РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ЗАБАСТОВКУ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ЗАБАСТОВКУ.

Симонова Ю.В. 1, Орешкина В.Н. 1
1Южно-Уральский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Конституции Российской Федерации1 (далее – Конституция РФ) человек, его права и свободы характеризуются как высшая ценность. Право на забастовку давно признано международным сообществом в качестве права каждого работника на защиту своих прав. В этой связи право на забастовку занимает значимое место в структуре правового статуса личности и в Российской Федерации. Часть 4 статьи 37 Конституции РФ признает право на забастовку за каждым работником как крайнее средство разрешения коллективного трудового спора. Любое конституционное право имеет смысл лишь при его практической реализации, поэтому представляется актуальным исследование механизма реализации конституционного права на забастовку.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты конституционного права на забастовку.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, закрепляющие право на забастовку, а также ряд норм административного, гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права, регламентирующих реализацию конституционного права на забастовку в Российской Федерации.

Цель работы заключается в исследовании содержания права граждан на забастовку, а также анализе законодательной и правоприменительной практики в области реализации этого права.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

­– исследовать становление и развитие права граждан на забастовку;

– определить сущность и значение конституционного права граждан на забастовку;

­– проанализировать судебную практику по данной теме;

­– выработать и обосновать предложения по совершенствованию законодательства.

В качестве методов, применяемых в данной работе, можно выделить: изучение и анализ научной литературы, описание и обобщение.

Научнаяновизна исследования заключается в том, что в нем проводится анализ права на забастовку и механизм его реализации в Российской Федерации с учетом современного действующего законодательства. Сделаны предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего забастовки, и сформулированы проекты соответствующих правовых норм.

Практическая значимость работы заключается в том что полученные в ходе исследования положения и выводы могут быть использованы российскими работниками и работодателями при ведении коллективных переговоров, составлении коллективных договоров, а также при защите своих прав; выводы и предложения могут быть направлены на совершенствование законодательства России о праве граждан на забастовку и использованы в правотворческой работе. Материалы курсовой работы могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведений.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе «Право на забастовку в Российской Федерации» раскрывается содержание права граждан на забастовку, а также рассматривается возникновение и юридическое закрепление права на забастовку в России. Во второй главе описаны проблемы реализации права на забастовку и пути их решения. В заключении формулируются основные направления совершенствования законодательства: упрощение процесса проведения забастовок, установление действенных гарантий защиты от репрессий для работников в связи с участием в забастовке.

ГЛАВА 1 ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1.1 История становления забастовки как института трудового права

В России трудовое законодательство появилось в результате упорной борьбы рабочего класса. Первоначально был установлен запрет забастовок под угрозой уголовного наказания. Это нашло отражение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845)2. При этом работники даже не имели права в одностороннем порядке прекратить работу. Так, с 1886 г. в Уложении о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривалось следующее: лиц, виновных в самовольном отказе от работы до истечения срока найма или без предупреждения хозяина (при бессрочном договоре) подвергать аресту на срок до 1 месяца. В это же Уложение в целях борьбы с забастовками и стачками была внесена специальная статья об уголовной ответственности «за беспорядки скопом»3. Между тем массовые забастовки имели место уже в 70­ ­– 80-х годах XIX в. Определенный интерес представляют требования стачечников, которые зачастую добивались не односторонних уступок от работодателя, а достижения компромисса. Так, знаменитая Морозовская стачка, состоявшаяся в январе 1885 г. на ткацкой фабрике во Владимире, одним из главных требований, наравне с повышением заработной платы, имела изменение системы взимания штрафов. Стачечники требовали не их отмены, а только назначения арбитражной комиссии, состоявшей наполовину из рабочих и наполовину из мастеров. Такой комиссии должны были передаваться полномочия выносить постановления о штрафах4. Экономические забастовки в России были фактически легализованы только согласно Временным правилам от 02 декабря 1905 года «О наказуемости наиболее опасных проявлений в забастовках». В Уложении о наказаниях сохранили силу только статьи, предусматривающие ответственность не за стачки как таковые, а за сопровождающие их насильственные действия забастовщиков, повреждение имущества предприятий и покушение на свободу труда. Вместе с тем, названные Временные правила признавали незаконными и устанавливали уголовную ответственность за забастовку в сфере жизненно важных услуг и на предприятиях, прекращение деятельности которых угрожало безопасности государства или создавало угрозу общественного бездействия. Государственным служащим запрещалось принимать участие в забастовках под угрозой лишения права занимать должности по государственной службе. Проект закона Временного правительства о стачках отличался большим радикализмом. Он легализовал политические стачки, исключал имущественную ответственность их организаторов и участников. Даже за сообщение данных об участии работника в забастовке другому предпринимателю предусматривалась ответственность в виде ареста до трех месяцев. Такая же мера ответственности была установлена за препятствование забастовкам. Этот проект предоставлял российским рабочим право на забастовку в большем объеме, чем это было закреплено в законодательстве других европейских стран.

В советский период в КЗоТах РСФСР 1918, 1922 и 1971 гг. не содержалось правовой регламентации права на забастовку. В трудовом законодательстве советского периода прямого запрета на забастовку в законе никогда не существовало. Более того, забастовки косвенно были легализованы постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 января 1929 г., которым запрещалось обращать взыскания на принадлежащие профсоюзным органам стачечные фонды5. Названное Постановление официально не отменялось, так что оно сохраняло силу вплоть до принятия Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» Между тем, в советский период после свертывания НЭПа все экономические забастовки рассматривались как следствие политического заговора и подавлялись с использованием милиции и армии (забастовка в Иваново в 1931 г., события в Новочеркасске 1962 г. и др.). Исключение составила вторая половина 1980-х годов, когда страну охватила волна забастовок, часть из которых имела политический оттенок.

Закон СССР от 09 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» установил определенный двухступенчатый мирный порядок разрешения коллективных трудовых споров: сначала в примирительной комиссии, а при неурегулировании этого спора – в трудовом арбитраже, образуемыми самими спорящими сторонами, но разным порядком6. Этот союзный закон впервые в нашей стране закрепил в законодательстве и право трудовых коллективов, не урегулировавших коллективного спора мирным путем, на забастовку и предусмотрел порядок объявления забастовки. Наше государство долгое время, до конца 80-х годов, никак не регулировало вопросы, связанные с проведением забастовок. Забастовки не были ни разрешены, ни запрещены, их как бы не существовало. Только в 1989 году, после того как в регионах, где сосредоточены угольные шахты, произошли массовые забастовки, вопрос о необходимости их правового регулирования поставили на повестку дня. В Верховный Совет СССР внесли проект закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который и был поспешно рассмотрен и принят. Так, с августа 1989 года в СССР стали признавать существование забастовок, а также урегулировали порядок их проведения в связи с разрешением коллективных трудовых споров. После долгих дискуссий и споров, связанных с обсуждением в Государственной Думе проекта Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», 23 ноября 1995 года этот Закон был подписан Президентом РФ. В связи с его принятием утратил силу ранее действовавший Закон СССР от 1989 года с изменениями и дополнениями, внесенными в 1991 году. Таким образом, законом Российской Федерации устанавливалось право на проведение забастовок в качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора.

Важный шаг, касающийся забастовок, был сделан после принятия Конституции РФ 1993 года. Часть 4 статьи 37 Конституции РФ, посвященная регулированию забастовок, гласит: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку»7.

В настоящее время в России действует Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (далее по тексту ТК РФ)8. Вопросы разрешения коллективных трудовых споров подробно изложены в 61-й главе ТК РФ. Отдельные его положения дублируют статьи прежнего Федерального закона, но, есть и то, чего не было раньше. Прежде всего, определены основные понятия коллективного трудового спора. Если ранее его трактовали как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений, то теперь коллективный трудовой спор может возникать также и в случае, если работодатель, принимая для своей организации акты, содержащие нормы трудового права, отказывается учесть мнение выборного представительного органа работников. Изменения коснулись и порядка выдвижения требований. Как и прежде, этим правом обладают работники и их представители, только теперь выдвигаемые требования должны быть утверждены на соответствующем собрании, а не в порядке, установленном уставом представительного органа, как было раньше.

Право на забастовку является важнейшей предпосылкой нормального разрешения конфликтов, возникающих в сфере социально-трудовых отношений. Нужно сказать, что формирование института права, регулирующего коллективные трудовые споры (конфликты), прошло долгий и тяжелый путь ­– от полного запрета коллективных акций работников (с введением уголовной ответственности за участие в них) до признания права на забастовку на межгосударственном уровне. Данный процесс в национальных правовых системах сопровождался принципиальными изменениями сущности права в сторону его гуманизации, обусловленными новой системой ценностей общества – признанием прав человека, стремлением достичь социального мира, социальной справедливости в распределении общественного продукта, пришедшей на смену концепции абсолютной свободы договора и апологетике института частной собственности. Необходимо также отметить, что на этот процесс воздействие, главным образом, оказывала именно рабочая борьба, проводившаяся вопреки существующему законодательству.

Подводя итог, нужно сказать, что право на забастовку прошло длинный путь от полного запрещения до признания одним из важнейших прав граждан, но на современном этапе развитие данного института не закончилось. Право на забастовку изначально пробивало себе дорогу фактически, прежде чем получило свое закрепление юридически. Следовательно, забастовки – явление социальное, отразившееся в правовой материи постольку, поскольку оно объективно требует урегулирования. Существование данного права, в сочетании с его разумным применением, обеспечивает сохранение социального мира в любом современном обществе.

§1.2 Понятие и содержание права на забастовку

Согласно п. 4 ст. 398 ТК РФ, забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Обычно это проявляется в приостановке работы организации или ее обособленного структурного подразделения. Забастовкой считается и частичный отказ от выполнения трудовых обязанностей. Вполне возможны такие виды забастовочных действий, как замедление темпа работы, повторяющиеся остановки и т.п., хотя на практике они не применяются.

Комитет экспертов Международной организации труда (МОТ) дал следующее определение забастовки: забастовка ­– это коллективное право, осуществляемое, когда речь идет о трудящихся, группой лиц, принявших решение не работать, с тем, чтобы их требования были удовлетворены9.

На основании анализа определений забастовки можно сформулировать следующие наиболее важные признаки забастовки:

1) одновременное, совместное оставление работы;

2) временное оставление работы, после которого работники возвращаются на свои рабочие места;

3) оставление работы, предпринятое работниками, продающими свой труд;

4) оставление работы для достижения определенных целей, как правило, социально-экономических, но иногда и других (политические забастовки);5) забастовка проводится в защиту интересов самих лиц, участвующих в забастовке, или других работников (забастовки солидарности). Однако следует заметить, что акции, направленные на достижение иных целей, чем урегулирование трудового конфликта (например, на изменение социально-экономической политики правительства), не подпадают под признаки законодательно закрепленного определения забастовки. Поэтому политические забастовки и забастовки солидарности не регламентируются ТК РФ10. Мировой практике известны различные формы забастовок, как например, производительные забастовки (когда работники начинают производить избыточную продукцию против воли работодателя), сидячие забастовки (когда бастующие работники занимают свои рабочие места, с тем чтобы работодатель не мог продолжить производственный процесс путем найма замещающих работников), итальянская забастовка (когда работники нерационально точно исполняют инструкции, что приводит к замедлению темпов работы), предупредительная забастовка и др11. Наиболее распространенный вид – это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя. Право на забастовку принято называть одним из основополагающих прав человека второго поколения, т.е. социальных прав работника. Конституция РФ рассматривает забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров, в качестве условия реализации этого права указывая лишь соблюдение установленных федеральным законодательством процедур. Право на забастовку с этой точки зрения является не самостоятельным, а обеспечительным, предусмотренным для реализации другого конституционного права – права на трудовые споры, т.е. это право возникает у работников и может реализоваться только в связи с наличием трудового спора. В соответствии с действующим законодательством забастовка является крайним способом урегулирования коллективного трудового спора. В частности, в ч. 2 ст. 409 ТК РФ говорится о том, что если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представитель) уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе урегулирования коллективного трудового спора, или не исполняет обязательное решение трудового арбитража, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда проведение забастовки запрещено законодательством для разрешения коллективного трудового спора.

Право на забастовку предполагает наличие возможности (права):

– свободно принять решение об объявлении забастовки;

– свободно решить вопрос о форме и продолжительности забастовки, о выдвигаемых работодателю требованиях;

– беспрепятственно провести забастовку (обеспечивая при этом общественный порядок и не нарушая прав третьих лиц);

– приостановить или прекратить забастовку по решению органа, возглавляющего его;

– пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями (сохранение рабочих мест за бастующими работниками, запрещение локаута, запрещение привлекать к дисциплинарной ответственности работников, участвующих в забастовке)12.

Возможность использования права на забастовку законодатель связывает с наличием определенных обстоятельств и условий, свидетельствующих о невозможности разрешения спора иными методами.

Таким образом, забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого ­– выражение недовольства или реализация требований.

Поводя итог, нужно сказать, что формирование института права, регулирующего коллективные трудовые споры, прошло долгий и тяжелый путь ­– от полного запрета коллективных акций работников до признания права на забастовку на государственном уровне. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка ­– это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах. Она является крайней, исключительной мерой разрешения трудового конфликта.

Право на забастовку давно признано международным сообществом в качестве права каждого работника на защиту своих прав. В этой связи право на забастовку занимает значимое место в структуре правового статуса личности и в Российской Федерации. Идея предоставления работникам права на забастовку заключается в том, чтобы дать им возможность оказать давление на работодателя.

ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ

§ 2.1 Реализация права граждан на забастовку

Забастовка относится к категории защитных механизмов, действующих при нарушении прав человека. Закрепив право на забастовку, Конституция РФ по образцу общепризнанных норм международного права предоставляет возможность каждому работнику воспользоваться ею при разрешении трудового спора. ТК РФ определяет трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником (работниками) по вопросам применения, установления и изменения условий труда, исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и соглашений.

ТК РФ регулирует способы разрешения коллективного трудового спора. Это участие в примирительных процедурах и забастовка, в связи с чем для участников предусмотрены определенные гарантии. Закон устанавливает случаи, когда работники могут быть освобождены от работы в связи с рассмотрением трудового спора или имеют право отказаться от выполнения трудовых обязанностей. Такие гарантии на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирования не распространяются. Все эти мероприятия могут проводиться во внерабочее время для участников акций протеста13.

Реализовывать право на забастовку работники вправе лишь:

а) если коллективный спор прошел все этапы мирных процедур, но не решен ими;

б) если работодатель уклоняется от примирительных процедур;

в) если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В этих трех случаях работники или их представители могут приступить к организации забастовки.

Забастовка представляет собой особый метод разрешения коллективного трудового спора, связанный с серьезными последствиями, как для работодателя, так и для работников. Поэтому законодатель устанавливает специальную процедуру проведения забастовки – определенную последовательность действий, сроки и правила их выполнения. Несоблюдение этой процедуры влечет за собой признание забастовки незаконной.

Проведение забастовки включает несколько этапов:

1. Принятие решения об объявлении забастовки.

2. Объявление забастовки (предупреждение работодателя).

3. Прекращение работы и проведение примирительных процедур.

4. Приостановка забастовки в случае необходимости.

Приостановка забастовки ­– факультативная стадия, ее может и не быть. Приостановку забастовки не следует путать с ее прекращением. Это временная мера, используемая, как правило, с заранее определенным сроком. Истечение срока связывается с установленной календарной датой или каким-либо событием14.

5. Достижение соглашения (либо признание забастовки незаконной) и прекращение забастовки.

Завершение забастовки связано с достижением соглашения о разрешении коллективного трудового спора либо с признанием забастовки незаконной.

Сложившаяся процедура разрешения коллективных трудовых споров, объявления и проведения забастовок, предусмотренная ТК РФ, не способствует реальному разрешению возникающих спорных или проблемных ситуаций и конфликтов в сфере социально-трудовых отношений, вынуждает работников отступиться от разрешения спорных проблем в силу сложности их рассмотрения, продолжительности во времени, низкой эффективности и общей ограничительно-запретительной направленности установленных законом процедур. Статьи ТК РФ сформулированы так, что инициаторов забастовок всегда подстерегают опасения признания ее незаконной компетентными органами или судом. Поэтому, естественной реакцией наемных работников на действующий правовой механизм организации и проведения забастовок становятся получающие широкое распространение голодовки, перекрытия дорог, массовые увольнения и другие формы протеста, уже выходящие за рамки цивилизованного разрешения трудового спора, наносящие ущерб экономическому и общественному развитию страны.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут, то есть расторжение трудовых договоров с работниками по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Однако, если проанализировать правоприменительную практику, становится, очевидно, что Закон оставляет возможности для обхода этой нормы и наказания работников. Что подтверждает пример судебной практики.

Так, на Октябрьской железной дороге прошла забастовка работников локомотивных бригад ­– членов Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников. Не обращаясь к процедуре локаута, которая прямо запрещена законом, и зная, что оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности нет, работодатель отстранил 49 человек от работы и приказом направил их в простой. Как известно, время нахождения в простое оплачивается из расчета двух третей тарифной ставки работника, что составляет существенно меньшую сумму, чем обычная зарплата. Характерно, что Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении иска о признании направления работников в простой незаконным15. Похожая ситуация произошла в Москве работники ООО «Новое Тишково» устроили забастовку. Работодатель не обращаясь к процедуре локаута уволил работников по п.2 ч.1 ст.81. Московский областной суд признал увольнение незаконным и вынес постановление о восстановлении на работе.16

Существуют косвенные варианты «наказания» за участие в забастовке и без привлечения к дисциплинарной ответственности, которые для работника являются намного более болезненными, чем наложение взыскания. Представляется, что норма о запрете привлечения к ответственности за участие в забастовке должна быть расширена, в нее следует включить положения о том, что в отношении работников, участвовавших в забастовке, не допускается изменение существенных условий труда ­– перевод, направление в простой ­– в связи с участием в забастовке.

Подводя итог, можно сделать вывод, что забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Порядок организации и проведения забастовок строго регламентирован законодательством РФ. В связи с этим, стоит отметить, что существующий порядок не всегда способствует реализации данного права. Прежде всего, связано это с тем, что процедура по-прежнему сложна. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.

§ 2.2 Ограничение права на забастовку

Право на забастовку, как и любое конституционное право, может быть ограничено в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Для предотвращения злоупотребления правом на забастовку ТК РФ введены некоторые ограничения. В связи с этим появляется понятие «незаконная забастовка». Незаконной считается забастовка, объявленная (проведенная) с нарушением правил и условий проведения забастовки.

В ст. 55 Конституции РФ указаны ценности, отрицание которых равнозначно злоупотреблению правами и свободами человека и гражданина17 Именно для предотвращения злоупотребления правом на забастовку законодательством введены некоторые ограничения. Например, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя здоровью других лиц. Это ограничение установлено для всех работников независимо от профессии и сферы действия.

Со ссылкой на ст. 55 Конституции РФ, ст. 413 ТК РФ объявляет незаконными и не допускает забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся – приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней. Ограничение допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость ограничения забастовки вытекает из названных положений Конституции РФ18. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, предусмотренных ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является неправомерным. Невозможность проведения забастовки в некоторых предусмотренных законом случаях не означает, что работники лишены права на справедливое разрешение спора. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в силу установленных ограничений, работники имеют право обратиться к Президенту Российской Федерации. Президент в 10-дневный срок принимает решение. Указанная норма является гарантией окончательного рассмотрения коллективного трудового спора в любой ситуации, хотя пока и не сложилось практики рассмотрения споров Президентом. Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К их числу необходимо отнести: нарушение сроков, предусмотренных статьями 399 – 404, 410 ТК РФ; объявление забастовки без проведения примирительных процедур; проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме; объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК РФ; невыполнение требований ст. 412 ТК РФ об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей; организация забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК РФ) и другие19. Судебная практика идет по тому пути, что наиболее часто признаются незаконными забастовки, которые проведены без учета сроков и процедур. Судебная практика исходит из того, что порядок объявления и проведения забастовки должен соблюдаться неукоснительно с выполнением всех условий, предусмотренных трудовым законодательством. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело по кассационной жалобе первичной профсоюзной организации ЗАО «Форд Мотор Компани», представительного органа, возглавляющего забастовку работников на заводе по производству автомобилей ЗАО «Форд Мотор Компани» в г. Всеволожске Ленинградской области, на Решение Ленинградского областного суда от 13 февраля 2007 года, которым забастовка работников на заводе по производству автомобилей ЗАО «Форд Мотор Компани» в г. Всеволожске Ленинградской области, объявленная на 14 февраля 2007 года, признана незаконной.

Судебная коллегия признала обоснованным суждение суда нижестоящей инстанции о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу ст. 413 ТК РФ признание ее незаконной. Определила: Решение Ленинградского областного суда от 13 февраля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу первичной профсоюзной организации ЗАО «Форд Мотор Компани», представительного органа, возглавляющего забастовку работников на заводе по производству автомобилей ЗАО «Форд Мотор Компани» в г. Всеволожске Ленинградской области, – без удовлетворения20.

Судебная практика свидетельствует, что чаще всего работодателям удается доказать незаконность забастовки путем признания фактов нарушения процедуры, предусмотренной трудовым законодательством.

Например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала обоснованным решение суда нижестоящей инстанции о проведении сотрудниками ООО «Группа Антолин Санкт-Петербург» забастовки с нарушением ст. 413 ТК.РФ21.

Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Этот орган участвует в процессе рассмотрения дела о признании забастовки незаконной как представитель работников (ответчик), владеет информацией о совершаемых процессуальных действиях, представленных доказательствах и о принятом решении. Он обязан информировать работников о вынесенном судом решении немедленно (в день вынесения решения).

Признание забастовки незаконной влечет немедленное ее прекращение или отказ от проведения забастовки, если она была объявлена, но еще не начата. В такой ситуации коллективный трудовой спор должен разрешаться путем возобновления примирительных процедур. Возможно проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования.

Таким образом, незаконной забастовкой может быть признана только такая забастовка, которая проведена с нарушением законодательства. Право на забастовку ограничивается федеральным законодательством в целях защиты интересов иных лиц, что соответствует конституционным и международно-правовым нормам.

Подводя итог, можно сделать вывод, что порядок организации и проведения забастовок строго регламентирован законодательством РФ. Сложившаяся процедура разрешения коллективных трудовых споров, объявления и проведения забастовок, предусмотренная ТК РФ, не способствует реальному разрешению возникающих спорных или проблемных ситуаций и конфликтов в сфере социально-трудовых отношений, вынуждает работников отступиться от разрешения спорных проблем в силу сложности их рассмотрения, продолжительности во времени и низкой эффективности установленных законом процедур. Несмотря на то, что в российское законодательство о забастовках постоянно вносятся изменения, остается множество пробелов при решении данного вопроса. Из-за чего возникает ряд сложностей, которые не позволяют эффективно и действенно применять нормы, регулирующие право на забастовку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время приходится довольно часто слышать о забастовках, акциях отказа от работы, пикетах, голодовках и блокировании дорог. Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.

Идея предоставления работникам права на забастовку заключается в том, чтобы дать им возможность оказать экономическое давление на работодателя. Однако если работодатель ответит на это встречными мерами – уволит или иным образом накажет работников, – то эффективность забастовки сведется к нулю.

Основными направлениями совершенства законодательства представляются следующие: облегчение процесса проведения забастовок, установление действенных гарантий защиты от репрессий для работников в связи с участием в забастовке. Для этого необходимо внести в ТК РФ следующие изменения:

1. Предложение о внесении дополнений в понятие «локаут»

Законодательно установлено

В статье 415 ТК РФ установлено, что в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Недостатки Существуют косвенные варианты «наказания» за участие в забастовке и без привлечения к дисциплинарной ответственности, которые для работника являются более болезненными, чем наложение взыскания.

Предложение

Внести изменения в статью 415 дополнив ее словами «в отношении работников не допускается изменение существенных условий труда в связи с их участием в забастовке».

Обоснование

Применение такой формулировки вышеуказанной статьи поможет защитить работников не только от увольнения, но и от других санкций, применяемых работодателем.

2. Предложение о внесении дополнений в понятие «забастовка»

Законодательно установлено

В статье 398 ТК РФ установлено что, забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Недостатки

Данная формулировка понятия «забастовка» не позволяет работникам использовать иные совместные действия для удовлетворения своих требований с меньшими материальными потерями.

Предложение

Дополнить статью 398 ТК РФ следующими словами «…или иные совместные действия, направленные на замедление работы, в целях разрешения коллективного трудового спора».

Обоснование Работники, в целях разрешения трудового спора, смогут не прекращать работу, а замедлять ход ее выполнения. В этом случае не происходит формального нарушения каких-либо обязанностей со стороны работников, что значительно снижает их материальные потери в период проведения забастовки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256.

3. Закон СССР от 09 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Свод законов СССР. – 1990. – С. 46.

Судебная практика

4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 78-Г98-39 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

5. Апелляционное определение Московского областного суда от 23 сентября 2013 года. Дело № 33-19380 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 33-Г07-10 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2014 года. Дело № 33-АПГ14-3 // Справочно-правовая система КонсультанПлюс.

Учебники, учебные пособия, комментарии

8. Буянова, М.О. Трудовое право: Учебное пособие / М.О. Буянова. – М.: Проспект, 2011. – 240 с.

9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /А.Н. Гуев. – М.: «Дело», 2003. – 189 с.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. – М.: «БЕК», 1996. – 238 с.

11. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. В.Л. Гейхмана, Е.Н. Сидоренко. – М.: «Юрайт», 2012. – 211 с.

12. Лившиц, Р.З. Трудовое право России: Учебник для вузов / Р.З. Лившиц, Ю.П. Орловский. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 321 с.

13. Лушникова, М.В. Трудовые споры в СССР: Учебное пособие / М.В. Лушникова. – Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 553 с.

14. Миронов, В.И. Трудовое право России: Учебник / В.И. Миронов. – М.: ООО «Управление персоналом», 2004. – 256 с.

15. Полянский, Н.Н. Стачка рабочих и уголовный закон – URL: http://www.litres.ru/nikolay-polyanskiy/stachki-rabochih-i-ugolovnyy-zakon.html (дата обращения: 15.10.2015).

16. Плеханов, Г.В. Русский рабочий в революционном движении / Г.В. Плеханов. – Л.: Лениздат, 1989. – 149 с.

17. Трудовое право: Учеб. для вузов / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 503 с.

18. Толстая, А.И. История государства и права России: Учебник для вузов / А.И. Толстая. – М.: Юстицинформ, 2010. – 320 с.

19. Таганцев, Н.С. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. – URL: http://www.allrefs.http. net/c12/3sn6w/p184/ (дата обращения: 15.10.2015).

Статьи, научные публикации

20. Кливер, Е.П. Забастовка – способ разрешения коллективных трудовых споров / Е.П. Кливер // Современное общество: материалы научной конференции. – Омск: ОмГУ, 1999. – С. 235–236.

21. Карсетская, Е.В. Трудный кодекс. Проблемы применения нового ТК / Е.В. Карсетская // Экономика и жизнь. – 2003. – № 26. – С. 3–5.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. № 237.

2 Полянский Н. Н. Стачка рабочих и уголовный закон. СПб., 1907. С. 365.

3 Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. URL: http: // pravo.traditio.wiki.html (дата обращения: 15.10.2015).

4 Плеханов Г. В. Русский рабочий в революционном движении Л., 1989. С. 43.

5 Лушникова М. В. Трудовые споры в СССР. Ярославль, 1991. С. 53.

6 Закон СССР от 09 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Свод законов СССР. 1990. С. 464.

7

8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

9 Кливер, Е.П. Забастовка – способ разрешения коллективных трудовых // Современное общество: материалы научной конференции. Омск, 1999. С. 235–236.

10 Трудовое право России: Учебник / отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. М., 2014. С. 489.

11 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. М., 2009. С. 45.

12 Орловский А.Ф. Указ. соч. С. 491.

13 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2003. С. 49.

14 Орловский А.Ф. Указ. соч. С. 501.

15 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1998 года. Дело № 78-Г98-39 // СПС КонсультантПлюс.

16 Апелляционное определение Московского областного суда от 23 сентября 2013 года. Дело № 33-19380 // СПС КонсультантПлюс.

17 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996. С. 238.

18 Лившиц Р.З. Трудовое право России. М., 1999. С. 243.

19 Карсетская Е.В. Трудный кодекс. Проблемы применения нового ТК // Экономика и жизнь. 2003. № 26. С.3.

20 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2007 года. Дело № 33-Г07-10 // СПС КонсультантПлюс.

21 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2014 года. Дело № 33-АПГ14-3 // СПС КонсультанПлюс.

Просмотров работы: 4511