ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БОРЬБУ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ИНТЕРНЕТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БОРЬБУ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Белякович В.С. 1, Бойкова Н.Г. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее десятилетие проявления ксенофобии, ненависти и вражды, национальной, религиозной, социальной нетерпимости стали одними из самых острых проблем, угрожающих основам российского государства и безопасности общества. Активизация экстремизма как значимого явления - это тревожный сигнал для государства и всего общества. Вместе с тем, за прошедшие годы отечественный уголовный закон прошел значительный эволюционный путь от формального подхода к криминализации деяний экстремистского характера до весьма подробного закрепления преступлений, отражающих многообразие форм экстремизма.

В настоящее время экстремистская деятельность достаточно активно проявляет себя в распространении экстремистских материалов в печатной, аудио-, аудиовизуальной и иной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей связи.

Данные материалы, находясь в достаточно свободном доступе, могут оказывать сильное психологическое воздействие на многих людей, в особенности на представителей молодого поколения, видоизменяя мировоззрение, устанавливая в их сознании ложные приоритеты, установки, стереотипы. Как следствие, это побуждает к проявлению агрессии по мотивам расовой, национальной, религиозной и социальной нетерпимости.

На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на сознание граждан и, в первую очередь, молодежи. В результате в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимают:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4].

Необходимо обратить внимание на те элементы понятия, реализация которых может быть осуществлена с использованием сети Интернет.

Во-первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.п. Интернет позволяет «легко, безопасно, дешево и без цензуры» распространять любую идеологию по всему миру (в том числе демонстрирование нацистской атрибутики или символики), что способствует формированию ранее не существовавшего единого неонацистского, расистского сообщества, которое вдохновляет своих членов на совершение актов насилия.

Во-вторых, активно используются участниками террористических и экстремистских организаций информационные ресурсы Интернета, позволяющие быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

В-третьих, экстремистские группы используют Интернет для финансирования своей деятельности (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.) либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация действий).

Именно поэтому особую актуальность приобретает вопрос наличия в российском законодательстве необходимых средств для борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете.

До середины 2012 года корпус законодательства, который можно было использовать для регулирования интернет-контента, включал в себя федеральные законы «О связи», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также закон «О СМИ». Боролись с экстремизмом в интернете, используя соответствующие нормы в уголовном законодательстве — о призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК), возбуждении ненависти (ст. 282 УК), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) или запрещенной организации (ст. 282.2 УК).

Также предусмотрена ответственность за экстремистскую деятельность в Интернете в нормах КоАП - ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов» [3].

Практика демонстрирует, что борьба с экстремизмом активно стала переходить из реального мира в онлайн. Статистика показывает, что если в 2007 году из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008-м — 14 из 45, в 2009-м — 17 из 56, в 2010-м — 26 из 72, а в 2011 году приговоры по экстремизму в интернете уже превысили число приговоров по «обыкновенным» делам: 52 из общего числа приговоров 78. В 2012-м – 260 приговоров, в 2013-м – 402, а в 2014-м – 485 приговоров [9].

Заместитель начальника главного управления МВД России по противодействию экстремизму (ГУПЭ) Владимир Макаров на семинаре в Совете Федерации по вопросам противодействия экстремизму заявил, что число преступлений экстремистской направленности в России увеличилось за последние 10 лет почти в 100 раз, более половины из них связаны с интернетом. «В 2004 году было зарегистрировано всего 130 преступлений экстремистской направленности. В 2014 году – свыше 1000».

Владимир Макаров отметил, что 53% преступлений экстремистской направленности связаны с использованием интернета. «Серьезной проблемой сегодня остаются группы пользователей в различных социальных сетях, которые поддерживают и распространяют нацистскую идеологию. Большинство из них зарегистрировано в иностранном сегменте интернета, что существенно затрудняет противодействие этим группам», – уточнил заместитель начальника МВД. По его словам, существует около 3000 иностранных русскоязычных Интернет-ресурсов, содержащих информационно-пропагандистские материалы террористического и экстремистского характера.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также изменения, которые были внесены за последний период в Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, другие нормативные акты, предоставили достаточно большой набор инструментария для противодействия экстремистской деятельности.

Вместе с тем, практика свидетельствует, что существующая нормативная база не обладает должным уровнем эффективности, а особенно в части противодействия свободному распространению экстремистских идей и взглядов.

Президент России Владимир Путин подписал закон под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Введение закона ужесточает меры по контролю за контентом в интернете. Отныне распространение в Сети экстремистской информации - уголовно-наказуемая деятельность. При этом, судя по последним событиям, достаточно поставить лайк [10] или сделать репост [10] какой-либо провокационной записи.

Примером может послужить нашумевшее в прошлом году дело, касающееся Елизаветы Красиковой, которая сделала репост экстремистской записи в социальной сети. Как итог теперь она должна по приговору суда заплатить 100 тысяч рублей штрафа по статье 280 УК РФ – «Публичные призывы к экстремистской деятельности».

На самом деле реальные уголовные сроки за картинки в социальных сетях раздают относительно давно, ведь еще в 2013 году уголовное дело против Максима Марцинкевича строилось на трёх видеороликах, размещённых в YouTube. Итог — пять лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Год от года увеличивается и количество Интернет-ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов. Так в 2008 г. их было 25, в 2009 – 38, 2010 – 44, 2011 – 93, 2012 – 264, за 2013 – 2122, а по состоянию на 1 января 2015 года – 3171 [12].

В связи с этим противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет является одним из актуальных направлений деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов на современном этапе. Подтверждением вышесказанному могут служить заявления и высказывания Президента РФ В.В. Путина, руководителей МВД и ФСБ России, представителей исполнительной и законодательной властей, звучавшие в течение всего 2013 г. Так, Президент России В. В. Путин в феврале 2013 года на заседании коллегии Федеральной службы безопасности дал поручение сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет и создать единую систему защиты информационных ресурсов РФ. В 2013-2014 гг. целым рядом руководителей правоохранительных органов, органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, включая Президента В. В. Путина, была отмечена необходимость ужесточения действующего законодательства и мер репрессивного характера для лиц, совершающих правонарушения с использованием сети Интернет, а также создание развитой, адекватной системы профилактики и предупреждения преступлений данной категории.

Российская социальная сеть «В контакте», по заявлениям ее пресс-службы, активно сотрудничает с органами внутренних дел в плане удаления экстремистских материалов, поиска пропавших без вести людей и прочим направлениям, но, несмотря на это, сеть изобилует группами, которыми ведется открытая пропаганда религиозного экстремизма и фундаментализма, группами, размещающими материалы, которые можно причислить к политическому экстремизму, например, выступающими за нарушение территориальной целостности РФ. Однако данные группы остаются без внимания и если группу, выступающую, к примеру, за выход Сибири из состава РФ, теоретически можно закрыть по предписанию прокуратуры, то с группами, ведущими пропаганду религиозного экстремизма, дело обстоит сложнее. Часто публикуемые материалы не признаются экстремистскими в ходе экспертиз, либо они о них не становится вовремя известно внутренним органам.

Более того, по мере ужесточения законов, направленных на борьбу с экстремизмом, они используют более изощренные формы и методы работы, продолжая оказывать воздействие на пользователей социальных сетей.

Серьезную опасность для международного сообщества, учитывая сегодняшние реалии, представляют сайты, непосредственно распространяющие идеи экстремизма, сепаратизма и терроризма. Через такие ресурсы международные террористические организации практически беспрепятственно осуществляют пропаганду радикальных течений ислама, проповедующих борьбу с «неверными», «создание всемирного халифата» и т.д.

Для нашей страны, разумеется, наибольшую угрозу несут ресурсы в сфере информации, осуществляющие информационную и финансовую поддержку представителей международных террористических организаций. Эти сайты призывают к совершению террористических актов, пропагандируют сепаратизм, религиозную нетерпимость и межнациональную рознь.

Особо необходимо отметить, что посредством таких ресурсов, демонстрирующих сцены убийств и пыток военнослужащих и мирных жителей, проводится политика широкомасштабного информационного террора. Достаточно вспомнить многочисленные случаи распространения через Интернет видеосюжетов, показывающих подрывы террористами российской военной техники в Чечне или «казни» иностранных граждан в Ираке, вызвавшие шок во всем цивилизованном мире.

По данным египетской газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат», «Аль-Каида» создала во всемирной сети виртуальный университет терроризма, где обучают «наукам джихада, его основам и видам». К слову сказать, эта информация была помещена на сайте так называемого «Всемирного исламского информационного центра». Согласно сведениям «Аш-Шарк аль-Аусат», исламистские экстремистские группировки все более активно расширяют информационно-психологическую войну в пространстве Интернета. В рамках этих усилий создан «Исламский информационный фронт», объединивший ряд мелких группировок в различных странах. «Фронт» собирается образовать транснациональную корпорацию «Нур аль-Хакк» («Свет истины»), которая будет готовить и размещать соответствующие материалы на интернет-сайтах [8].

Особую озабоченность российских правоохранительных органов вызывают интернет-ресурсы справочного характера, напрямую не призывающие к противоправной деятельности, но ее подразумевающие. На таких сайтах можно найти информацию о том, как в кустарных условиях изготовить взрывчатые вещества, получить сильнодействующие яды, собрать самодельное взрывное устройство. Ресурсы, относящиеся к этой группе, могут, не скрываясь, располагаться практически в любой точке сети, так как содержащаяся в них информация представляется как справочная. В большинстве своем такие сайты многочисленны, недолговечны и часто меняют доменные имена.

В плане блокирования экстремизма, как уголовного проявления, следует совершенствовать правовую базу, укреплять деятельность специальных служб, а также активизировать идеологическую работу.

В этих целях предлагается:

1. Завершить работу по более четкому правовому и уголовно-процессуальному разграничению компетенции органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов в сферах борьбы с терроризмом и экстремизмом.

2. Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации уголовную ответственность:

— за предоставление помещений (жилья) для экстремистской деятельности (проведения собраний; лекций; изготовления, размножения литературы экстремистского толка; изготовления, размножения, демонстрации видеоматериалов).

— за хранение материалов экстремистского толка с целью их распространения.

3. Осуществлять мониторинг средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в целях выявления фактов распространения идеологии экстремизма, экстремистских материалов и незамедлительного реагирования на них

Литература

Нормативно-правовые акты

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015).

  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.11.2015).

  4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности».

  5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).

  6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.07.2015) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

  7. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Научная и учебная литература

  1. Борисов С. В. Сущность преступлений экстремистской направленности / С. В. Борисов // Мировой судья – 2009. – №4. – С.9–12.

  2. Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника //Труды академии управления МВД России. – 2008. - № 3. – С. 6-8.

  3. Мюллер В. Англо-русский и русско-английский словарь. – С. 1120.

  4. Райзберг Б. А., Лысенко А. А. Экстремизм: истоки проявления и способы противодействия. Гриф Российской Академии образовании. – 2015. - С 94.

Электронные ресурсы

  1. Федеральный список экстремистских материалов. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации.// URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials

 

Просмотров работы: 2374