Сегодня уже можно говорить о глобальном информационном обществе, где интернет – пространство оказывает влияние на формирование общественного мнения, моделей поведения и деятельности в различных сферах социальной действительности, определяет характер социальных отношений, направленность активности личности.
Добренков (2000) выделяет признаки, которые характерны для интернет- среды как института и агента социализации: наличие ролевой системы, совокупность обычаев, традиций и правил поведения, формальную и неформальную организацию, совокупность норм регулирующих сферу общественных отношений, наличие комплекса социальных действий [цит. 2, с.202]
В работах О. Н. Арестовой, А. Е. Войскунского, А.Ф. Лучинковой даются характеристики трех групп мотивов интернет-социализации:
мотивы, присущие реальному и интернет-пространству (деловые, познавательные, самореализации и др.)
мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства
мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве [1,2].
Не менее важными мотивами являются стремление к идентификации себя, презентации своего реального «Я», которые, по мнению Лучинкиной, выступают еще и как ресурс для профилактической и психокоррекционной работы.
Таким образом, нормативная интернет – социализация предполагает наличие конструктивных представлений об Интернете, социально одобряемые информационные предпочтения, потребительские и творческие мотивы, инструментальную компетентность, развитие ресурса личности.
Цель исследования: изучение информационных предпочтений у студенческой молодежи.
Выборка: опросом охвачено 90 студентов, в возрасте от 18 до 21 года, обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете.
Описание методического инструментария:
В данном исследовании в качестве диагностического инструментария использовался опросник «Информационные предпочтения» Т.Д. Марцинковской. Опросник состоит из 40 вопросов, которые направлены на изучение пяти основных сфер: источника получения информации, средств коммуникации, временных параметров использования источников информации, проблема доверия и избирательности в отношении.
Анализ результатов исследования:
Эмпирическое исследование информационных предпочтений показало, что большинство опрошенных ответили, что самым популярным источником получения информации является интернет – 93%. На втором месте по популярности у молодежи стоит телевидение.
Среди опрошенных самым популярной и доступной социальной сетью является Whatsapp - 60%, на втором плане стоит Instagram – 20%, на третьем Twitter и Vkontakte – по 10 %. Данные отражены в гистограмме № 1.
Гистограмма №1. Средства информации
Изучение доверия респондентов к источнику информации в интернет – пространстве показывает, что большинство (63,3%) используют свои реальные имена, 20% пользуются «ником» (прозвищем), а 16,7% представляются тем именем, которым пользуюся в домашней обстановке или детским именем. В представлении 80% участвовавших в опросе студентов, другие пользователи их видят такими, какими они есть в реальной жизни и только 20% оперируют «виртуальными образами». Здесь, на наш взгляд, проявляется высокая степень доверия интернет-пространству, также данные показывают, что образ в виртуального мира соответствует информации, существующей в реальном мире.
В ходе исследования по параметру «временные характеристики использования источников информации» выяснилось, что 53, 3% опрошенных ответили, что «всегда» находятся в сети интернет, 30% опрошенных ответили, что «большую часть своего времени» находятся в сети интернет, 10% - «только по случаю» и 6,7% ответили «редко». Также на достоверно значимом уровне преобладает число лиц, которые каждый день обновляют свои страницы и добавляют друзей. Это свидетельствует о том, что интернет –пространство для них является естественной, ее доступность постоянная.
Наиболее востребованными коммуникаторами в интернет –пространстве являются друзья (50%). С родителями, с одноклассниками общаются 10%, с другими родственниками - 3,3%, и с незнакомцами - 6,7% респондентов.
Гистограмма 2. Общение в сети-интернет
Критериями выбора друзей в социальных сетях выступают: красивая фотография (40%), реально знакомые люди (23,3%), личная симпатия (20%), похожие или однинаковые увлечения» - 16,7%.
Результаты исследования показывают, что главным источником получения информации у студенческой молодежи является Интернет, популярным средством коммуникации стал Whatsapp, во временном параметре использования источников информации студенческая молодежь «всегда» находятся в сети, вопрос доверии у молодежи рассматривается, как соотношение субъективное представлении о себе как «я – реальное» и «я — идеальное», избирательность в отношении молодежь предпочитает больше всего общаться с друзьями, при знакомстве их внимание привлекает красивые фотографии. Полученные материалы показывают, что внешние условия (социальная ситуация и информационное пространство), так и внутренние факторы (личностные качества, интересы и ценности) могут формироваться, как информационная социализация.
Литература:
Арестова О.Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. URL: www. library.by/portalus/modules/psycholgy/readme
Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности //В мире научных открытий, № 5.4(41), 2013. С.195 -209
Лучинкина А. И. Модель психологического сопровождения процесса интернет –социализации личности [Электронный ресурс] // Перспективы Науки и Образования. 2015. 2 (14) URL: www. pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/