ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ

Прихно Д.Н. 1
1Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек живет и развивается в обществе, поэтому каждому из нас необходимо включаться в социальную среду, приспосабливаться к обществу, к соответствующим нормам и правилам, то есть адаптироваться. Однако, не всегда получается так, что человек адаптируется к условиям и требованиям окружающей среды и тогда появляется социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней детской алкоголизации, склонность с суициду [1]..

Схематично можно разделить дезадаптированных детей и подростков на категории:

1. трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;

2. нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;

3. "трудные" подростки, не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

4. фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), самого факта их существования (склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения собственной ненужности, отсутствия смысла жизни);

5. подростки-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.

В отечественной и зарубежной науке представлен ряд факторов , которые влияют на формирование дезадаптации:

• запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

• депривация как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых, близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития;

• фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению жизненно важных потребностей ребенка препятствуют непреодолимые трудности;

• внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми.

Исходя из обзора о результатах деятельности территориальных органов МВД России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по итогам 8 месяцев 2015 года, на территории РФ зарегистрировано увеличение на 4,7 % ( 37 500 до 39249) количества преступлений , совершенных несовершеннолетними или при их соучастии.

О серьезных просчетах в организации профилактической работы свидетельствует факт участия в совершении преступлений 5015 (+10,6%) несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в том числе 868 подростков, являющихся подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.

Организация профилактической работы с несовершеннолетними должна опираться на три основных принципа – гуманизации, сотрудничества и опоры на положительное. Принцип гуманного отношения несет моральный и этический аспект. Уважительное и гуманное отношение к дезадаптированным несовершеннолетним, исключающее унижение их человеческого достоинства, зачастую играет решающую роль в возникновении у несовершеннолетнего желания изменить свою жизнь и поведение. Очень важно создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Работая с подростками, нельзя быть прямолинейным. Необходимо учитывать состояние ребенка, поддерживать с ним доверительные отношения. В этой ситуации необходимо заслужить авторитет подростка, поскольку в этот период дети дружат лишь с теми и доверяют только тем, кого они считают авторитетом, кого они уважают. В случае, если доверительные отношения налажены, подросток будет перенимать поведение, привычки, лексикон, образ жизни своего «кумира». Поэтому сотрудник подразделения несовершеннолетних должен быть высоконравственным – относиться ко всем с уважением, не допускать хамства и дискриминации, жить по совести, не мстить и не злорадствовать, быть интеллигентным и образованным, общаться с людьми на равных.

Одним из обстоятельств, являющимся предпосылкой дезадаптации , является семейный фактор. Для ребенка, находящегося в раннем возрасте, пьянство и безразличие родителей, жестокость, являются факторами способствующими его патологическому развитию, для детей старшего возраста такая неблагоприятная обстановка в семье -лишь отягчающая, но не обязательная предпосылка дезадаптации. В неблагополучных семьях родители не уделяют должного внимания к своим детям, не сопереживают ему, не поощряют за хорошие поступки, не помогают преодолевать трудности в учебе. Это стоит понимать сотруднику ОДН и применять в своей работе. Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми и "значимыми другими" трансформируется сначала в отчуждение, затем в конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность (диспозицию) к столкновению, которые различаются способами взаимодействия с окружающими, формами своего выражения, степенью интенсивности, длительности и открытости противостояния.

Если в социально дезадаптированном подростке найти хотя бы одно положительное качество и в процессе воспитания опираться на него, то таким образом можно подобрать ключ к ребенку и достигнуть значительных результатов в его реадаптации. Сотрудник ОДН должен выявлять положительное в ребенке (любовь к животным, щедрость, доброта, забота о близких) и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества (лень, лживость, злопамятность), доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Таким образом, в воспитательной работе очень важна личность педагога, социального работника, инспектора ОДН и его умение сотрудничать с дезадаптированными подростками. Воспитательная работа с социально дезадаптированными подростками в целом должна включать в себя координацию совместных усилий школы, семьи, социальных служб, государственных, правоохранительных органов, учреждений дополнительного образования. Также необходимо привлечение внимания общества к проблемам воспитания детей и осознание того, что решить их можно только при условии переоценки ценностей и признании общей заинтересованности за судьбы будущего поколения.

Список использованных источников

  1. Технологии социальной работы:[Текст] Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 400с.

  2. Социальная работа: [Текст] Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. – 364с

  3. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения/Ю.И.Юричка, А.Ю.Юричка. – М: «Истоки» , 2005. - 215с

Просмотров работы: 738