ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНИМАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНИМАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Настоящее время характеризуется массовым внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Возрастающая роль компьютерных технологий представляет пользователю новые возможности, которые способны повлиять на его образование, мировоззрение и творческий потенциал.

Наше время - это время перемен, мы вступили в общество знаний. Изменились цели и ценности образования. Если раньше целью было предметное знание, то сейчас главная ценность образования - развитие личности. На современном этапе развития обществу нужны люди с хорошим творческим потенциалом, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. Одна из задач современного дополнительного образования - формирования основ компьютерной грамотности, в частности на занятиях по компьютерному моделированию и анимации, поскольку они предоставляют огромный потенциал для личностного развития детей. Однако данные занятия не возымеют должного эффекта без досконального изучения педагогических условий формирования основ компьютерного моделирования и анимации.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей?

Тема исследования: Формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей.

Цель данной работы выявить педагогические условия формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей.

Объект исследования: образовательный процесс в кружках, студиях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ компьютерного моделирования и анимации у кружковцев в специализированной студии.

Гипотеза: Формирование основ компьютерного моделирования и анимации будет осуществляться эффективно, если:

- организация работы студии будет осуществляться в соответствии с принципами дополнительности и алгоритмичности.

- методика работы педагога дополнительного образования будет соответствовать современным требованиям к обучению кружковцев;

- будет осуществляться оптимальное интеллектуальное и творческое развитие личности каждого кружковца.

Задачи исследования:

1. Дать научно-педагогическое представление о компьютерном моделировании и анимации в контексте детского информационно-коммуникационного творчества.

2. Определить специфику обучения основам компьютерного моделировании и анимации младших подростков.

3. Рассмотреть проектную деятельность в студии «Мечта» ДДК г. Глазова как фактор успешности формирования основ компьютерного моделировании и анимации у кружковцев.

4. Экспериментально обосновать педагогические условия формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей.

Методы исследования:

Теоретические методы: Анализ, Синтез, Обобщение, Сравнение

Эмпирические методы:Эксперимент, Беседа, Наблюдение

Статистические методы:Среднее значение величин

Этапы исследования:

1.Изучение теоретического материала.

2. Проведение экспериментальной работы.

3. Оформление материалов исследования и защита курсовой.

База исследования:Студия "Мечта" ДДК г.Глазова

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 22 наименования и 5приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования, показаны новизна, практическая значимость работы.

В первой главе «Компьютерное моделирование и анимация" рассмотрено научно-педагогическое представление о компьютерном моделировании и анимации в контексте детского информационно-коммуникационного творчества.

Во второй главе «Практическое обоснование педагогических условий формирования навыков компьютерного моделирования" рассмотрен анализ по выявлению педагогических условий формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы. В приложениях представлены тест, конспект занятия в студии.

Глава 1. Компьютерное моделирование и анимация

  1.  
    1. Научно-педагогическое представление о компьютерном моделировании и анимации в контексте детского информационно-коммуникационного творчества.

Моделирование является одним из способов познания мира.

Понятие моделирования достаточно сложное, оно включает в себя огромное разнообразие способов моделирования: от создания натуральных моделей (уменьшенных и или увеличенных копий реальных объектов) до вывода математических формул.

Для различных явлений и процессов бывают уместными разные способы моделирования с целью исследования и познания.

Объект, который получается в результате моделирования, называется моделью. Должно быть понятно, что это совсем не обязательно реальный объект. Это может быть математическая формула, графическое представление и т.п. Однако он вполне может заменить оригинал при его изучении и описании поведения.

Хотя модель и может быть точной копией оригинала, но чаще всего в моделях воссоздаются какие-нибудь важные для данного исследования элементы, а остальными пренебрегают. Это упрощает модель. Но с другой стороны, создать модель – точную копию оригинала – бывает абсолютно нереальной задачей. Например, если моделируется поведение объекта в условиях космоса. Можно сказать, что модель – это определенный способ описания реального мира.

Моделирование проходит три этапа:

  1. Создание модели.

  2. Изучение модели.

  3. Применение результатов исследования на практике и/или формулирование теоретических выводов.

Видов моделирования огромное количество. Вот некоторые примеры типов моделей:

Математические модели. Это знаковые модели, описывающие определенные числовые соотношения.

Графические модели. Визуальное представление объектов, которые настолько сложны, что их описание иными способами не дает человеку ясного понимания. Здесь наглядность модели выходит на первый план.

Имитационные модели. Позволяют наблюдать изменение поведения элементов системы-модели, проводить эксперименты, изменяя некоторые параметры модели.

Над созданием модели могут работать специалисты из разных областей, т.к. в моделировании достаточно велика роль межпредметных связей.

Особенности компьютерного моделирования

Совершенствование вычислительной техники и широкое распространение персональных компьютеров открыло перед моделированием огромные перспективы для исследования процессов и явлений окружающего мира, включая сюда и человеческое общество.

Компьютерное моделирование – это в определенной степени, то же самое, описанное выше моделирование, но реализуемое с помощью компьютерной техники.

Для компьютерного моделирования важно наличие определенного программного обеспечения.

При этом программное обеспечение, средствами которого может осуществляться компьютерное моделирование, может быть как достаточно универсальным (например, обычные текстовые и графические процессоры), так и весьма специализированными, предназначенными лишь для определенного вида моделирования.

Очень часто компьютеры используются для математического моделирования. Здесь их роль неоценима в выполнении численных операций, в то время как анализ задачи обычно ложится на плечи человека.

Обычно в компьютерном моделировании различные виды моделирования дополняют друг друга. Так, если математическая формула очень сложна, что не дает явного представления об описываемых ею процессах, то на помощь приходят графические и имитационные модели. Компьютерная визуализация может быть намного дешевле реального создания натуральных моделей.

С появлением мощных компьютеров распространилось графическое моделирование на основе инженерных систем для создания чертежей, схем, графиков.

Если система сложна, а требуется проследить за каждым ее элементом, то на помощь могут придти компьютерные имитационные модели. На компьютере можно воспроизвести последовательность временных событий, а потом обработать большой объем информации.

Однако следует четко понимать, что компьютер является хорошим инструментом для создания и исследования моделей, но он их не придумывает. Абстрактный анализ окружающего мира с целью воссоздания его в модели выполняет человек.

Использование графических моделей зачастую не обходится без анимации.

Анимация(лат. Animare - оживить) - вид искусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков или сцен. Помимо термина «анимация» широко употребляется также и термин «мультипликация» (лат. multiplicatio — умножение, размножение).

Кадры - это рисованные или сфотографированные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей. При просмотре последовательности кадров возникает иллюзия оживления изображенных на них статичных персонажей. Для создания эффекта плавного изменения их положения и формы, исходя из особенностей человеческого восприятия, частота смены кадров должна быть не менее 12-16 кадров в секунду. В кино используется частота 24, в телевидении 25 или 30 кадров в секунду.

Принцип анимации был найден задолго до изобретения кинематографа. Еще в начале 19 века бельгийский физик Жозеф Плато и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихсяизображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света - фонарь.

Принцип анимации был найден задолго до изобретения кинематографа. Еще в начале 19 века бельгийский физик Жозеф Плато и другие учёные иизобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света - фонарь.

Рисованная анимация возникла в конце XIX века. В 1900-1907 гг. американец Джэймс Стюарт Блэктон снял анимационные фильмы «Волшебные рисунки», «Комические выражения смешного лица», «Отель с привидениями». В России первые мультфильмы были созданы в 1911-1913 годах. В Белоруссии первый мультфильм «Октябрь и буржуазный мир» снят в 1927 году.

Прорисовка всех фаз движения (кадров) в первых мультфильмах требовала огромных трудозатрат. Так, для мультфильма продолжительностью 5 минут при частоте 24 кадра в секунду необходимо 7200 рисунков. При этом многие кадры содержат повторяющиеся фрагменты, которые приходилось многократно перерисовывать практически без изменений. Поэтому с 20-х годов XX века стали применять упрощенную технологию анимации: на статичный, неизменный рисунок накладывать прозрачные целлулоидные пленки с изменяющимися подвижными элементами. Это был первый шаг в механизации труда художника-аниматора, который получил развитие в компьютерных технологиях.

В компьютерной анимации рисуются лишь некоторые опорные кадры (их называют ключевыми), а промежуточные синтезируются (рассчитываются) компьютерными программами. Независимая анимация отдельных элементов изображения обеспечивается созданием графических объектов для каждого персонажа и размещением их на разных слоях (подобно прозрачным пленкам в классической анимации).Основные виды компьютерной анимации: покадровая анимация, анимация движения объектов и анимация формы. Покадровая анимация (мультипликация) состоит в прорисовке всех фаз движения. Все кадры при этом являются ключевыми. Автоматическая анимация движения или формы заключается в рисовании ключевых кадров, соответствующих основным фазам или этапам движения, и последующем автозаполнении промежуточных кадров. В основе любой анимации лежит фиксация фаз движения объектов - определение в каждый момент времени их положения, формы, размеров и иных свойств, например цвета.

Современная образовательная система не может упустить из виду такой аспект человеческого познания как моделирование, и в частности, графическое моделирование и анимация, и именно поэтому, данная тема изучается как в основном, так и в дополнительном образовании.

Широко распространено мнение, что именно дополнительное образование развивает в детях творческую составляющую, и именно поэтому в последние годы все чаще можно увидеть объявления о наборе детей в кружок компьютерного моделирования. На самом деле, графическое моделирование и анимация - отличный инструмент для развития творческих способностей детей, и что еще более важно, превосходный повод для детей пообщаться друг с другом в процессе решения какой либо задачи, что не может не сказаться на развитии коммуникативных способностей учащихся, а с учетом того, что графическая и анимированная информация (реклама, к примеру) стала неотъемлемой частью нашей жизни, то вполне возможно, что занятия в подобной студии несут в себе еще и огромную профориентационную составляющую.

1.2 Специфика обучения основам компьютерного моделирования и анимации младших подростков

Преобладающее большинство обучающихся в студиях компьютерного моделирования и анимации - младшие подростки (10-12 лет). Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет (Эльконин Д.Б., 1971). Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своеобразный переходный период от подростничеетва к юности, приходящийся на 14-16 лет. Это так называемый старший подростковый возраст. Это время приходится на 8-9-е классы, если иметь в виду 11 -летнюю общеобразовательную школу.

Рассмотрим особенности психологического развития младших подростков (учащихся 5-7-х классов).

Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания.

Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления младшего подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Возрастной разбор в группах, в которых я проводила занятия, был достаточно велик, что позволяет сделать выводы относительно специфики преподавания компьютерного моделирования в учреждении дополнительного образования. Около 80% участников были учениками начальной и средней школы, в основном - 3-6 классов.

Проведенные педагогические наблюдения обнаружили специфику и уточнили методы преподавания компьютерной графики и анимации в зависимости от возраста участников группы следующим образом:

  • Для школьников младшего возраста главной целью медиаобразования является общее культурное развитие, сбалансированное обучение визуальному мышлению и вербальной интерпретации. Младшие школьники удачнее и легче всего работают со сказками или короткими простыми стихами.

  • При обучении учащихся 4-9 классов акцент смещается на развитие критического мышления. Этому возрасту целесообразно предъявлять панорамы различных искусств с целью сравнительного анализа используемых техник создания художественного образа, им доступна визуализация интереса к окружающему миру, особенно к сверстникам: они с удовольствием рисуют с натуры природу и друг друга. Однако 4-9-классники с большим, чем младшие школьники, трудом фантазируют, им сложно придумать нереальный, фантастический сюжет. В отличие от младших школьников, они предпочитают создавать анимацию по эмоционально окрашенным воспоминаниям об известных, пережитых ими событиях (рыбалка, прогулка на лыжах). В то же время, учащиеся средних классов легче, чем младшие школьники, работают в небольших группах (3-4 человека), они могут самостоятельно организоваться в группу и работать некоторое время. Учащиеся этого возраста способны самостоятельной группой создавать литературные сценарии и иллюстрировать их, но длительная работа над анимацией требует направляющей силы в лице учителя: учащиеся средних классов устают медленнее, чем младшие школьники, однако и их необходимо регулярно поддерживать, применять игровые формы обучения, обсуждать тему и сюжет фильма, перемежать работу на компьютере с рисованием на бумаге, видеопросмотрами и т.д.

  • Старшеклассники, посещающие студию компьютерного моделирования и анимации, как правило, хорошо владеют компьютером: после освоения азов инструментария программного пакета целесообразно стимулировать их к разработке и осуществлению авторского проекта. Желательно, чтобы в проекте участвовали два человека, поскольку это оптимальный состав для работы за компьютером. Эксперименты показали, что при большем количестве участников ученики начинают отвлекать друг друга.

Возрастные и психологические особенности обязательно должны учитываться при планировании работы кружка, и именно поэтому организация работы студии должна осуществляться с соблюдением таких педагогических принципов как принципы дополнительности, алгоритмичности и импрессинговости.

Принцип дополнительности (комплементарности) в педагогике отражает связь воспитания с другими условиями развития человека. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов, трактовку воспитания как одного из условий развития наряду с природными, социальными, культурными условиями.

Принцип дополнительности позволяет описать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально-контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения.

Он предполагает понимание самого воспитания как системы взаимодополняющих процессов семейного, общественного и религиозного (конфессионального) воспитания. А это позволяет более полно учесть все условия, влияющие на становление человека.

Принцип алгоритмичности, последовательности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.

Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые, однако, должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания.

По мысли А. Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

Ко всему вышеперечисленному стоит добавить, также, и то, что методика работы кружка несомненно должна отвечать некоторым современным требованиям к работе педагога дополнительного образования.

К числу требований, которым должна отвечать студия относятся: вовлечение слабоуспевающих учащихся занятия на добровольной основе; практическое осуществление равного права всех учащихся на участие в кружковой работе; замена императивной позиции учителя отношениями сотрудничества с учащимися в процессе кружковой работы; обеспечение устойчивой положительной мотивации кружковой деятельности учащихся; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации кружковой деятельности; обеспечение взаимопомощи и товарищеских отношений между кружковцами, имеющими разные уровни успеваемости; соответствие периодичности и продолжительности кружковых занятий возрастным особенностям учащихся.

Основываясь на всех вышеперечисленных особенностях, принципах и требованиях как раз и строится работа студии компьютерного моделирования и анимации «Мечта» ДДК г. Глазова.

1.3 Проектная деятельность в студии «Мечта» ДДК г. Глазова как фактор успешности формирования основ компьютерного моделировании и анимации у кружковцев.

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Студия "Мечта" способствует формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Главной целью преподавателя является развитие творческой, конкурентно способной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого кружковца, через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности на занятиях в кружке с применением ИКТ - технологий и выработку потребности и умения учиться.

Одним из важных мотивов учения кружковцев является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ребенка. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Кружковец ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, преподаватель тем самым повышает познавательную активность. Предметом такой заинтересованности стало создание мультипликационного фильма. Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со всѐ большего числа окружающих человека экранов. Она – элемент "новой грамотности". Создание мультфильма на - это, по сути, проектное обучение. Личностный смысл деятельности кружковца повышает его мотивацию и успех, и развивает его творческий потенциал.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Тема «Создание рисунков».

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

В результате изучения данной темы учащиеся смогут научиться: выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из

компьютерных программ; сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

Тема «Создание мультфильмов и живых картинок».

Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания

компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация,

конструирование анимации, программирование анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

В результате изучения данной темы учащиеся смогут научиться:

  • выполнять основные операции при создании движущихся изображений;

  • сохранять, созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера. В результате работы над созданием мультфильмов у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Тема «Создание мультфильмов в программе «Конструктор мультфильмов».

В результате с работой в данной программе у учащихся происходит:

1. Развитие логического мышления - для того, чтобы создать свой

мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации, героев,

расставить их по своим местам, заставить двигаться. Развитие воображения - в распоряжении ребенка различные герои, музыка, смешные звуки. Все эти отдельные образы необходимо преобразовать в целостное и законченное действие, сочинить собственную сказку.

2. Формирование чувства композиции и художественно-графических

умений, навыков конструирования и проектирования - параллельно с

работой за компьютером учащимся необходимо смоделировать будущий

мультфильм, нарисовать эскизы и будущих героев.

3. Приобщение к творческому процессу и развитие терпения и трудолюбия

на создание простейшего мультфильма уйдет минут 20, но для того, чтобы

сделать законченный мультфильм, необходимо много потрудиться.

4. Развитие базовых пользовательских навыков работы на компьютере и

освоение средств информационных технологий.

Тема «Натурная мультипликация».

Обсуждение темы проекта. Составление плана рассказа и видеоряда, иллюстрирующего рассказ. Организация фиксации. Обсуждение фотографий с художественной и смысловой точек зрения, создание коллекции фотографий к проекту. Монтаж фото и видео материалов по сценарному плану. Аудиозапись рассказа, соответствующего видеоряду. Обсуждение готовых работ, размещение в информационной среде. В результате изучения данной темы учащиеся смогут научиться:

  • создавать информационные объекты как иллюстрации к художественным текстам в виде натурной мультипликации с собственным озвучиванием.

  • создавать плана проведения натурной мультипликации.

  • освоить технологии обработки фото и видео информации.

Тема: «Пластилиновая мультипликация».

Цель:

создание короткометражных пластилиновых мультфильмов

Задачи:

  • развитие творческих способностей детей

  • развитие мелкой моторики рук

  • развитие навыка работы в команде

Результаты обучения:

  • участие в создании пластилинового мультфильма

  • навыки работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач

  • раскрытие творческого потенциала ребенка;

  • развитие навыков работы в команде;

  • проявление индивидуальности ребенка;

  • повышение общего культурного уровня;

  • развитие чувства кадра, композиции, цвета, масштаба;

  • прививание понятий о нравственности;

Тема" Кукольная анимация".

Цель: создание короткометражных мультфильмов с участием кукол.

Задачи:

  • развитие творческих способностей детей

  • научиться делать кукол в стиле "Папье-Маше"

  • развитие навыка работы в команде

Таким образом, проектная деятельность мультстудии «Мечта» ДДК г. Глазова теоретически, может позиционироваться как фактор успешности обучения основам компьютерного моделирования и анимации и положительно влияет на развитие творческих способностей кружковцев.

Выводы по первой главе.

Итак, проведя теоретический литературный обзор, можно сделать следующие выводы:

  1. Одним из актуальнейших направлений в дополнительном образовании на сегодняшний день является изучение компьютерного моделирования и анимации, поскольку наше время характеризуется преобладанием информационных технологий в социальной среде.

  2. Технологии моделирования и анимации обогащают процесс обучения, позволяя сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

  3. Занятия в мультстудии способствуют развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Глава 2. Практическое обоснование педагогических условий формирования навыков компьютерного моделирования 2.1Анализ исследования по выявлению педагогических условий формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей

Исследовательская работа проводилась в студии "Мечта" ДДК города Глазова. В эксперименте участвовали учащиеся 4-6классов. Среди них 5 девочек и 5 мальчиков. На первом формирующем этапе мы выделили экспериментальную и контрольную группы по 5 человек.

Под педагогическими условиями подразумевается процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений. Так же важно учитывать возрастные и психологические особенности при планировании работы кружка, и именно поэтому организация работы студии должна осуществляться с соблюдением таких педагогических принципов как принципы дополнительности и алгоритмичности.

С целью выявления педагогических условий в студии был использован метод тестирования. Данное исследование проводилось на всей группе. Составленный специально для исследования тест «Анализ педагогического взаимодействия педагога и учащихся» содержит вопросы, предложенные отдельно кружковцам Он включает в себя 5 вопросов.

Предложенное тестирование позволило узнать состояние работоспособности на уроках окружающего мира.

Итак, в нашем исследовании принимали участие учащиеся 4-6 классов.

После проведения тестирования «» мы получили следующие результаты:

1. На вопрос «Нравится ли вам заниматься в студии "Мечта"?» было дано 10 ответов учащихся за вариант «да»(100%).

2. Отвечая на второй вопрос «Хорошо ли вы усваиваете материал на занятиях в студии?», кружковцы разделились на два варианта: за вариант «да» ответили 5 кружковцев (50%), «нет» - 5 кружковцев (50%).

3. Следующим вопросом тестаявляется «Правильно ли строит свою работу преподаватель при проведении занятия?». За вариант «да» ответило 8 кружковцев (80%), «нет» - 1 кружковец(10%), «затрудняюсь ответить» - 1 кружковец (10%).

4.На четвертый вопрос «Нравится ли вам работать в группе?», кружковцы ответили следующим образом: «да» - 4 кружковца(40%), «нет»-6 кружковцев(60%).

Таким образом, больше половины кружковцев предпочитают заниматься индивидуально.

5. Последний вопрос теста звучал: «Помогает ли ваш преподаватель на занятиях в студии?»: за вариант «да» ответило 6 кружковцев(60%), «нет»-3 кружковца(30%), «затрудняюсь ответить»- 1 кружковец(10%).

Рис. 1. Результаты тестирования до проведения эксперимента

Проведенное тестированиепозволило определить, что большое количество кружковцев предпочитает работать индивидуально и без помощи преподавателя студии. Вследствие чего с кружковцами была разработана программа формирующего эксперимента с включением в работу преподавателя принципов дополнительности и алгоритмичности. Проведение повторного тестирования на тему ««Анализ педагогического взаимодействия педагога и учащихся»» дало несколько иные результаты. С его результатами вы можете ознакомиться в сравнительной гистограмме, представленной ниже.

Рис. 2. Анализ педагогического взаимодействия педагога и учащихся

Повторное тестирование дало более высокие результаты по сравнению с первым, что позволяет судить о повышении уровня педагогических условий в студии "Мечта" ДДК города Глазова.

2.2. Анализ сравнительного исследования

Перед проведением тестирования по выявлению педагогических условий в студии было дано занятие "История кукольной анимации" с использованием принципов дополнительности и алгоритмичности, и без них. Кружковцы были поделены на 2 группы. 1 группа должна была заниматься в парах и самостоятельно учить материал. 2 группа занималась с преподавателем, который объяснял историю возникновения кукольной анимации с использование мультимедийной презентации. В конце занятия была проведена самостоятельная работа (см.Приложение 3) по изученной теме. Работа состояла из 5 вопросов:

  • Что такое кукольная анимация и в каком году она возникла?

  • Что используют при создании этой анимации?

  • Назовите основоположников кукольной анимации

  • Какие мультфильмы вы запомнили в стиле кукольной анимации?

  • Составьте синквейн "Кукольная анимация".

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 3.Результаты самостоятельной работы

Как видно из диаграмм, результаты в контрольной группе после проведения самостоятельной работы оказались намного ниже, чем в экспериментальной группе, что позволяет судить о том, что для работы в студии необходимо использовать педагогические условия и проводить занятие систематически правильно и последовательно. А так же учитывать такие требования, как практическое осуществление равного права всех учащихся на участие в кружковой работе; замена императивной позиции учителя отношениями сотрудничества с учащимися в процессе кружковой работы; обеспечение устойчивой положительной мотивации кружковой деятельности учащихся; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации кружковой деятельности; обеспечение взаимопомощи и товарищеских отношений между кружковцами, имеющими разные уровни успеваемости; соответствие периодичности и продолжительности кружковых занятий возрастным особенностям учащихся.

2.3.Самоанализ занятия в студии "Мечта" ДДК "История кукольной анимации" с учетом педагогических условий и требований.

Занятие было построено по принципам дополнитльности и алгоритмичности. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших подростков.

На занятии были использованы следующие методы обучения:

  • по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с кружковцамия, введение новых для детей слов);

  • наглядные ( демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа на листочках и в тетради).

по виду учебной деятельности:

поисковый метод (поиск решения поставленных перед кружковцами задач).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

Время, отведенное на все этапы занятия, было рационально распределено. При использовании мультимедийной презентации поддерживался высокий темп работы кружковцев.

Занятие начинается с организационного момента. Преподаватель и кружковцы приветствуют друг друга.

Следующий этап – проверка знаний по теме, которую будем изучать Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях кружковцев и их устранение, совершенствование знаний и умений.

Далее происходит плавное введение в тему занятия –кружковцы заполняют Журнал "Что мне известно о кукольной анимации"

На данном этапе основные формы работы -объяснение, фронтальная. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: кружковцам демонстрировались слайды, работа с текстом, выполнение практической работы и фронтальная беседа. Преподаватель беседовал с кружковцами об основоположниках кукольной анимации. Все это было записано в определенную карточку "Основоположники кукольной анимации".

Физкультминутка являлась неотъемлемой частью занятия и имела смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника). Она была проведена с песней из мультфильма «Фиксики». Кружковцы уже знали движения и активно выполняли их под музыку.

Далее преподаватель с детьми просматривал мультфильмы в стиле кукольной анимации, из этого следовало обсуждение этих мультфильмов: из чего сделаны куклы, какой цвет фона, разговаривала ли кукла, присутствовала ли музыка в мультфильме и т.д.)

Завершающим этапом была оценка нами результатов занятия,подведение итогов, комментирование деятельности кружковцев. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе занятия была достигнута цель. Кружковцы получили представление о том, что такое кукольная анимация, из чего делают кукол; узнали об основоположников кукольной анимации, познакомились с мультфильмами в стиле кукольной анимации;был составлен синквейн "Кукольная анимация".

При планировании занятия были учтены психологические и возрастные особенности кружковцев. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим (работа с литературой и с мультимедийной презентацией). На случай непредвиденной ситуации были приготовлены запасные методические приемы (отгадывание кроссворда, загадок, и т. д.).

Выбранные нами формы и методы обучения способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосфере. Общение с кружковцами было доброжелательным, доверительным. По моему мнению, занятие прошло успешно, реализованы все поставленные цели и задачи занятия. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и кружковцы, и преподаватель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у кружковцев пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), возможность самостоятельно получить новые знания. Кружковцы на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности младших подростков была достаточно эффективной. Рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу кружковцев, но и свою.

По проведенному занятию можно сказать, что кружковцам очень нравятся занятия, когда преподаватель работает с каждым ребенком индивидуально, учитывая все его особенности.

Занятия с учетом педагогических требований не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего подростка велики.

Подводя итоги по практической части можно сделать вывод о том, что, проводя уроки с использованием мультимедиа аппаратуры, возникают определенные трудности:

  • нужно учитывать возрастные и психологические особенности кружковцев;

  • отсутствует определенная методика по компьютерному моделированию и анимации;

  • отсутствуют рекомендации по проведению занятия в студиях компьютерного моделирования.

По результатам второй главы разработаны и составлены рекомендации для проведения занятия в студии компьютерного моделирования и анимации.

Заключение. Современный компьютер – это не только объект для изучения, инструмент для получения информации. В опытных руках педагога он может быть помощником для самовыражения ребенка, формирования его внутреннего мира, развития фантазии и творческих способностей.

В студиях компьютерного моделирования и анимации созданы все условия, чтобы каждый ребёнок смог попробовать себя в разных видах деятельности - от работы с бумагой в объединениях начального технического творчества до освоения серьезных компьютерных программ. Каждый может найти увлечение, которое будет отвечать его интересам и способностям.

Опытные педагоги дополнительного образования в студиях компьютерного моделирования и анимации помогают детям развивать творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать свои лучшие способности.

Каждый ребенок, освоивший навыки работы с компьютерным моделированием и анимацией, начиная с самых первых этапов своего образовательного маршрута, научившийся воспринимать их как инструмент для творческой деятельности, будет уверенно чувствовать себя в современном мире, ведь с помощью моделирования и анимации можно создать детские мультфильмы, что способствует развитию творческого потенциала ребенка.

Наиболее будет эффективно формирование основ компьютерного моделировании и анимации, если на занятиях в студиях будут учитываться все педагогические условия и требования.

В первой главе, проанализировав литературные источники, можно сделать вывод о том, что одним из актуальнейших направлений в дополнительном образовании на сегодняшний день является изучение компьютерного моделирования и анимации, поскольку наше время характеризуется преобладанием информационных технологий в социальной среде. Так как занятия в кружках компьютерного моделирования способствуют развитию творческих и коммуникативных качеств ребенка.

В практической части, проведя эксперимент, можно сказать, что используя и выполняя все педагогические условия, можно добиться успешности кружковцев в формировании основ компьютерного моделирования и анимации.

Подводя итоги работы, сделаем выводы:

1. С помощью занятий в студии компьютерного моделирования, учащиеся знакомятся с основами компьютерной грамотности, что способствует дальнейшему развитию в этой сфере;

2. Учителю приходится учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, а так же нужно правильно строить занятие в студии, чтобы в большей степени развить творческие способности каждого ученика;

3. Нужно осознать ключевые преимущества компьютерного моделирования и стремиться максимально использовать их;

4. Возможность создавать яркие запоминающиеся детские мультфильмы.

Цель данной работы, которая состоит в том, чтобывыявить педагогические условия формирования основ компьютерного моделирования и анимации в дополнительном образовании детей выполнена, задачи решены.

Гипотеза, поставленная при написании работы(Формирование основ компьютерного моделирования и анимации будет осуществляться эффективно, если:

- организация работы студии будет осуществляться в соответствии с принципами дополнительности, алгоритмичности и импрессинговости;

- методика работы педагога дополнительного образования будет соответствовать современным требованиям к обучению кружковцев;

- будет осуществляться оптимальное интеллектуальное и творческое развитие личности каждого кружковца.) подтвердилась.

Список литературы:

1.Самсонова Н.М. "Компьютерное моделирование и анимация"

2.Боев В.Д. "Компьютерное моделирование" - 2010 г.

3. Майер Р.В. Компьютерное моделирование: Учебник для педвузов. Глазов: ГГПИ, 2014. 531c.

4. Асенин С.В. Мир мультфильма, М., Искусство, 1986.

5.Баpтон А. Как снимают мультфильм. - М.,Искусство, 1971.- 156с

6. Петрова Н. Компьютерная графика и анимация на персональном компьютере // CD-ROM "Энциклопедия персонального компьютера", R-Style, 1996.

7. Петрова Н. Компьютер и художник // Мир ПК. - 1997. - с. 92-96

8. Статья "Возрастные особенности при обучении Компьютерного моделирования и анимации"

9.Сушинских С.Г. "Подростковый возраст. Психологические особенности", 2010.

10.Урок-лекция "Виртуальные миры. Моделирование"

11.Интернет-сайт "Википедия. Моделирование и анимация".

12.Интернет- сайт "Википедия. Кукольная анимация. История кукольной анимации".

13.Пономарева Е.Ю. "В помощь педагогам дополнительного образования", 2012.

14.Интернет-сайт "ДДК. Мультстудия "Мечта" г.Глазова"

15.Анализ и рефлексия учебного занятия.

16.Гладышева Ю.А. Компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса в образовательном процессе Вуза. – с 842

17.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

18.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// - Ростов н /Д: изд-во «Феникс»- 2004.-С 384.

19.Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания /М.И. Шилова // Классный руководитель. – 2001. - № 3. – С 23.

20.Дулова Н.В. Информационные и коммуникативные технологии как средство повышения качества обучения в условиях общеобразовательной школы.

21.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

22.Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

Просмотров работы: 2830