А.Ц. Пуни [3] выделяет внешние и внутренние факторы, существенно влияющие на мотивационно-волевую сферу подростка. Причиной снижения интереса ребенка может оказаться недостаточное внимание тренера, тем самым понизив спортивный интерес. Тренер может быть недостаточно компетентен в вопросах воспитания, а может быть и наоборот, оказать большое подавляющее влияние, тем самым оказывая угнетающее состояние юному спортсмену. Большую роль в этом отношении играет наставник – он является для спортсмена главным советчиком на протяжении всей спортивной карьеры. Может сильно сказаться отношение родителей к ребенку. Многие дети приходят в спортивные секции заниматься по желанию своих родителей. И тем самым, не вызывая никакого интереса и желания тренироваться в том или ином виде. Пытаться и заставлять ребенка, то чего он не хочет, не приведет его к высшим результатам и удовлетворения его личных потребностей. Также сильным внешним фактором воздействия может оказаться отношение внутри спортивного коллектива, внутри команды. Приходя в новый коллектив ребенку тяжело адаптироваться в сфере новых знакомых. Многие спортсмены видят в друг друге соперников и недолюбливают друг друга. Пытаются изжить из коллектива новенького, тем самым пропадает желание ребенка еще раз прийти в секцию. Учитывая все внешние проблемные факторы, влияющие на роль мотивационно-волевой сферы ребенка в спорте, можно избежать конфликтных случаев и достичь наивысших результатов.
А.Ц. Пуни [3] раскрывает важность внутренних проблем на влияние мотивационно-волевой сферы юного спортсмена. Считает важными внутренними проблемами: на первом месте выделяет страх и неуверенность в самом спортсмене. Может сказаться осадок поражений от предыдущих соревнований. Проиграв на соревновании у спортсмена всегда возникает ряд вопросов почему, он проиграл и т.д. Готовясь к следующим соревнованиям у спортсмена есть страх снова проиграть, опуститься в глазах тренера. Но еще большим потрясением для него будет столкнуться с соперником кому проиграл на предыдущих соревнованиях. Очень тяжело настроиться на спортсмена, с которым ты уже выступал, а тем более которому ты уже проигрывал. У некоторых спортсменов есть позиция самоуверенности. Раскрывая эту проблему, нужно опять же взять коллектив или команду. В каждой команде есть человек, который сможет оказать подавление или влияние на спортсмена, тем самым падает его уверенность в себе и в своих силах. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям. Мотивы спортсменов динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное – целенаправленной воспитательной работы. Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной тренировки, поскольку в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, лежащих в основе мотивов, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения [4].
В практике работы тренеров-преподавателей сформированы следующие рекомендации:
- строго соблюдать принцип возрастной адекватности тренировочных нагрузок, учитывать их доступность и реакцию организма юных спортсменов сразу после выполнения упражнений и к концу тренировки;
- наращивать нагрузки только при уверенности, что дети усвоили пройденный материал и готовы физически к увеличению объема и интенсивности упражнений или изменению содержания занятий;
- улучшать эмоциональный фон тренировок, применяя подвижные игры и эстафеты, вводить игровые задания (см. в приложениях планы-конспекты занятий), стремиться к разнообразию содержания тренировок, активно используя методы поощрения;
- осуществлять мероприятия по сплочению группы и укреплению дружественных отношений (см. приложения);
- необходимо стремиться уделять внимание каждому спортсмену в процессе тренировки, корректируя правильность его движений;
- давать индивидуальные задания (в том числе дополнительные на дом) и вводить элементы соревновательной деятельности (полезно завести на каждого ребенка «карту роста», в которой бы фиксировались результаты контрольных тренировок, тестов и т.д.);
- интересоваться состоянием опорно-двигательного аппарата детей на занятиях («Не болят ли мышцы?», «Как настроение?») и выяснять последствия проведенной накануне тренировки;
- интересоваться школьными и семейными проблемами детей, оказывать психолого-педагогическую поддержку (при необходимости в рекомендательной форме давать советы).
В заключение можно сказать, что в спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата в процессе учебного занятия и на соревнованиях. Рост спортивных результатов в значительной степени зависит от внутреннего настроя самого спортсмена, от его отношения к поставленной цели. Все действия человека имеют свои начала в определенных мотивах, направленных на достижение конкретных целей. Поэтому эти мотивы необходимо понимать, как внутренние побуждение человека к действию, а мотивацию как совокупность отдельных мотивов человека в их взаимной структуре, силе и направленности. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий и главным образом влияют на его поведение в обстановки предельных физических нагрузок. Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Решение в ближайшее время перечисленных основных проблем будет способствовать развитию психологии спортивной деятельности и формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов, что позволит добиться высоких результатов в спортивной деятельности.
Список литературы:
Андреева А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. 1985. С. 60-61.
Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. 112 с.
Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1959. 308 с.
Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин. Омск: СибГАФК, 2000. 179 с.