- сформировать мотивацию на обучение;
- оценить уровень подготовленности студентов;
- оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания в активное — умение;
- получить обучающимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;
- активизировать самообразование студентов;
- формировать плюрализм мнений и действий, многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;
- развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.
Опираясь на практический опыт работы со студентами следует выделить возможности игры в учебно - воспитательном процессе вуза: свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное развлекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет только добровольно; разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность- оригинальность, творчество; выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил; порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и оставаться в игре; увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности; возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок; элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений; понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство; понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивается успеха и совершенства в игре; компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир — антипод. Игра развивает романтизм; развитие воображения, которое необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры; стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые игры создаются методом его моделирования; возможность развить свое мышление, поскольку необходимо зыстроить интригу и реализовать ее; развитие психологической пластичности. Это не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ до конца; радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования; ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно мысленно; психологическую устойчивость [1]. Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели; право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь, дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.
На основании вышеизложенного становится очевидным, что, результаты и эффекты игрового обучения впечатляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес игровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.
Игровые методы являются интерактивными и интегративными, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.
Анализ психолого – педагогической литературы позволяет выделить следующие виды обучающих игр:
деловые игры (игры-имитации);
ролевые игры (игры-драматизации);
организационно-деятельностные игры — ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).
Охарактеризуем подробнее специфические возможности деловой игры. Деловая игра среди методов интерактивного обучения занимают ведущее место по объему внедрения и роли в учебном процессе вуза.
Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности.
Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях.
Выделяют четыре основные формы деловых игр:
а) тематические деловые игры, связанные с определенной темой учебного плана;
б) сквозные деловые игры, охватывающие несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале;
в) предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях;
г) межпредметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через одну игру.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «деловой театр», психо- и социодрамы.
Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (количество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от заранее заданных действий до свободной импровизации).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрослых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имитации, драматизации.
Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогической теории любые игры как деловые, так и ролевые и иные, связаны с определенными правилами для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ролевую игру.
Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных работников некоторой функционирующей социально-экономической системы. Это одно из важных отличий деловой игры от оранизационно - деятельностной.
Деловая игра как метод включает в себя другие формы активного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсуждения результатов используются методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, решения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комплексе с игровыми средствами значительно повышается.
Список использованной литературы:
Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей –правоведов. М.: 2011- 136с.
Кашлев.С. Интерактивные методы обучения. Учебно – методическое пособие - Тетрас.: 2011.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. -4-е издание., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -272с.
5