Событийный подход рассматривается нами как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.
В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. В ОЭР нашей школы за основу взято два определения: «образовательное событие-способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности( А.Воронцов) и «Образовательное событие-специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания (Б.Д.Эльконин)
Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается нами как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.
Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе преподавания отдельных предметов, проведения внеклассной работы, индивидуальной и групповых форм и т.д.
Идею событийный подхода мы заимствовали из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события: «Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения»
Если детям в жизни не хватает событийности, то они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, не всегда нормативным и тогда события могут носить критический характер. Поэтому педагогу в работе со школьниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.
Драматизация - один из видов деятельности учащихся, широкоприменяемый на практике. Вопрос об использовании данного приёма на уроках литературного чтения разрабатывался многими методистами: Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., Кубасовой О.В., Львовым М.Р., Мали Л.Д., Светловской Н.Н., Сосновской О.В., и др.
Методисты прошлого (Абакумов С.И., Соловьева Е.Е.) указывали, что «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слов, интонации, жеста, мимики, позы, группировки.
Драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств. Указанная же Л.С. Выготским особенность данного приёма, заключается в его синкретичности, свидетельствует о том, что такой вид деятельности достаточно сложен для детей, он предполагает наличие некоторых исходных умений и навыков у учащихся в других творческих видах деятельности. Вслед за Л.С. Выготским многие методисты называют драматизацию одним из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов.
Игра-драматизация [греч. drama — действие] — игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет И.-д. в. большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения- роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
Адамович Е.А. и Яковлева В.И. акцентируют внимание на следующие особенности драматизации: «...слова дополняются в некоторой степени игрой - жестами, мимикой».
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Цель практического исследования: повысить уровень эстетических воспитанности подростков.
Задачи:
1. Повысить общую культуру, приобщить к духовным ценностям.
2. Привить устойчивый интерес к литературе, музыке, изобразительному искусству
3. Совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний.
4. Побуждать к созданию новых образов и мышлению.
База исследования - Астраханская обл., Лиманский р-он, МБОУ «Олинская СОШ».
Взаимодействие осуществлялось среди учеников 8-х классов, так как в интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 лет сензитивным периодом для развития эстетических ценностей.
Предметом нашего исследования мы выбрали структуру эстетических ценностей.
Метод диагностики – анкетирование. Анкета, составленная нами, состояла из двух блоков вопросов когнитивного и эмоционального характера. Она включала в себя как закрытые ( Нравится ли Вам ходить в театр?), так и открытые (Какие кружки Вы посещаете?) вопросы. Полученные ответы мы проанализировали и выявили что, большинство учеников 8-х классов МБОУ «Олинской СОШ», а именно 43 учащихся, имеют средний уровень 28 человек, высокий уровень 6 человек, низкий уровень 9 человек.
Следующим этапом стало проведение игры-постановки, в которой подростки создавали атмосферу литературно-музыкальных салонов.
Салон, как одна из форм интеллектуальной жизни, обычно высшего круга общества, получил распространение в России со второй половины XIII века.
Организационный этап занял 2 месяца: на протяжении этого времени, учащиеся разучивали танцы, учили правила этикета.
На уроках труда мальчики создавали предметы для декораций, а девочки шили костюмы.
Для нашего исследования мы воспользовались музыкальным центром, мультимедийным проектором, слайд-проектором, репродукцией картины Г. Мясоедова «Салон Зинаиды Волконской» (1877), портретами композиторов: М. И. Глинки, А. Варламова, А. Алябьева, А.Даргомыжского, Ф. Шопена, Ф. Мельденсона, портретами поэтов: А. С. Пушкина, И. Козлова, Д. В. Веневитинова, Е.А. Боратынского, П. Вяземского, А. Мицкевича.
Ученики танцевали вальс, читали стихи, высказывали своё мнение. Все это вызвало позитивные эмоции, множество впечатлений, как яркое пятно в серых буднях.
Восьмиклассники пронесли сквозь себя всю атмосферу того времени. У детей была возможность познакомиться с общественной и культурной жизнью того времени. Попадая в салон, мы погружаемся в центр всех событий и в жизнь героев.
После проведенного нами события было проведено повторное анкетирование.
Сравнивая результаты первого и второго анкетирования, мы пришли к выводу, что число учащихся 8-х классов МБОУ «Олинская СОШ» со средним уровнем эстетических ценностей возросло на 3 человека, с высоким уровнем возросло на 3 человека. Низкий же уровень понизился с 9 до 7 человек.
Проведенное нами исследование показывает, что формирование эстетических ценностей методами драматизации, является эффективным методом для повышения уровня эстетических ценностей.
Целесообразно проводить такие игры-драматизации среди учащихся 6-8–х классов раз в полугодие, в виду организационной сложности.
Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. – М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.
Крылова Н.Б. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. /Н.Б. Крылова. // Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». 2010. - №1.
Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике / Г.Е.Соловьёв. Ижевск, 2006. Ч. 2. С. 24-26.
Тарабановская Е.А. Формирование ценностного отношения будущих педагогов к идее непрерывного образования как стадийного пожизненного процесса /Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление: мат. V Межд. науч.-метод. конф. – Астрахань: «Астраханский университет», 2014. – 229 с. – С.189-191.