РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ УЧЁТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГУСП МТС «ЗАУРАЛЬЕ АГРО» РБ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА СОЗДАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ УЧЁТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГУСП МТС «ЗАУРАЛЬЕ АГРО» РБ

Ягудина Р.Р. 1, Давлеткиреева Л.З. 1
1г. Магнитогорск, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение 2

1.Обследование объекта информатизации 4

1.1.Технико-экономическая характеристика деятельности ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ 4

1.2.Постановка задачи по учёту сельскохозяйственной техники 6

1.3.Анализ существующих ИТ-решений для ведения учёта сельскохозяйственной техники 11

Выводы по первой главе 13

2.Разработка проектных решений на создание электронной базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники 14

2.1.Формирование функциональных требований к базе данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники 14

2.2.Обоснование проектных решений по видам обеспечения базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники 19

2.3.Разработка типовой ИТ-инфраструктуры для создания базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники 24

Выводы по второй главе 30

Заключение 31

Список используемой литературы 32

Приложение А 35

Введение

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что тема сельского хозяйства является не менее важной на сегодняшнее время. Так как сельское хозяйство - отрасль экономики, которая направлена на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд. экономически активного населения (ЭАН). От состояния отрасли зависит продовольственная безопасность государства. С проблемами сельского хозяйства прямо или косвенно связаны такие науки, как растениеводство, животноводство, лесоводство и агрономия.

Объектом исследования является деятельность предприятия ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ.

Предметом исследования является процесс автоматизации учёта сельскохозяйственной техники на предприятии.

Целью курсовой работы является разработка технического задания на создание функционального модуля для реализации эффективного учёта сельхозтехники на предприятии ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ.

Задачами курсовой работы являлись:

  1.  
    1.  
      1. проведение предпроектного обследования (изучение предметной области);

      2. анализ существующих ИТ- решений для ведения учёта сельскохозяйственной техники;

      3. разработка проектных решений на создание электронной базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники;

      4. разработка типовой ИТ- инфраструктуры для создания и применения базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники.

1.Обследованиеобъекта информатизации 1.1.Технико-экономическая характеристика деятельности ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ

Для начала работы нужно провести анализ предметной области. Для этого рассмотрим организационную структуру предприятия (рис. 1). ГУСП МТС «Зауралье АГРО» имеет сложную организационную структуру, которую определяет его организационно-правовая форма и его масштаб. Предприятие было создано 31 декабря 2008 года на базе двух крупнейших филиалов машинно-технологической станции «Башкирская»: Абзелиловского и Баймакского. Итогом этого объединения стало создание одной из лучших и перспективных МТС в Республике Башкортостан.

Филиал является обособленным подразделением Унитарного предприятия, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, в том числе функции представительства в соответствии с Положением. Филиал не является юридическим лицом. Он имеет отдельный баланс, круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на принадлежность унитарному предприятию.

Рисунок 1 – Организационная диаграмма сельскохозяйственного предприятия

Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором, и коллегиальным исполнительным органом - правлением.

Генеральный директор рассматривает вопросы, направленные на:

  • совершенствование структуры управления;

  • совершенствование системы оплаты труда;

  • перспективы работы предприятия на ближайшие периоды;

  • улучшение работы производственных участков и отделов;

  • улучшение материально-технического обеспечения;

  • упорядочение кадрового состава;

  • проведение мероприятий по подготовке и проведению общих собраний;

  • стабилизацию финансового положения общества;

  • проведение мероприятий по взаимозачету в счет погашения налогов и отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды.

Основной сферой деятельности предприятия являетсяполучение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, производимых подразделением. Деятельность предприятия направлена на повышение эффективности труда.

Основным обобщающим показателемфинансово-хозяйственной деятельности филиала является прибыль.

Прибыль используется на:

  • уплату налогов на соответствующий бюджет по установленным нормативам;

  • отчисления в централизованные фонды;

  • выплату заработной платы;

  • иные цели в соответствии с законодательством.

1.2.Постановка задачи по учёту сельскохозяйственной техники

Современное сельское хозяйство - высоко оснащенная энергетическая отрасль. Эффективность деятельности на сельскохозяйственном предприятии непосредственно связана с рациональным и обоснованным применением средств механизации. В свою очередь, от уровня обеспеченности предприятия машинно-тракторным парком и от его использования зависит своевременность и качество выполнения сельскохозяйственных работ. Для того чтобы повысить эффективность деятельности сельского хозяйства, потребуется автоматизировать учёт сельхозтранспорта.

Для сокращения простоя и контроля техники на автопарке сельскохозяйственного предприятия потребуется создать базу данных по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятие.

Основными бизнес-процессами являются:

  • производство и переработка, реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе продукция растениеводства, животноводства, птицеводства и овощеводства;

  • производство и реализация кормовых культур;

  • хранение и складирование зерна;

  • производство муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста для выпечки;

  • производство крупы, муки грубого помола, гранул и прочих продуктов из зерновых культур;

  • производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

  • предоставление услуг, связанных с производством зерновых культур;

  • предоставление услуг с применением химических средств защиты растений и прочих агрохимических продуктов;

  • выполнение механизированных работ ( почвообработка, посев, уборка урожая, кормозаготовка, внесение удобрений, погрузочно-разгрузочные, транспортные, агромелиоративные);

  • оптовая и розничная торговля.

Моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации. В основе этого метода лежит описание процесса через различные элементы присущие процессу. Моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации [21]. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы. В данной работе рассматривались модели сделанные в MS Visio.

По своей сути он не является CASE средством. Несмотря на это, для простейшего моделирования Visio достаточно удобен в использовании. Он позволяет создавать наглядные схемы процессов.

Основные возможности Visio по моделированию бизнес процессов заключаются в следующем [22]:

  • Графическое оформление схем. С помощью средств Visio можно задать различные эффекты для фигур на схемах процессов, выбрать темы оформления схем, изменять фигуры, сохраняя макеты схем и метаданные фигур;

  • Совместная работа над схемами. Используя web браузер можно организовать общий доступ к просмотру схем. При дополнительной установке SharePoint Server и Microsoft Lync 2013 у пользователей появляется возможность комментировать схемы, осуществлять совместную работу с ними и обмениваться сообщения;

  • Взаимосвязь схем с наборами данных. Каждую фигуру из схемы можно связать с набором данных из Excel, SharePoint, службы SharePoint Business Connectivity Services и SQL Server. Для наглядного представления данных можно использовать большое количество графиков и цветовых схем;

  • Создание схем с помощью стандартных нотаций. Для проверки корректности создаваемых схем в Visio встроены правила, позволяющие контролировать правильность применения элементов. Эти правила заданы для стандартных нотаций, таких как BPMN . При необходимости, такие правила можно задавать самостоятельно.

Для отображения последовательности действий деятельности сельскохозяйственного предприятия можно наглядно представить бизнес-процессы с помощью событийно-функциональной диаграммы (сокращенно еЕРС - extended event-process chain). Некоторые организации используют EPC-диаграммы для описания последовательности действий (работ, операций). Эти диаграммы позволяют отражать как последовательность действий, так и участников и используемые ресурсы (в т.ч. информационные).

Таким образом, была построена модель eEPC, отражающая процесс посева с помощью сельскохозяйственного предприятия (рис. 2).

Рисунок 2 - Ведение заявки по распределению сельхозтехники для КФХ

1.3.Анализ существующих ИТ-решений для ведения учёта сельскохозяйственной техники

Прежде чем делать выбор какой-либо технологии, нужно проанализировать уже существующие разработки в определенной области. Проанализируем несколько АИС в сельском хозяйстве. ( Табл. 1)

Таблица 1 – Сравнительная таблица АИС

Название АИС

Функционал

«1С: Управление сельскохозяйственным предприятием»

  • создание единой технологии управления информационными ресурсами агропредприятия на базе корпоративной платформы автоматизации;

  • формирование данных для контроля за изменением активов предприятия, выполнением планов и заданий по производству и сбыту сельскохозяйственной продукции, снабжению материально-техническими ресурсами;

  • ведение учета и формирование регламентированной и управленческой отчетности о производственной деятельности;

  • комплексная автоматизация основных бизнес-процессов: планирование сельхоздеятельности, оперативный управленческий, бухгалтерский и налоговый учет, анализ деятельности, как в отдельности, так и в их взаимосвязи.

Продолжение табл.1

«Учёт компьютеров»

  • ведение базы компьютеров и оргтехники - хранение информации обо всех компьютерах и оргтехнике Вашей организации (тип устройства, технические характеристики, инвентарный и серийный номера, поставщик, стоимость, дата покупки, ответственное лицо,

  • учет ремонтов и апгрейдов. Контроль гарантийных сроков - фиксация производимых ремонтов и апгрейдов, замен расходных материалов и частей, профилактических работ. Указывается дата, вид и описание произведенных работ,

  • закрепление объектов за ответственными сотрудниками - все объекты учета можно закреплять за ответственными сотрудниками с разбиением на отделы и филиалы,

  • экспорт и импорт любых данных,

  • Создание и настройка отчетов, напоминаний по различным условиям, e-mail рассылки.

Продолжение табл.1

«Мониторинг Сельского Хозяйства»

Мониторинг и контроль следующих показателей:

  • сведения о посадке растений, уборке урожая,

  • информация о животноводстве,

  • данные о землепользовании,

  • индикаторы экономического состояния отрасли.

Возможно, все эти системы могли бы подойти сельскохозяйственному предприятию, но не в этом случае. Потому что наше предприятие является не таким большим, и, учитывая такой фактор, как бюджет предприятие не может позволить себе эти системы. Наша главная задача – автоматизировать процесс учёта сельхозтехники.

Выводы по первой главе

Данная глава курсовой работы посвящена изучению деятельности сельскохозяйственного предприятия ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ. Были описаны основные бизнес-процессы предприятия, функции, обязанности и цели. Также была построена диаграмма, описывающая организационную структуру предприятия.

В качестве предметной области исследования была выбрана деятельность сельскохозяйственного предприятия.

В данной главе также выяснили, что вести учёт сельскохозяйственной техники для предприятия очень важно. Был проведён анализ уже существующих АИС, после чего было принято решение о создании функционального модуля по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятии ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ, так как существующие АИС не могут решить основные, поставленные нами цели.

2.Разработкапроектных решенийна созданиеэлектронной базы данных для ведения учётасельскохозяйственной техники2.1.Формирование функциональных требований к базе данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники

На основе результатов предпроектного обследования разработана концепция проекта новой автоматизированной информационной системы (АИС). Эта концепция содержит предложения и первичные формулировки целей дальнейшего проектирования, общие требования к новой АИС.

На практике существуют функциональные и нефункциональные требования. Функциональные требования определяют поведение системы и процесс обработки информации. Нефункциональные требования определяют атрибуты системы или атрибуты системного окружения, то есть описывают требования к базам данных, информационной инфраструктуре, защите информации [23]. Наша задача состоит в формировании функциональных требований, поэтому вначале определим бизнес-требования системы, которые вырабатываются с учетом бизнес - целей предметной области.

1. Бизнес – требования

1.1 Исходные данные, возможности бизнеса и нужды клиента: директор ГУСП «МТС Зауралье РБ» тратит в среднем около 1 дня на то, чтобы быть в курсе всей информации, касающейся учёта сельхоз.техники. Также тратит около 4 часов для того, чтобы проверить правильные ли данные ему поступили. Если настоящие данные не соответствует поступившим данным, которые находятся у директора, то поступившие данные заново начинают получать. Проверка данных займёт не менее 1 рабочего дня. Если же поступившие данные будут соответствовать настоящим данным, то они в дальнейшем будут изучены, для того, чтобы узнать, кто из трактористов-машинистов ЗУК выполнил больше всего работ и достоин премии. Создание функционального модуля по учёту сельскохозяйственной техники на предприятии позволит уменьшить время по поиску данных, улучшить сервис обслуживания, а также усовершенствовать каналы оказания сельхоз.услуг.

1.2 Бизнес - цели и критерии успеха

Бизнес – цель 1. Уменьшить рабочее время директора ГУСП «МТС Зауралье РБ» на поиски нужных данных до 1 часа в течение 1 месяца после первого старта функционального модуля.

Бизнес - цель 2. Уменьшить время экономиста для обработки информации не более 10 минут.

Бизнес – цель 3. Увеличить число сотрудников, удостоенных премии в течение 3 месяцев после первого старта функционального модуля.

Критерий успеха 1. Экономист, работающий с менеджером должен в течение 2 месяцев после первого старта перейти на работу с функциональным модулем.

1.3 Факторы бизнес – риска

Фактор бизнес – риска 1. Введение новых форм обработки информации зависит от уровня информатизации экономиста. Не все сотрудники готовы к новой форме обработки информации. Потребуются финансовые и временные ресурсы на обучение сотрудников. Вероятность = 0,6.

Фактор риска 2. Возможна реструктуризация персонала и изменение функций сотрудников. Вероятность = 0,3.

2. Образ решения

2.1 Положение об образе проекта

Для сотрудников ГУСП «МТС Зауралье РБ» новый функциональный модульбудет представлять собой базу данных, позволяющий хранить и обрабатывать поступившую информацию о сельхоз.технике, объёме, выполненных работ, а также выявить кто из трактористов-машинистов ЗУК достоин премии. Для экономиста функциональный модуль будет представлять собой программу, предоставляющее информацию о сельхоз.технике и трактористов-машинистов ЗУК, объёме, выполненных работ и оказанной услуге.

2.2 Основные функции

Основные функции 1. Ввод и изменение данных в базу данных.

Основные функции 2. Поиск информации в базе данных по запросу.

Основные функции 3. Формирование отчётов для директора, позволяющих, предоставить информацию в упорядоченном виде.

2.3 Предположения и зависимости.

Предположения и зависимости 1. На предприятии будут установлены компьютеры, на которых будет установлено Microsoft Office Access 2007.

3. Масштабы и ограничения проекта

Ограничения и исключения

Ограничения и исключения 1. Не всегда экономист будет иметь возможность доступа в базу данных и будет фиксировать данные на распечатанном листе бумаги.

Ограничения и исключения 2. С Функциональным модулем будет работать только экономист ООО ГУСП «МТС Зауралье РБ»

Все функциональные требования документируются в спецификации требований, где описывается поведение системы.

Спецификация требований к системе

1. Введение

1.1. Назначение. Этот документ описывает функциональные и нефункциональные требования к созданию функционального модуля для сельскохозяйственного предприятия ГУСП «МТС Зауралье РБ».

1.2. Предполагаемая аудитория. Этот документ предназначен для групп проектировщиков и программистов для создания ТЗ, системного и детального проектов системы и ее программной реализации.

2. Общее описание

2.1. Общий взгляд на продукт. Функциональный модуль для сельскохозяйственного предприятия ГУСП «МТС Зауралье РБ» – это новая система, которая заменит текущие процессы хранения и обработки информации в ГУСП «МТС Зауралье РБ».

2.2. Классы и характеристики пользователей.

Таблица 2 – Классы пользователей и их описание

Класс пользователей

Описание

Продолжение табл.2

Экономист

Сотрудник предприятия ГУСП «МТС Зауралье РБ», занимающийся вводом информации. Сотрудника

необходимо обучить работе с новой программой.

Директор предприятия ГУСП «МТС Зауралье РБ»

Сотрудник предприятия ГУСП «МТС Зауралье РБ», контролирующий процесс получения и обработки данных. При введении программы он должен будет отчёты, позволяющих, предоставить информацию в упорядоченном виде.

2.3. Документация для пользователей

Документация для пользователей – 1. Система должна предоставлять информацию о сельхоз.технике и трактористах-машинистах ЗУК, объёме, выполненных работ и оказанных услугах для экономиста.

2.4. Предположения и зависимости

  • Предположения и зависимости – 1. Доступ к базе данных открыт для экономиста ежедневно, включая выходные дни.

  • Предположения и зависимости – 2. Обработка информации базой данных производится только в рабочие дни.

3. Функции системы

В качестве примера рассмотрим функцию обработки информации о трактористах-машинистах ЗУК, объёме, выполненных работ, марке сельхоз.техники и т.д.

3.2. Обработка информации

3.2.1. Описание и приоритет. Клиент (директор), нуждающийся в данных, может смело выявить хорошего работника. Директор должен иметь возможность в любой момент получить отчёт, позволяющий представить информацию в упорядоченном виде.

3.2.2. Последовательности «воздействия – реакция»

Таблица 3 – «Воздействие – реакция»

Воздействие

Реакция

Экономист вводит данные

База данных сохраняет информацию.

Экономист изменяет введённые данные на новые.

База данных пересохраняет новые данные .

Экономист хочет получить отчёт.

База данных формирует отчёты, позволяющие представить директору информацию в упорядоченном виде.

3.2.3. Функциональные требования

Таблица 4 – Функциональные требования

Название требования

Действие системы

Ввод

База данных позволяет экономисту вводить данные о трактористах-машинистах, объёме, выполненных работ и т.д.

Продолжение табл.4

Сохранение

База данных должна сохранять введённые экономистом данные.

Просмотр

База данных должна позволять экономисту просматривать введённые данные.

Редактирование

База данных должна позволять экономисту изменять данные.

Пересохранение

База данных должна сохранять новые введённые экономистом данные.

Формирование отчётов

База данных должна формировать отчёты, позволяющие представить директору информацию в упорядоченном виде.

2.2.Обоснование проектных решений по видам обеспечения базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники

На сегодняшний день существует множество различных систем управления базами данных. Они все используют разные средства и функции, но я хотела бы взять программу, входящую в Microsoft Office, Microsoft Access.

Microsoft Access —реляционная СУБД, в которой предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также управления ими при работе с большим объемом информации.

Основой современной технологии баз данных является реляционная модель. Реляционная модель – это набор взаимосвязанных отношений (таблиц). При этомстроки таблицы представляют собой отдельные записи – перечень экземпляров сущности (таблицы), а столбцы – свойства сущности или атрибуты.

Важно отметить, что одни таблицы служат для описания объектов (объектные отношения), другие – для описания связей между ними (связные отношения).

Реляционная модель имеет дело с тремя аспектами данных: структурой данных, целостностью и обработкой данных. Под структурой понимается логическая организация данных в БД; Под целостностью данных - безошибочность и точность информации, хранящейся в БД, а под обработкой данных - действия, совершаемые над данными в БД. Все три аспекта отражают и основные процедуры процесса накопления данных (хранение, актуализацию и извлечение).

Преимуществами реляционной модели БД являются:

  • простота логической модели (таблицы привычны для представления информации),

  • гибкость системы защиты (для каждого отношения может быть задана правомерность доступа),

  • независимость данных,

  • возможность построения простого языка манипулирования данными с помощью математически строгой теории реляционной алгебры (алгебры отношений).

Реляционная база данных – набор таблиц, которые связаны друг с другом. И обеспечивает более быстрый доступ к данным.

Для проектирования базы данных необходимо располагать описанием выбранной предметной области, которое должно охватывать реальные объекты и процессы, определять все необходимые источники информации для обеспечения предполагаемых запросов пользователя и решаемых в приложении задач. Следует заметить, что чаще всего базы данных создаются средствами СУБД в области организационно-экономического управления.

Информация, хранимая в БД, должна быть необходима и достаточна для формирования такого документа как «Сводная отчётность».

Одна «Сводная отчётность» (документ) может содержать информацию обо всех трактористах-машинистах, об объёме, выполненных работ и о сельхоз.технике.

В процессе моделирования данных необходимо идентифицировать (выделить) сущности, определить атрибуты сущностей, установить отношения связи между сущностями.

В процессе анализа документа предметной области («Сводной отчётности») мы должны формализовать отраженную в нем информацию и представить ее в виде реляционной модели данных.

Средства решения поставленной задачи:

  • алгоритм анализа документа выбранной предметной области;

  • теория реляционной модели данных.

Схема данных строится на основе анализа документа, в нашем случае – это «Сводная отчётность», предоставляемая директору предприятия. Алгоритм работы с документом состоит из пяти шагов, последовательность которых желательно не менять, чего я и не буду делать.

Анализ документа предметной области

  1. Разберём документ и составим список необходимых атрибутов. Заполним 2й столбец таблицы.

Таблица 5 – Атрибуты и объекты

№ п/п

Атрибуты

Объекты (сущности)

1.

Дата проведения работ

Тракторист - машинист

2.

ФИО водителя

Тракторист - машинист

3.

Марка техники

Техника

4.

Контактный номер водителя

Тракторист - машинист

5.

Гос.номер техники

Техника

6.

Объём выполненных работ

Культура

7.

Наименование культуры

Культура

8.

Номер поля

Культура

Адрес водителя

Тракторист - машинист

2. Произведём группировку атрибутов по объектам.

Заполним 3й столбец таблицы (см. выше).

  1. Опишем структуру объектов (сущностей).

Таблица 6 - Структура сущности «Тракторист – машинист»

Поле

Тип

Размер

Фамилия

текстовый

20

Имя

текстовый

15

Отчество

текстовый

25

Дата проведения работ

дата

 

Контактный номер водителя

числовой

 

Адрес водителя

текстовый

25

Таблица 7 - Структура сущности «Техника»

Поле

Тип

Размер

Марка техники

текстовый

20

Гос.номер техники

числовой

 

Таблица 8 - Структура сущности «Культура»

Поле

Тип

Размер

Объём выполненных работ

текстовый

20

Наименование культуры

текстовый

20

Номер поля

числовой

 
  1. Построить модель данных.

В качестве методологии проектирования мной была выбрана методология IDEF1X. Рассмотрим подробно реляционную модель данных (рис. 3).

Рисунок 3 – Графическое представление реляционной модели данных «Сводная отчётность»

Сущность в методологии IDEF1X является независимой от идентификаторов или просто независимой, если каждый экземпляр сущности может быть однозначно идентифицирован без определения его отношений с другими сущностями. Сущность называется зависимой от идентификаторов или просто зависимой, если однозначная идентификация экземпляра сущности зависит от его отношения к другой сущности.

Методология IDEF1X является стандартом разработки реляционных баз данных и использует условный синтаксис, специально разработанный для удобного построения концептуальной схемы [24].

Концептуальная модель, представленная в соответствии со стандартом IDEF1X, является логической схемой базы данных для проектируемой системы.

В качестве среды моделирования мной было выбрано программное средство AllFusion ERWin Data Modeler 7.2, которое позволяет проектировать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища данных.

2.3.Разработка типовой ИТ-инфраструктуры для создания базы данных для ведения учёта сельскохозяйственной техники

На предприятии имеется набор аппаратного и программного обеспечения, который представляет собой ИТ – инфраструктуру данного предприятия. Собственно само аппаратное и программное обеспечение используется для управления операционными и производственно-технологическими процессами предприятия, которое обеспечивает выполнение прикладных программ. Аппаратное и программное обеспечения используются в разных предметных областях, в том числе и сельское хозяйство.

Успешность предприятия напрямую зависит от эффективности, стабильности функционирования, надёжности ИТ - инфраструктуры и ее соответствия поставленным задачам. Сбой в системе или остановка работы ИТ - инфраструктуры непременно приводит к потере прибыли, а может стать настоящей проблемой для предприятия.

На сельскохозяйственном предприятии имеется автопарк, в котором стоят различные виды сельскохозяйственного транспорта. Детально рассмотрим автопарк на примере сельскохозяйственного предприятия ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ:

  • зерноуборочные комбайны,

  • кормоуборочные комбайны,

  • трактора,

  • косилки,

  • сеялки,

  • почвообрабатывающие машины.

На предприятии установлено 4 компьютера, 4 системных блока,4 принтера, 3 копировального аппарата, 4 телефона и 4 маршрутизатора. Рассмотрим подробную ИТ – инфраструктуру сельскохозяйственного предприятия ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ(рис. 4)

Рисунок 4 – ИТ – инфраструктура ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ

К аппаратному обеспечению вычислительных систем относятся устройства и приборы, образующие аппаратную конфигурацию. Современные компьютеры и вычислительные комплексы имеют блочно-модульную конструкцию - аппаратную конфигурацию, необходимую для исполнения конкретных видов работ, можно собирать из готовых узлов и блоков.

Состав программного обеспечения вычислительной системы называют программной конфигурацией. Между программами, как и между физическими узлами и блоками существует взаимосвязь.

Каждый АРМ оснащен стандартным набором программного обеспечения, а также ПК, телефоном и принтером.

В настоящее время техническое оснащение рабочих мест соответствует корпоративным требованиям.

Состав технической инфраструктуры представлен в таблице 1.

Таблица 8 – Характеристика технической инфраструктуры

Параметры

Описание

Количество

Типовая конфигурация компьютера

Монитор: SamsungS22D300NY (ЖК-монитор с диагональю 21.5");

системный блок: Samsung TX-WN;

марка процессора: AMD;

объем оперативной памяти: 2 Гб;

клавиатура: Genius KB-06XE Black PS/2;

мышь: Logitech Wireless Mouse M235 Grey-Black USB

1 шт

1 шт

1 шт

1 шт

Периферийные устройства

Принтер: HP LaserJet Pro P1102;

копировальный аппарат: Canon iR1133A;

телефон: Utel Navitel w6508

1 шт

1 шт

1 шт

Продолжение табл.8

Программное обеспечение

Операционная система – Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 и SP3Microsoft Office 2003;

браузер – Internet Explorer;

 

Сеть

Коммутатор: Linksys SRW208MP-K9-EU;

маршрутизатор: Zyxel P-791R v2

1 шт

1 шт

Таблица 9 – Характеристика АРМ

АРМ

Характеристика АРМа

АРМ директор

Состав:

  1. Рабочий стол;

  2. компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  3. телефон;

  4. принтер,

ПО:

  • Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • Архиватор WinRAR;

Продолжение табл.9

АРМ экономист

Состав:

  1. Рабочий стол;

  2. компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  3. телефон;

  4. принтер;

  5. копировальный аппарат;

ПО:

  • Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • Архиватор WinRAR;

АРМ бухгалтер

  1. Рабочий стол;

  2. компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  3. телефон;

  4. принтер;

  5. копировальный аппарат;

ПО:

  • Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • Архиватор WinRAR;

АРМ диспетчер-учётчик

  1. Рабочий стол;

  2. компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  3. телефон;

  4. принтер;

  5. копировальный аппарат;

ПО:

  • Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • Архиватор WinRAR;

Услуги, предоставляемые составом автоматизированных рабочих мест (АРМ), программным (ПО) и аппаратным обеспечением (АО), представлены в табл. 10

Таблица 10 – Характеристика услуг АРМ+ПО+АО

Пользователь

Услуги

Директор

(АРМ директор)

  • Использование компьютера ,

  • Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов,

  • Печать, ксерокопирование документов,

  • Передача и прием сообщений по телефону

Экономист

(АРМ экономист)

  • Использование компьютера,

  • Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов,

  • Печать, ксерокопирование документов,

  • Передача и прием сообщений по телефону

Бухгалтер

(АРМ бухгалтер)

  • Использование компьютера и программы «1С:Заработная плата»,

  • Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов,

  • Печать, ксерокопирование документов,

  • Передача и прием сообщений по телефону

Диспетчер-учётчик

(АРМ диспетчер-учётчик)

  • Использование компьютера и программы «1С:Предприятие»,

  • Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов,

  • Печать, ксерокопирование документов,

  • Передача и прием сообщений по телефону

Выводы по второй главе

В данной главе были сформированы функциональные требования к базе данных, в состав которых вошли такие документы как бизнес -требования и спецификация требований к системе. Была построена ИТ- инфраструктура ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ, результатом чего стала определением состава технической инфраструктуры.

В результате было разработано техническое задание на разработку технического задания на создание функционального модуля по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятии ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ.

Заключение

В настоящее время базы данных повсеместно используются в вычислительной практике. Так как они помогают справиться с тем огромным потоком информации, с которым раньше приходилось справляться экономисту вручную.

В результате всей проделанной работы мы выяснили, что основным направлением деятельности ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, производимых подразделением.

Для повышения эффективности учёта техники на предприятии в сфере сельского хозяйства была выявлена необходимость автоматизирования его, так как это необходимо и для того, чтобы работы по уходу за посевами, уборке зерновых культур, предпосевной обработке семян и реализации зерновых культур происходили на транспорте, удовлетворяющем потребностям предприятия и в целом клиентам. После того, как будет создан функциональный модуль по ведению учёта техники, на предприятии должна повыситься производительность сельскохозяйственного предприятия, что будет немаловажным в развитии сельского хозяйства.

В рамках апробации была написана и опубликована статья на тему «Обзор конфигурационных единиц ИТ - инфраструктуры сельскохозяйственного предприятия».

Таким образом, в рамках курсовой работы была поставлена и достигнута цель по созданию технического задания на создание функционального модуля по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятии ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ. Документ составлен согласно требованиям ГОСТ 34.602-89. Концептуальные положения данного документа будут подлежать последующей реализации.

Список используемой литературы
  1. «Развитие технической инфраструктуры ЛПУ» Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22907(дата обращения 30.10.2015)

  2. «Состав вычислительной системы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnik.biz/book/62-informatika-bazovyj-kurs/12-23-sostav-vychislitelnoj-sistemy.html (дата обращения 30.10.2015)

  3. «Понятие и классификация программного обеспечения (ПО)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.konspektov.net/question/4128049 (дата обращения 30.10.2015)

  4. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 252-256

  5. Назарова О.Б. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова, Н.О. Пролозова. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -220 с.

  6. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Малахова, И.В. Аудит информационной инфраструктуры компании и разработка ИТ-стратегии [Текст]: монография / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Малахова. – Магнитогорск. – Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. – 224 с. Библиогр.: с. 181-188.– 1000 экз. – ISBN 978-5-86781-967-5

  7. Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. - Современные тенденции развития науки и производства, Сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105.

  8. Сафрина С.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Развитие технической инфраструктуры в сфере торговли спортивными товарами, Современные научные исследования и инновации, Международный научно-инновационный центр, Москва, 2013

  9. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры ЛПУ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22907 (дата обращения: 24.06.2015).

  10. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Реинжиниринг бизнес-процесса организации ежегодной Международной Интернет-конференции-конкурса // Успехи современной науки. 2015. №1. – С.29-32.

  11. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14

  12. ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам».

  13. ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения».

  14. ГОСТ 24.701-86 «Надежность автоматизированных систем управления».

  15. ГОСТ 21958-76 «Система «Человек-машина». Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования».

  16. ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы. Основные положения».

  17. ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы. Общие требования».

  18. РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

  19. СМК-МИ 29.2-06. Общие требования к построению, содержанию, оформлению, обозначению и управлению Стандартом университета (организации) и Методической инструкцией.

  20. СМК-СМГТУ-29-06. Система менеджмента качества. Стандарт организации. Структура, содержание и изложение, правила оформления и обозначения документации системы менеджмента качества.

  21. «Менеджмент качества» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kpms.ru/General_info/BPM.htm (дата обращения 30.10.2015)

  22. «Менеджмент качества» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kpms.ru/General_info/Visio.htm htm (дата обращения 30.10.2015)

  23. «Студопедия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.org/10-110125.html (дата обращения 30.10.2015)

  24. «Основы методологии IDEF1X [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://citforum.ru/cfin/idef/idef1x.shtml (дата обращения 30.10.2015)

Приложение А

УТВЕРЖДАЮ

Должность

______________________ФИО

«____»___________________ 20__ г.

 

Функциональный модуль по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятии ГУСП МТС "Зауралье Агро" РБ

наименование вида ИС

Техническое задание

Действует с ______________

СОГЛАСОВАНО

Должность

___________________ ФИО

«____»__________________ 20__ г.

РАЗРАБОТЧИК

Должность

_____________________ ФИО

«____»___________________ 20__ г.

Магнитогорск 2015

Содержание

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 37

1.1. Наименование и реквизиты Заказчика 37

1.2. Наименование и реквизиты Исполнителя 37

1.3. Основание для разработки 37

1.4. Плановые сроки начала и окончания работ 37

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ 37

2.1. Назначение Системы 37

2.2 Цель создания Системы 38

2.3. Краткие сведения об объектах автоматизации 38

3. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ 38

3.1. Требования к системе в целом 38

3.2. Требования к структуре и функционированию 38

3.3. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики 38

3.4. Требования к организации обмена информацией между компонентами АИС 39

3.5. Требования к надежности 39

3.6. Требования по обеспечению безопасности при эксплуатации технических средств 39

3.7. Требования к безопасности и защите информации 40

3.8. Среда безопасности 40

3.9. Политика безопасности 41

4. Организационное обеспечение по безопасности 41

5. Требования к защите информации от несанкционированного доступа 42

5.1. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы 42

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Полное наименование Системы:Функциональный модуль по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятии ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ

1.1. Наименование и реквизиты Заказчика

Наименование филиала.

Полное: Абзелиловский филиал Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Машинно-технологическая станция «Зауралье Агро» Республики Башкортостан.

Сокращённое: Абзелиловский филиал ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ.

Местонахождение: Россия, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с.Аскарово, ул.Мира,д.1.

Индекс: 453620.

1.2. Наименование и реквизиты Исполнителя

Студентка ФИПИб-12 группы МГТУ им.Носова

Ягудина Регина Рафитовна

1.3. Основание для разработки

  • книга менеджера;

  • сводная отчётность.

1.4. Плановые сроки начала и окончания работ

Работы по настоящему техническому заданию начинаются с момента его утверждения.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ

2.1. Назначение Системы

Функциональный модуль по ведению учёта сельскохозяйственной техники на предприятии ГУСП МТС «Зауралье Агро» РБ предназначен для :

  • уменьшения рабочего времени директора ГУСП «МТС Зауралье РБ» на поиски нужных данных;

  • уменьшения времени экономиста для обработки информации;

  • увеличения числа сотрудников, удостоенных премии;

  • сокращения простоя сельхоз.техники в автопарке.

2.2 Цель создания Системы

Основная цель АИС – сбор, хранение и обработка информации о выполненном объёме работ, о машинистах-трактористах ЗУК, о сельхоз.технике, с помощью которой было всё выполнено

2.3. Краткие сведения об объектах автоматизации

Информация, находящаяся в функциональном модуле может использоваться следующими людьми:

  • директором ГУСП «МТС Зауралье РБ»;

  • экономистом ГУСП «МТС Зауралье РБ».

3. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

3.1. Требования к системе в целом

3.2. Требования к структуре и функционированию

Функциональный модуль по ведению учёта сельхоз.техники на предприятии будет представлять собой БД, в которой предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также управления ими при работе с большим объемом информации.

Информация, хранимая в БД, должна быть необходима и достаточна для формирования такого документа как «Сводная отчётность».

К создаваемой БД следует предъявить такие общие требования.

  • БД должна быть рассчитана на пользователя – непрофессионала в программировании.

  • БД следует строить на основе широко распространенной СУБД.

  • Объем БД будет постепенно наращиваться и на начальном этапе не будет превышать 1 Гбайт.

  • БД должна иметь удобный интерфейс.

  • В БД должны быть предусмотрены возможности запросов произвольной структуры при работе с БД на рабочем месте.

3.3. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики

База данных «Учёт сельхоз.техники» включает в себя таблицы:

  • техника;

  • тракторист-машинист;

  • культура

3.4. Требования к организации обмена информацией между компонентами АИС

Одни таблицы служат для описания объектов (объектные отношения), другие – для описания связей между ними (связные отношения).

3.5. Требования к надежности

Уровень надежности должен достигаться согласованным применением организационных, организационно-технических мероприятий и программно-аппаратных средств.

Надежность должна обеспечиваться за счет:

  • применения технических средств, системного и базового программного обеспечения, соответствующих классу решаемых задач;

  • своевременного выполнения процессов администрирования БД;соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;

  • предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала.

3.6. Требования по обеспечению безопасности при эксплуатации технических средств

По обеспечению безопасности предъявляются следующие требования:

  • в качестве аппаратных платформ должны использоваться средства с повышенной надежностью;

  • применение технических средств соответствующих классу решаемых задач;

  • аппаратно-программный комплекс Системы должен иметь возможность восстановления в случаях сбоев.

К надежности электроснабжения предъявляются следующие требования:

  • с целью повышения отказоустойчивости системы в целом необходима обязательная комплектация серверов источником бесперебойного питания с возможностью автономной работы системы не менее 15 минут;

  • должно быть обеспечено бесперебойное питание активного сетевого оборудования.

Надежность аппаратных и программных средств должна обеспечиваться за счет следующих организационных мероприятий:

  • предварительного обучения пользователей и обслуживающего персонала;

  • соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания программно-аппаратных средств;

  • своевременное выполнение процедур резервного копирования данных.

Надежность программного обеспечения подсистем должна обеспечиваться за счет:

  • надежности общесистемного ПО и ПО, разрабатываемого Разработчиком;

  • проведением комплекса мероприятий отладки, поиска и исключения ошибок;

  • ведением журналов системных сообщений и ошибок по подсистемам для последующего анализа и изменения конфигурации.

3.7. Требования к безопасности и защите информации

В Системе должно быть обеспечено резервное копирование данных.Выход из строя трех жестких дисков дискового массива не должен сказываться на работоспособности подсистемы хранения данных.

3.8. Среда безопасности

Применительно к среде безопасности АИСпредъявляются следующие требования к защите от влияния внешних воздействий.Требования к радиоэлектронной защите:

  • электромагнитное излучение радиодиапазона, возникающее при работе электробытовых приборов, электрических машин и установок, приёмопередающих устройств, не должны приводить к нарушениям работоспособности подсистем.

Требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям:

  • Система должна иметь возможность функционирования при колебаниях напряжения электропитания в пределах от 155 до 265 В (220 ± 20 % - 30 %);

  • Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых температур окружающей среды, установленных изготовителем аппаратных средств.

  • Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых значений влажности окружающей среды, установленных изготовителем аппаратных средств.

  • Система должна иметь возможность функционирования в диапазоне допустимых значений вибраций, установленных изготовителем аппаратных средств.

3.9. Политика безопасности

Обеспечение информационной безопасности должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Защита Системы должна обеспечиваться комплексом программно-технических средств и поддерживающих их организационных мер.

  • Защита Системы должна обеспечиваться на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.

  • Программно-технические средства защиты не должны существенно ухудшать основные функциональные характеристики Системы (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации).

  • Разграничение прав доступа пользователей и администраторов Системы должно строиться по принципу "что не разрешено, то запрещено".

4. Организационное обеспечение по безопасности

При внедрении, эксплуатации и обслуживании технических средств системы должны выполняться меры электробезопасности в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

Аппаратное обеспечение системы должно соответствовать требованиям пожарной безопасности в производственных помещениях по ГОСТ 12.1.004-91. «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».

Должно быть обеспечено соблюдение общих требований безопасности в соответствии с ГОСТ 12.2.003-91. «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности» при обслуживании системы в процессе эксплуатации.

Аппаратная часть системы должна быть заземлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50571.22-2000. «Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации».Значения эквивалентного уровня акустического шума, создаваемого аппаратурой системы, должно соответствовать ГОСТ 21552-84 «Средства вычислительной техники.

Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», но не превышать следующих величин:

  • 50 дБ - при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники без печатающего устройства;

  • 0 дБ - при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники с печатающим устройством.

5. Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Система должна соответствовать требованиям:

  • Федерального закона Российской Федерации » от 24.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

  • Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

  • Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах (утв. Постановлением правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781);

  • Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

  • ГОСТ Р 51583 «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении»;

  • ГОСТ Р 50739–95 «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования».

5.1. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы

Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению должны определены в «Руководстве по обеспечению непрерывности бизнеса».

31

Просмотров работы: 2405