АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Майкоглуян В.В. 1, Нестерук О.А. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективность использования средств в товарных запасах характеризуется оборачиваемостью средств в товарных запасах (товарооборачиваемостью) и их рентабельностью. Товарооборачиваемость – один из важнейших качественных показателей торговой деятельности, влияющих на другие количественные и качественные показатели работы торговых предприятий – товарооборот, издержки обращения, прибыль и рентабельность, финансовое состояние.

Товарооборачиваемость (скорость обращения товаров) – время, необходимое для полного обновления запаса, или количество дней, за которые оборачивается средний товарный запас. Измеряется данный показатель продолжительностью одного оборота и количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период.

Величина товарных запасов определяется рядом факторов: объемом и структурой товарооборота; соотношением спроса и предложения на товар; организацией закупок товаров (звенность, товародвижения, способ доставки); состоянием материально-технической базы предприятия и др. К основным факторам относят объем товарооборота, его структуру и скорость обращения товаров. С увеличением объема товарооборота товарные запасы также увеличиваются, однако более медленными темпами, чем рост товарооборота. На товарные запасы оказывает влияние структура товарооборота. Скорость обращения товаров влияет как на объем товарооборота, так и на величину товарных запасов, позволяя при ее ускорении выполнить план товарооборота с меньшими запасами товаров. Ускорение товарооборачиваемости – важнейший способ повышения конкурентоспособности предприятия.

Основой товарооборота является поступление товаров. Анализ поступления товаров ведется по предприятию в целом, по товарным группам, источникам поступления и поставщикам. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели, применение которых наряду с данными о средних ценах на товары позволяют глубже проанализировать выполнение плана поступления товаров, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценку динамики поступления товаров можно проводить не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала года.

Анализ выполнения плана и динамики поступления товаров по товарным группам позволяет дать оценку удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары (Таблица 1).

Таблица 1 – Анализ динамики поступления товаров в ООО «Манго»

по товарным группам

Товарные группы

2012 год, тыс. руб.

2013 год, тыс. руб.

2014 год, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

Женская одежда

16715

24254

32984

16269

8730

97,3

36

Обувь

1330

2146

2742

1412

596

106,2

15,2

Аксессуары

950

1477

1841

891

364

93,8

24,6

Итого

18995

27877

37567

18572

9690

97,8

34,8

Анализ поступления товаров ООО «Манго» по товарным группам показал рост поступления по всем товарным группам в 2014 год по сравнению с двумя предыдущими годами. Поступление женской одежды в 2014 году на 16269 тыс. руб. больше, чем в 2012 году и на 8730 тыс. руб. превышает показатель 2013 года. Закупка обуви возросла с 1330 тыс. руб. в 2012 году до 2742 тыс. руб. в 2014 году, то есть на 1412 тыс. руб., при этом превысив уровень 2013 года на 15,2 процента. На 24 процента возросло поступление аксессуаров в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Анализ структуры поступления товаров по товарным группам показал, что за анализируемый период существенных изменений в структуре поступления товаров не наблюдалось.

Таблица 2 – Анализ структуры поступления товаров в ООО «Манго»

по товарным группам

Товарные группы

2012 год

2013 год

2014 год

Изменение структуры

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

Женская одежда

16715

87,9

24254

87,1

32984

87,8

-0,1

0,7

Обувь

1330

7

2146

7,6

2742

7,3

0,3

-0,3

Аксессуары

950

5,1

1477

5,3

1841

4,9

-0,2

-0,4

Итого

18995

100

27877

100

37567

100

-

-

Наибольший удельный вес (87,1 процента в 2013г., 87,8 процента в 2014г.) приходится на женскую одежду. Доля обуви в структуре поступления товаров составляла от 7 до 7,6 процента за анализируемый период, на аксессуары приходится 4,9 процента от всех поступивших товаров в 2014г., что на 0,2 процента меньше, чем в 2012г. и на 0,4 процента меньше, чем в 2013 г.

На следующем этапе проведем анализ динамики розничного товарооборота ООО «Манго» за 2012-2014гг. по отдельным товарным группам и видам товаров и отразим полученные результаты в таблице 3.

Из данных таблицы следует, что товарооборот по женской одежде в 2014 году существенно возрос по сравнению с 2012 годом на 16143 тыс. руб., то есть на 97,2 процента, в сравнении с 2013 годом он возрос на 9657 тыс. руб., тем самым превысив уровень 2013 года на 41,8 процента. Продажа обуви выросла в 2014 г. на 1326 тыс. руб. или на 103,3 процента в сравнении с 2012 годом, в сравнении с 2013 годом ее рост составил 639 тыс. руб.

Таблица 3 – Динамика розничного товарооборота ООО «Манго»

за 2012-2014гг.

Товарные группы

2012 год, тыс. руб.

2013 год, тыс. руб.

2014 год, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

Женская одежда

16605

23091

32748

16143

9657

97,2

41,8

Обувь

1283

1970

2609

1326

639

103,3

32,4

Аксессуары

961

1209

1397

436

188

45,4

15,6

Итого

18849

26270

36754

17905

10484

94,9

39,9

Реализация аксессуаров возросла за анализируемый период и составила в 2014 году 1397 тыс. руб., что превышает уровень 2012 года на 436 тыс. руб. или на 45,4 процента, а уровень 2013 г. – на 188 тыс. руб. или на 15,6 процента.

Увеличение объема товарооборота по одним товарным группам и уменьшение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других – уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу. Проведем анализ структуры товарооборота ООО «Манго» и отразим полученные результаты в таблице 4.

Таблица 4 – Структура розничного товарооборота ООО «Манго»

за 2012-2014гг.

Товарные группы

2012 год

2013 год

2014 год

Изменение структуры

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

Женская одежда

16605

88,1

23091

87,8

32748

89,1

1

1,3

Обувь

1283

6,8

1970

7,4

2609

7,2

0,3

-0,2

Аксессуары

961

5,1

1209

4,8

1397

3,7

-1,4

-1,1

Итого

18849

100

26270

100

36754

100

-

-

Неравномерность развития товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота. Данные анализа показали, что в анализируемом периоде наибольшую долю в объеме реализации занимает реализация женской одежды: 88,1 процента в 2012г., к 2013 году ее доля снизилась до 87,8 процента, но к 2014 году выросла и составила 89,1 процента.

Доля реализации обуви в структуре товарооборота ООО «Манго» в 2014 году составила 7,2 процента, что незначительно превышает уровень 2012 года на 0,3 и на 0,2 процента ниже уровня 2013 года. По группе товаров «Аксессуары» наблюдается ежегодное сокращение удельного веса в структуре товарооборота с 5,1 процента в 2012 году до 3,7 процента в 2014 году, несмотря на рост их реализации в абсолютном значении. Данный факт объясняется высокими темпами роста реализации женской одежды.

С ростом объема товарооборота при неизменных товарных запасах происходит ускорение товарооборачиваемости, т. е. увеличивается число оборотов и сокращается число дней оборота (уменьшается количество дней пребывания товаров в обращении). Рост величины среднего товарного запаса при неизменном товарообороте замедляет товарооборачиваемость, и наоборот.

Таблица 5 – Анализ товарооборачиваемости ООО «Манго»

за 2012-2014гг.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год,.

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

2014г. к 2012г.

2014г. к 2013г.

Товарооборот, тыс. руб.

18849

26270

36754

17905

10484

94,9

39,9

Средние товарные запасы, тыс.руб.

2101

2977,5

4187,5

2086,5

1210

99,3

40,6

Товарооборачиваемость в днях оборота

40,7

41,1

41,6

0,9

0,5

2,2

1,2

Товарооборачиваемость в числе оборотов

8,97

8,82

8,78

-0,19

-0,04

-2,1

-0,5

Запасоотдача

8,97

8,82

8,78

-0,19

-0,04

-2,1

-0,5

Запасоемкость

0,11

0,12

0,12

0,01

0

9,1

0

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что по сравнению с прошлыми годами наблюдается замедление товарооборачиваемости. Так, время обращения в 2012 году составляло 40,7 дней, в 2013 году запасы оборачивались за 41,1 дней, а в 2014 году – за 41,6 дней. При этом число оборотов находится примерно на одном уровне но имеет незначительную тенденцию к сокращению: 8,97 оборотов совершили товарные запасы в 2012 году, 8,82 оборотов – в 2013 году и 8,78 оборотов в 2014 году. Запасоемкость при этом остается примерно на одном уровне – 0,11-0,12.

Большое влияние на товарооборачиваемость оказывает структура товарооборота. Увеличение в товарообороте удельного веса товаров быстрой оборачиваемости вызывает ее ускорение в целом по предприятию, и наоборот. Увеличение в товарообороте удельного веса товаров замедленной оборачиваемости повлияет на средний показатель отрицательно, и наоборот.

Более эффективным является анализ структуры товарооборота по ассортиментным группам товаров, что позволит выявить товары, время обращения которых, значительно уменьшилось. Исходные данные для определения влияния на товарооборачиваемость этих факторов приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Товарооборот ООО «Манго», средние запасы и время

обращения по товарным группам

Товарная группа

Товарооборот, тыс. руб.

Средние товарные запасы, тыс. руб.

Время обращение, дни

2013 год

2014 год

2013 год

2014 год

2013 год

2014 год

Женская одежда

23091

32748

2701,5

3801

42,7

42,4

Обувь

1970

2609

179,5

237

33,3

33,1

Аксессуары

1209

1397

96,5

149,5

29,1

39,1

Итого

26270

36754

2977,5

4187,5

41,1

41,6

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в целом по предприятию имело место незначительное замедление товарооборачиваемости, значительное замедление произошло по группе «Аксессуары» на 10 дней. Время обращение по остальным видам товарных групп несколько сократилось.

Таблица 7 – Расчет влияния на время обращения изменения объема

товарооборота и средних товарных запасов

Товарная группа

Время обращение, дни

Отклонение, дни

2013 год

при товарообороте отчетного года и запасах прошлого года

2014 год

всего

в том числе за счет изменения товарооборота

в том числе за счет изменения средних товарных запасов

Женская одежда

42,7

30,1

42,4

-0,3

-12,6

12,3

Обувь

33,3

25,1

33,1

-0,2

-8,2

8

Аксессуары

29,1

25,2

39,1

100

-3,9

13,9

Итого

41,1

29,6

41,6

0,5

-11,5

12

На замедление товарооборачиваемости в целом по предприятию и по товарным группам отрицательно повлиял рост средних товарных запасов из-за которого товарооборачиваемость замедлилась на 12 дней. При этом рост товарооборота по сравнению с прошлым годом способствовал ускорению товарооборачиваемости в целом по всем товарам на 11,5 дней. По всем группам товаров наблюдалось увеличение товарных запасов. Однако уменьшение товарных запасов не всегда является положительным моментом в работе, поскольку значительное сокращение их в конце года отразится на выполнении плана товарооборота следующего года. На сновании данного анализа организация имеет возможность выяснить причины увеличения товарных запасов по всем группам товаров.

Таблица 8 –Расчет влияния на время обращения изменения структуры

товарооборота

Товарная группа

Структура товарооборота, %

Время обращения за 2013 год, дни

Процентные числа

Время обращения за прошлый год при структуре товарооборота отчетного года

2013 год

2014 год

Женская одежда

87,8

89,1

42,7

3804,57

-

Обувь

7,4

7,2

33,3

239,76

-

Аксессуары

4,8

3,7

29,1

107,67

-

Итого

100

100

41,1

4152

41,52

Особое внимание следует обратить на отклонение времени обращения (11,5) в целом по предприятию за счет изменения объема товарооборота. Время обращения сократилось. В этом показателе отразилось также и влияние изменения структуры товарооборота. Обособленное влияние структуры товарооборота можно выделить с помощью соответствующего расчета способом процентных чисел (табл. 8).

Путем последовательного вычитания можно вычленить влияние структуры товарооборота и других составляющих на отклонение времени обращения от прошлого года в размере 11,5 дней. Оно сложилось за счет изменения:

- структуры товарооборота (41,52 – 41,1 = +0,42 дня);

- объема товарооборота (29,6 – 41,52 = -11,92 дня);

- средних товарных запасов (41,6 – 29,6 = +12 дней).

Первые два фактора в совокупности дают влияние на отклонение времени обращения товарооборота, исчисленного ранее, в размере 11,5 дня. Таким образом, можно сделать следующие выводы: в структуре товарооборота произошли изменения, в результате чего возрос удельный вес женской одежды при уменьшении удельного остальных групп товаров, что оказало влияние на ускорение оборачиваемости средств в товарных запасах на 12,6 дней. На изменение товарооборачиваемости повлияли следующие факторы: изменение объема товарооборота, ускорившее товарооборачиваемость на 11,92 дня (29,6 – 41,52); изменение структуры товарооборота, замедлившее товарооборачиваемость на 0,42 дня (41,52 – 41,1); увеличение средних товарных запасов, замедлившее товарооборачиваемость на 12 дней (41,6 – 29,6).

Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес. Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

Просмотров работы: 7067