Расширение границ использования понятия «тренинг» в учебной деятельности связано прежде всего с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимся [1].
Тренинг как групповая форма организации обучения обладает рядом преимуществ. Перечислим наиболее важные из них.
Групповой опыт помогает в решении межличностных проблем: человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Группа отражает общество в миниатюре: в группе ярко, выпукло моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях, возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами [3].
Тренинг является сравнительно новой формой организации учебного процесса. Относительная новизна этого метода обучения, объясняется, во-первых, тем, что о нем у нас долго не знали, несмотря на его распространенность на Западе как метода психокоррекционной работы посредством организации общения в специально создаваемых малых тренинговых группах.
Специфические черты тренингов как групповой формы обучения включают в себя:
соблюдение определенных принципов групповой работы;
нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего, но и от самих участников;
наличие постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение нескольких дней;
определенная пространственная организация (чаще всего работа в одном и том же отдельном помещении, когда участники большую часть времени сидят в кругу);
акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
применение активных методов групповой работы;
вербализованная рефлексия по поводу собственных чувств и происходящего в группе;
атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
В практике обучения педагогического университета используются сенситивный, корпоративный, коммуникативный, мотивационный тренинги, тренинг лидерства, конкуренции и власти, тренинг продаж, креативный тренинг и другие его разновидности.
.
В зависимости от приоритетных целей тренинг может использоваться в учебном процессе в различных вариантах.
Тренинг как тренировка, в результате которой происходят формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
Тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Анализ психолого – педагогической литературы и практический опыт апробации интерактивных занятий показывает, что эффективность тренинга зависит от: целей и задач обучения; уровня подготовленности участников; жизненного и профессионального опыта; необходимого материально-технического оборудования и оснащения занятий; степени межличностного взаимодействия участников; прогнозируемой потенциальной активности участников; размера тренинговой группы.
Список использованной литературы:
Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей –правоведов. М.: 2011- 136с.
Кашлев .С. Интерактивные методы обучения. Учебно – методическое пособие - Тетрас.: 2011.
Ступина С.Б. Технология интерактивного обучения в высшей школы. Учебно – методическое пособие - Саратов.: 2010 - 52 с.
Панина Т.С.,Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для студентов высш.учеб.завед. –М.,2006.
4