Популярность одного из видов оздоровительной аэробики – степ-аэробики – возрастает с каждым годом. Пополняется арсенал используемых средств, совершенствуется методика проведения занятий (А.М. Жерносек, 2007). На сегодняшний день данное направление оздоровительной аэробики является лидером среди групповых занятий в фитнес-клубах (Т.М. Лебедихина, Л.А. Коваль, 2009).
Влияние степ-аэробики на женский организм при регулярных занятиях и соблюдении техники выполнения упражнений, безусловно, положительно. Однако в некоторых случаях занятия степ-аэробикой могут нанести вред нетренированному женскому организму.
Положительное влияние степ-аэробики заключается в следующем:
Укрепление кардиореспираторного аппарата и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Профилактика остеопороза и артрита.
Укрепление дыхательной системы.
Активное сжигание жира и улучшение фигуры.
Позитивное влияние на психическое состояние занимающихся.
Улучшение координации, пластики движений и осанки за счет увеличения силы мышц (Т.М. Лебедихина, Л.А. Коваль, 2009).
При всех многочисленных плюсах степ-аэробики, обусловливающих ее популярность среди молодых женщин, существуют также и минусы. Положительное влияние степ-аэробики подчеркивают многие авторы, описывающие методики занятий данным видом фитнеса, тогда как об отрицательном влиянии упоминается лишь вскользь (Ж.Г. Сотник, Л.А. Заричанская, 2001; Т.С. Лисицкая, И.М. Беляева, 2006; Т.М. Лебедихина, Л.А. Коваль, 2009). Авторы отмечают, что негативные последствия занятий степ-аэробикой могут возникать лишь вследствие несоблюдения режима тренировок, неправильной техники выполнения упражнений, а также наличия каких-либо заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям на степ-платформе (Е.С. Крючек, 2001; В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова, 2004).
Однако на практике многие клиентки фитнес-клубов, регулярно посещающие занятия по степ-аэробике, все чаще отмечают у себя появление болей и дискомфорта в коленных суставах при движениях, особенно во время занятий при выполнении подъемов на платформу и спусков с нее, приседаний, выпадов. Нами было высказано предположение о том, что такое негативное последствие занятий степ-аэробикой не всегда является следствием нарушения техники выполнения упражнения, а возникает вследствие хронического перенапряжения коленного сустава.
Степ-аэробика является тренировкой высокой интенсивности и приравнивается к бегу со скоростью 12 км/час (Т.С. Лисицкая, И.М. Беляева, 2006; Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаков, 2006). Основным движением в степ-аэробике является подъем на платформу и спуск с нее. Длительное повторение данного элемента приводит к утомлению мышц и связок, удерживающих коленный сустав, и даже к их травмам, поскольку во время тренировки именно на них приходится максимальная нагрузка (Е.С. Крючек, 2001).
Коленный сустав является самым крупным, сложным и уязвимым суставом в опорно-двигательном аппарате (М.И. Гершбург, К.Я. Васильева, 1997). Нормальная работа коленного сустава зависит от расположения окружающих его структур – мышц, связок, сухожилий. Основной причиной перенапряжения сустава является большая нагрузка на него в результате многократного повторения однотипных движений, превышающих его физиологические возможности (В.И. Дубровский, 2009). Таким образом, интенсивная работа на занятиях степ-аэробикой приводит к перенапряжению структур, окружающих коленный сустав, и появлению болевых ощущений в коленях. Для того чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо повышать эластичность мышц, связок и сухожилий вокруг коленного сустава.
Специалисты связывают внедрение упражнений на растягивание тканей (стретчинга) в практику аэробных занятий в реальных условиях фитнес-клубов с поисками путей повышения эластичности мышечной ткани, сухожилий, связок и суставных связок, а также с мероприятиями по профилактике спортивных травм (И.А. Шипилина, И.В. Самохин, 2004).
Существует много эмпирических данных относительно того, что стретч-тренировки снижают или даже ликвидируют мышечные боли. В процессе стретчинга воздействие происходит на мышцы и связки определенных участков тела, что активизирует рефлекторные зоны. Это вызывает нейрогенную активизацию метаболических процессов и тем самым стимулирует обновление, регенерацию и восстановление функциональной мощности тканей (Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаков, 2006).
Цель работы – экспериментально подтвердить эффективность разработанного нами комплекса упражнений стретчинга для коррекции функций коленного сустава при его хроническом перенапряжении у женщин 20 – 35 лет, занимающихся степ-аэробикой.
Экспериментальной базой исследования являлись фитнес-клубы «Дом спорта «ФинПромко» и «ДансХолл» города Екатеринбурга. Педагогический эксперимент проводился с 14.11.2013 по 26.12.2013 г. Для проведения эксперимента были отобраны 14 женщин в возрасте от 20 до 35 лет, отмечающие у себя боли и дискомфорт в коленном суставе в результате регулярных занятий степ-аэробикой.
Нами был разработан специальный комплекс упражнений стретчинга, направленный на устранение хронического перенапряжения коленных суставов, возникавшего в результате занятий степ-аэробикой.
Методика занятий степ-аэробикой в контрольной и экспериментальной группе отличалась лишь в завершающей части занятия. Участники контрольной группы выполняли упражнения на растягивание групп мышц, задействованных в основной части занятия, главным образом, динамического характера, общей длительностью не более 5 минут. Участники же экспериментальной группы в конце занятия выполняли специальный 15-минутный комплекс стретчинга, направленный на повышение эластичности мышц, связок и сухожилий вокруг коленного сустава.
Новизной нашей работы является то, что мы несколько видоизменили стандартную методику занятий степ-аэробикой, включив в заминку специально разработанный нами 15-минутный комплекс упражнений стретчинга, в котором был сделан акцент на растягивание мышц, связок и сухожилий, окружающих коленный сустав. Следует отметить, что в нем применялись лишь статические упражнения на растягивание, так как, по мнению некоторых авторов, они являются наиболее эффективными (И.А. Шипилина, И.В. Самохин, 2004; В. Томпсон, 2004).
Комплекс стретчинга выполнялся под спокойную медленную музыку и включал следующие упражнения:
И.п.: стойка на четвереньках. Плавно развести колени в стороны так, чтобы бедро и голень составляли угол 90°, лобковая кость перпендикулярна полу, стопы максимально разведены, опора на предплечья. Удерживать в течение 2 минут. Из этого положения медленно выпрямить правую ногу в сторону, подать таз назад. Удерживать в течение 1 минуты. Выполнить то же на левую ногу.
И.п.: стойка на четвереньках. Сесть на пятки, развести стопы в стороны, колени вместе. Опираясь на предплечья, прогнуться. Медленно опуститься на спину, руками взяться за носки. Удерживать в течение 1 минуты.
И.п.: стойка на четвереньках. Вытянуть правое колено вперед, положить ногу на внешнюю поверхность. Лечь корпусом на правую ногу, ладони под лоб, левую выпрямить. Удерживать в течение 1 минуты. Вернуться в исходное положение. Выполнить то же на левую ногу.
И.п.: стойка на четвереньках. Сесть на пятки, наклон вперед, коснуться лбом пола. Руками потянуться вперед. Удерживать в течение 1 минуты.
И.п.: сидя, ноги согнуты под прямым углом, стопы на ширине плеч параллельно друг другу. Слегка развести колени в стороны. Наклон туловища вперед, обхватить голени с внутренней стороны, положив ладони на ступни. Потянуться корпусом вперед. Удерживать в течение 1 минуты.
И.п.: лежа на спине, ноги вместе. Подтянуть правое бедро к груди, левая нога прямая. Удерживать в течение 30 секунд. Выпрямить правую ногу вверх. Удерживая правую ногу за голень или подколенное сухожилие, подтянуть к себе. Удерживать в течение 1 минуты. Согнуть правую ногу в колене, поставить правую стопу на левое колено. Левой рукой потянуть правое колено к полу. Удерживать в течение 30 секунд. Выполнить то же на левую ногу.
И.п.: сидя, ноги вместе. Наклон вперед, ноги прямые. Взявшись руками за носки, с прямой спиной потянуться животом к коленям. Удерживать в течение 20 секунд. Округлить спину, наклониться как можно ниже. Удерживать в течение 40 секунд.
И.п.: стойка, ноги вместе. Согнуть правую ногу в колене, положить правую стопу на левое бедро. Присесть до положения «бедро параллельно полу», корпус наклонить вперед, ладони соединить перед собой. Удерживать в течение 15 секунд. Выполнить то же на левую ногу.
В ходе работы использовались такие методы обследования, как педагогические наблюдения, беседы, антропометрические и метрологические измерения, а также медико-педагогическое тестирование. Количественные результаты эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика средних значений (М ± m) антропометрических показателей и тестов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп
Показатели |
Группа |
Дата обследования |
|||
14.11.2013 |
28.11.2013 |
12.12.2013 |
26.12.2013 |
||
Гониометрия коленного сустава, градусы |
К |
139 ± 2,8 |
132 ± 2,9 |
131 ± 2,9 |
128 ± 3,3 |
Э |
129 ± 4,2 |
133 ± 2,7 |
136 ± 2,2 |
133 ± 2,4 |
|
Проба Ромберга, баллы |
К |
1,2 ± 0,3 |
1,4 ± 0,2 |
1,1 ±0,15 |
0,9 ± 0,2 |
Э |
1,4 ±0,25 |
1,7 ±0,15 |
2,0 ± 0,2 |
2,5 ± 0,2 |
|
Приседания, максимальное число раз за 30 с |
К |
17 ± 1,2 |
16 ± 1,4 |
15 ± 1,3 |
14 ± 1,1 |
Э |
17 ± 1,9 |
18 ± 1,4 |
19 ± 1,5 |
18 ± 1,8 |
В начале эксперимента женщины отмечали у себя боли и ограничения в подвижности коленного сустава, особенно при выполнении выпадов и приседаний. У многих отмечался дискомфорт не только во время занятий, но даже при ходьбе по лестнице. По мере проведения эксперимента многие женщины, занимающиеся в экспериментальной группе, отмечали снижение напряжения в мышцах ног, легкость в движениях, снижение усталости и болевых ощущений не только непосредственно после занятия стретчингом, но и в повседневной жизни.
У некоторых женщин из контрольной группы отмечалось усиление болевых ощущений. Выполнение упражнений по степ-аэробике в прежнем высоком темпе стало для них проблематичным. Занятия степ-аэробикой уже не приносили им прежней радости и удовлетворенности собой. Однако они продолжали тренироваться, так как были уверены в том, что растущее перенапряжение в их коленных суставах – это неизбежное следствие высокоинтенсивных занятий степ-аэробикой.
Данные педагогических наблюдений и бесед подтверждаются количественными результатами проведенных антропометрических измерений и тестирований. В частности, за период исследования в экспериментальной группе угол сгибания в коленном суставе увеличился на 4° (со 129° до 133°), а в контрольной даже уменьшился на 8° (со 139° до 131°). Результаты теста с приседаниями демонстрируют увеличение максимального количества приседаний за 30 секунд в экспериментальной группе на 2 (с 17 до 19). В контрольной же группе наблюдается уменьшение на 2 повторения (с 17 до 15), а затем, в периоде последействия, ещё на 1 повторение.
Состояние нервной системы и психо-эмоциональный статус женщин, а также согласованность работы коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата и нервно-мышечной передачи характеризует проба Ромберга. По данным таблицы 1 видно, что к концу эксперимента результаты в экспериментальной группе по этому показателю улучшились на 0,6 баллов, при этом в контрольной ухудшились на 0,1 балла. Кроме того, в периоде последействия у женщин из экспериментальной группы продолжалось повышение уровня этого показателя, что говорит об улучшении их психо-эмоционального состояния.
В заключение можно сказать, что разработанный нами комплекс упражнений стретчинга показал себя весьма эффективным средством снижения хронического перенапряжения коленных суставов у занимающихся степ-аэробикой, что подтверждается не только данными педагогических бесед и наблюдений, но и результатами антропометрических измерений и тестирований. Включение данного комплекса в заключительную часть занятий по степ-аэробике позволит многим посетительницам фитнес-клубов избежать неприятного воздействия высокоинтенсивных занятий на коленный сустав и сделает их приятными и полезными для здоровья.
Список литературы
Гершбург М.И. Подверженность травмам коленного сустава у женщин, занимающихся мужскими видами спорта / М.И. Гершбург, К.Я. Васильева // Вестник спортивной медицины России. 1997. № 2. С. 13 – 14.
Давыдов В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. Волгоград: Волгоградский госуниверситет, 2004. 124 с.
Дорохов А.Р. Физическая активность и здоровье женщин / А.Р. Дорохов, В.А. Быков. Смоленск: СГИФК, 2002. 83 с.
Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник. 4-е изд., доп. / В.И. Дубровский. М.: ВЛАДОС, 2009. 528 с.
Жерносек А.М. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке: автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.М. Жерносек. М.: РГУФКСиТ, 2007. 28 с.
Круглый М.М. Физическая культура в жизни современной женщины / М.М. Круглый, С.Б. Лежнев. М.: Физкультура и спорт, 1999. 64 с.
Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 64 с.
Лебедихина Т.М. Оздоровительная аэробика: учебное пособие / Т.М. Лебедихина, Л.А. Коваль. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 96 с.
Лисицкая Т.С. Аэробика. Хореография и дизайн урока: учебно-методическое пособие / Т.С. Лисицкая, И.М. Беляева. М.: Фитнес конвенция, 2006. 34 с.
Мякинченко Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие / под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 304 с.
Сотник Ж.Г. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики / Ж.Г. Сотник, Л.А. Заричанская // Физическое воспитание студентов. 2001. № 3. С. 38 – 41.
Томпсон В. Стретчинг для здоровья и долголетия: пер. с англ. / В. Томпсон. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 127 с.
Шипилина И.А. Фитнес – спорт / И.А. Шипилина, И.В. Самохин. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 80 с.
Шихов А.В. Врачебно-педагогический контроль в оздоровительной работе: учебное пособие / А.В. Шихов. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 192 с.