ПЛЕС КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЛЕС КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Воробьева А.А. 1, Пахров А.А. 1
1ИвановскийГосударственныйУниверситетШуйскийфилиалИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье говорится о необходимости изучения историко-культурного наследия малых городов, определения их специфики и места в системе исторических памятников России, а также исследования особенностей провинциальной культуры, ее функций, значения, проблем, связанных с культурным наследием. Изменение подходов к историко-культурному наследию в России в последнее десятилетие обусловило переход от понятия «памятник истории» к понятию «объект наследия». Понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла.

Одна из основных ролей создания исторической памяти народа принадлежит городу. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает, они выполняют политические, экономические, научно-образовательные, транспортные, информационные, культурные и туристические функции. Для большинства городов характерна тенденция последовательного усиления туристических функций. Города, как туристическое целевое, в первую очередь, должны обладать собственным стилем.

Поиск культурно-исторического наследия становится важнейшим способом регенерации городов и городского общества. Город превращается в уникальную историческую ценность вне зависимости от древности и признанности содержащихся в нем культурно-исторических ценностей. Объекты культурного наследия находятся под государственной защитой, финансируются из федерального и местного бюджетов. Ведь реконструкция исторических памятников и охрана отечественного историко-культурного наследия – важная задача, это основа культурного и духовного возрождения страны. Но государство не должно игнорировать и тот потенциал, которым богаты малые города. Особого внимания требует защита культурного наследия, сохранение и поддержка местных традиций и обычаев.

Именно в провинциальных городах – исторические корни России, старейшие центры российского предпринимательства, торговли, инициативы и активности, которые столь необходимы сегодня нашей стране. Возрождение провинции – шаг к построению сильного Российского государства.

Несомненно, историческое и культурное наследие города Плёса имеет важное значение в сфере развития центрального региона России, поэтому необходимо привлечь внимание различных организаций и ведомств и обязать их провести ряд мероприятий, необходимых для сохранения этого уникального историко-природного комплекса.

Город Плёс расположен в самой здоровой части центральной России, уникальные природные ландшафты, высокогорный воздух, река Волга – это не только богатый эстетический потенциал, а возможность развития в регионе экологического туризма, зон рекреации, семейного отдыха, создания творческих дач для российских и зарубежных художников, писателей, артистов.

Среди древнерусских городов Верхневолжья город Плёс Ивановской области – классический образец средневекового провинциального центра. Недостаточность изучения историко-культурного наследия малых городов порождает опасность формирования неполного представления об истории и культуре России в целом, так как серьезные обобщения по вопросам политического, экономического, социального и культурного развития общества возможны только при наличии изученных локальных вариантов.

Культурное наследие – это нечто целостное, обладающее информационным потенциалом, необходимым для развития и передачи будущим поколениям; это то, что представляет ценность и является частью национального богатства; это то, что может рассматриваться как один из важнейших ресурсов, влияющих на дальнейшее развитие общества, страны, региона.

Еще с 1890-х годов, после того, как появились на выставках волжские картины Левитана, Плес становится популярным местом отдыха и творчества, особенно среди художников–пейзажистов. Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над ее природой благотворным дождем, после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга, в ворота которой должны проходить все художники, любящие свою страну, свой народ, свою природу1.

Популярность Плеса как курорта со временем только росла. Являясь изначально центром кузнечного, сапожного, портновского промысла, Плес играл важную роль в экономическо-торговых и культурных отношениях в развитии страны.

Музейная деятельность в Плесе начала развиваться в 20-х годах ХХ века. Основоположником музейного дела в Плесе считается А.Ф. Мантель, который в 1922 году организовал музей И.И. Левитана. Первое время плесская общественность не принимала эту идею. Должно было пройти немало времени, чтобы общество пришло к мысли об увековечивании имени Левитана. К юбилею города, и в связи со 100-летием И.И. Левитана была создана картинная галерея имени великого художника.

30 июня 1980 года вышло в свет постановление Совета Министров РСФСР о создании Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника», и о создании в 1982 году, на базе дома-музея И.И.Левитана, Плесской картинной галереи и памятников истории и культуры г.Плеса музея-заповедника». В доме-музее неоднократно проводятся научно-практические конференции Плесского музея-заповедника. Также здесь организовываются литературные и музыкальные вечера.

Помимо прочего, Плёс является крупным туристическим объектом. Уже сейчас областные власти начинают создавать и запускать пилотные проекты по развитию туризма и привлечению гостей. К 2016 году власти региона обещают Плёс полностью обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой.

Следует отметить, что эти разработки перспективны, ведь сегодня Плёс занимает заметное место на культурной карте не только Ивановской области, но и всей России. В Плёсе ежегодно проводятся крупные культурные фестивали: музыкальные, литературные. Среди них следует отметить Левитановский фестиваль, проект «Потаённая Россия», фестиваль «Плесская муза» и другие.

Следует отметить, что один из феноменов Плеса заключается в том, что он постоянно притягивал и притягивает людей творческих. Так, например, в 1935 году Мантель пишет: «Лирика, о которой сам Плес не подозревал, вдохновила одного из гениальнейших «барбизонцев» Левитана создать свои шедевры. Лирика сделала Плес центром паломничества части русской интеллигенции, чающей «беклиновских элегий»2.

Хотя Плес называют перспективным городом в плане развития туризма, в нем до сих пор остается много нерешенных проблем. Требуют решения вопросы, которые касаются сохранения исторических объектов.

Один из важных исторических уроков, вытекающих из прошлого России, состоит в необходимости концентрации усилий политиков, ученых, историков, музейных работников по раскрытию большого потенциала российской провинции, открытию широкого простора для творческой энергии и инициативы жителей малого города.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александров А. Художественная выставка в Плесе // Рабочий край. – 1922. – № 284.

  2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. – М.: Искусство, 1979.

  3. Бердяев Н.А. Судьба России Философия свободы. Судьба России. Философия неравенства. – М.: Харьков, 2000.

  4. Мантель А. Плес // Рабочий край. – 1935. – № 7.

  5. Русская пейзажная живопись. – М.: Искусство, 1969. – С. 16-17.

1 Русская пейзажная живопись. - М.: Искусство, 1969. - С. 16-17.

2 А. Мантель. «Плес». Журнал «Рабочий край», № 7, 1935 г.

Просмотров работы: 805