ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Орешкина В.Н. 1, Клименко А.В. 1
1Южно – Уральский государственный университет (научно – исследовательский университет) Миасс, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение государственной защиты трудовых прав работников было и остается одной из основных задач государства. Актуальность выбранная тема приобретает в современных условиях, в период проведения социально-экономических реформ. Одним из основных способов государственной защиты трудовых прав граждан является государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На этот способ возлагаются особые надежды, так как контроль и надзор со стороны государства за соблюдением трудового законодательства, в котором закреплены основные права трудящихся, является самой надёжной защитой от незаконных посягательств работодателей и должностных лиц.

Реформы в различных сферах и возникающие на их основе новые общественные отношения, меняют теоретическое представление о правовой сути надзора и контроля. Для обобщения фактически сложившихся правовых отношений в области защиты трудовых прав необходимы новые подходы в нормотворчестве и правоприменительной практике. В связи с этим механизм правового воздействия на хозяйствующие субъекты должен соответствовать экономическим и социально-политическим преобразованиям, происходящим в обществе, и находится в постоянном динамическом развитии.

В этих условиях надзор и контроль за трудовым законодательством приобретает большее, чем прежде, значение, повышается роль органов, осуществляющих такой надзор и контроль, а исследование теоретических и практических проблем надзора и контроля будет способствовать укреплению законности в области применения законодательства о труде и его охране. Одним из реальных инструментов обеспечения публичных интересов является контрольно-надзорная функция органов государственной власти.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что уровень нарушений трудовых прав работников хотя и снижается, но остается высоким. В России прослеживается рост количества малых и средних предприятий, выступающих в трудовых отношениях работодателями.

Проблемная ситуация складывается из того, что надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляются не на должном уровне. Несмотря на многочисленные нарушения органы Государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации предоставленные им полномочия по их устранению и привлечению к ответственности виновных в этом работодателей и должностных лиц используют неэффективно, принимаемые инспекторами меры на этом направлении деятельности явно недостаточны и не адекватны сложившейся неблагополучной ситуации

Объектом исследования данной курсовой работы является орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, методы осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений.

Предметом исследования является отношения, складывающиеся в процессе защиты трудовых прав, а так же нормы права, определяющие правовое положение органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Целью исследования является изучение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.

Задачами исследования являются исследование исторических и теоретических аспектов, выявление правовых проблемы и предложение возможных путей их решения.

Методы исследования курсовой работы следующие:

1) анализ и синтез (представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение);

2) сравнение (представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними);

3) мышления (представляет собой процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений);

4) логическая связь (представляет собой способ связи понятий о предмете, о свойствах предметов или отношений между предметами);

Научная новизна заключается в том, что она является комплексным исследованием основных проблем в области осуществления контроля и надзора, раскрывающихся в теоретическом и практическом аспектах на примере деятельности специальных органов государственных инспекций труда в РФ.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована по совершенствованию норм, регулирующих вопросы осуществления надзорной и контрольной деятельности государственной инспекцией труда.

При написание данной курсовой работы были использованы работы таких авторов как: М.О. Буянова, Т.П. Барбашова, И.С. Викторов,В.И. Миронов, А.А. Сапфирова, Е.В. Тихонова, Б.И. Шалыгин,А. В. Яковлева и др. Пристального внимания заслуживают работы в области государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, принадлежащие О.В. Абрамовой, А.М. Куренному,А.Г. Нуртдиновой, Ю.П. Орловскому.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена историко-теоретическому аспекту становления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства как способа защиты трудовых прав работников. Вторая глава раскрывает общую характеристику органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. В Заключении подводятся итоги в целом по работе, а также формулируются предложения в действующее законодательство с целью его совершенствования.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

§1.1 Становление и развитие государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в РФ

Рассматривая эволюцию государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, как способов защиты трудовых прав, можно выделить тенденции их становления и этапы развития.

На первом этапе, т.е. с момента зарождения (1882 г.) и до упразднения в 1918г. существовали фабричная инспекция, инспекция по горной части, инспекция по техническо-строительной части; каждый в своей сфере реализовали надзорные, контрольные и примирительные функции в отношении работодателей. В этот период понятия надзор и контроль не разделялись, инспекторы осуществляли широкое вмешательство во внутреннюю хозяйственную деятельность работодателя, руководствуясь, зачастую, духом закона и собственным усмотрением. Одной из основных задач инспектора было недопущение открытого и организованного недовольства со стороны рабочих.

В этот же период появляются некоторые элементы общественного контроля за соблюдением трудового законодательства в форме первых объединений работников, первых социально-партнерских органов, наделенных контрольными функциями, таких, как местные и главный комитеты по управлению железными дорогами. К этому периоду относится и возникновение прообразов нынешних саморегулируемых организаций в области охраны труда обществ и союзов владельцев паровых котлов, на которые мог быть возложен надзор за их безопасностью1.

Второй период с 1918 по 1933 гг. связывается с развитием институтов надзора и контроля. Исторические данные показывают, что деятельность государственных органов в это время носила более структурированный характер, полномочия по урегулированию конфликтов были изъяты, в то же время, надзор и контроль четко не отграничивались друг от друга, инспекторы имели право вмешиваться в деятельность работодателей, предпринимая меры к сокращению количества свободного предпринимательства в интересах «рабочего класса».

Третий период с 1933 г. до 90-х гг двадцатого века (распада Советского государства) характеризуется сложным эволюционным процессом размежевания надзора и контроля. Первоначально, в связи с передачей инспекции труда в ведение профессиональных союзов в 1933 г., контрольные органы (общественные инспекторы, комиссии по охране труда ФЗМК) получили сходные с инспекторами труда полномочия, что давало основания для отождествления понятий надзор и контроль. Стоит, однако, отметить, что это смешение допускалось только для общего надзора за соблюдением трудового законодательства. Энергетический и саниторно-эпидемологический надзор находились в компетенции соответствующих государственных органов и профессиональным союзам не передавались, поэтому оснований для их отождествления с контролем не имелось. Важной вехой в разграничении институтов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства стал Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.2 ФЗМК утратило право на выдачу обязательных для исполнения предписаний, в положении о ФЗМК указывалось на осуществление данным органом контроля за соблюдением трудового законодательства, в противовес надзорным полномочиям, закрепленным за правовой и технической инспекциями труда3.

В последующие периоды правовое регулирование надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства развивалось по пути разделения и обособления правомочий органов надзора и органов контроля.

Таким образом, надзор, являясь изначально частью контроля за соблюдением трудового законодательства, реализуясь в смешанном надзорно-контрольном производстве, с течением времени приобретал все большее значение, постепенно обособляясь от контроля. Историческая логика данного эволюционного процесса позволяет говорить о том, что его закономерным результатом должно быть четкое разграничение надзора и контроля, как самостоятельных способов защиты трудовых прав.

§1.2 Понятие государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

На современном этапе действующего законодательства понятиям государственный «надзор» и «контроль» посвящена гл. 57 Трудового кодекса Российской Федерации4 (далее – ТК РФ) как одному из способов защиты трудовых прав и свобод. В законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями. О соотношении данных понятий идет дискуссия уже много лет среди ученых, занимающихся проблемами общей теории права. В настоящее время в теории получили распространение две точки зрения по данному вопросу. Согласно первой понятия «надзор» и «контроль» синонимичны, происходит их постоянное отождествление. Вторая точка зрения заключается в том, что понятие «контроль» больше по объему, чем «надзор». Надзор – это ограниченный, суженный контроль.

Исследуя действующее законодательство в сфере трудового права, нельзя сделать однозначный вывод о соотношении категорий «надзор» и «контроль» исходя только из логического анализа определений. Следует согласиться с высказанной в свое время Л.А. Николаевой точкой зрения о том, что надзор всегда осуществляют органы только публичной власти. Надзор проявляется в публичных правоотношениях, поскольку одной стороной в этих правоотношениях всегда выступает один из уполномоченных органов федеральной исполнительной власти. В свою очередь, контроль присутствует как в публичных правоотношениях, так и в правоотношениях частного характера. В рамках публичного права контроль проявляется: в административном управлении (в рамках административного права), в него включаются внутренний контроль (осуществляемый как внутри организации, так и вышестоящей организацией) и все виды государственного контроля, предусмотренные действующим законодательством. Необходимо отметить, что в этих случаях законодатель полностью отождествляет понятия «надзор» и «контроль». Данный вид контроля можно назвать публично-правовым.В частноправовых отношениях контроль проявляется через профсоюзный и социально-партнерский контроль. Сторонами данных правоотношений выступают, с одной стороны, всегда работодатель, с другой стороны, это либо профессиональные союзы, либо представители социально-партнерских отношений. В этих случаях законодатель специально наделил контрольными полномочиями представителей каждой из сторон. Профсоюзная организация осуществляет контроль при проведении, заключении или изменении коллективного договора и осуществляет контроль за его выполнением (ст. 29 ТК РФ). По запросу работника органы профсоюзного контроля обязаны произвести проверку условий труда работника (ст.ст. 219, 370 ТК РФ).В рамках социально-партнерских отношений, кроме предусмотренных законодателем (ст.ст. 24, 408 ТК РФ), возможно предоставление дополнительных полномочий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по осуществлению контроля5.

Именно такое разделение по сфере действия двух форм мероприятий за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, представляется наиболее подходящим. Таким образом, исследуя данную проблему, можно сделать следующие выводы. Различие между государственным контролем и надзором состоит в их содержании. Органы государственного контроля обладают более широкой компетенцией. Она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений.

Государственный контроль и надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством государственных органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти – привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы государственного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

Государственный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения государственный надзор включает три его разновидности. Он может осуществляться в отношении неопределенного круга лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил. Также государственный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам – соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Но обычно контрольные полномочия касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан6.

Государственный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Государственный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов, т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти. Органы государственного контроля такого разнообразия не имеют.

Государственный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для государственного надзора основными методами являются непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов государственного (внешнего) контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.

Государственный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры, меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного оборудования), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы государственного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы государственного контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

Таким образом, по итогам рассмотрения первой главы можно сделать выводы.

В своем становлении государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства прошел несколько этапов развития. Важной вехой в разграничении институтов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства стал Кодекс законов о труде РСФСР 1971г. Понятиям государственный «надзор» и «контроль» посвящена гл. 57 ТК РФ как одному из способов защиты трудовых прав и свобод.

На основе действующего законодательства в сфере трудового права, нельзя сделать однозначный вывод о соотношении категорий «надзор» и «контроль» исходя только из логического анализа определений. Однако можно отметить, что надзор всегда осуществляют органы только публичной власти, он проявляется в публичных правоотношениях, поскольку одной стороной в этих правоотношениях всегда выступает один из уполномоченных органов федеральной исполнительной власти. В свою очередь, контроль присутствует как в публичных правоотношениях, так и в правоотношениях частного характера, и проявляется: в административном управлении, в него включаются внутренний контроль и все виды государственного контроля, предусмотренные действующим законодательством.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§2.1 Структура и полномочия органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Глава 57 ТК РФ регулирует вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства, предусматривающего трудовые права работников, для предотвращения и пресечения нарушений этих прав нацелена надзорно-контрольная деятельность специально уполномоченных государственных органов. Статья 353 ТК РФ устанавливает систему этих органов, закрепляя в качестве ее составных элементов органы федеральной инспекции труда, федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Место того или иного органа в системе определяется исходя из объекта надзора или контроля, его предмета, набора применяемых мер воздействия7.

К органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК РФ относятся:

– органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ – органы федеральной инспекции труда;

– органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами федеральной инспекции труда);

– федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;

– органы, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

– органы, осуществляющие государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом8.

Государственная защита трудовых прав работников при осуществлении указанными органами государственного надзора и контроля обеспечивается путем предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства и требований охраны труда, а также путем принятия мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие правонарушения.

Рассмотрим подробно структуру и полномочия государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение указанного надзора и контроля, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России. Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ). Федеральная инспекция труда наделена в соответствии со ст. 356 ТК РФ следующими основными полномочиями:

– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

– анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

– осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

– направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

– обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

– осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

Непосредственную деятельность по проведению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства осуществляют государственные инспекторы труда. В соответствии со ст. 357 ТК РФ они имеют право:

– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

– запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

– предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда и др.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

Вместе с этим на государственных инспекторов возложены определенные обязанности. Так, при осуществлении надзорно-контрольной деятельности они должны: соблюдать законодательство; хранить государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, как в период их работы, так и после ее оставления; держать в тайне источник всякой жалобы по поводу нарушений законодательства о труде и охране труда; воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и он не желает разглашения сведений о себе (ст. 358 ТК РФ)9.

Наряду с органами федеральной инспекции труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). На Ростехнадзор возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды. Реализуя указанные функции, Ростехнадзор вправе осуществлять контроль и надзор за:

– соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

- ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

– соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

– соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике;

– безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

– соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

– соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления) и т.д.10

Государственная защита конституционного права работников на охрану их здоровья в процессе труда обеспечивается также осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указанную деятельность осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Эта система включает в себя:

– Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ;

–территориальные органы, созданные для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте;

– структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;

–федеральные государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.

При выявлении нарушений санитарного законодательства, должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, вправе:

– временно отстранять от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источником их распространения в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты;

– рассматривать дела о санитарных правонарушениях;

– налагать административные взыскания;

– передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;

–представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия.11

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.

Проверка исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая право на труд, проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, а также заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Если установлен факт нарушения закона либо принятия акта, нарушающего права человека и гражданина, выявлены другие факты нарушения законности в указанной сфере, прокурор или его заместитель могут: принести протест на акт, нарушающий закон или права человека; внести представление об устранении нарушений.

В случаях, когда нарушение трудовых прав работника имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно сообщает о правонарушении и передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела.

При наличии оснований полагать, что имело место преступное нарушение законодательства о труде или требований охраны труда, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы виновные были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан является обращение прокурора в суд. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации12 (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере: трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов13.

Таким образом, государственная защита трудовых прав работников государственного надзора и контроля обеспечивается путем предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства и требований охраны труда, а также путем принятия мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие правонарушения.

§2.2 Практика осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Осуществляя надзорную и контрольную деятельность, государственные инспекции труда в Российской Федерации а практике сталкиваются с нарушением трудового законодательства. Рассмотрим на примере Оренбургской области.

В 2013 году Государственной инспекцией труда в Оренбургской области проведена 1731 проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде.В ходе которых выявлено 8 тыс. 452 нарушения трудовых прав работников. Доля обследованных Госинспекцией труда период 2013 года хозяйствующих субъектов Оренбургской области составила 2,9 % от общего числа зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица) – 59 545.

В целях устранения и пресечения выявленных в ходе надзорной деятельности нарушений трудового законодательства и предупреждения типичных правонарушений в данной сфере в 2013 году работодателям выдано 1549 обязательных для исполнения предписаний. За нарушения требований трудового законодательства в установленном порядке были привлечено к административной ответственности и оштрафовано 1795 должностное и юридическое лицо. Для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях в суды направлены 298 протоколов.

На основании протоколов, составленных Государственной инспекцией труда судами принято 212 решения, в том числе по ч. 2.ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях14 (далее – КоАП РФ) (нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение)15 дисквалифицировано 8 должностных лиц.

По результатам проведенных в первом полугодии текущего года проверок, по требованию Государственной инспекцией труда, работодателями привлечены к дисциплинарной ответственности 62 работника организаций, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.

В порядке реализации полномочий, установленных статьями 356, 357ТК РФ, при выявлении в ходе надзорной деятельности признаков преступлений, предусмотренных статьями 14316 и 145-1 Уголовного кодекса Российской Федераций17 (далее – УК РФ), в целях рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в 2013 году в органы прокуратуры направлено 145 материалов.

В 2013 году проверками выявлено 26 случаев незаконного увольнения работников по инициативе администрации. По требованию Госинспекции труда приказы об увольнении отменены, работникам произведены выплаты за время вынужденных прогулов. Также по требованию Госинспекции труда отменено 42 дисциплинарных взыскания, незаконно примененных к работникам, заключены 2627 трудовых договоров. В 2013 года Государственной инспекцией труда, в ходе осуществления надзорной деятельности, выявлены случаи задержки заработной платы в сумме 126 млн. 685 тыс. рублей перед 9269 работниками в 205 хозяйствующих субъектах Оренбургской области. В результате реализации и исполнения законных требований Госинспекции труда, в 2013 году выплачена задержанная заработная плата на общую сумму 117,226 млн. рублей 9692 работникам18.

Важнейшим условием эффективности правового регулирования надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства является усиление дифференциации мер воздействия в зависимости от характера посягательства и субъекта, его осуществляющего. За нарушение трудового законодательства работодатель может понести следующие виды ответственности: административную; материальную; гражданско-правовую; уголовную. Размеры ответственности достаточно разные и зависят от того, какие нарушения трудового законодательства были выявлены. Но необходимо отметить, что оплата штрафа не снимает ответственности за устранение выявленных нарушений, поэтому вести или восстанавливать ведение кадрового учета будет необходимо.

Более строгие меры воздействия должны применяться там, где это особенно необходимо, например, в отношении работодателей злостно нарушающих трудовые права. В то же время вмешательство в деятельность добросовестных работодателей должно быть ограничено. Таким образом будет достигнута необходимая экономия мер государственного принуждения, которую можно направить на надзор за субъектами, грубо нарушающими трудовое законодательство, снизится коррупционная нагрузка на бизнес, повысится эффективность надзора и контроля в целом.

В случае, если посягательство на трудовые права не связано с реальным ущемлением прав работников, адекватной мерой могло бы стать направление работодателю предостережения о недопустимости нарушения трудовых прав работников. Указанный акт должен содержать описание известного инспекции труда посягательства, указание на недопустимость соответствующего поведения, разъяснение добросовестных действий в таких обстоятельствах. Резолютивная часть акта должна содержать предложение работодателю воздержаться от противоправного поведения, информировать соответствующую инспекцию труда19.

Напротив, в случае, если посягательство на трудовые права носит систематический, массовый характер, кроме того, имеется опасность его повторения или развития (как, например, при систематической невыплате заработной платы, массовых сокращениях) следует вводить в отношении работодателей режим мониторинга состояния трудовых прав, который должен предусматривать повышенные обязанности работодателя, в частности, предоставление периодического отчета (вплоть до ежедневного) о соблюдении трудовых прав.

Так же залогом повышения эффективности должно стать усиление обратных связей между степенью воздействия уполномоченного органа на работодателя и его предшествующим поведением. Эффективными инструментами установления такой связи могли бы стать региональные «Реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права» и «Реестр недобросовестных работодателей». Наличие субъекта в реестре недобросовестных работодателей или работодателей, соблюдающих трудовые права должно предопределять снижение или увеличение периодичности проверок, размера ответственности за совершенные административные правонарушения, а также влиять, например, на возможность участия или неучастия в торгах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Так как нахождения в том или ином реестре будет выступать юридическим фактом, их ведение следует урегулировать на законодательном уровне.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Была изучена практика осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства на примере деятельности Государственной инспекцией труда в Оренбургской области в 2013 году.

На основании изученной практики были предложены подходы к повышению эффективности правового регулирования надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Одним из подходов является усиление дифференциации мер воздействия в зависимости от характера посягательства и субъекта, его осуществляющего. Так, более строгие меры воздействия должны применяться там, где это особенно необходимо, например, в отношении работодателей злостно нарушающих трудовые права. В то же время вмешательство в деятельность добросовестных работодателей должно быть ограничено. Также, залогом повышения эффективности должно стать усиление обратных связей между воздействием уполномоченного органа на работодателя и его предшествующим поведением. Эффективными инструментами установления такой связи могли бы стать региональные «Реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права» и «Реестр недобросовестных работодателей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования можно выделить следующие:

Во-первых, одно из важнейших направлений в деятельности федеральной инспекции труда – работа с обращениями граждан и личный прием граждан по вопросам соблюдения их трудовых прав, т.к. обращения граждан являются одним из основных источников информации о реальном соблюдении трудового законодательства.

Во-вторых, остаются проблемы, связанные с незаконным увольнением работника, незаконным применением дисциплинарных взысканий, задержкой заработной платы, нарушением охраны труда, с нарушением дисциплины труда и применения взысканий.

  1. Предложение о создании региональных реестров

Законодательно установлено

Статья 353 ТК РФ Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Недостатки

Существует практика выплаты заработной платы в конвертах, что нарушает права работников по уплате работодателем налогов в частности в Пенсионный фонд России, страховую (10 %) и накопительную (6 %) части.

Предложение

Усилить дифференциацию мер воздействия в зависимости от характера посягательства и субъекта, его осуществляющего. Так, более строгие меры воздействия должны применяться там, где это особенно необходимо, например, в отношении работодателей злостно нарушающих трудовые права. В то же время вмешательство в деятельность добросовестных работодателей должно быть ограничено. Также, залогом повышения эффективности должно стать усиление обратных связей между воздействием уполномоченного органа на работодателя и его предшествующим поведением. Эффективными инструментами установления такой связи могли бы стать региональные «Реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права» и «Реестр недобросовестных работодателей».

Обоснование

Изучая основные проблемы Государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, можно предположить, что усиление дифференциации мер и создании региональных реестров, является наиболее эффективным способом изменить практику нарушений.

2. Предложение об установлении конкретного срока обжалования предписания

Законодательно установлено

Статья 361 ТК РФ Обжалование решений государственных инспекторов труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Недостатки

В законодательстве не указан срок, в течение которого лицо имеет право обратиться к вышестоящим должностным лицам государственной инспекции труда, отсутствует их перечень, а также срок, когда они должны принять соответствующее решение.

Предложение

Дополнить статью 361 ТК РФ абзацем вторым следующего содержания: «Предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано руководителю государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда РФ в течение 10 дней со дня вынесения, а также в судебном порядке – в течение одного месяца». При этом, в первом абзаце статьи 361 ТК РФ слово «решение» заменить на слово «предписание», так как это более точно соответствует нормам ТК РФ и КоАП РФ. В них предусмотрена возможность обжалования только предписания государственного инспектора труда, которое является официальным документом и подлежит обязательному исполнению со стороны работодателя.

Обоснование

Дополнение статьи данной формулировкой поможет установить конкретные сроки, в течение которых можно обратиться с обжалованием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 196.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета. – 1996. – № 113.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 220

6. Закон РСФСР от 9 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» // Верховный совет РСФСР. 1971.

Судебная практика

7. Постановление Подольского районного суда о назначении административного наказания № 5-6-649/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

8. Приговор по Уголовному делу № 10-2/2012 Тимошевский районный суд // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

9. Информация о результатах проведенных проверок Государственной инспекции труда в Оренбургской области. URL: http: //git56.rostrud.ru/results/ informaziya.shtml.

Учебники, учебные пособия, комментарии

10 Трудовое право России: Учебник / под общ. ред. С.Н. Бабурина,Р.А. Курбанова. – М.; Юнити – 2013. – 253 с.

11 Завьялов М. Ф. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, как способы защиты трудовых прав работников. URL: http://www.pandia.ru/ text/78/428/49847.php.

12 Трудовое право России: Учебник / под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 2-е изд., испр. и доп. М., – ИД 2010. – 188 с.

Статьи и научные публикации

13. Сапфирова, А.А. К вопросу о правовой природе отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права /А.А. Сапфирова // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2008. № 6. – 458 с.

14. Куренной, А.М. Правовое регулирование охраны труда /А.М. Куренной // Законодательство. – 2013. – № 7. – 33 с.

15. Тихонова, Е.В. Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде / Е.В. Тихонова // Отдел кадров, – 2005. – № 5. – 74 с.

16. Кошлев, Д. А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства /Д.А. Кошлев // Трудовое право. – 2013. – № 12. – 226 с.

17. Барбашова, Т.П. Защита трудовых прав работников / Т.П.Барбашова, В.И. Миронов // Трудовое право. – 2007. – № 7. – 170 с.

1 Трудовое право России: Учебник / под общ. ред. С.Н. Бабурина, Р.А. Курбанова. М., 2013. С. 253.

2 Закон РСФСР от 09 декабря 1971 года. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» // Верховный совет РСФСР. 1971.

3 Завьялов М.Ф. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, как способы защиты трудовых прав работников. URL: http://www.pandia.ru/text/78/428/49847.php.

4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

5 Сапфирова А.А. К вопросу о правовой природе отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 6. С. 48 – 49.

6 Трудовое право России: Учебник / под общ. ред. А. Я. Рыженкова. – 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. С. 187–188.

7 Куренной, А.М. Правовое регулирование охраны труда // Законодательство. 2010. № 7. С. 33.

8 Тихонова Е.В. Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде // Отдел кадров. 2005. № 5. С. 74.

9 Кошлев Д.А. Федеральная инспекция труда: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2009. № 12. С. 107–110.

10 Абрамова О.В., Нуртдинова А.Г., Защита трудовых прав работников //Хозяйство и право. 2012. № 11. С. 11–12.

11 Викторов И.С., Шалыгин Б.И. Система и полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2010. № 12 (58). С. 43–44.

12 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Российская газета. 2002. №220

13 Барбашова Т.П., Миронов, В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2007. № 7. С.14–15.

14 Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

15 Постановление суда о назначении административного наказания № 5-6-649/2015 // СПС КонсультантПлюс.

16 Приговор по Уголовному делу № 10-2/2012 Тимошевского районного суда // СПС КонсультантПлюс.

17 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ// Российская газета. 1996. № 113.

18 Информация о результатах проведенных проверок Государственной инспекции труда в Оренбургской области. URL: http://git56.rostrud.ru/results/informaziya.shtml

19 Яковлева А.В., О системном подходе к повышению эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2008. № 9. С. 70 – 71.

Просмотров работы: 10409