ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, КАРЬЕРНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ВГУЭС) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, КАРЬЕРНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ВГУЭС)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствующей возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы. Этот период считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.

Ведущей деятельностью является учебная, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий. Деятельность приобретает элементы исследования, направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.

К стержневым психическим новообразованиям данного возраста относятся:

  • мировоззрение (собственный взгляд на мир), формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации школьника. Мировоззрение складывается у старших школьников как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления;

  • профессиональные интересы, начинаются серьезные поиски трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Становится сознательным отношение к учебе, складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников, что приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь.

Основной задачей возраста является профессиональное самоопределение, а основной направленностью личности – ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

К окончанию школы ребенок должен уметь составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать идеалы, что будет свидетельствовать о росте самосознания личности, о формировании такого важного качества, как жизнестойкость, представляющее собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, характеризующее меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

Чаще всего жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами:

  • умение принимать действительность такой, какова она есть;

  • глубокое убеждение, что жизнь имеет смысл (основу для этой убежденности часто дает приверженность тем или иным ценностям);

  • незаурядное умение импровизировать и находить нетривиальные решения.

Такое качество, как жизнестойкость у старших школьников формируется посредством влияния семейного воспитания (приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия – родители воспитывают в них жизнестойкость), обучения (жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов; без серьезной базы знаний это не представляется возможным), и самосовершенствования (избавляясь от слабости, уныния, безынициативности, человек воспитывает в себе жизнестойкость).

Данная работа направлена на выявление особенностей жизнестойкости, карьерных и смысложизненных ориентаций старших школьников.

Экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека.

Возникло новое общество, которое предъявляет к человеку новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы приспособиться, адаптироваться, успешно реализовывать себя, человеку необходимо вырабатывать навыки решения проблем. Молодёжь, закачивая школу и, даже вуз, так и не знают, в чём их талант, какую пользу они могут принести обществу, чем они хотят заниматься. Реализовалось ли то, к чему они стремились, и нужно ли им было то, к чему они хотели идти, им не совсем понятно. Все это обусловливает необходимость изучения феномена жизнестойкости, предложенного С. Мадди, как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека.

Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности, предмет исследования: особенности жизнестойкости, карьерных и смысложизненных ориентаций старших школьников.

Гипотеза исследования – жизнестойкость, карьерные и смысложизненные ориентации личности имеют возрастную и гендерную специфику в юношеском возрасте.

Выборочной совокупностью выступили выпускники академического лицея ВГУЭС в возрасте 17-18 лет.

Цели и задачи исследования включают изучение особенностей жизнестойкости, смысложизненных и карьерых ориентаций старших школьников лицея ВГУЭС, их гендерный анализ.

Методы исследования: для определения уровня развития жизнестойкости использовался опросник жизнестойкости С. Мадди; для исследования жизненных ориентаций личности – методика смысложизненных ориентаций (тест СЖО Д.А.Леонтьева), для определения карьерных ориентаций – методика «Якоря карьеры» (тест Шейна, адаптация Чикер). Сравнительный анализ основан на методах описательной статистики (среднее, стандартное отклонение, процентное соотношение и т.п.).

Тест СЖО из 20 пар противоположных утверждений и включает субшкалы «Цели в жизни», «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни)», «Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни».

Общие средние показатели по каждой субшкале методики СЖО показал, что девушки и парни с минимальными незначительными отклонениями по гендеру и также от нормы обладают теми или иными качествами, соответственно характеризующими субшкалы (таблицы 1 и 2).

Общий показатель осмысленности жизни по всей выборке составляет 151, что в сравнении с нормой является завышенным результатом.

Таблица 1. Результаты тестирования по методике СЖО

Показатели

Результаты тестирования

девушки

юноши

общий балл

Субшкала 1 (цели)

35,94

33,55

34,7

Субшкала 2 (процесс)

32,50

31,73

32,1

Субшкала З (результат)

28,13

26,36

27,2

Субшкала 4 ( локус контроля - Я)

23,88

22,18

23,0

Субшкала 5 ( локус контроля - жизнь)

34,50

33,36

33,9

Общий показатель ОЖ

154,94

147,18

151,1

Средние баллы по локализации контроля волевого усилия (субшкалы 4 и 5) показывают, что испытуемые имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения.

Таблица 2. Стандартные значения показателей по методике СЖО

Шкалы

Мужчины

Женщины

среднее

стандартное отклонение

среднее

стандартное отклонение

1.Цели

32,9

5,92

29,38

6,24

2.Процесс

31,09

4,44

28,8

6,14

3.Результат

25,46

4,3

23,3

4,95

4.ЛК-Я

21,13

3,85

18,58

4,3

5.ЛК-жизнь

30,14

5,8

28,7

6,1

6.Общее

103,1

15,03

95,76

16,54

Следует учитывать, что в группе имеются респонденты, которые имеют низкие показатели (ниже среднего) по субшкалам и, соответственно, низкий показатель осмысленности жизни, в сравнении со всей группой.

Опросник жизнестойкости С. Мадди состоит из ряда пунктов-утверждений, с которыми респондент должен выразить своё согласие или несогласие по 4-балльной шкале Лайкерта. Баллы могут считаться как в прямом, так и в обратном значении. Из шкалы могут быть получены показатели: Вовлечённость, Контроль, Принятие риска и Общий показатель жизнестойкости.

Обращаясь к полученным результатам по методике жизнестойкости, можно заметить, что средний общий показатель жизнестойкости и ее компонентов по группе испытуемых оптимален и находится в норме (таблица 3).

Таблица 3. Результаты тестирования по методике жизнестойкости

Нормы

Жизнестойкость

Вовлечённость

Контроль

Принятие риска

Девушки

91,2

36,3

34,9

20,1

Юноши

93,2

36,7

35,9

20,5

Среднее значение

80,72

37,64

29,17

13,91

Стандартное отклонение

18,53

8,08

8,43

4,39

Жизнестойкость у юношей выше, чем у девушек (93,2 и 91,2 соответственно).

Однако, результаты, как и в первой методике, являются относительно завышенными, как у группы в целом, так и у большей половины респондентов. Можно сделать вывод о том, что выраженность компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет контроля, принятия риска, стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Стоит обратить внимание, что такой компонент жизнестойкости, как вовлеченность, у ряда испытуемых имеет слегка заниженный показатель, что может говорить о том, что респонденты с неразвитым компонентом вовлеченности не получают удовольствие от собственной деятельности. Может присутствовать чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Стоит сказать, что обращаясь к ответам испытуемых, присутствует факт наличия положительных ответов на утверждения: "Меня часто недооценивают" и "Порой, все, что я делаю, считается мне бесполезным". Это может говорить о том, что одних амбиций не всегда достаточно и, если человек дает себе отчет о том, что он упорно что-то делает и «готов к бою», это не всегда залог успеха, так, возможно, вскоре выяснится, что он делал совершенно не то, что нужно. Возможно присутствие некой иллюзорности восприятия действительности, своей деятельности и ее направленности.

Опросник «Якоря карьеры» включает в себя 41 утверждение, степень своего согласия с каждым из которых респондент должен оценить по 10-балльной шкале: с 1 по 21 пункты включительно от «совершенно неважно» до «исключительно важно», с 22 по 41 пункты от «совершенно не согласен» до «полностью согласен». Пункты группируются в 8 шкал, представляющих собой 8 взаимоисключающих карьерных ценностных ориентаций: Профессиональная компетентность, Менеджмент, Автономия (независимость), Стабильность работы, Стабильность места жительства, Служение, Вызов, Интеграция стилей жизни, Предпринимательство.

Таблица 4. Иерархии карьерных ориентаций юношества с учетом гендера

Карьерные ориентации

Значения (ранги)

Общий результат

девушки

юноши

1

Профессиональная компетентность

26,8 (7)

17,0 (7)

21,9 (7)

2

Менеджмент

29,8 (4)

32,5 (1,5)

31,2 (3)

3

Автономия (независимость)

33,6 (3)

27,5 (6)

30,6 (4)

4

Стабильность работы

22,2 (8)

15,1 (8)

18,7 (8)

5

Стабильность места жительства

11,8 (9)

8,5 (9)

10,2 (9)

6

Служение

37,8 (1)

27,7 (5)

32,8 (1)

7

Вызов

28,1 (6)

32,5 (1,5)

30,3 (5)

8

Интеграция стилей жизни

35,3 (2)

28,1 (4)

31,7 (2)

9

Предпринимательство

29,1 (5)

30,5 (3)

29,8 (6)

Анализируя данные опросника "Якоря карьеры", видно, к наименее значимым карьерным ориентациям юношества относятся Стабильность работы и места жительства, а также Профессиональная компетентность. По остальным карьерным ориентациям отмечаются гендерные различия (таблица 4).

В сравнении с юношами, девушки явно отдают приоритет таким ориентациям, как Автономия, Служение и Интеграция стилей жизни. Это может говорить о том, что у девушек, возможно, выражена потребность делать все по-своему. Такие люди готовы отказаться от продвижения по службе ради сохранения своей независимости. Они пытаются совмещать семью, карьеру и собственные интересы, всегда стремятся к балансу. При этом девушки более склонны выбрать "работу с людьми", "служение человечеству", "помощь людям" и т. д.

Юноши предпочитают карьерные ориентации: Менеджмент, Вызов и Предпринимательство. Для парней более характерно стремление к конкуренции, преодолению препятствий, решению трудных задач. Конкретная область деятельности или квалификация, как правило, второстепенны. Любую ситуацию такие люди рассматривают с позиции "выигрыша-проигрыша". Юноши больше, чем девушки хотят создать что-то новое, преодолевать препятствия, готовы к риску. Они не желают работать на других, хотят иметь свое дело, финансовое богатство. Собственное дело для них – возможность продолжения самих себя.

Хочется отметить, что девушки оказались более чувствительны к внешним факторам, нежели юноши. Также стоит учитывать возможное наличие социальной желательности, поиска одобрения, что может быть сопряжено со слабой способностью к объективной рефлексии. У респондентов часто имели место быть «средние» ответы, когда видно, что проще выбрать, что-то среднее, ответить «не знаю». Редко ответы имели место по шкалам от 1 до 10 такие, как 3-4 или 7-8, а имели наоборот, конкретный четкий полюс 1 или 10, что может говорить либо о четкой уверенности в том или ином ответе, либо наоборот неспособности дифференцировать и понять, насколько интенсивно выражено то или иное качество или подходит то или иное утверждение, испытуемые видели зачастую четкую биполярную шкалу, где нет средних результатов. Некоторые испытуемые избегали крайних ответов; соглашались с утверждениями; могли пытаться произвести благоприятное впечатление, отвечая при этом неискренне.

В целом, общие показатели жизнестойкости и смысложизненных ориентаций старших школьников лицея ВГУЭС показали, что испытуемые имеют на данный момент развития, с точки зрения возрастной психологии, хорошую подготовленность к жизни и стремление к ней. Выпускники имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Чтобы более объективно оценивать испытуемых данной возрастной группы, следует в дальнейшем применять разносторонний подход (к примеру, применять в конвергенции несколько психодиагностических методов).

Возможно, применение подобных диагностических работ в совокупности с методами оценки личностных свойств для анализа связей, составлением подходов (индивидуальной или групповой дальнейшей работы), а также, проведением профориентации старших школьников, позволит добиться более осознанной деятельности и направленности собственных ресурсов для дальнейшей жизни каждого из выпускников учебных заведений.

Список литературы

  1. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. – Новосибирск, 2012. №25. – С.168-173.

  2. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты. – Фундаментальные исследования. 2014. №1-1. – С. 147-153.

  3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

  4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

  5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.

Просмотров работы: 1454