Рассмотрим наше понимание термина «коммуникативная компетентность» в контексте смежных понятий. В качестве смежных понятий возьмём для рассмотрения следующие: компетентностный подход, компетенция, компетентность, коммуникативность, компоненты компетентности.
Компетентностный подход к профессиональной подготовке предполагает, что интегральная готовность обучающегося к профессиональной деятельности разбивается на относительно независимые фрагменты – компетенции. Цель профессиональной подготовки обучающегося формулируется как формирование у обучающегося перечня компетентностей, соответствующих его будущей профессиональной деятельности.
Компетенция представляет собой самостоятельный фрагмент профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение определённых действий, являющихся составными частями профессиональной деятельности.
Понятие «компетентность» выражает степень обретения обучающимся профессиональных знаний, умений и навыков, составляющих компетентность, достаточную для практической реализации соответствующих действий. При этом уровень реализации действия должен обеспечивать полноценное выполнение профессиональной деятельности.
Коммуникативность будем рассматривать как способность целенаправленно осуществлять общение с определённой социальной группой (или группами), направленное на информационную и координационную поддержку совместной деятельности.
Компоненты компетентности – фрагменты компетентности, являющиеся её элементами при рассмотрении компетентности как системы. И.А. Зимняя представляет следующий компонентный состав компетентности: 1) мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); 2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); 3) поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); 4) ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); 5) эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [1, с. 25-26]. Филатова Е.В. рассматривает следующие компоненты коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный, операционно-деятельностный [4].
В качестве универсальных фрагментов любой компетентности мы выделяем следующие компоненты: мотивационно-целевой, информационно-алгоритмический и операционно-деятельностный. Мотивационно-целевой компонент составляют готовность индивида осуществлять соответствующие действия, планировать и управлять этими действиями, совершенствовать их. Информационно-алгоритмический компонент включает в себя наличие индивида знаний, необходимых для осуществления действий, а также составляющих действия алгоритмов (технологий). Операционно-деятельностный компонент представлен способностью осуществлять соответствующие действия на практике на основе содержания информационно-алгоритмического компонента и в соответствии с мотивационно-целевым.
Итак, коммуникативная компетентность педагога может быть описана следующим образом. Коммуникативная компетентность педагога представляет собой способность индивида осуществлять общение с обучающимися, их родителями, коллегами, администрацией с целью обеспечения освоения обучающимися соответствующей образовательной программы в соответствии с ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Мотивационно-целевой компонент коммуникативной компетентности педагога составляет готовность к осуществлению общения и управления посредством общения процессом освоения обучающимися образовательной программы, а также ориентацию на совершенствование своих коммуникативных навыков на базе освоения новых знаний из педагогики и психологии и собственной практики общения. Информационно-алгоритмический компонент включает в себя знания из области педагогики и психологии, знание русского литературного языка, языка научного общения, хотя бы одного иностранного языкана уровне, позволяющим обеспечивать коммуникацию с использованием соответствующих языковых средств. Операционно-деятельностный компонент заключается в способности осуществлять общение в процессе профессиональной деятельности, воспринимать и анализировать уровень эффективности достижения целей обучения посредством использования средств коммуникации, на основе результатов анализа собственной коммуникативной деятельности осуществлять совершенствование всех компонентов коммуникативной компетентности.
Целевые установки на развитие коммуникативной компетентности у будущих педагогов отражены в обоих действующих ФГОС для направлений подготовки Педагогическое образование (с одним и с двумя профилями подготовки) [2, 3]. Компетенции, присутствующие во ФГОС, полностью покрывают описанное выше понятие коммуникативной компетентности. Перечень компетенций, направленных на формирование коммуникативной компетентности, представлены в следующей таблице 1:
Таблица 1
Перечень компетенций, направленных на формирование коммуникативной компетентности по направлению подготовки Педагогическое образование
44.03.01 Педагогическое образование (2015 г.) |
44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (2011 г.) |
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4). |
Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6). Владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать иоценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежныхисточников (ОК-10). Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). |
Способность к работе в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5). |
Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7). |
Владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5). |
Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3). |
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6). |
Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6). |
Источник: составлено автором на основе ФГОС Педагогическое образование
Таким образом, действующие в настоящее время стандарты подготовки бакалавров педагогического образования требуют развития у будущих педагогов коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя рассматривается как целенаправленный процесс и результат развития профессиональных умений (умения устанавливать психологический контакт с аудиторией, управлять процессом общения, речевые и рефлексивные умения) и личностных качеств (доброжелательность, тактичносгь, обьективность, толерантность, организованность, инициативность и др.) будущих учителей, способствующих творческому решению педагогических задач (предметно-познавательных, практико-ориентированных, личностно ориентированных), возникающих в процессе обучения и совместной деятельности участников образовательного процесса.
Библиография:
Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень высшего образования "бакалавриат") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04 декабря 2015 г. N 1426) [Текст] / Режим доступа. – http://sspu.ru/pages/edu/perechen-op/standart/fgos-44.03.01-(050100.62).pdf (дата обращения 15.01.2016 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 46) (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Текст] / Режим доступа. – минобрнауки.рф/документы/1909 (дата обращения 15.01.2016 г.)
Филатова, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура //Magister Dixit. - 2012. - №1(03). - Режим доступа: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya2_filatova.pdf.