МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Старцева Д.В. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детское народное песенное творчество – это особая область музыкального фольклора, где сосредоточилась народная мудрость и отразились моменты взросления человека. Оно представлено множеством так называемых детских жанров: колыбельные, потешки, небылицы, скороговорки, игры. В настоящее время народное песенное творчество вызывает большой интерес у детей, постигая которое они проникаются уважением к своему народу, знакомятся с его историей и культурой. Народное песенное творчество служит тем островком взаимопонимания, на котором базируется их личностное, культурное и межэтническое общение.

Важнейшей стороной в музыкальной педагогике является развитие музыкальных способностей, в том числе – и в процессе освоения народных песенных традиций. Так как навыками пения и игры на музыкальных инструментах ребенок с рождения не обладает, требуется провести большую многоаспектную работу, которая поможет ему развиваться в музыкальном направлении. Кардинальным вопросом в этом являются музыкальные способности, в научной полемике об их врождённости или следствием воздействия среды формирования посредством целенаправленного музыкального воспитания и обучения. И тот, и другой подходы к природе музыкальных способностей связывают с их динамикой развития и совершенствования в различных видах музыкальной деятельности, таких как формирование музыкально-слуховых представлений, ладового и ритмического чувств.

В музыкально-образовательную работу детского народно-певческого коллектива включаются знания по теории музыке (о различной высоте музыкальных звуков, мелодическом движении вверх-вниз, на одной высоте). Одновременно необходимо вырабатывать оценочную мотивацию разучиваемых музыкальных произведений, формировать интерес к народно-певческому стилю во всём многообразии его проявлений (жанры народных песен, фольклорный инструментарий, сопутствующий исполнению тех или иных народно-песенных жанров, в том числе, знакомство с тембрами, способами и приёмами игры на разных инструментах, специфические средства музыкальной выразительности и пр.). Это дополняется овладением специальной вокально-хоровой терминологией. Например, в процессе распевания детского народно-певческого коллектива и разучивания им произведения, руководитель использует профессиональную терминологию (понятия «звукообразование», «певческое дыхание», «дикция», «регистр», «тембр», «интонация», «строй», «ансамбль», «ступень», «тон», «полутон», «пауза», «мажор», «минор», «длительность», «штрихи», «фраза», «часть», «припев», названия нот, интервалов и мн. др.).

Развитие чувства ритма начинается с ознакомления с длительностями музыкальных звуков (долгих и коротких) в их чередовании. Оно может быть мерным или более активным, упругим и пр., что влияет на характер музыки. Тот или иной ритмический рисунок характерен для определённых народных песенных жанров, обладающих различной эмоциональной окраской. Полезным будет организация руководителем народно-певческого коллектива музыкально-ритмической деятельности в освоении различных движений. В народно-певческой сфере движение имеет стилевое и жанровое содержание, связано с выразительностью игрового образа. Дети усваивают названия хореографических элементов (шагов, кругового движения, «стенка на стенку», «вилёк» и пр.).

Развитие ладового чувства заключается в эмоциональном восприятии звуковысотных взаимосвязей между ступенями того или иного лада. В народном песенном творчестве помимо минора, мажора, встречаются диатонические звукоряды, а также фольклорные лады, несущие региональную специфику. При разучивании народного песенного репертуара необходимо информировать обучаемых о ритмических, ладовых его особенностях, объяснять, как интонационное содержание песни соответствует бытовому укладу традиционного общества, времени года, обрядам в передаче чувств, настроений.

Важнейшими принципами музыкально-образовательной работы в детском народно-певческом коллективе являются следующие: музыкально-образовательная работа не существует изолированно от других видов учебно-воспитательной работы детского народно-певческого коллектива; знания, музыкальная терминология преподносятся руководителем в процессе исполнительской деятельности, «по ходу и к месту», в связи с разучиваемым репертуаром.

Музыкально-образовательная работа в народно-певческом коллективе – важнейшая составляющая его деятельности, с помощью которой расширяется музыкальный кругозор поющих, развиваются их музыкальные способности, формируются специальные знания и навыки. Её особенность заключается в том, что музыкально-образовательные знания даются по ходу основной учебно-воспитательной деятельности, они сопровождают процесс распевания и разучивания музыкальных произведений и взаимосвязаны с текущим материалом.

Литература:

1. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров.-Белгород: Облтипография, 2000.-265 с.- С.10-11.

2. Жиров, М.С. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты) / М.С. Жиров. Л.П. Сараева.- Белгород: НИУ БелГУ, 2008. – 152 с.

3. Комплексное освоение музыкально-обрядового фольклора в системе дополнительного образования: материалы регионального научно-практического семинара для преподавателей фольклорных отделений ДМШ и ДШИ (Белгород, 15-16 декабря 2015 г.). – Белгород: Региональный учебно-методический центр по художественному образованию БГИИК, 2015. – 158 с. – С. 42-46.

4. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие / Л.В. Шамина. – М., 2010. – 202 с.

Просмотров работы: 859