняя мотивация, а не внутренняя. Поэтому перед всеми окружающими его людьми стоит важная задача в воспитании культуры здоровья школьника, а перед учителями – эффективная организация и методика проведения массово-оздоровительных мероприятий.

Нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, математическая обработка.

Анализ научно-методической литературы использовался для изучения состояния вопросов, исследуемых в работе. С помощью анализа и обобщения научно-методической литературы мы определили главные формы, методы и средства организации внеучебных массово-оздоровительных мероприятий для успешного физического воспитания младших школьников (Приложение2). Всего было проанализировано 56 источников научно-методической литературы.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности, мы приступили к исследовательской работе.

Исследование проводилось в МБОУ «СОШ» № 2 г.Глазова для выявления психолого-педагогических особенностей физического воспитания младших школьников. Нами была разработана анкета для учащихся 4в и 4б классов (Приложение 3). В анкетировании приняли участие по 20 учащихся с каждого класса.

В результате анкетирования было выявлено, что у учащихся контрольной группы физическое воспитание выше, чем у детей экспериментальной группы (Приложение 4), но незначительно. Практически всем детям нравятся занятия физической культурой и массово-оздоровительные мероприятия. Посещают спортивные секции одинаковое количество учащихся обеих групп. Но, существенное различие в показателях наблюдается в посещение массово-оздоровительных мероприятий: в контрольной группе 100% посещение таких мероприятий; в экспериментальной – этот показатель ниже среднего. Этому могут быть различные причины: частая заболеваемость детей; не могут привлечь детей к занятиям массово-оздоровительной деятельностью некоторые учителя физической культуры, так как в контрольной и экспериментальной группе разные преподаватели; не сформирована культура здоровья школьника; неинтересная методика проведения таких мероприятий.

У большинства испытуемых в контрольной и экспериментальной группе присутствуют положительные ответы (Приложение 5, 6). Но в самом важном вопросе о посещении оздоровительных мероприятий наблюдается самый низкий показатель. Для повышения данного показателя необходимо создавать благоприятную обстановку на мероприятиях, использовать в основном игровой метод, так как дети еще не успели перейти от игровой ведущей деятельности к учебной, использовать разнообразные средства.

В общем физическое воспитание школьников на среднем уровне(Приложение 7). Поэтому необходимо совершенствовать мероприятия по оздоровительному направлению детей и исключать возможные причины отрицательного воздействия на организм занимающихся.

В плане организации физкультурно-оздоровительной деятельности в МБОУ СОШ №2 г.Глазова показано большое количество форм массово-оздоровительной деятельности, такие как: массовые кроссы, зарница, веселые старты и различные спортивные праздники (Приложение 8). В этой школе в течение всего учебного года проводятся дни здоровья, различные спортивные мероприятия на разную тематику. За время наблюдения было проведено 2 внеучебных массово-оздоровительных мероприятия. Первое мероприятие было посвящено дню защитника отечества, которое проводилось среди параллелей четвертых классов. В ходе мероприятия принимали участие все студенты-практиканты по специальности «физическая культура». Наблюдали за мероприятием учителя физической культуры и классные руководители. Мероприятие детям безусловно понравилось в связи с интересной программой. В конце определили победителей веселых стартов и всех участников поощрили сладкими призами.

Вторым мероприятием была «Зарница» среди младших школьников, посвященная 70-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. В данном мероприятии были задействованы: учителя физической культуры, студенты-практиканты, учащиеся старших классов. В ходе мероприятия все дети ответственно проходили каждую станцию с большим интересом.

Все преподаватели физической культуры добивались дисциплины детей путем проведения в начале занятия игр на внимание и это всегда срабатывало.

Методику проведения занятий учителя физической культуры составляли, исходя из физиологических и психологических особенностей детского организма. Но реализовать удавалось не всегда, так как в одном помещении занятия могли проводиться сразу у 2-3 классов разных возрастных групп.

У учащихся начальной школы присутствует учебник «Физическая культура», 1-4 класс, Лях В.И., 2013. Данный учебник знакомит детей с азами физической культуры, здорового образа жизни, основными программными упражнениями.

Обоснование педагогической моделивнеучебной массово-оздоровительной деятельности в процессе физического воспитания младших школьников.

Массово-оздоровительная деятельность является одним из важнейших направлений внеурочной деятельности младших школьников, основной целью которого является укрепление здоровья детей и формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

Задачи:

- сформировать необходимые представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- повышать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.

Ожидаемые результаты:

- сохранение здоровья учащихся;

- овладение учащимися знаниями здорового образа жизни, осознание ответственности за своё здоровье, умение видеть прямую связь между поведением и здоровьем;

- сформированность межличностных отношений на основе взаимопонимания и взаимоуважения;

- получение опыта самостоятельного социального действия.

Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. В связи с этим многие мероприятия необходимо проводить в сказочной, увлекательной форме с включением подвижных игр.

Внеурочная форма организации массово-оздоровительной деятельности позволяет:

1. развивать двигательные умения и навыки учащихся.

2. массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. формировать потребность в здоровом образе жизни.

4. проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.

Формами внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению являются кружок, физкультурно-массовые мероприятия – спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спартакиады, конкурсы, турниры, походы.

От специалиста в работе с детьми данного возраста требуется не сколько знаний, сколько общения. Педагог должен придерживаться следующих стилей общения: совместное творчество, дружеское расположение. Ни в коем случае не употреблять таких стилей, как: устрашение, дистанция, менторский стиль.

Благодаря внеурочной деятельности можно сделать вывод о том, что многие у многих детей появляется интерес к определенным видам спорта и уверенность, что они могут добиться высоких результатов, появляется интерес к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.

Выделяют 3 уровня спортивно-оздоровительного направления во внеурочной деятельности младших школьников.

Достижение первого уровня результатов осуществляется при: приобретении учащимися знаний о нормах, условиях, способах и средствах ведения здорового образа жизни, о нормах гигиены и технике безопасности при занятии спортом, о негативных факторах риска здоровья, правилах здорового питания, сна, двигательной активности и оптимального режима дня .

Второго уровня результатов ребята достигают, когда принимают участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посещают разнообразные спортивных кружки и секции. Здесь развиваются навыки сотрудничества и коллективного взаимодействия.

Достижение третьего уровня спортивно-оздоровительного направления достигается при: самостоятельных занятиях физическими упражнениями, привлечении в сферу спортивно-оздоровительного образа жизни окружающих его близких людей – родителей, друзей, одноклассников и других.

Таким образом, во внеурочной работе достигаются все три уровня спортивно-оздоровительного направления.

Целенаправленная работа по увеличению двигательной активности младшеклассников проводится как в течение учебного дня, так и во внеурочное время. В ходе школьного учебного дня основной формой двигательной активности , кроме урока физической культуры является массово-оздоровительная работа.

Если на уроках физической культуры эффективность занятий зависит от учителей физической культуры, а во внеучебной массово-оздоровительной деятельности эффективность физического воспитания подрастающего поколения зависит от всех окружающих его людей: классный руководитель, учитель физической культуры, родители и другие.

В ходе исследования было выявлено недостаточное физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Эффективным оно будет при реализации следующих психолого-педагогических условий:

- организационному началу мероприятий, чтобы достичь дисциплины у учащихся;

- правильной методике проведения мероприятий, исходя их особенностей детского организма, а также их желаний;

- воспитании культуры здоровья школьников, при которой у детей будет сформирована потребность в ведении здорового образа жизни и укрепления здоровья.

Зааключение.Массово-оздоровительная деятельность в физическом воспитании подрастающего поколения безусловно играет важную роль, это связано прежде всего с тревожными тенденциями ухудшения здоровья детей. Поэтому необходимым является ее дальнейшее изучение и совершенствование.

Физическое развитие школьников осуществляется при использовании различных средств, форм, методов. Забота о физическом воспитании детей младшего школьного возраста ложится на весь педагогический коллектив, родителей и на самого ребенка.

Основная задача физического воспитания младшеклассников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности – укрепление здоровья.

На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность физического воспитания младших школьников возможна при создании следующих психолого-педагогических условий: организационных, методических, культуры здоровья. Только при применении всех этих условий будет достигнут результат.

Опытная работа в МБОУ СОШ №2 г. Глазова показала необходимость проведения занятий по физическому воспитанию с младшими школьниками. Хотя детям нравится заниматься двигательной активностью, у них не сформирована потребность в этих занятиях. Физическое воспитание во внеучебной массово-оздоровительной деятельности может способствовать воспитанию культуры здоровья школьников, развитию потребности в ведении здорового образа жизни, повышению физической и интеллектуальной работоспособности при правильной организации занятий. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию всесторонней гармонической личности.

В ходе исследовательской работы мы решили следующие задачи: охарактеризовали физическое воспитание всех школьников и учащихся начальных классов, охарактеризовали внеучебную массово-оздоровительную деятельность как фактор эффективности физического воспитания младшеклассников. Исходя из решения поставленных задач нами была достигнута цель курсовой работы: выявление психолого-педагогических условий физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов внеучебной массово-оздоровительной деятельности - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аршинник, С. П. Элементы кросса на уроках / С. П. Аршинник, В. И. Тхорев // Физическая культура в школе. - 2008. - N 1. - С. 23-26.

  2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с.

  3. Верхлин, В. Н. Работая в младшей школе / В. Н. Верхлин, Г. А. Верхлина // Физическая культура в школе. - 2009. - N 8. - С. 40-43.

  4. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школь­ного возраста. — М.: Просвещение, 1986.

  5. Гугин А.А. Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. - М., 1977. - 320с.

  6. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н., Физическое воспитание в школе: Метод. Пособие . – Мн.: Тесей, 1988)

  7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - 304 с.

  8. Козленко Н.О. Школьникам - привычку заниматься физкультурой. - К., 1985. - 120 с.

  9. Кораблина Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. - СПб., 1994.-С.4.

  10. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.

  11. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.

  12. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 2012.

  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 443с.

  14. Нуришанова, О. А. Влияние физической культуры на организм человека [Электронный ресурс] / О. А. Нуришанова. –: Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/7606.pdf, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

  15. Пенькова И.В., Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Учеб.-метод. пос. - Тюмень: Вектор БУК, 2000. - 40 с.

  16. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка.- М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256с.

  17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

  18. Тарасова, Л. И. Внеклассной работе - массовость! / Л. И. Тарасова, О. В. Анфилатова // Физическая культура в школе. - 2008. - N 8. - С. 43-45.

  19. Теория и методика обучения предмету «Физическая культу-ра» : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Ю.Д.Же-лез няк, В.М.Минбулатов, И.В.Кулишенко, Е.В.Крякина];под ред. Ю.Д.Железняка. — 4-е изд., перераб. — М. : Издатель-ский центр «Академия», 2010. — 272 с.

  20. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Вайнбаума. - М., 1979. - 209 с.

  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241).

  22. Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания М., 1972

  23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М: Издательский центр «Академия», 2000.-480с.

  24. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов н/Д., 2003. - 255 с.

  25. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ. – Мн.: Университетское, 1998,. – 184с.

  26. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. - 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Положение о проведении соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья» МБОУ СОШ №2 г.Глазова на 2014-2015 учебный год

Цель:

Привлечь внимание детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом. Доставить детям и их родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Пропагандировать значение физической культуры как средства достижения физической красоты, силы, ловкости, выносливости, как интересной игры для детей и взрослых.

Задачи:

1. Мотивация занятий физкультурой и спортом в целях оздоровления;

2. Развитие психофизических качеств учащихся;

3. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках в игровых ситуациях.

Время и место проведения:

28 февраля (суббота) 10:00 ч. В спортивном зале МБОУ СОШ №2 г.Глазова.

Участники соревнований:

Участниками конкурса являются семейные пары, а именно папа, мама и ребенок, который является учеником МБОУ СОШ № 2 г.Глазова.

Руководство соревнованиями:

Продолжение приложения 1

Непосредственное проведение соревнований возлагается на администрацию МОУ СОШ № 2 г.Глазова. Главным судьей соревнований является Королева Алина Ивановна.

Судьями являются учителя физической культуры МБОУ СОШ № 2 г.Глазова. Помощниками судей являются старшеклассники МБОУ СОШ № 2 г.Глазова.

Определение победителей:

Места в эстафетах определяются по времени или лучшему результату, показанному командами в эстафете (конкурсе). Общее место определяется по наименьшей сумме мест, показанной командой во всех эстафетах. Если команды наберут одинаковое количество мест, то предпочтение отдается команде, показавшей лучшее время в комбинированной эстафете.

Награждение:

Все участники награждаются дипломами.

Составила учитель ФК: Плехова О.А.

Приложение 2

Формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

Место проведения

Время проведения

Форма организации

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня

Прогулки, совместно с взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования

Вторая половина учебного дня

Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

Приложение 3.

Анкета для определения значимости массово-оздоровительной деятельности в физическом воспитании младших школьников

Описание: необходимо поставить крестик в соответствующих графах

 

Да

Нет

1. Нравятся ли тебе занятия физической культурой в школе

   

2. Посещаешь ли ты какие-либо спортивные кружки, секции

   

3. Принимаешь ли ты участие в школьных спартакиадах, спортивных праздниках , веселых стартах и др.

   

4. Нравятся ли тебе такие мероприятия

   

5. Хотел бы ты, чтобы такие мероприятия проводились чаще

   

Приложение 4

Гистограмма «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группе».

Приложение 5

Математическая обработка информации по критерию Фишера в контрольной группе.

Вводим обозначения : Х – число респондентов, давших положительный ответ ; У – число респондентов, давших отрицательный ответ.

Альтернативная статистическая гипотеза Н1: Х˃У, р=0.05

t-Стьюдента

 

Х

Х-Мх

(Х-Мх)2

1

20

1.6

2.56

2

14

-4.4

19.36

3

20

1.6

2.56

4

19

0.6

0.36

5

19

0.6

0.36

92

 

25.2

Найдем среднее арифметическое по формуле:

=18.4

Определяем дисперсию и среднее квадратичное отклонение:

 

Y

Y-Мy

(Y-Мy)2

1

0

-1.6

2.56

2

6

4.4

19.36

3

0

-1.6

2.56

4

1

-0.6

0.36

5

1

-0.6

0.36

8

 

25.2

Найдем среднее арифметическое по формуле:

=1.6

Определяем дисперсию и среднее квадратичное отклонение:

F-Фишера

F=Fэм=

Находим степени свободы для числителя и знаменателя:

Ux=nx-1 = 4

Uy=ny-1 =4

Fкр=6.39

Fкр˃Fэм

Принимается Н1 ,следовательно, различия в количестве респондентов, давших положительный и отрицательный ответ в контрольной группе, статистически достоверны (уровень значимости 0.05).

Приложение 6

Математическая обработка информации по критерию Фишера в экспериментальной группе.

Вводим обозначения : Х – число респондентов, давших положительный ответ ; У – число респондентов, давших отрицательный ответ.

Альтернативная статистическая гипотеза Н1: Х˃У, р=0.05

t-Стьюдента

 

Х

Х-Мх

(Х-Мх)2

1

19

4.2

17.64

2

13

-1.8

3.24

3

7

-7.8

60.84

4

19

4.2

17.64

5

16

1.2

1.44

74

 

100.8

Найдем среднее арифметическое по формуле:

=14.8

Определяем дисперсию и среднее квадратичное отклонение:

 

Y

Y-Мy

(Y-Мy)2

1

1

-4.2

17.64

2

7

1.8

3.24

3

13

7.8

60.84

4

1

-4.2

17.64

5

4

-1.2

1.44

26

 

100.8

Найдем среднее арифметическое по формуле:

=5.2

Определяем дисперсию и среднее квадратичное отклонение:

F-Фишера

F=Fэм=

Находим степени свободы для числителя и знаменателя:

Ux=nx-1 = 4

Uy=ny-1 =4

Fкр=6.39

Fкр˃Fэм

Принимается Н1 , следовательно, различия в количестве респондентов, давших положительный и отрицательный ответ в экспериментальной группе, статистически достоверны

Приложение 7

Диаграмма «Общее физическое воспитание младших школьников в контрольной и экспериментальной группе».

Приложение 8

План

организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

МБОУ СОШ №2 г.Глазова на 2014-2015 учебный год.

Цели:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

  • Пропаганда среди школьников и приобщение их к здоровому образу жизни. Воспитание потребности и умения школьников самостоятельно заниматься физкультурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха.

  • Воспитание учащихся в народных традициях

Основные разделы и содержание работы

Дата проведения

Ответственные

 

Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время

В течение года

Учителя физической культуры, классные руководители, организаторы, родители

1

Организация соревнований , подвижных игр, «Веселых стартов» во время каникул

2

Организовать туристические походы, походы выходного дня

3

Провести праздники : «Папа, мама, я – спортивная семья» ; спортивный праздник, посвященный окончанию учебного года

4

«Веселые старты»

5

«Снайперы»

6

Пионербол

7

Волейбол

8

Баскетбол

9

Футбол

10

Хоккей

11

Дни здоровья

12

Соревнования внутри классов

13

Весенний кросс, посвященный Дню победы

14

Участие в городской спартакиаде, кубковом турнире «Надежда», турслетах, Всероссийских массовых стартах

16

Организация внеурочной деятельности в 1-2 классах

17

Зарница среди младших школьников

Составила учитель ФК: Плехова О.А.

Просмотров работы: 10341