ВРАЧ КАК АГЕНТ ПАЦИЕНТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВРАЧ КАК АГЕНТ ПАЦИЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматриваясовременное состояние взаимоотношений врача и пациента, можно констатироватьфакт - врач становится агентом пациента, реализуя свою роль в определении места оказания и объемов медицинских услуг.

Агентская функция врача состоит прежде всего в назначении услуг и лекарственных средств, необходимых для лечения,а при невозможности оказать все требуемые услуги своими собственными силами врач берет на себя организацию медицинской помощи на других этапах ее оказания, направляя пациента к другим специалистам, включая этапы госпитализации или реабилитации.

Наиболее выражена агентская функция у врачей общей практики и участковых терапевтов, оказывающих первичную медицинскую помощь.Именно данная категория врачей призвана нести ответственность за состояние здоровья постоянно обслуживаемого населения, накапливая информацию о состоянии здоровья пациентов, потреблении ими медицинских услуг (здесь необходимо вспомнить о медицинских карточках, хранящихся в регистратуре).Безусловно, эти функции врача как агента пациента существенным образом влияют на возможности осуществления потребительского выбора пациентами.

Еще одной особенностью в отношениях между врачом и пациентом является то, что эти отношения реализуются в ситуации внезапности и неопределенности возникновения потребности со стороны пациента на медицинскую помощь, подкрепленной слабой информированностью потребителя в отношении необходимого объема услуг. Эта особенность, кстати, значительно осложняет работу «Скорой помощи», вынужденной реагировать на так называемые «пустые вызовы».

Таким образом, врач вынужден решать проблему неопределенности для плохо информированного пациента путем установления диагноза и объема услуг, которые он должен приобрести сам или получить за счет альтернативных источников финансирования. Тем самым врач продает информацию, о которой известно, что она дорогая (врач долго учился), но никто не знает насколько дорогая. При этом потребители не имеют достаточных знаний в отношении того, что они покупают, и не могут полагаться на такой договор с врачом – в нем сложно все прописать, поскольку продукт деятельности врача (преемственность лечения, интеграция оказания медицинской помощи, включая взаимодействие различных медицинских служб)плохо измеряется.

Государство старается помочь пациенту, устанавливаяопределенные «правила игры» в виде требований к медицинским учреждениям и врачам, обеспечивая необходимый технологический и квалификационный уровень оказания медицинской помощи посредством лицензирования и аккредитации больниц, сертификации врачей.

Но особое место в обеспечении ожиданий пациента принадлежит устойчивым отношениям с врачом. Если эти отношения складываются в течение длительного времени, то пациент может лучше оценить конечные результаты действий врача и в большей мере полагаться на его рекомендации в отношении выбора других поставщиков медицинских услуг.

Устойчивые отношения пациента с врачом позволяют достичь реализации основного правила медицины - назначение услуг и лекарствдолжно обеспечивать для пациента достижение превышения предельной полезностинад дополнительными издержками. Другими словами, такой врач оказывает только обоснованные услуги и обеспечивает рациональность их оказания силами других поставщиков.

Действия врача, как агента пациента, обеспечивают продажу информации с реальным выигрышем для потребителя и общества в целом, по крайней мере, по сравнению с ситуацией, когда врач руководствуется только своими экономическими интересами. Кроме того, хороший доктор, как агент, смягчает действие рыночных изъянов, присущих рынку медицинского страхования, прежде всего эффекта морального риска, то есть искушения намеренного завышения потребления услуг в ситуации отсутствия или слабого действия ценового сигнала.

Отношения пациента с врачами обычно выстраиваются на двух уровнях оказания медицинской помощи.

Первый уровень – первичная медицинская помощь (первичное звено оказания медицинской помощи). Врач, ее оказывающий (врач общей практики, участковый терапевт или педиатр), призван отвечать за состояние здоровья приписанного к данной практике или участку населения.

Второй уровень – специализированная медицинская помощь, оказываемая узким специалистом, работающим в специализированной клинике.Но действия врача специализированной службы во многом определяются характером «заказа» врача первичного звена в форме направления на консультацию, исследование и проч.

Объективная тенденция к специализации медицины приводит к тому, что пациент вынужден иметь дело с разными врачами, решающими разные его проблемы. Вэтой ситуации возникает потребность в подобном агенте, который собралбы все эпизоды оказания медицинской помощи в единое целое, понятную для пациента информацию. В такой роли может выступать любой врач, но лучше, если это будет врач первичного звена, так как именно у него системно накапливается вся информация по пациенту. Но при этом возникают проблемы:

1) врач первичного звена не может брать на себя ответственность за качество предоставляемой информации в отношении всех альтернативных субъектов оказания медицинской помощи;

2) наличие ресурсных ограничителей, связанных с финансовыми ограничителями, т.к. средства для оплаты медицинской помощи всегда имеют свой предел, что заставляет финансирующую сторону максимально возможно конкретизироватьрационализировать медицинскую помощь, например, откладывать оказание услуг, заменять дорогие услуги и лекарства более дешевыми, раньше прекращать лечение;

3) врач направляет своего пациента на другие уровни оказания медицинской помощи, исходя из соображений медицинской целесообразности для максимально возможного клинического результата, но различные альтернативы могут рассматриваться постоянным врачом пациента как вмешательство в его клиническую автономию. И тогда реакция врача на расширяющиеся возможности своих пациентов может быть разной – от безразличия до агрессивно-негативного действия;

4) нельзя сбрасывать со счетов то, что врач может иметь свой экономический интерес, вступающий в противоречие с его ролью агента пациента. Он может индуцировать не только спрос на собственные услуги (явление спроса, спровоцированного предложением), но и спрос на услуги своих коллег, с которыми находится в экономических отношениях. Несмотря на то, что последнее является серьезным нарушением этических норм медицинского сообщества- врач не имеет права «продавать» своих пациентов и в западных странах это хоть и запрещено законом, но практикуется. В России это существует не в форме «продажи», а в форме экономически мотивированного обмена пациентами, когда люди оказываются «в ловушке» устойчивых отношений между врачами, выбраться из которой можно, только прекратив связь со своим постоянным врачом.

Таким образом, агентские отношенияформируются на основе особой роли врача в реализации потребительского выбора, когда выбор пациентом поставщика медицинских услуг складывается под сильным влиянием врача. Эффективность реализации роли агента обуславливается объемом информации, которой располагает постоянный врач, ресурсными возможностями, а возможно, и экономическими интересами врача.

Просмотров работы: 626