ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновение экологических проблем считалось применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий. 

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Главной целью современного образования является воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры, готовой к соответствующей деятельности, обладающей новым сознанием, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ею.

Экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов интегративности, междисциплинарности и проблемности. Формирование природосообразности экологического мышления личности осуществляется на разных уровнях образования и ведущую роль здесь играет школьное образование [1, стр. 101-103].

Экологическое образование, как междисциплинарное в своей основе требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у учащихся умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды [5, стр. 203].

Одной из важнейших задач современной начальной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использование природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры. Формирование экологической культуры должно стать непременной частью деятельности всей системы образования. Изучив федеральный государственный образовательный стандарт, можно прийти к выводу, что в настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах, на разных ступенях общего образования и в учреждениях дополнительного образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В программах школы среди приоритетных направлений образования призвано экологическое. Содержание курса «Окружающий мир» обладает огромными возможностями в плане формирования у школьников знаний в области природопользования и охраны окружающей среды, что требует усвоения учащимися элементов экологических знаний уже в начальной школе [6, стр. 3].

Преподавание в начальной школе курса «Окружающий мир» немыслимо без проведения природоведческих экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у школьников первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в хозяйстве.

Экологическая культура учащихся является частью, компонентом общечеловеческой культуры, который интегрирует экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний, умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, в совокупности формирующих целостную картину мира [2, стр. 4].

С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина рассматривают экологическую культуру личности как одно из целостных свойств личности, которое обусловливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение, нравственные устремления и ориентации, готовность к труду [4, стр. 28-33].

Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, Р.В. Степанец под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: а) систему экологических знаний: естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических; б) экологическое мышление; в) культуру чувств: «моральный резонанс», сочувствие, сопереживание, гражданственность и др.; г) культуру экологически оправданного поведения, характеризующуюся степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка [3].

Таким образом, анализ научной литературы по проблеме экологической культуры человека показывает, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно того, является ли экологическая культура человека частью общей культуры, или она есть основание, базис общей культуры, есть новый тип культуры.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности.

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его обучения: в семье, детском саду, начальной, средней и старшей школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети – экологическая.

Экскурсия в природу – это увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Разнообразные и совершенные по строению и степени приспособленности к среде растения и животные, которые можно наблюдать в природе, – наиболее сильное средство воздействия, формирующее у учащихся конкретные представления о природных экологических системах – биогеоценозах и развивающее способности учащихся к исследованию природных комплексов.

Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Составляя план, педагог намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. Вместе с тем педагог планирует использование результатов наблюдений школьников в природе и на последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Только правильно организованные и продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Таким образом, проведение экскурсий, с целью повышения экологического образования школьников, являются необходимым и актуальным. Экскурсии формируют экологическую культуру, а в свою очередь экологическая культура развивается в течение комплекса психолого-педагогических воздействий на учащегося. Такой комплекс предполагает взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностной ориентации, практических умений по охране природы, воли и желания осуществлять экологически грамотные и социально значимые поступки.

На современном этапе в начальной школе важной особенностью экологического образования является множество учебных программ. Каждая программа обладает своими особенностями при подаче материала и дает учителю возможность выбора наиболее подходящего для него варианта учебного курса. Любая программа по экологии для младших школьников составлена так, чтобы к концу учебного года у учеников сформировался единый уровень минимальных достаточных требований по данному предмету.

Итак, природоведческие экскурсии несут в себе познавательное и воспитательное значение, так как они конкретизируют, углубляют и расширяют знания младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образования школьников [Текст] / Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы 11 научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – С. 101-103.

  2. Аниськин, С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета) [Текст]: автореф. на соик. уч. степени. канд. пед. наук, Самара, 2005. – 25 с.

  3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкология [Текст]: учебное пособие. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. – 123 с.

  4. Глазычев, С.Н. Сможем ли мы выжить без экологической культуры [Текст] // ЭКОС. – 1997. – №5. – С. 28-33.

  5. Ладилова, Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению [Текст] // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы 11 научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – С. 203-207.

  6. Луговкина, С.В. Формирование экологических знаний средствами дидактических ролевых игр в курсе биологии 6 класса [Текст]: автореф. на соик. уч. степени. канд. пед. наук, Москва, 2009. – 20 с.

Просмотров работы: 2146