Развитие же и совершенствование такой личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, влияющей на благосостояние общества. В этих условиях как никогда повышается научно-практическая значимость выработки общей философско-мировоззренческой основы, единых принципов, общепризнанных норм мирного, толерантного, взаимоуважительного сосуществования народом, государств, культур, цивилизаций.
Необходимость разработки вопросов поликультурного воспитания школьников обусловлена усилением процессов глобализации экономики, возникновением взаимозависимости и взаимовлияния государств, а также поиском и созданием условий для развития личности, ее самореализации в современном мире, который быстро меняется. В процессе поликультурного воспитания формируется представление личности о многообразии культур и их взаимосвязь, воспитывается толерантное отношение к различиям представителей разных культур, прививаются национальные и общечеловеческие ценности, развиваются навыки и умения взаимодействия в современном поликультурном мире на основе толерантности и взаимопонимания и, таким образом, обеспечивается культурно-социальная идентификация личности.
Принципы поликультурности и полиэтничности декларируются в нормативных документах в области образования (закон «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «Концепция 12-летней общеобразовательной школы», «Национальная доктрина развития образования Украины в XXI веке», «Концепция национального воспитания», документы ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО), в которых указывается, что обучение и воспитание должны способствовать осознанию человеком своих корней и места в современном мире, прививанию уважения к другим культурам.
Проблема поликультурного воспитания и образования занимает ведущее место в научном наследии выдающихся зарубежных и отечественных ученых. В частности определено научно-теоретические основы поликультурного образования (А. Аракелян, В. Борисов, А. Гуренко, Н. Данилевский, А. Дмитриев, В. Ершов, А. Ковальчук, Т. Менская, В. Нике, Дж. Пайк, К. Слитер, А. Сухомлинского, М. Хайруддинов, Р. Хенви, Ю. Яковец); специфику поликультурного воспитания школьников на основе личностно-ориентированного подхода (В. Бойченко). В исследованиях Дж. Бэнкса, С. Беннет, Л. Веденин, А. Джуринского, А. Ковальчук, И. Лощеновой, В. Макаева, З. Мальковой, С. Нието, И. Тараненко поликультурное воспитание рассматривается как воспитание социальных, коммуникативных и эмпатических умений учащихся.
Актуальность проблемы поликультурного воспитания учащихся начальной школы обусловлена благоприятностью младшего школьного возраста к воспитательным воздействиям, закладкой морально-культурных основ личности младшего школьника в связи с активным формированием его характера, установок, стереотипов поведения, мышления и мировоззрения, что позволяет прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре.
Воспитанию младших школьников посвящены труды Ш. Амонашвили, Л. Божович, И. Каиров, Н. Миропольский, И. Подласый. Различные аспекты воспитания младших школьников во внеклассной работе, которая имеет исключительные возможности для формирования и развития полноценной поликультурной личности младшего школьника, поскольку непосредственно направлена на повышение образовательного и культурного уровня и приобретение учащимися умения общаться с представителями своей и других культур, раскрыты в работах С. Карпенчук, Б. Кобзаря, Г. Пустовита, Т. Сущенко (ключевые положения теории и методики воспитательной работы), А. Коркишко (патриотическое воспитание), А. Матвиенко (нравственное воспитание), К. Слесик (формирование умения общаться).
Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?
Цель исследования - Выявить и теоретически обосновать педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: Если в условиях целостного педагогического процесса школы, учитывая тенденции социокультурной ситуации в нашей стране, корректировать содержание образования на основе наращивания интеллектуального и культурного фонда знаний в условиях сохранения и возрождения национальных ценностей во взаимосвязи с общечеловеческими, как в учебное, так и внеклассное время, то его поликультурная компетентность как интегративное качество личности будет успешно сформирована, так как в школьной среде будут созданы необходимые условия для формирования искомого качества учащихся.
Задачи исследования:
Раскрыть и уточнить сущность ключевых понятий «поликультурность», «поликультурная личность», «поликультурная компетентность» применительно к проблеме исследования;
Рассмотреть специфику формирования поликультурной компетентности у младших школьников;
3. Выявить совокупность организационно-педагогических условий формирования поликультурной компетентности младших школьников;
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий в формировании поликультурной компетентности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Теоретической основой исследования являются теория поликультурного воспитания (А. Джуринский, Г. Дмитриев, И. Лощенова, Т. Менская, А. Сухомлинский); концепция диалога культур (В. Библер, И. Василенко, И. Гердер, И. Кант, С. Курганов, Ж.-Ж. Руссо, В. Степин, В. Толстых); педагогика сотрудничества (Ш. Амонашвили, А. Лысенкова, А. Полат, В. Шаталов); идеи воспитания культуры межнационального общения (З. Гасанов, В. Заслуженюк, В. Присакар); идеи воспитания толерантности в поликультурной среде (А. Асмолов, М. Боритко, А. Грива, Е. Койкова, В. Лекторский, М. Шимановский); теория личностно ориентированного образования (И. Бех, Е. Бондаревская, А. Пехота); концепция культуры мира (А. Ахорони, Л. Грехова, М. Кабатченко, А. Козлова, К. Петуховський).
В ходе исследования были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ основных понятий исследования на основе изучения философской, культурологической, социологической, психологической и педагогической литературы, правительственных документов и аналитических материалов Министерства образования и науки Российской Федерации, обобщение и интерпретация научных данных, изучение продуктов деятельности участников образовательного процесса, структурно-функциональный анализ социальных и педагогических проблем становления и развития поликультурной компетентности школьника, систематизация, аналогия, абстрагирование;
-эмпирические:анализ программ, учебно-воспитательных планов работы учителей начальных классов, целенаправленное наблюдение за работой педагогов и деятельностью школьников в начальной школе с целью выявления педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников; интервьюирование учителей и учащихся, анкетирование с целью выявление уровней сформированности поликультурной воспитанности младших школьников;
-статистические: статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась во 2-3 классах Ежевской МОУ СОШ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
. Поликультурная компетентность как интегративное качество личности
Поликультурность в образовании и воспитании – это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе[31].
Идея поликультурности стала предметом научного исследования в начале 20 века. Гурлитт Л., Гансберг Ф., Шанпельман Г. в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур. Поликультурность, по их убеждению, связана со свободой духовного развития личности народа: человек не может глубоко и осознанно овладеть культурой, если ему навязывают чуждые идеи и взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей [10]. Понятие поликультурного воспитания, получившее широкое распространение в мировой педагогике с 1960-х годов, в связи с реакцией западной части европейского континента на наплыв черных и цветных эмигрантов, определялось как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [16].
При характеристике поликультурного воспитания используют и другие термины: «мультирассовое», «мультиэтническое», «мультикультурное», «интеркультурное» образование. В отечественной педагогике это понятие вошло в научный оборот в 1990-х г.г. и наиболее близкие к нему по значению следует признать «межнациональные отношения», «межкультурные контакты»[16]. В какой-то степени поликультурное воспитание является отражением сущности и подходов интернационального воспитания. В то же время между поликультурным и интернациональным воспитанием есть определенные различия: учет национальных особенностей здесь является более важным, нежели в интернациональном воспитании. Будучи близким к идее гуманного межнационального сосуществования, поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой стороны, содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения нескольких культур. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачами поликультурного образования являются:
полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Поликультурнаяличность– это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью[30].
Поликультурная личность - это интегративная характеристика личности, которая включает в себя совокупность таких качеств как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность, а так же положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям, систему поликультурных знаний и умений, а ее содержание представляет единство и взаимообусловленность личностного, мотивационно-ценностного, информационного, деятельностного компонентов [41].
В нашем исследовании мы рассматриваем поликультурное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности) мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективнойжизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире. В трактовке поликультурного воспитания мы опираемся на системный подход, в русле которого выполнено наше исследование. Системный подход – это подход к объектам реальной действительности как к системам. Под системой понимается совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности. Мы рассматриваем поликультурное воспитание как один из видов воспитательных систем, опираясь на классификацию, предложенную Ю. П. Сокольниковым В ней выделяются следующие виды воспитательных систем: 1) макросистема, 2) региональные воспитательные системы, 3) педагогические системы, 4) частичные воспитательные системы [36]. Поликультурное воспитание является частичной воспитательной системой, так как обеспечивает формирование отдельных сторон целостной личности (в нашем исследовании – поликультурной личности) и может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем (коллектива, образовательного учреждения). Поэтому, только организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в образовательном учреждении, возможно обеспечить высокую эффективность поликультурного воспитания. Как один из аспектов процесса воспитания, поликультурное воспитание находится в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса. В результате всех этих взаимосвязей мы можем утверждать, что результат поликультурного воспитания личности, (поликультурная личность) есть своеобразный синтез нравственного, духовного, умственного, правового, патриотического, гражданского, эстетического воспитания, проявляющийся в ходе позитивного взаимодействия с представителями различных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп) в поликультурном обществе.
Этапы поликультурного воспитания
Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, духовного развития общества. Оно конструируется в социуме и имеет свои пространственные рамки. Семья, детский садик, учебное заведение, дружеское окружение, СМИ – это все слагаемые социального пространства [34].
Социализация как вхождение человека в культуру – это непрерывный, поэтапный ход. Важны условия включенности ребенка в различные виды социокультурных отношений, как в процессе учебы, деятельности, так и общения, нужна максимальная поддержка в обеспечении его самореализации в ходе социального взаимодействия. Общеизвестно, что многоплановость социальных отношений, как плод исторического развития, основана на достижениях культуры. Она как бы зафиксирована, заложена в определенных традициях, ценностных приоритетах и т.д. Результатом разнообразия социотипических стилей поведения, заключенных в образе жизни, мировоззрении, то есть в культуре, стало образование в динамической системе социума поликультурного пространства. Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников. Чтобы такое взаимодействие было позитивным, толерантным, созидательным, креативным, в образовательной сфере определяются теоретико-методические основы поликультурного воспитания: теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова); создание культуры межнационального общения (О.В. Аракелян, З.Т. Гасанов, В.П. Комаров); воспитание толерантности (Г.С. Гершунский, П.В. Степанов); штудирование этнопедагогического аспекта в поликультурном воспитании (Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, И.В. Жуковский, М.Н. Кузьмин, В. С. Кукушин, Г.В. Палаткина). Таким образом, в наши дни существуют различные подходы в определении поликультурного (многокультурного) воспитания.
Поликультурное воспитание – это:
- способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев) [17];
- выбор интернационального воспитания, означающий интегративно-плюралистический ход с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский) [16];
- формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова) [23, 24, 39];
- подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина) [29].
С нашей точки зрения, поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура. Поликультурное воспитание – это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает в школьном коллективе разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.
Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование ее общей культуры. Система поликультурного воспитания основывается на следующих принципах:
1) гуманистический принцип означает признание личности ученика и особенностей его развития как главной ценности; предполагает гуманный принцип взаимодействия участников педагогического процесса;
2) принцип культуросообразности означает признание образовательного процесса как культурного феномена, который способен ввести человека в мир культуры (Е.В. Бондаревская)[11];
3) принцип поликультурности означает признание любой культуры (этнической, социальной, мировоззренческой) как совокупности неповторимых, уникальных ценностей; помогает становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей (Н.Б. Крылова) [22]; предполагает вхождение человека в поликультурное пространство на основе толерантного взаимодействия; обеспечивает вероятность диалогической самореализации участников образовательного процесса в их общении с другими культурами;
4) принцип творчества означает определение педагогом траектории развития творческой стороны педагогического процесса; предоставление учащимся условий для самореализации и самораскрытия посредством включения их в различные виды творческой работы; предполагает поддержку индивидуальности, самобытности личностного образа ученика и его потребности в преобразующей (креативной) деятельности;
5) социально-ценностный принцип предполагает создание условий для воспитания ценностного рефлексирующего отношения к повседневным событиям, действиям, явлениям.
Таким образом, ведущим принципом поликультурного воспитания являет гуманистический, около которого группируются принципы культуросообразности, поликультурности, творчества и социально-ценностный. Их совокупность представляет своеобразное педагогическое кредо учителя – главное правило его педагогической деятельности. Данная совокупность принципов определяет содержание, формы организации, построение процесса воспитания поликультурности учащихся.
Достижение цели поликультурного воспитания – это поэтапный ход. Г.Д. Дмитриев [17], характеризуя ход многокультурного становления личности, называет его уровни: толерантность, постижение и принятие иной культуры и утверждение культурных различий.
С нашей точки, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении – это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг – познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ученик осознает объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг – признание «другого». Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах. Седьмой шаг – межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп.
Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.
Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах [31]. Любая образовательная среда является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:
личности человека как носителя своей национальной культуры;
человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.
Компоненты поликультурной среды
Личность и общество |
Личность и семья |
РелигияЭтносРодной языкСредства массовой информацииСредства народной педагогикиМетоды народной педагогики |
РодителиСемейные обычаиОбычаиТрадицииСказки, детский фольклорПример, совет, укор |
Личность и общество сверстников |
Личность и значимые взрослые |
ИнициацияВзаимоотношения со сверстникамиПравила поведения детей |
НаставникВоспитательСемья, воспитатель |
Компетентность - достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений[31].
Поликультурная компетентность – знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими[34].
Интегративные (базисные) качества личности, проявляются одновременно в деятельности и отношениях, в саморегуляции и саморазвитии, в единстве содержания и формы, в подструктурах интеллекта, нравственности, воли и чувств.
Проблему формирования поликультурных компетенций принято рассматривать в рамках поликультурного образования, которое в своих работах освещали А.Н.Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Супрунова и др. [16, 23, 24, 39] Данная система компетенций, является частью системы компетенций, которая формируется у учащихся в процессе образования.
Формирование поликультурной компетентности включает несколько направлений:
формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени;
развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;
формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.
Формирование поликультурных компетенций должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников, а не «безвкусных потребителей». Первостепенным является создания условий для формирования национально-культурной идентичности, в результате которой вырабатывается способность описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной концессии [20].
Формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности. При развитии поликультурных компетенций обучающихся нельзя не учитывать опыт межкультурных контактов в его различных формах: знакомство с произведениями искусства и архитектуры, достижениями науки и техники, встречи и диалоги с представителями иных социокультурных общностей, знакомство с традициями и обычаями в быту и повседневной жизни.
Основными формами формирования поликультурных компетенций как интегративного качества развития личности являются предметы гуманитарного цикла, а так же новый школьный предмет Основы религиозной культуры и светской этики. Кроме этого большую роль в решении данного вопроса играет внеурочная деятельность, которая позволяет уделить дополнительное внимание личностным качествам каждого ребенка. Не следует забывать и о внеурочной воспитательной работе. Социально значимые формы и методы, такие как поисковая деятельность, краеведение и волонтерское движение, позволяют формировать национально-культурную идентичность обучающихся в процессе активной самореализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения определены личностные результаты освоения основной образовательной такие как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Именно из этих критериев и складывается поликультурная компетенция, которую нам предстоит сформировать.
1.2. Специфика формирования поликультурной компетентности младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Как особый период в жизни ребёнка он выделился исторически сравнительно недавно. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание поликультурной компетентности требует диалога, а не монолога [44].
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать поликультурную компетентность.
В качестве механизмов формирования поликультурной компетентности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков поликультурного взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования поликультурной компетентности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.).
Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам.
Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание поликультурной компетентности - это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, то есть целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.
Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Эффективными педагогическими средствами могут выступить информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы.
Источники соответствующей информации - фольклорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности - к взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообщества, особенно - известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.
В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию расовых и этнических конфликтов, религиозных войн [39].
Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу[38].
Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить. Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, - принцип позитивности. По отношению к младшему школьному возрасту принцип этот характеризуют:
- позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
-раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.
Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, то есть обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача учителя - обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение - доброжелательной, заинтересованной [27].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Поликультурная компетентность предполагает не просто принятие другой культуры такой, какая она есть, а избирательное отношение к другой культуре и ее представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, то есть к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог [21].
Воспитание поликультурности - сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание поликультурной компетентности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой - ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания поликультурной компетентности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении.
При организации работы по воспитанию поликультурной компетентности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы формирования поликультурной компетентности у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к нашей проблеме, которые можно взять на вооружение при формировании поликультурной компетентности у младших школьников.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика экспериментальной программы формирования поликультурной компетентности младших школьников
Исследование проводилось поэтапно, в течение 2012-2013 гг. Экспериментальной базой явилось Ёжевская МОУ СОШ. На разных этапах исследования экспериментом были охвачены учащиеся 2-3 классов.
Во время экспериментальной работы были проведены: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и итоговый эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента было выявить у учащихся уровень сформированности поликультурной компетентности.
В исследовании были использованы следующие методы и методики: анкетирование, методика М. Куна, Т. Мак-Партланда «Кто Я? [46], тест на выявление уровня толерантности «Проявляешь ли ты толерантность» [47], методика самооценки личности «Лесенка» В.Д. Шур[45]. (Приложение 1).
На констатирующем этапе в результате анализа и диагностики образовательного процесса в школе были разработаны уровневые характеристики сформированности поликультурной компетентности.
В качестве критериев мы выделили когнитивный, эмоциональный и деятельностный критерии сформированности поликультурной компетентности у детей начальной школы [35].
Когнитивный критерий - как результат позновательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.
Эмоциональный критерий - наличие интереса к знаниям о других национальностях, эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.
Деятельностный критерий - характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.
Когнитивный компонент определялся нами в результате выяснений знаний детей о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. При этом нас интересовала: широта представлений детей о разнонациональном окружении, соответствие знаний действительности и их полнота; опора на знания своей этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Выявление количественных характеристик позволило определить высокий, средний и низкий уровни сформированности когнитивного показателя поликультурной компетентности.
На основе результатов анкетирования нами были определены уровни сформированности когнитивного компонента этнической толерантности:
Высокий уровень: проявляют полные, разносторонние поликультурные знания, умеют применять их на практике. Имеют устойчивый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний проявляется всегда, в достаточной степени обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Поликультурные умения и навыки сформированы в полной мере, обладают большим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.
Средний уровень: проявляют неполные поликультурные знания, редко умеют применять их на практике. Имеют слабый познавательный интерес к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний имеется, но проявляется под педагогическим воздействием. Поликультурные качества (толерантность, эмпатия, общительность, бесконфликтность и др.), необходимые для позитивного взаимодействия с представителями разных культур, сформированы недостаточно. Поликультурные умения и навыки сформированы частично, обладают небольшим опытом взаимодействия с представителями разных культур. Не всегда соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.
Низкий уровень: проявляют отрывочные, бессистемные поликультурные знания. Не проявляют интереса к поликультурным знаниям, положительная мотивация к освоению поликультурных знаний не проявляется, не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, общительностью, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Поликультурные умения и навыки не сформированы, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур отсутствует. Не соблюдают социальные нормы и правила, принятые в поликультурном обществе.
Цель формирующего эксперимента – повысить уровень поликультурной компетентности.
Основным методом для повышения уровня сформированности поликультурной компетентности был выбран метод проектов.
Наименование проекта: «Я – представитель своего народа».
Цель проекта: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности формирования поликультурных компетентностей учащихся начальной школы.
Задачи проекта:
1. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурной компетентности школьников в условиях начальной школы;
2. Приобщить учащихся к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленного на сохранение национальных культур народов России;
3. Привить любовь и уважение к своему народу, гордость за его культурно-исторические достижения.
Основные ожидаемые результаты проекта:
Достижение эффективности формирования поликультурных компетенций учащихся гимназии приведет к результату:
- поликультурные компетенции станут рассматриваться как органичный компонент системы базовых компетенций;
- формирование поликультурных компетенций будет осуществляется в специально моделируемом пространстве поликультурного образования как целостного целенаправленного процесса, интегрируемого в существующие школьные программы, программы дополнительного образования и внеклассную работу;
- система поликультурных компетенций позволит индивиду сохранять свою социально-культурную идентичность, понимать особенности других культур, строить отношения на основе уважения иных культурно-этнических общностей, жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований;
- поликультурное пространство позволит развить новые формы сотрудничества педагогов, обучающихся и их родителей, а также социальных партнеров школы.
- обоснованы теоретико-методологические подходы, а также разработана система поликультурных компетенций учащихся;
- определены структурные элементы поликультурных компетенций, формируемых у старшеклассников в процессе поликультурного образования;
- сформулированы требования к ключевым элементам системы поликультурного образования: к содержанию, формам, методам, технологиям, а также изучены факторы, которые предопределяют их отбор и особенности реализации;
- охарактеризована педагогическая специфика поликультурного образования как средства формирования и развития поликультурных компетенций у старшеклассников.
Последовательность выполнения проекта:
Дети посетили школьный музей, где познакомились с предметами быта удмуртского народа. Перед посещением музея дети были поделены на 3 группы. Каждая группа получила свое задание: дети первой группы записывали и запоминали информацию о национальном костюме удмуртов; вторая группа – о предметах быта; третья группа – о героях ВОВ. После возвращения из музея дети делились информацией со своими товарищами.
Дети продолжали работу в своих группах. Искали информацию в библиотеке, в интернете, спрашивали у родителей и учителей. На поиск информации у них ушли 2 недели. Роли в группе распределяли сами дети. Сначала они выбрали капитана, а затем он уже с учетом пожеланий распределил роли. Работали дети, в основном, во время продленного дня. Это было удобно для детей, так как основная масса ходила в группу продленного дня.
Всю найденную информацию детям предстояло переработать и оформить стенгазету по своей теме. Темы очень интересные и поэтому информации дети нашли достаточно. Так же распределив по ролям всю работу, дети приступили к созданию своих стенгазет.
На заключительном этапе прошла защита работ, на которую были приглашены родители, учащиеся других классов начальной школы. Подготовить защиту детям помогли родители. Поэтому защита получилась хорошая: дети читали стихи, загадывали загадки по своим темам, и даже спели песню на удмуртском языке.
Работы были вывешены в классе.
Цель итогового эксперимента – выявить у учащихся уровень поликультурной компетентности после формирующего эксперимента.
По окончании формирующего эксперимента мы повторно провели с учащимися 2 класса тест на выявление уровня толерантности «Проявляешь ли ты толерантность». Нам необходимо было отследить эффективность проведения работ по формированию поликультурной компетентности.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности
Для получения достоверных результатов использовались различные методы исследования: изучение результатов учебной и практической деятельности младших школьников; анкетирование и тестирование; наблюдение за индивидуальными достижениями.
Определение уровней сформированности поликультурной компетентности осуществлялось по критериям и показателям. Показатели характеризовали компоненты поликультурной компетентности и служили ориентирами для объективного установления её уровня. Исходя из критериев и показателей были определены уровни сформированности поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа: низкий, средний, высокий.
Определение уровня сформированности поликультурной компетентности осуществлялось выведением среднего балла по четырём критериям, раскрывающим мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и креативно-поисковый компоненты. Каждый показатель рассматривался нами через систему признаков, наличие и количество которых позволяло нам судить о сформированности того или иного компонента поликультурной компетентности.
Для проведения экспериментального исследования были определены экспериментальные (ЭГ) и контрольные (КГ) группы. Всего в эксперименте приняли участие 35 учащихся 2-3 классов начальной школы.
По проведению констатирующего эксперимента были выявлены результаты.
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента.
При оценке когнитивного аспекта поликультурной компетентности большинство учащихся показали средний уровень сформированности системы поликультурных знаний. Знания носили бытовой характер, не опирались на фундаментальные представления о современном поликультурном обществе и процессах его становления, преобладало стереотипное видение; учащиеся показали некритическое отношение к получаемой информации; большинство самостоятельную активность для получения информации о поликультурном мире не проявляли, т.к. не видели в этом необходимости.
Исследование эмоционально-ценностного аспекта показало, что у учащихся положительная мотивация к освоению поликультурных знаний проявляется не всегда, они, в основном, не обладают поликультурными качествами (толерантностью, эмпатией, бесконфликтностью и др.), необходимыми для позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Большинство показали эмоционально-отрицательное восприятие иных культур, что снижает мотивацию к знакомству, изучению других народов, стремлению к взаимодействию с их представителями.
Представители всех трех уровней.
Низкий уровень представляет Иванов Павел. Мальчик отстает в учебе от многих детей. Читает по слогам, дополнительную литературу не берет. Иногда не выполняет домашнее задание. Дома мальчик забыт родителями. С ним занимается только старшая сестра, которая учиться в 5 классе.
Средний уровень представляет Невоструева Диана. Девочка очень активная, но не усидчивая. Во время урока занимается посторонними делами. Иногда даже не слышит задания, которые говорит учитель. Девочка умная, но из-за своей гиперактивности допускает много ошибок. Воспитывается бабушкой и дедушкой.
Высокий уровень набрала Арасланова Айгуль. Девочка отлично учиться. Выполняет домашние задания. Очень внимательная и добрая. Всегда поможет одноклассникам. Воспитывается в татарской семье.
Констатирующий эксперимент выявил, что традиционная система образования недостаточно эффективна для формирования должного уровня поликультурной компетентности младших школьников. Результаты констатирующего эксперимента привели нас к необходимости проведения целенаправленной формирующей работы, выражающейся в создании педагогических условий формирования поликультурной компетентности.
Для получения достоверных результатов опытно-экспериментальной работы мы осуществляли постоянную диагностику сформированности компонентов поликультурной компетентности.
Для оценки различий между двумя распределениями (характеристик двух групп ЭГ и КГ) в различные моменты времени (до начала и после окончания эксперимента) был использован критерий Манна-Уитни – U (Mann-Whitney U). Эмпирический материал, полученный в процессе исследования, обрабатывался на ЭВМ типа IBM – PC с помощью программной системы STATISTICA for Windows (версия 5.5 а).
Математическая обработка и качественная интерпретация полученных результатов привела к следующим выводам. В КГ без формирующего воздействия наблюдалось уменьшение взаимосвязей между изучаемыми характеристиками (компонентами поликультурной компетентности), что свидетельствовало о непонимании вопросов, связанных с поликультурным образованием, и, соответственно, затруднении в демонстрации поликультурной компетентности. У младших школьников ЭГ на основе формирующего воздействия появилась опора на полученную информацию, во время участия в проектной работ. Это позволило младшим школьникам реализовывать поликультурную компетентность.
Целью второго, формирующего этапа, была апробация и дальнейшее уточнение всего комплекса педагогических условий формирования поликультурной компетентности. Основным результатом второго этапа явилось уточнение особенностей экспериментальной методики в процессе внедрения спецкурса и организации внеурочной деятельности. На данном этапе была представлена описательная формулировка гипотезы.
Формирующий эксперимент показал, что реализация комплексной программы, составленной на основе использования средств народной педагогики, оказала заметное положительное влияние на формирование поликультурной компетентности младших школьников.
На основании результатов проведённой опытно-экспериментальной работы можно утверждать, что положения гипотезы исследования в целом подтвердились.
На третьем, контролирующем (итоговом) этапе, в процессе проведения ряда контрольных диагностических процедур, были выявлены уровни сформированности поликультурной компетентности у младших школьников; определена эффективность разработанной и применённой на практике экспериментальной программы по формированию поликультурной компетентности у младших школьников; подтверждена правомерность гипотезы и результативность педагогических условий. Проведённый эксперимент повысил уровень поликультурной компетентности у студентов ЭГ по всем компонентам (Табл. 1, рис. 2).
Таблица 1
Итоговые данные степени сформированности поликультурной
компетентности в экспериментальной и контрольной группах (%)
Уровень знаний |
До начала эксперимента |
После окончания эксперимента |
||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
% |
% |
% |
% |
|
Высокий |
26 |
24 |
51 |
36 |
Средний |
34 |
37 |
38 |
34 |
Низкий |
40 |
39 |
11 |
30 |
Рис. 2. Распределение уровней сформированности поликультурной
компетентности младших школьников.
Рис. 3. Распределение уровней сформированности поликультурной
компетентности младших школьников после эксперимента.
В таблице 1 приведены обобщённые усреднённые показатели в % по всем компонентам, на рисунках 2 и 3 представлено распределение уровней сформированности поликультурной компетентности младших школьников в ЭГ и КГ до и после эксперимента.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Во второй главе мы обосновали цель, задачи, содержание, описали этапы проведенной опытно-экспериментальной работы. Экспериментальная работа была запланирована и осуществлялась в соответствии с гипотезой, с основными целями и задачами, диссертационного исследования, а также с учетом особенностей формирования поликультурной компетентности учащихся начального звена в образовательной деятельности сельской, школы.
2. Нами были выделены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности учащихся начальных классов: проявление личностных качеств в условиях современного сельского социума в поликультурном пространстве (мотивационно-ценностный) — ориентация на объединяющие людей ценности; осознанное ценностное отношение к представителям других этносов, мотив к позитивному поликультурному взаимодействию; наличие поликультурных знаний (содержательно-ориентировочный) — совокупность знаний о культурном многообразии мира, об особенностях родного края, о проблемах взаимодействия в поликультурной сфере; наличие специфических умений (операционно-действенный) - умения и навыки позитивного поликультурного взаимодействия, проявляющиеся в поведении и в совместной деятельности.
3. Целью нашего исследования являлась экспериментальная апробация педагогических условий формирования поликультурной компетентности учащихся начальных классов, обучающихся в сельской школе, а также достижение соответствующего уровня сформированности поликультурной компетентности.
4. Представлены и проанализированы результаты констатирующего и формирующего экспериментов. На констатирующем этапе был поставлен ряд задач: выбор экспериментальных и контрольных объектов; проведение интервьюирования, анкетирования, тестирования, с целью выявления отношений к поликультурным ценностям; выявление возможностей учебно-воспитательного процесса при формировании поликультурной компетентности. В процессе формирующего эксперимента ставились следующие задачи: 1) реализация научно-методического обеспечения; 2) реализация факультативного курса; 3) реализация разработанной модели; 4) реализация педагогических условий формирования поликультурной компетентности; 5) использование разнообразных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности; 6) отслеживание промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы. На заключительном этапе были обработаны, проанализированы и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы: На данном этапе мы провели сравнительный анализ уровней сформированности поликультурной компетентности учащихся на различных этапах и обобщили полученные данные.
5. Результаты заключительного среза подтвердили наличие положительной динамики развития уровней поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы в экспериментальных группах, что полностью согласуется с теоретической частью нашего исследования и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы, разработанных исследовательских документов, эффективность разработанной модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие „поликультурное воспитание” рассматривается как процесс культурно-социальной идентификации личности, направленный на формирование представлений об уникальности своей культуры и ознакомление с культурой и ценностями других народов; привитие учащимся начальных классов уважительного отношения к иному образу жизни, целенаправленное формирование практических навыков взаимодействия с окружающим миром, на основе развития личностных и социальных качеств, коммуникативных и эмпатийных умений для жизни в обществе.
На основе анализа научной литературы выделены компоненты поликультурной личности: когнитивные цели личности, потребность в самосовершенствовании, наличие ценностных ориентаций, толерантное отношение к окружающим людям, потребность в культурном самоопределении, в общении с другими людьми.
В ходе исследования были определены воспитательные возможности внеклассной и учебной работы в поликультурном воспитании младших классов. Учебный процесс так же позволяет создать условия для обучения поликультурности. Дети взаимодействуют друг с другом на каждом уроке. Развивают такие качества, как толерантность, коммуникативность.
Специфика внеклассной работы заключается в ее добровольности, разнообразии, альтернативности форм общения как со сверстниками, так и с учителями, инициативности, что позволяет поддерживать устойчивый интерес учащихся к этнокультуре разных народов. Выделены функции внеклассной работы – творческая, когнитивная, коммуникативная.
Для выявления уровней сформированности поликультурной воспитанности младших школьников выделены следующие критерии: социокультурный, компетентностный, эмоционально-ценностный. Социокультурный критерий (на уровне осознания себя, как носителя национальной культуры и участника социальных отношений) с показателями: знания о культуре и традициях своего народа; наличие интереса к иной культуре; толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки. Когнитивный критерий (на уровне применения знаний о национальной культуре и культурных отличиях в контактах с окружающими людьми) с показателями: умение поддерживать общение с окружающими людьми, культура общения; наличие элементарных навыков находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми; готовность адаптироваться к социальным изменениям. Эмоционально-ценностный критерий (на уровне эмоционального отношения к национальной и общечеловеческой культуре) с показателями: уважение национальных традиций; наличие положительного отношения к культуре другого народа, уважение иных культурных и жизненных ценностей; готовность к эмоциональному восприятию духовных ценностей представителей разных культур. На основе вышеуказанных критериев определены и описаны четыре уровня сформированности поликультурной воспитанности младших школьников: высокий, средний, удовлетворительный, низкий.
На основе анализа научных источников, результатов констатирующего этапа эксперимента, разработана программа поликультурного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Приоритетными направлениями ее реализации выступают: формирование представлений младших школьников об исключительности своей культуры и ознакомление с культурой и ценностями других народов, привитие учащимся уважительного отношения к другому образу жизни. Поликультурное воспитание младших школьников в учебно-воспитательной деятельности имеет системный характер и структурно охватывает четыре взаимосвязанных этапа: гностический, конструктивно-проектировочный, коммуникативный, рефлексивно-оценочный.
Содержание работы на каждом этапе было направлено на достижение поставленных целей и реализацию педагогических условий поликультурного воспитания испытуемых.
Наша экспериментальная работа была запланирована и осуществлялась в соответствии с гипотезой, с основными целями и задачами дипломной работы, а также с учетом особенностей формирования поликультурной компетентности младших школьников. Всего в эксперименте приняло участие 35 учащихся начальных классов сельских школ.
На констатирующем этапе изучалась состояние проблемы исследования, велась работа по изучению состояния исследуемой проблемы в практике современной сельской школы, анализировались программы и учебники начальных классов школы. На данном этапе были определены цель и задачи, содержание и комплекс диагностических методик по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы.
Основная задача констатирующего этапа состоялась в определении исходного уровня сформированности поликультурной компетентности учащихся начального звена сельской общеобразовательной школы в экспериментальных и контрольных группах.
Констатирующий эксперимент подтвердил недостаточный уровень сформированности поликультурной компетентности учащихся сельских школ. Его результаты показали низкий исходный уровень сформированности поликультурной компетентности, особенно на операционном и мотивационмо-ценностном уровне.
В процессе формирующего эксперимента ставился ряд задач: 1) реализация научно-методического обеспечения; 2) апробация факультативного курса; 3) апробация разработанной модели; 4) апробация педагогических условий формирования поликультурной компетентности; 5) использование разнообразных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности; 6) отслеживание промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественному повышению уровня поликультурной компетентности учащихся начальных классов способствовала комплексная реализация следующих педагогических условий: а) разработка и реализация модели формирования поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы как системы в единстве ее целевых, содержательных и процессуальных составляющих; б) направленность содержания предметных дисциплин на формирование поликультурной компетентности учащихся; в) введение факультативного курса в образовательный процесс, способствующего приобщению детей к народной культуре; г) использование разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности (основные, дополнительные и вспомогательные), а также интерактивных методов (диалог, беседа, ролевые игры, встречи с представителями других культур, методы реконструкции и демонстрации, частично-поисковые методы и др.) организации учебно-воспитательной работы.
На заключительном этапе были обработаны, проанализированы и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы. На данном этапе мы провели сравнительный анализ уровней сформированности поликультурной компетентности учащихся на различных этапах и обобщили полученные данные.
Качественный и количественный учет изменения уровня поликультурной компетентности осуществлялся' на основе трех критериев (мотивационно-ценностного, содержательно-ориентирующего, операционно-действенного) их показателей. В соответствии с ними, мы выбрали три уровня поликультурной компетентности: высокий, средний, низкий.
Рассматривая динамику изменения мотивационно-ценностного компонента учащихся в ЭГ, мы выявили значительное увеличение количества учащихся с высоким уровнем эмоционального характера, отличающихся уверенностью, устойчивой мотивацией в овладении родной культурой и культурой других народов, чувством принадлежности к определенному народу, в то время как в КГ изменения эмоциональной составляющей не столь значительны.
В ходе исследования, было отмечено, что мотивационно-ценностный и операционно-действенный компоненты находятся в сильной зависимости от содержательно-ориентирующего компонента, т.е. от широты поликультурного кругозора и уровня интеллектуального развития личности. В ходе исследования у учащихся ЭГ значительно расширились знания об истории и культуре своего народа и других этнических групп, о собственном регионе.
Таким образом, обобщая результаты, отметим, что уровень сформированности поликультурной компетентности учащихся в ЭГ по сравнению с КГ значительно вырос. Результаты проведенного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, исследовательских документов, эффективность и практическую реализованность разработанной программы. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены.
Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям Текст.: Акад. пед. и социал. наук Моск. психолого-социал. ин-т (Психологи Отечества: Избр. Психологические труды в 70-ти томах) / Ш.А. Амонашвили. М.; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 544 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 " начала 20 вв. Текст. / Под. ред. В.В. Шадрикова. - М.: Педагогика, 1990.
3. Ахметвалиева, G.B. Место и роль сельской школы в духовно — практическом развитии молодого поколения Текст.: учеб. пособие / С.В. Ахметвалиева. Уфа: БИТО, 2008. - 60 с.
4. Белогуров, А.Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе Текст. / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. -№3. — С. 109-112.
5. Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст. / М.Н. Берулава // Педагогика. 1996. — №1. - С. 9-11.
6. Богданова, Л.А. Модернизация содержания образования как фактор формирования личности младшего школьника Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Богданова. Кемерово, 2003. - 232 с.
7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. -М., 1982.- 199 с.
8. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка Текст.: Учебно-методич. пособие / Е.Д. Божович, Г.А. Вайзер, З.В. Голышева и др. М.: МПСИ, 1999. - 224 с.
9. Большая российская энциклопедия Текст. / Гл. ред. В.А. Тишков. -М., 1994.-456 с.
10. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2004. - 576 с.
11. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личночтно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская// Педагогика.1995. - №4. — С. 29-36.
12. Бэнкс, Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования / Д. Бэнкс. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 15-19.
13. Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006. - 80 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М., 1996. -216 с.
15. Гаязов, A.C. Семь проблем современного" образования Текст. / A.C. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. - 246 с.
16. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Текст. / А.Н. Джуринский // Педагогика. 2002. -№10.-С. 93-95.
17. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев // - М.: Народное образование. 1999. – 208с.
18. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность Текст. / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. - №6. - С. 13-14.84.3ыков, М. Однокомнатная сельская школа Америки: вчера и сегодня Текст. / М. Зыков // Сельская школа. 2008. - №2. - С. 28-37.
19. Ибрагимова, JI.A. Поликультурное образование в многонациональной России Текст. / JI.A. Ибрагимова // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №3. - С. 234-240.
20. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д.А. Иванов. М.:Чистые пруды, 2007. -32с.
21. Коджаспирова, F.M., Педагогический словарь Текст. / 1 '.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: ИКАЦ «Март», 2005. - 448 с.
22. Крылова, Н.Б. Культурология образования Текст. / Н.Б.- Крылова. -М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
23. Макаев, В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной* школы. Научные сообщения Текст. / В.В. Макаев, З.А. Малькова; Л.Л. Супрунова // Педагогика. - .1999. - №4. - С. 3-10.
24. Малькова, З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научное сообщения Текст. / 3:А. Малькова //Педагогика. - 1999. - №4. - С. 3-10.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: Пособие для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение; 1983.-96 с. 26. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения Текст. / М.И. Махмутов. М., 1977.
27. Мелихова, Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре.Текст. / Г.Н. Мелихов // Образование . -2004. — № 3. -С.53-68.
28. Павлов, В.И. Компетентностный подход в обучении Текст. /В.И.Павлов // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. М.: Чебоксары: АН ЧР. - 2007. - С. 3-7.
29. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография / Г.В. Палаткина. – Астрахань: Из-во АГПУ. - 2001. – 196 с.
30. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Издат-во Юлайт; ИД Юлайт, 2011. - 502 с.
31. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М., 2002,-С. 130.
32. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологический категории Текст. / А. Петров // Альма матер: Вестник высшей школы.-2005. — №2. —О.54-58.
33. Попов, Б. Н. Философия воспитания / Б. Н. Попов. М.: Academia, 2000. -64 с.
34. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.
35. Рыкова, С. В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Рыкова. М., 2005. - 259 с.
36. Сокольников, Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: учебно-методическое пособие. Текст. /Ю.П. Сокольникова. М.: Прометей. - 1990. – 190 с.
37. Солдатова, Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Г. У. Солдатова // Познание и общение. -М., 1988.-С. 111-125.
38. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность в школе. //Педагогический вестник. – 2000. - №2. – с.2.
39. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. – 2000. - №3. – с. 79-81.
40. Сухомлинский, В.А. О воспитании / Сухомлинский В.А. М.: Политиздат, 1975. Изд. 2-е. – 272 с.
41. Сыродеева, А. А. Поликультурное образование / А. А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001.- 192 с.
42. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1974. - Т. 1. - 164 с.
43. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы / Л. Г. Федоренко. СПб.: КАРО, 2007. - 128 с.
44. Чурилов, И. И. Мировосприятие ребенка. Личностное развитие от 7 до 18 лет / И. И. Чурилов. Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1997. - 27 с.
45. Щур Д. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент /Под ред. В. В.Давыдова — М., 1982
46. http://www.gurutestov.ru/test/18.