Начальная школа, являясь стартовой ступенью образования, закладывает базу общих учебных умений в учебно-познавательной деятельности, формирует ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни. Одной из наиболее значимых компетенций личности младшего школьника, необходимой для продолжения образования, ученые и педагоги считают учебно-познавательную компетенцию. В настоящий момент проблема формирования учебно-познавательной компетенции рассматривается в связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро, качественно и творчески сложные задачи; мыслящих достаточно универсально, обладающих фундаментальными знаниями, конкурентоспособных. Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника, для которого учебная деятельность является ведущей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что идеи компетентностного подхода в образовании активно рассматриваются многими авторами: В.И. Байденко, В.А. Болотовым, Э.Ф. Зеером, Г.И. Ибрагимовым, A.M. Новиковым, В.В. Сериковым и др.
Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в учебном процессе имеет давнюю историю, определенный философский смысл и рассматривается в работах как зарубежных, так и отечественных педагогов (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, А. Дистервег, Д. Дьюи, П.Ф. Катерев, Я.А. Коменский, В.А. Лай, И. Песталоцци, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский, и др.).
Учебно-познавательная компетенция учащихся, являясь ключевой, актуальна как фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности, влияющий на возрастание мотивации к познавательной активности, позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни, определяющий готовность к продуктивной практической деятельности (С.Г. Воровщиков).
На современном этапе в исследовательских работах рассматриваются закономерности формирования учебно-познавательной компетенции: у будущих экономистов в процессе обучения интеллектуальным информационным технологиям (Н.А. Настащук); студентов вуза (А.И. Забалуева); студентов в процессе обучения иностранному языку (Н.В. Литонина); студентов старших курсов языковых вузов при обучении чтению на иностранном языке (А. Ден); учащихся на примере математики (Т.А. Захарова); учащихся в условиях олимпиады школьников (С.В. Ильинский). Очевидно, что формированию учебно-познавательной компетенции уделяется внимание на этапе средней, старшей школы, высшего образования, но отсутствует рассмотрение этого вопроса применительно к начальной школы. Не разработан методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень сформированности учебно-познавательной компетенции младшего школьника в образовательном процессе.
Одной из базовых технологий, поддерживающей концепцию компетентностно ориентированного подхода, является технология проектного обучения, различные аспекты реализации которой рассмотрены в исследованиях Н.В. Засоркиной, Н.В. Матяш, К.Н. Поливановой, В.Д. Симоненко, М.Ю. Шатиловой. Так, отмечается, что целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова). Рекомендации по разработке проектных задач представлены в работах А.Б. Воронцова, В.М. Заславского, С.В. Егоркиной, С.В. Клевцова, В.Н. Суслова. Вместе с тем в круг исследовательских задач не вошло изучение возможностей внеурочной деятельности в процессе формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника.
Таким образом, на сегодняшний день не вызывает сомнения необходимость формирования готовности молодого поколения к непрерывному образованию на основе учебно-познавательной компетенции; значимостью учебно-познавательной компетенции для становления личности младшего школьника; потребностью создания теоретических основ формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника; необходимостью разработки соответствующего технологического аппарата для эффективного формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить ряд противоречий: между социальным ожиданием общества, связанным с внедрением второго поколения ФГОС НОО, и недостаточной научно обоснованной поддержкой школ в обеспечении компетентностно ориентированного обучения в современных условиях; между достаточной научной разработанностью компетентностного подхода, проектной деятельности школьников и отсутствием исследований, в которых данные категории изучаются в комплексе; между выделением учебно-познавательной компетенции как ключевой в образовательном процессе и фактическим отсутствием научно-методической базы, образовательных технологий для её формирования и диагностирования у учащихся начальной школы.
Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с неизученностью условий формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника во внеурочной деятельности: как эффективно формировать учебно-познавательную компетенцию младшего школьника во внеурочной деятельности?
Литература:
1. Осин А.К. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ //Научный поиск.- 2015.- № 3.6.- С. 32-38.
2. Осин А.К. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС //Научный поиск.- 2012.- № 2.1.- С. 67-68.