ТЕРРОРИЗМ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕРРОРИЗМ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА

Васильева А.А. 1, Шендорова О.Б. 1, Ревенко Я.Д. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Слово "террор" латинского происхождения и определяется как страх, ужас. Терроризм обладает высокой степенью общественной опасности, относится к преступлениям международного характера, приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире, в связи, с чем от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия [1]. Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 террористических организаций. Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.).

В современном мире действует ряд международных правовых документов, в частности: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979г., Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией № A/Res/59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005г.), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005г. и др.

Терроризм, как «мировая чума», не обошел и Российскую Федерацию. За последние три года на территории нашей страны произошла серия варварских преступлений. 30 декабря 2013 года в Волгограде произошел взрыв в троллейбусе напротив Качинского рынка в Дзержинском районе. 16 человек погибло и 25 ранено. Мощность взрыва составила 4000 г в тротиловом эквиваленте. Также 4 декабря 2014 года произошло нападение боевиков на Грозный. Боевики захватили Республиканский Дом печати, который был отбит штурмом. Кроме того - боевики скрывались в СОШ № 20 и Медицинском колледже. Погибли 14 сотрудников полиции и 2 мирных жителя, ранено 39 сотрудников правоохранительных органов и 1 мирный житель. Уничтожено 11 боевиков, 5 из которых опознаны.

И весь мир поверг в шок теракт произошедший 31 октября 2015 года. На севере Синайского полуострова разбился самолет Когалымавиа, рейс Шарм-Эль-Шейх - Санкт-Петербург. Причиной катастрофы стала заложенная в багажное отделение бомба, которая при детонировании разорвала самолет на две части. Погибли 224 человека.

Не успел весь мир прийти в себя, как новый теракт поверг всех в шок. Так 13 ноября 2015 года в Париже произошла череда террористических актов. Несколько вооруженных человек захватили зрителей концерта американской рок-группы Eagles of Death Metal в зале «Батаклан» и расстреляли их из автоматов. Еще один человек совершил самоподрыв на бульваре Вольтер (неподалеку от «Батаклана»). Возле стадиона «Стад де Франс», где проходил футбольный матч между Францией и Германией, взорвались бомбы. Десятки людей были расстреляны на улицах, в магазинах, барах и кафе. Серия терактов произошла практически одновременно в семи района Парижа. В результате атак погибли не менее 128 человек, еще 250 ранены. Президент Франции Франсуа Олланд объявил о введении в стране режима чрезвычайного положения и закрытии государственных границ.

Теракты в Париже 13 ноября 2015 года стали крупнейшими в истории Франции. О своей причастности к нападениям сообщила террористическая группировка «Исламское государство» - игильцы распространили официальное заявление в интернете на арабском и французском языках. В обращении шла речь о восьми боевиках в поясах смертников. Атаки стали местью за авианалеты по позициям ИГ и ликвидацию главного палача ИГИЛ Джихади Джона. Террористы отметили, что удары по французам продолжатся.

В столице африканского государства Мали городе Бомако террористы произвели 20 ноября захват отеля «Рэдиссон», взяв в заложники почти 200 человек. Ответственность за нападение взяла на себя радикальная группировка «Аль-Мурабитун», которая в мае текущего года официально прильнула к запрещенной в России и ряде других государств группировке «Исламское государство». Трагедия в далёком африканском государстве Мали напрямую коснулась России. Сегодня стало ясно: среди убитых заложников в отеле «Рэдиссон» были россияне. Жертвами теракта стали шесть человек жители Ульяновской области, погибшие были сотрудниками авиакомпании «Волга-Днепр». В результате захвата отеля «Рэдиссон» от рук террористов погибли 19 мирных граждан.

В связи с произошедшими терактами, во всем мире усилены меры безопасности. Терроризм как угроза безопасности государства и общества и как крайне общественно опасный криминальный феномен имеет социально-политическую природу. Изучение его генезиса приводит к выводу: он возникает только там и тогда, где и когда возникают и разрастаются острые противоречия социально-политического свойства. К терроризму, как правило, прибегает та сторона, которая считает, что конституционными, легитимными способами она не сможет достичь целей, представляющихся ей жизненно важными, поскольку противник гораздо сильнее.

Именно по этой причине весьма часто используют террористический метод разрешения конфликтных ситуаций в достижении витальных целей сепаратистские, националистические и иные экстремистские группировки и организации, которым противостоит мощная государственная машина с армией, специальными службами и правоохранительными органами.

В соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму»: «Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [2].

Цель терроризма – устрашение населения, оказание воздействия на властные органы для принятия ими решений, необходимых террористам, т.е. скорее это идеологические (как противоположность материальным) цели.

Рассмотрев положения уголовного закона, устанавливающего ответственность за данное преступление, нельзя не сказать о том, что существуют пробелы, недостатки и неточности уголовного законодательства регулирующего вопросы ответственности за террористические деяния.

Описание объективной стороны терроризма, данное в диспозиции ч.1 ст.205 УК РФ, [3] имеет несколько погрешностей. В нем для выражения терроризма используются словосочетания «иных действий» и «эти действия», предполагающие лишь активную форму поведения человека. Между тем террористическая акция иногда может быть осуществлена и путем бездействия (например, посредством невыполнения обязанностей, связанных со своевременным отключением производственных или технологических процессов в энергетике, на транспорте либо в добывающей промышленности). Поэтому, наверное, в диспозициях ч.2 и ч.3 ст.205 УК РФ и употреблены выражения «те же деяния» и «деяния», своим содержанием охватывающие и действия, и бездействие людей.

В Российской Федерации как на уровне законодательства, так и на уровне подзаконных и иных нормативно-правовых актов требуется корректировка действующего антитеррористического законодательства с точки зрения устранения ряда внутренних противоречий и пробелов, которые в нем имеются. В рамках такой корректировки с учетом оправдавшего себя в ряде зарубежных стран опыта необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство РФ с целью повышения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам о преступлениях террористического характера, и повышения эффективности самого производства по данной категории дел. Также в нормах УК РФ о преступлениях террористического характера необходимо устранить противоречия в подходах к определению термина терроризма, к определению иных терминов, связанных с указанным явлением, а также более четко отразить основные признаки терроризма. В соответствии с законодательством Российской Федерации, экстремизм и терроризм - понятия, имеющие ряд отличий. Терроризм является одной из разновидностей экстремистской деятельности в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму», п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» [4].Таким образом, понятие «экстремизм» шире, чем понятие «терроризм», т.к. экстремизм включает в себя, помимо терроризма, также иные противоправные действия, соединенные с насилием либо угрозой его применения: воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека и нарушение прав, свобод и законных интересов человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; а также включает в себя публичное оправдание терроризма.

20 ноября 2015 Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял резолюцию о мерах по борьбе с террористами «Исламского государства», «Аль-Каиды» и других организаций. В резолюции предлагается ликвидировать пристанище экстремистов на территории Ирака и Сирии [5].

Резолюция призывает государства «принять все необходимые меры в соответствии с международным правом», чтобы «удвоить и координировать свои усилия для предупреждения и пресечения террористических актов», а также пресекать финансирование экстремистских группировок, извлекающих выгоду от продажи нефти и предметов древности.

Кроме того, в резолюции «безоговорочно осуждаются» теракты в Анкаре, Бейруте, Париже и уничтожение российского авиалайнера над Синайским полуостровом. В преамбуле текста подчеркивается, что «терроризм во всех его формах и проявлениях представляет одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности». В тот же день 20 ноября 2015 года в Москве состоялось совместное собрание членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, посвященное вопросам борьбы с терроризмом. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко подчеркнула: «Международный терроризм — это самая большая опасность для России и всего международного сообщества, мы столкнулись с человеконенавистнической идеологией, с мощным финансовым и военным потенциалом, с крайне агрессивными устремлениями» [6].

По итогам собрания принято решение, в котором говорится о необходимости создания широкой антитеррористической коалиции, предлагается ужесточить уголовную ответственность за терроризм и пособничество ему, включая вербовку, агитацию и пропаганду террора, а также указывается на необходимость профилактики экстремизма, совершенствования миграционной политики.

22 ноября 2015 г., выступая на заседании 10-го Восточноазиатского саммита премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил: «Эффективная борьба с терроризмом возможна только путем координации действий всех сил с опорой на авторитет ООН. Россия и мир вынуждены защищаться. Уверен, что объединив усилия - мы способны выйти на значимые практические решения. В противном случае нам будет не на что опереться в борьбе с такими вызовами безопасности, как международный терроризм и экстремизм» [7].

С нашей точки зрения борьба с терроризмом на государственном уровне должна осуществляться комплексно, то есть включать в себя ряд мер, ориентированных на решение различных задач по борьбе с терроризмом. Главным направлением в борьбе с терроризмом должна быть профилактика террористических проявлений, противодействие распространению террористической идеологии и формирование антитеррористического сознания в обществе [8].

В заключение нам хотелось бы остановиться на том, что антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:

1. Совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом.

2. Сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма.

3. Осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.

4. Взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом.

5. Разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов.

Наши предложения для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя:

1) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом;

2) сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;

3) обеспечение эффективного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;

4) разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие;

5) эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;

6) лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта, а также это лицо освобождается от уголовной ответственности если в его действиях содержится иной состав преступления.

Таким образом, мы хотим сделать следующие выводы:

1) российское национальное законодательство, законодательство зарубежных стран, нормы международного права должны неуклонно совершенствоваться сообразно сегодняшним реалиям, эффективно противодействуя новому объему угроз. Приоритетную роль в этом направлении, безусловно, должны играть нормы международного и национального права;

2) терроризму как сложному социальнополитическому явлению современности следует противопоставить комплексную систему контртеррористических мер;

3) успех в борьбе с терроризмом возможен лишь в том случае, если в решении этой задачи консолидируют свои усилия мировое сообщество и все здоровые, прогрессивные элементы государства и общества внутри страны [9].

Литература

  1. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. 14-ое издание, переработанное и дополненное / под ред. В.М. Лебедева.- М.: ЮРАЙТ, 2014.- 532с.

  2. Килясханов Х.Ш. ОБСЕ в борьбе с терроризмом [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Килясханов Х.Ш., Гончаров И.В. – Электрон. текстовые данные / Х.Ш. Килясханов, И.В. Гончаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – с.365.

  3. Медведев призвал международное сотрудничество к борьбе с терроризмом через совместную координацию действий, с опорой на ООН 22 ноября 2015, 10:15. (электронный ресурс). – Режим доступа: // http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=396060 (Дата обращения: 23.11.2015)

  4. Совет Безопасности ООН принял резолюцию по борьбе с «ИГ», 21 ноября 2015, 06:20 (электронный ресурс). – Режим доступа: //http://www.rg.ru/2015/11/21/oon-anons.html (Дата обращения: 23.11.2015)

  5. Совет Федерации Федерального Собрания РФ (электронный ресурс). – Режим доступа: (http://www.council.gov.ru)

  6. Терроризм и организованная преступность [Электронный ресурс]: монография/ Н.Д. Эриашвили [и др.]. - Электрон. текстовые данные / Н.Д. Эриашвили [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - с.73.

  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// СПС Консультант Плюс.

  8. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму».

  9. Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О противодействии экстремистской деятельности».

 

Просмотров работы: 5784