ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Габидуллина Д.А. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время отечественный спорт высших достижений потерял много своих лидирующих позиций на мировой арене. Возрождение высокого уровня отечественного спорта во многом зависит от качества системы спортивной подготовки. Особый интерес здесь представляет изучение и разработка методик тренировочной деятельности в системе подготовки спортивных резервов, что гарантирует восполнение составов сборных команд. В числе первых задач здесь является создание новых действенных средств и методов тренировки в спортивных классах общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОП, ШВСМ, и УОР. Для молодежи и подростков особенно важна мотивация к занятиям спортом. Разногласия между организацией тренировки и мотивацией юных спортсменов могут сильно понизить склонность к занятиям спортом, а при худшем развитии событий грозить окончательной утратой тяги к избранному виду спорта. Результаты в современном спорте высоких достижений тесно переплетаются с мотивационной сферой человека. В настоящий момент недостаточно исследований проблемы в мотивационно-волевой сфере у юного спортсмена. Возникновение, формирование, развитие, перестроение мотивов зависит от возрастного развития личности спортсмена, нравственного, умственного, так же не стоит забывать о важности роста спортивного мастерства, накопления опыта занятий спортом - от начальных мотивов, которые привели ребенка в секцию, до мотивов, которыми важны для мастеров спорта международного класса. Исследователи выделяют юношеский возраст как самостоятельный период становления личности человека [1]. Как показали исследования Р.А. Пилояна [2], для спортсменов в возрасте до 18 лет наибольшее активизирующее значение имеют потребности в накоплении специальных знаний, умений и навыков, а также информация о будущих соревнованиях, что можно определить, как активное формирование деятельности. Большую значимость имеет ориентация спортсмена на удовлетворение духовных потребностей. Для юношей приоритет составляют присутствие на соревнованиях родителей, тренера, возможность поступить в Вуз благодаря спортивным достижениям. Материального аспект до 18 лет практически неважен. Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл.

А.Ц. Пуни [3] выделяет внешние и внутренние факторы, существенно влияющие на мотивационно-волевую сферу подростка. Причиной снижения интереса ребенка может оказаться недостаточное внимание тренера, тем самым понизив спортивный интерес. Тренер может быть недостаточно компетентен в вопросах воспитания, а может быть и наоборот, оказать большое подавляющее влияние, тем самым оказывая угнетающее состояние юному спортсмену. Большую роль в этом отношении играет наставник – он является для спортсмена главным советчиком на протяжении всей спортивной карьеры. Может сильно сказаться отношение родителей к ребенку. Многие дети приходят в спортивные секции заниматься по желанию своих родителей. И тем самым, не вызывая никакого интереса и желания тренироваться в том или ином виде. Пытаться и заставлять ребенка, то чего он не хочет, не приведет его к высшим результатам и удовлетворения его личных потребностей. Также сильным внешним фактором воздействия может оказаться отношение внутри спортивного коллектива, внутри команды. Приходя в новый коллектив ребенку тяжело адаптироваться в сфере новых знакомых. Многие спортсмены видят в друг друге соперников и недолюбливают друг друга. Пытаются изжить из коллектива новенького, тем самым пропадает желание ребенка еще раз прийти в секцию. Учитывая все внешние проблемные факторы, влияющие на роль мотивационно-волевой сферы ребенка в спорте, можно избежать конфликтных случаев и достичь наивысших результатов.

А.Ц. Пуни [3] раскрывает важность внутренних проблем на влияние мотивационно-волевой сферы юного спортсмена. Считает важными внутренними проблемами: на первом месте выделяет страх и неуверенность в самом спортсмене. Может сказаться осадок поражений от предыдущих соревнований. Проиграв на соревновании у спортсмена всегда возникает ряд вопросов почему, он проиграл и т.д. Готовясь к следующим соревнованиям у спортсмена есть страх снова проиграть, опуститься в глазах тренера. Но еще большим потрясением для него будет столкнуться с соперником кому проиграл на предыдущих соревнованиях. Очень тяжело настроиться на спортсмена, с которым ты уже выступал, а тем более которому ты уже проигрывал. У некоторых спортсменов есть позиция самоуверенности. Раскрывая эту проблему, нужно опять же взять коллектив или команду. В каждой команде есть человек, который сможет оказать подавление или влияние на спортсмена, тем самым падает его уверенность в себе и в своих силах. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям. Мотивы спортсменов динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное – целенаправленной воспитательной работы. Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной тренировки, поскольку в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, лежащих в основе мотивов, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения [4].

В практике работы тренеров-преподавателей сформированы следующие рекомендации:

- строго соблюдать принцип возрастной адекватности тренировочных нагрузок, учитывать их доступность и реакцию организма юных спортсменов сразу после выполнения упражнений и к концу тренировки;

- наращивать нагрузки только при уверенности, что дети усвоили пройденный материал и готовы физически к увеличению объема и интенсивности упражнений или изменению содержания занятий;

- улучшать эмоциональный фон тренировок, применяя подвижные игры и эстафеты, вводить игровые задания (см. в приложениях планы-конспекты занятий), стремиться к разнообразию содержания тренировок, активно используя методы поощрения;

- осуществлять мероприятия по сплочению группы и укреплению дружественных отношений (см. приложения);

- необходимо стремиться уделять внимание каждому спортсмену в процессе тренировки, корректируя правильность его движений;

- давать индивидуальные задания (в том числе дополнительные на дом) и вводить элементы соревновательной деятельности (полезно завести на каждого ребенка «карту роста», в которой бы фиксировались результаты контрольных тренировок, тестов и т.д.);

- интересоваться состоянием опорно-двигательного аппарата детей на занятиях («Не болят ли мышцы?», «Как настроение?») и выяснять последствия проведенной накануне тренировки;

- интересоваться школьными и семейными проблемами детей, оказывать психолого-педагогическую поддержку (при необходимости в рекомендательной форме давать советы).

В заключение можно сказать, что в спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата в процессе учебного занятия и на соревнованиях. Рост спортивных результатов в значительной степени зависит от внутреннего настроя самого спортсмена, от его отношения к поставленной цели. Все действия человека имеют свои начала в определенных мотивах, направленных на достижение конкретных целей. Поэтому эти мотивы необходимо понимать, как внутренние побуждение человека к действию, а мотивацию как совокупность отдельных мотивов человека в их взаимной структуре, силе и направленности. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий и главным образом влияют на его поведение в обстановки предельных физических нагрузок. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Решение в ближайшее время перечисленных основных проблем будет способствовать развитию психологии спортивной деятельности и формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов, что позволит добиться высоких результатов в спортивной деятельности.

Список литературы:

  1. Андреева А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. 1985. С. 60-61.

  2. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. 112 с.

  3. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1959. 308 с.

  4. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин. Омск: СибГАФК, 2000. 179 с.

Просмотров работы: 1041