СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Кутрова А.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе необходимость социально-психологического сопровождения детей «группы риска» очевидна в связи с тем, что за последние годы в России постоянно увеличивается число подростков несовершеннолетних возраста, относящихся к данной категории. Поиск путей решения этой проблемы - трудная задача многих государственных учреждений. Социальная политика государства говорит о необходимости рассмотрения данной проблемы на новом уровне. 28 декабря 2013 г. был подписан Федеральный закон Российской Федерации № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2015 г. Впервые вводится понятие социального сопровождения. Оно именуется «содействием гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи» (статья 22 Закона). Согласно статье 28 Закона механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению осуществляется на основе регламентов межведомственного взаимодействия, определяющих содержание и порядок действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации [3].

Социально-психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности социального педагога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Социально-психологическое сопровождение имеет ряд задач. Основные задачи, которые решает социальный педагог в процессе психологического сопровождения детей группы риска, следующие:

1) выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

2) содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

3) помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

4) предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

5) психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

6) профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

7) работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи [2].

Основные усилия социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие основные составляющие:

1) Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы или реабилитационного центра, взаимодействие социального педагога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

2) Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

3) Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями [1].

В социально-психологическом сопровождении детей «группы риска» одним их важных методов является психологическое консультирование детей группы риска. Запрос на индивидуальную консультативную помощь социального педагога, социального работника, психолога может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе самостоятельно обращаться за помощью. В данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как консультативное сопровождение индивидуального случая.

Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог. Поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию со специалистом у самого ребенка.

В консультировании подростков «группы риска» используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья.

Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

1) запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

2) установление контакта с подростком;

3) диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;

4) интерпретация специалистом возможных причин проблемы;

5) совместная выработка конструктивных способов решения [1].

Таким образом, социально-психологическое сопровождение детей «группы риска» является системой профессиональной деятельности социального педагога, социального работника, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Основные усилия специалиста должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы.

Литература:

1. Духновский, С.В., Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях / С.В.Духнвский//. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,.- 2009. – С.124

2. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождение ребенка: от концепции к практике. /Е.И.Казакова / /.-Спб.,2010.-С.89

3. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. /М.В.Шакурова / /.- М.,2014.- С.201

Просмотров работы: 988