ИССЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Савина А.В. 1
1Ивановский Государственный политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства - её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли, богатые чернозёмом, были признаны эталоном почвы.1

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а, следовательно, изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.

Понятие «рынок земли» на современном этапе было введено после периода, когда про него практически никто не слышал, поэтому его породило различные противоречия при освещении этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.

Бесплатность пользования землей являлось одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности. Только в этих условиях могла сформироваться ситуация, когда при массовом нерациональном землепользовании, наличии заброшенных и неиспользуемых земель создан искусственный дефицит земли, для желающих получить ее под фермерское хозяйство, личное подворье, сад или огород. При наличии значительных пустующих территорий в городах, территории, занятые малоценной ветхой застройкой, занимаются особо ценные плодородные пригодные земли.

Но последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей породило некий интерес общества к земельной проблеме.

Целью написания курсовой работы является анализ земельного рынка в современной России на примере земельного рынка Ивановской области, его проблем и перспектив развития.

В соответствии с обозначенной целью работы перед ней ставится ряд задач:

- изучить сущность, функции, особенности рынка земли;

- исследовать сегментирование земельного рынка Ивановской области;

- изучить распределение земельного фонда Ивановской области по категориям земель;

- провести анализ современного состояния и проблем развития земельного рынка Российской Федерации, других регионах;

- провести анализ современного состояния и тенденции развития земельного рынка Ивановской области;

- рассмотреть перспективы развития рынка земли Ивановской области.

Объектом исследования является рынок земли. Предметом исследования выступает анализ земельного рынка России на примере Ивановской области.

Проблемы формирования и рационального использования земельного рынка нашли отражение в работах Асаул А. Н., Иванов С. Н., Карасев А. В., Айтмухаметова И. Р., Старовойтов М. К., Горемыкин В. А., Гарина С. А., Владимиров В. В., Гриненко С. В., Денисенко Е. Б., Лебедева Е. Н. и др.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления земельным рынком, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей;

При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный, аналитический, табличный, графический.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения земельного рынка.

1.1. Сущность, функции, особенности рынка земли.

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.

В повседневной практике термины «земля» и «земельный участок» применяются как синонимы, хотя эти понятия имеют определенные различия. Так, термин «земля» может употребляться, когда речь идет о неосвоенной собственности, а «земельный участок» означает часть территории, на которой выполнены какие-то работы (улучшения), позволяющие использовать его по целевому назначению.

Согласно Гражданскому кодексу РФ земельный участок2 – это объект права собственности, территориальные границы которого определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельный кодекс3 РФ (далее – ЗК РФ) определяет земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно- климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, вследствие фиксирования площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды, они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.

Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.4

1.2. Особенности сегментирования земельного рынка Ивановской области.

При решении различных задач, возникающих в ходе бизнес-операций на земельном рынке, в том числе при анализе рынка, объекты необходимо структурировать. Для этого всю совокупность объектов рынка (земельных участков) следует сегментировать. В данном случае однородными подвидами могут выступать как категории земель и их целевое назначение, их качество, параметры земельных участков, местоположение земельных участков, транспортная доступность, так и некоторые экономические показатели. В настоящее время целесообразно использовать множественную сегментацию, так называемую многофакторную модель сегментирования, т.е. сегментирование по нескольким видам одновременно. Подобное сегментирование может выступать как инструмент маркетинговых исследований и мониторинга земельного рынка. Следует отметить, что именно от правильности выбора определенного сегмента рынка зависит успех в конкурентной борьбе.5

По мнению ученых-аналитиков земельный рынок можно разделить на следующие сегменты в зависимости от6:

1. Категории земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения;

  • земли поселений;

  • земли промышленности и иного назначения;

  • земли особо охраняемых территорий;

  • земли лесного фонда;

  • земли водного фонда;

  • земли запаса.

2. Целевого назначения земель:

  • под индивидуальное жилищное строительство;

  • под коттеджное строительство;

  • под загородные дома и резиденции;

  • под садово-огородническое хозяйство;

  • под фермерское хозяйство;

  • под административно-производственные цели;

  • прочее.

3. Вида права пользования земельным участком:

  • собственность;

  • аренда;

  • постоянное бессрочное пользование;

  • владение.

4. Престижности направления:

  • наиболее престижные – земли Ивановского городского округа, Приволжского района;

  • престижные – Шуйского городского округа; Тейковского городского округа;

  • второстепенные – Южский район, Гаврилово-Посадский район;

  • наименее востребованные – Пестяковский район, Тейковский район.

Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель Ивановской области, на 2013 г. приведен в таблице № 1.7

5. Расстояния от областного центра (г. Иваново):

  • до 10 км;

  • 10-20 км;

  • 20-40 км;

  • 40-60 км;

  • 60-80 км;

  • свыше 80 км.

6. Местоположения и окружения:

  • в непосредственной близости от водного объекта;

  • в непосредственной близости лесного массива;

  • в непосредственной близости от промышленного предприятия;

  • другое окружение.

7. Размера земельного участка:

  • мелкие участки до 0.5 га;

  • средние участки 0.5 - 5 га;

  • большие участки 5 - 20 га;

  • крупные участки свыше 50 га.

8. Наличия подведенных к земельному участку коммуникаций:

  • газоснабжение;

  • электроснабжение;

  • теплоснабжение;

  • водоснабжение;

  • канализация.

Таблица № 1.

Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель Ивановской области, на 2013 г.

N п/п

Наименование района

Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель, руб.

01

02

03

1

Верхнеландеховский район

114,11

2

Вичугский район

155,67

3

Гаврилово-Посадскийрайон

128,63

4

Заволжский муниципальный район

102,29

5

Ивановский район

190,76

6

Кинешемский район

125,79

7

Комсомольский район

253,47

8

Пестяковский район

76,53

9

Приволжский район

816,76

10

Пучежский район

177,84

11

Родниковский район

226,91

12

Тейковский район

78,05

13

Фурмановский район

294,98

14

Шуйский район

100,25

15

Южский район

192,92

16

Юрьевецкий район

128,58

17

Городской округ Иваново

1642,39

18

Городской округ Кинешма

631,68

19

Городской округ Тейково

646,72

20

Городской округ Шуя

637,94

Категория земель первым делом отражается на оборотоспособности земельного участка: по действующему законодательству допускаются сделки купли-продажи из земель сельскохозяйственного назначения и поселений. При этом качество земли влияет на ценообразование земельного участка. Земли лесного фонда по Лесному кодексу допускается вовлекать в арендные отношения. А земли промышленности и иного специального назначения имеют свою специфику и могут быть ограничены или изъяты из оборота.

Сегментирование земельных участков, исходя из целевого назначения, обусловлено инвестиционной привлекательностью земли и возможностью дальнейшего развития территорий потенциальными инвесторами и девелоперами. Именно этот сегмент важен при анализе аналогов и выработке решения о наиболее эффективном использовании конкретного земельного участка.

Право пользования землей определяет операции на рынке недвижимости. Поэтому, исследуя земельный рынок в целом или анализируя возможность развития какого-то конкретного земельного участка, следует делать акцент на этой характеристике недвижимости. Не надо объяснять, что полноправный собственник земельного участка, равно как любого другого объекта недвижимости вправе распоряжаться им по своему усмотрению, разумеется, не выходя за рамки законодательства. С другой стороны, если земельный участок находится, например, на праве постоянного бессрочного пользования, то пользователь может распоряжаться объектом только с согласия органов власти. В случае аренды определяющим являются все оговоренные условия договорных арендных отношений. Именно ими обусловлены потенциально возможные действия арендатора земли.

Без анализа вышеприведенных характеристик недвижимого имущества и их возможного разделения на подвиды не должна обходиться модель сегментирования. Но основными факторами являются другие. Как известно, для земельных участков, существуют три главных критерия, обуславливающие его престижность, - это направление и окружение земельного участка. По этим характеристикам, определяющим спрос на землю, сами земельные участки практически не отличаются от коттеджных поселков и другой загородной недвижимости. Здесь важно учитывать различные потребности потенциального покупателя. Например, в случае, если освоение земельного участка рассматривается для коттеджного строительства или загородной резиденции, то желательно, чтобы расстояние до центра г. Иваново можно было бы преодолеть примерно за 40-50 минут. Это то время, которое в среднем тратится на дорогу при поездке внутри самого города с учетом небольших затруднений в движении.

Как было во все времена, важным моментом при выборе земли является его окружение. Люди отдают предпочтение живописным местам возле воды или лесо-парковой зоны, где возможен полноценный отдых. В последнее время, в связи с развитием туризма в Ивановской области все больше покупателей проявляют интерес к землям Ивановской области. В частности цена 1 кв. м. земли Приволжского района очень сильно возросла.

Следующим этапом после определения местоположения земельного участка встает вопрос о его площади. Здесь желания потенциальных инвесторов и частных лиц расходятся в зависимости от целей использования земли. Площади более двадцати соток уже относятся к дорогостоящим объектам, но дают пространство и свободу. Участок свыше пятидесяти соток достаточно не редкость в Ивановской области. А участки свыше 5 га могут заинтересовать инвесторов для проведения девелопмента.

Большое влияние на стоимость оказывает степень развитости инфраструктуры. Так, участки на хорошо освоенных землеотводах ценятся значительно дороже, нежели на неосвоенных. А увеличение стоимости земельного участка в зависимости от наличия подведенных коммуникаций можно дифференцировать следующим образом:

  • транспортные подъездные пути – 15-20%;

  • электроэнергия – 15-25%;

  • газоснабжение – 15-25%;

  • остальное (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, коммуникационные связи) – 5- 15%.

1.3. Распределение земельного фонда Ивановской области по категориям земель.

По данным из доклада «О состоянии и использовании земель Ивановской области, входящей в состав Центрального Федерального округа, в 2013 году»8 земельный фонд Ивановской области на 1 января 2014 года составляет 2143,7 тыс. га и распределен по следующим категориям земель:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.

  2. Земли населенных пунктов.

  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

  5. Земли лесного фонда.

  6. Земли водного фонда.

  7. Земли запаса.

Наибольшие площади составляют категории «Земли лесного фонда» - 1011,6 тыс. га (47,2 %), «Земли сельскохозяйственного назначения» - 868,4 тыс. га (40,5 %), «Земли населенных пунктов» - 111,1 тыс. га (5,2 %), «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» - 85,8 тыс. га (4,0%), «Земли водного фонда» - 44,4 тыс. га (2,1%). Распределение земельного фонда по категориям приведено на рис. 1.

Структура земель по категориям и динамика их изменения в 2013 году

приведены в таблице № 2.

Таблиц № 2.

Структура земель по категориям и динамика их изменения.

№ п/п

Категория земель

Общая площадь, тыс. га

2012 год

%

2013 год

%

изменения

(+, - )

1

Земли сельскохозяйственного назначения

868,6

40,5

868,4

40,5

- 0,2

2

Земли населенных пунктов

111

5,2

111,1

5,2

+ 0,1

3

Земли промышленности, транспорта и иного специального назначения

85,7

4,0

85,8

4,0

+ 0,1

4

Земли особо охраняемых территорий

1,3

0,1

1,3

0,1

-

5

Земли лесного фонда

1011,6

47,2

1011,6

47,2

-

6

Земли водного фонда

44,4

2,1

44,4

2,1

-

7

Земли запаса

21,1

0,9

21,1

0,9

-

 

Итого по области

2143,7

100

2143,7

100

-

Распределение земель Ивановской области по категориям в разрезе муниципальных районов по состоянию на 1 января 2014 года приведены в таблице № 3.9

Таблица № 3.

п/п

Наименова-ние муници-пальных районов и городс-ких округов

Земли

Сельско-хозяйст-венного

назначе-ния,

га

Земли

населен-ных

пунктов,

га

Земли

промышлен-ности,

транспорта и

иного специального

назначения, га

Земли

особо

охраняемых

территорий

и объектов,

га

Земли

лесного

фонда,

га

Земли

водного

фонда,

га

Земли запаса,

га

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Верхне-ланде-ховский

28488

1784

531

-

31811

-

-

2

Вичугский

47793

4516

1379

38

45793

960

43

3

Гаврилово-Посадс-кий

59038

5153

1507

-

28528

237

64

4

Заволжс-кий

38054

2312

1051

66

65960

3664

3727

5

Ивановский

38273

7362

3907

323

55339

2344

1562

6

Ильинский

80547

5355

1002

-

53014

-

91

7

Кинешемский

55862

6024

1069

361

90668

4278

8

8

Комсомольский

54804

4626

6896

9

48024

96

5531

9

Лежневский

23743

3045

2594

82

47785

-

3

10

Лухский

40728

3143

555

-

50377

-

710

11

Палехский

36393

3564

509

2

44792

-

-

12

Пестяковский

25184

2971

24432

-

59341

-

-

13

Приволжский

34045

3400

472

34

21486

749

-

14

Пучежский

36234

4254

569

9

28539

8846

9

15

Родниковский

43998

4889

1065

71

43393

-

81

16

Савинский

35438

4031

1874

-

43970

-

813

17

Тейковский

39135

4215

16335

150

63979

-

3698

18

Фурмановский

35149

2363

1951

62

34411

303

495

19

Шуйский

50522

4892

1365

20

48615

346

694

20

Южский

29758

4005

16107

59

80116

707

3541

21

Юрьевецкий

34942

2863

635

-

25656

21855

21

22

г.Вичуга

-

3046

-

-

-

-

-

23

г. Иваново

-

10537

-

-

-

-

-

24

г.Кинешма

-

4890

-

-

-

-

-

25

г.Тейково

-

1720

-

-

-

-

-

26

г.Фурманов

-

1586

-

-

-

-

-

27

г.Шуя

-

3329

-

-

-

-

-

28

г.Кохма

-

1260

-

-

-

-

-

Структура земель по категориям в разрезе муниципальных районов.

1.2.1. Земли населенных пунктов.

В эту категорию земель входят земли, расположенные в пределах границ городских и сельских населенных пунктов.

По состоянию на 1 января 2014 года общая площадь категории «Земли населенных пунктов» составляет 111,1 тыс. га, или 5,2 % от общей площади области. По сравнению с прошлым годом общая площадь данных земель в 2013 году увеличилась на 0,1 тыс. га за счет земель сельскохозяйственного назначения.

В структуре земель населенных пунктов площади сельскохозяйственных угодий составляют 60,4 тыс. га (54,4%), земель под застройкой – 22,4 тыс. га (20,1%), под площадями, дорогами, улицами 12,8 тыс. га (11,5 %), под лесами – 5,2 тыс. га (4,7 %), под лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд – 1,5 тыс. га (1,4 %), под водой – 1,4 тыс. га (1,3 %), под болотами – 0,6 тыс. га (0,5 %), прочими землями – 6,8 тыс. га (6,1 %).

Земли городов и поселков занимают 40,2 тыс. га (36,2 %) от общей площади населенных пунктов. В 2013 году площадь земель сельских населенных пунктов увеличилась на 0,1 и составила 70,9 тыс. га (63,8 %).10

1.2.2. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,

радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земли данной категории состоят из земельных участков предоставленных предприятиям промышленности, энергетики, транспорта (автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, воздушного), для обеспечения обороноспособности страны, под объекты связи, радиовещания, телевидения, информатики. Земли данной категории расположены за границами населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта и иного специального назначения за 2013 год увеличились на 0,1 тыс. га, увеличение произошло за счет перевода в земли промышленности. По состоянию на 1 января 2014 года площадь данной категории земель составляет 85,8 тыс. га, в том числе земли промышленности – 16,5 тыс. га, земли энергетики – 0,4 тыс. га, земли транспорта – 13,6 тыс. га, земли обороны и безопасности – 45,8 тыс. га, земли иного специального назначения – 9,5 тыс. га.11

1.2.3. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

Категория «Земли особо охраняемых территорий и объектов» включает земельные участки, занятые санаториями, профилакториями и лечебно-оздоровительными местностями, туристическими, спортивными базами, домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями вне черты населенных пунктов. Для этой категории земель установлен режим особой охраны. Помимо этого особо охраняемые земли имеются и в составе других категорий земель.

На 1 января 2014 года земли особо охраняемых территорий и объектов занимают 1,3 тыс. га, что составляет 0,1% от общей площади области, в том числе земли оздоровительного назначения – 0,4 тыс. га, земли рекреационного назначения – 0,9 тыс. га.

За отчетный период площадь данной категории земель не изменилась и осталась на уровне 2010 года.12

1.2.4. Земли лесного фонда.

Площадь земель лесного фонда на 1 января 2014 года не изменилась и составляет 1011,6 тыс. га или 47,2% от общей площади земель области.

Из общей площади земель лесного фонда 962,1 тыс. га лесные земли, 49,5 тыс. га нелесные земли (сельскохозяйственные угодья, под водой, земли застройки, под дорогами, болота, нарушенные земли и прочие земли). Из нелесных земель большая часть приходится на болота (20 тыс. га) и прочие земли (8,8 тыс. га), которые представлены мелкими вкрапленными среди леса контурами.

Данные о наличии земель, входящих в состав категории «Земли лесного фонда» приведены в таблице 6.13

1.2.5. Земли водного фонда.

В составе категории «Земли водного фонда» находятся земли за чертой населенных пунктов, занятые водными объектами (реками, озерами, водохранилищами, каналом Волга-Уводь), водозаборами. По состоянию на 1 января 2014 года площадь данной категории земель не изменялась и составляет 44,4 тыс. га или 2,1% от общей площади территории области.

Наибольшую площадь в составе этой категории земель составляет Горьковское водохранилище – 30,7 тыс. га.

1.2.6. Земли запаса.

Землями запаса являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Таким образом, земли запаса – это неиспользуемые земли. Площадь этой категории земель за отчетный период не изменилась и составляет 22,1 тыс. га или 1,0 % от общей площади территории области.14

Законодатель уделяет особое внимание вопросу принадлежности земель к той или иной категории и требует указания ее в актах органов исполнительной власти и местного самоуправления о предоставлении земельных участков, например, в постановлениях глав муниципальных образований; договорах, предметом которых являются земельные участки (купли-продажи, мены, аренды); документах государственного земельного кадастра, например кадастровых планах земельных участков; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, например, в свидетельстве о регистрации прав, выписке из Единого государственного реестра прав. Отсутствие категории земельв указанных выше документах может послужить основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся, в порядке, предусмотренном федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».15

Глава 2. Анализ земельного рынка Ивановской области.

2.1 Современное состояние и проблемы развития земельного рынка Российской Федерации, других регионах.

Земельный рынок России уже существует. Это один из очевидных итогов аграрных преобразований, осуществляющихся в стране с 1990 года. Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ряд федеральных нормативных правовых актов и аналогичных актов субъектов Федерации устанавливают право собственности физических и юридических лиц на землю, дающее возможность покупки и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п.

Однако российский земельный рынок еще очень слаб. Ограниченность его двояка: во-первых, общие земельные ресурсы России не беспредельны, во-вторых, что важнее всего, главным распорядителем земель у нас по-прежнему остается государство. До сих пор основным способом вовлечения государственной земельной собственности в рыночный оборот остается сдача ее в аренду. При этом площадь земельных участков, задействованных во всех сделках, составляет примерно 4,1 % от земельного фонда РФ.

Представленные в табл. 1 данные, полученные на основании государственной отчетности (по форме 3-зем), свидетельствуют о явном и устойчивом преобладании арендных отношений среди прочих видов сделок с землей (в среднем выше 90 процентов), тогда как на продажу органами местного самоуправления было выставлено всего лишь 0,42–0,45 % земельного фонда.16

Цены за аренду государственных земель устанавливались постепенно, по мере вовлечения земельных участков в рыночный оборот. Причем, по мнению некоторых исследователей, выявить круг факторов, от которых устойчиво зависят эти цены, достаточно трудно. Особенно это касается земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства. На формирование цен продолжают оказывать большое влияние субъективные причины, не поддающиеся анализу и обобщениям17.

Таблица № 4.

Виды земельных сделок.

Виды сделок

2010г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Кол-во сделок, ед. (площадь, га)

Кол-во сделок, ед. (площадь, га)

Кол-во сделок, ед. (площадь, га)

Кол-во сделок, ед. (площадь, га)

1. Аренда государственных и муниципальных земель

3737574

(104827034)

3628109

(114103370,5)

3677315

(114531856,7)

3514594

(113081763,97)

1.1 в т.ч. сделки, совершенные в

отчетном году.

522487

(5775551)

472732

(19941450*1)

441842

(15698127,8)

410676

(26274903,12)

2. Продажа прав аренды

государственных и муниципальных

земель.

7068

(124954)

13835

(149275,9)

15684

(315888,9)

22412

(326358,96)

3. Продажа государственных и

муниципальных земель

176751

(262791)

233706

(369382,7)

292847

(503813,3)

350685

(610740,26)

3.1. в том числе на торгах

10793

(57406)

16337

(138019,6))

22916

(164477,7)

41868

(133028,02)

Итого действующих сделок с государственными и муниципальными

землями

3921393

(105214779)

3875650

(114622029,1)

3985846

(115351558,9)

3887691

(114018863,19)

В т.ч. совершенных в отчетном году

706306

(6163296)

720273

(20460108,6)

750373

(16517830)

783773

(27212002,34)

4. Купля-продажа земли гражданами и юридическими лицами

400075

(467686)

405670

(560285,5)

473190

(1067302,6)

520209

(3159634,35)

5. Дарение

43437

(70355)

49715

(126596,4)

73334

(335042,2*2)

117776

(10582962,53)

6. Наследование

165847

(524352)

162151

(336091,7)

218244

(596197,3)

314556

(4116337,75)

7. Залог

14388

(169437)

25907

(198856)

30024

(416637,0)

43921

(902674,90)

Итого сделок между гражданами и юридическими лицами

623747

(1231830)

643443

(1221829,6)

794792

(2415179,1)

996462

(18761609,53*3)

Из них совершенных за отчетный год.

1330053

(7395126)

1363716

(21681938,2)

1545165

(18933009,1)

1780235

(45973611,87)

В целом администрации большинства субъектов Федерации при формировании арендных цен руководствуются действующими ставками земельного налога и соответствующими коэффициентами, чья величина зависит от ценности территории, целевого использования земель и категории арендаторов. При этом спрос и предложение также учитываются. В среднем по России в 2013 году арендная плата (за квадратный метр) для предприятий торговли и сервисного обслуживания в городах и населенных пунктах составила 2250,6 рубля, а в сельских населенных пунктах — 24,8 рубля, для городских промышленных предприятий — 24,1 рубля и 2,62 рубля — для промышленных предприятий, расположенных в сельской местности; частные арендаторы-предприниматели платили в городах и поселках 1134,4 рубля, в сельских населенных пунктах — 1123,1 рубля. Самый большой размер арендной платы для предприятий торговли зафиксирован в 2013 году в Санкт-Петербурге — в среднем 4400,8 рубля, и в городах и поселках Омской области — 1386,2 рубля. Индивидуальным городским и поселковым предпринимателям больше всего пришлось заплатить на территории Республики Саха (Якутия) — 1619,3 рубля и Липецкой области — 1400 рублей.

Значительное распространение получили сделки по продаже прав аренды. В 2013 году права аренды были выкуплены на 6 936 земельных участках площадью 24 533 гектаров в 46 субъектах РФ. Лидерство здесь принадлежало Москве (1 693 сделки, 217,5 гектаров) и Нижегородской области (1 172 сделки, 35 гектаров).

Судя по зарегистрированным договорам аренды, бюджет РФ должен был в 2013 году пополниться на 30,3 миллиарда рублей. Однако, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, фактически удалось собрать лишь 12,8 миллиарда рублей.18

Продажа государственных и муниципальных земель гражданам началась в соответствии с указами Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года, «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 года и «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 22 июля 1994 года. Если поначалу удалось пробудить довольно активный интерес к приобретению земельных участков в основном для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства (в 1993 году оказались проданными 137,3 тысячи участков площадью свыше 57 тысяч гектаров), то затем интерес начал падать. После 1993 года общее число продаж ежегодно стало сокращаться в полтора-два раза (в 1998 году состоялось только 11,5 тысячи сделок с участками общей площадью 7,5 тысячи гектаров). С 2011 года количество продаж вновь начало расти.19 В 2013 году зарегистрировано уже 24 465 сделок на общую площадь 16257 гектаров. Земли по-прежнему приобретались главным образом с целью строительства индивидуальных домов, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и садоводства (21 356 сделок на общую площадь 2 992,5 гектара). Обладателями наибольших площадей — в сумме 11 383 гектаров — стали всего 90 фермеров. Граждан, пожелавших приобрести земли для предпринимательских (несельскохозяйственных) целей, оказалось намного больше — 1 439, но сторговали они всего лишь 429 гектаров, в среднем по 30 соток каждый.

В 2013 г. в 35 субъектах РФ приватизированные предприятия выкупили 473 участка общей площадью 1 125,6 гектара, в том числе в городах и поселках 415 участков площадью 1 006,7 гектара, что почти в два раза ниже показателей 2011 года и близко к значениям 2012 года.

По 2013 год включительно неизменным лидером по числу предприятий, выкупивших землю, являлся Санкт-Петербург. На его долю в указанном году пришлось 118 участков общей площадью 22 гектара (25 процентов от всех участков данной категории по России в целом).

Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления. При этом они руководствуются нормативной ценой на землю. Это понятие появилось в первые годы аграрной реформы. Тогда нормативная цена была установлена в размере 50-кратной ставки земельного налога за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. В 1994 году ее размер повысился до 200-кратной ставки налога, а региональные и местные органы власти получили право вводить повышающие коэффициенты, приближающие нормативную цену к рыночной. Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 года органы местного самоуправления имеют право изменять нормативную цену на 25 процентов от установленной субъектом РФ. При этом уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня сложившейся рыночной цены на типичные земельные участки аналогичного целевого назначения.20

Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли определяется на основе рыночных цен и экспертных оценок только в четверти субъектов РФ. Почти в трети субъектов РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской, Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет гибкую шкалу — от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации, например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного налога.

Не принимали постановления о нормативной цене земли органы исполнительной власти Москвы, Республики Ингушетия, Чеченской республики и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Посредством земельных аукционов и конкурсов в 2013 году было реализовано 1 312 участков площадью 9 736 гектаров, в полтора раза больше, чем в 2012 году. Основное количество сделок 717 ед. - пришлось на городские и поселковые земли.

Вместе с тем в Саратовской, Самарской и Ростовской областях довольно активно раскупались земли сельскохозяйственного назначения. Так, в Саратовской области через аукционы реализовано 59 участков общей площадью 9 526,4 гектаров по цене 1300 рублей за гектар. Правда, кадастровая оценка сельхозугодий Саратовской области составляет 15 000 тысяч рублей за гектар. Расхождение последней с продажной ценой объясняется главным образом неплатежеспособностью большинства сельского населения.21

В структуре сделок с земельными участками второй по величине объем занимают операции купли-продажи гражданами и юридическими лицами. В 2013 году в 75 субъектах РФ было зарегистрировано более 305 тысяч договоров купли-продажи. Всего же за период с 1993 по 2013 год количество таких сделок выросло в 31 раз, для дачных участков — в 93 раза. Однако площади реализуемых гражданами участков весьма скромны.

Большинство заключенных сделок относилось к участкам, предназначенным для личного подсобного хозяйства - 42, 6%, для индивидуального жилищного строительства - 29 % и для садоводства — 25,2 %. Исчерпывающих сведений о ценах на земли данных категорий нет, поскольку они, во-первых, весьма дифференцированы и, во-вторых (если иметь в виду те, что значатся на бумаге в договорах купли-продажи), как правило, ощутимо занижены по сравнению с реальными рыночными.

В среднем по России цена на 1 м2 незастроенные земельные участки, предоставленные для жилищного строительства в городах и поселках, в 2013 году колебалась от 300 до 13000 рублей; соответственно для личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах—от 0,01 до 24 рублей за квадратный метр; для садоводства вне населенных пунктов — от 0,05 до 30 рублей за квадратный метр.22

2.2. Современное состояние и тенденции развития земельного рынка Ивановской области.

Действующая в Российской Федерации законодательно-нормативная база дает право собственнику земли осуществлять основные виды сделок с земельными участками, предусмотренные гражданским законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Собственники земельных участков имеют право на определенных условиях сдавать их в аренду, продавать, дарить, отдавать в залог.

Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают:

  • развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;

  • создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;

  • информационное обеспечение земельного рынка.

Согласно представленным данным на территории Ивановской области в 2013 году совершено 62770 сделок с земельными участками, на общей площади 1162758,958 га, из них:

  • продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления –3160 сделок, площадью 3073,532 га, что на 16% больше по сравнению с 2012 годом. Наибольшее количество сделок по продаже органами государственной власти и органами местного самоуправления земельных участков совершено в г. Иваново –626 сделок, площадью 66,357 га и в г. Кинешма –313 сделок, площадью 24,4 га. Наименьшее количество сделок совершено в Верхнеландеховском районе –12 сделок на площади 1,19 га и в Лухском районе –21 сделка на площади 2,69 га;

  • продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами –13130 сделок на площади 60664,36 га, что в 1,6 раза меньше, чем в 2012 году. Наибольшее количество сделок совершено в Ивановском районе –2763 сделки, площадью 7982,5 га и в г. Иваново – 1565 сделок, площадью 175,21 га. Наименьшее количество сделок совершено в Лухском районе – 107 сделок, площадью 2065,298 га и в Верхнеландеховском районе –111 сделок, площадью 2135,27 га.

  • аренда государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы (по всем действующим в отчётном году договорам аренды) - 38247 сделок, площадью 899898,936 га. Наибольшее количество договоров аренды заключено в г. Иваново –5669, площадью 1255,751 га и в Гаврилово - Посадском районе – 4917, площадью 24985,0 га. Наименьшее количество договоров аренды заключено в Шуйском районе – 33, площадью 258,0 га и Пестяковском районе – 63, площадью 4,22 га. По сравнению с предыдущим отчетным периодом количество заключенных договоров аренды увеличилось на 2 %.

  • за 2013 год заключено 2173 договора аренды на площади 1633,175 га, из них наибольшее количество договоров аренды заключено в Верхнеландеховском районе – 403, площадью 77,27 га и в г. Иваново – 333, площадью 53,6 га. Наименьшее количество договоров аренды заключено в Вичугском районе – 9 договоров на площади 201.35 га и 12 договоров в г. Вичуга на площади 6,81 га, продажа прав аренды государственных и муниципальных земельных участков – 19 сделок на площади 48035,396 га. Количество данных сделок уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом в 4,5 раза;

  • дарение земельных участков – 467 сделок, площадью 607,748 га, что в 5,3 раза меньше, чем в прошлом году;

  • передача по наследству земельных участков –6747 сделок на площади 145125,44 га, что на 4 % больше, чем в прошлом году;

  • залог земельных участков – 743 сделки на площади 5353,546 га, что на 16 % больше, чем в прошлом году, из них совершено гражданами – 436, на площади 2106,789 га и юридическими лицами – 307, на площади 3246,757 га.

В 2013 году из общего объема сделок с земельными участками на аренду государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы приходится 61 % , продажу земельных участков гражданами и юридическими лицами – 21 %, продажу земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления – 5%, прочие сделки с землей – 13 %.

На основании закона Ивановской области от 02.11.2012 № 82-ОЗ «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» установлена цена земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области или государственная собственность на которые не разграничена:

1) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в размере трехкратного размера ставки земельного налога;

2) лицам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках и находящихся у них на праве аренды, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка в случаях, если:

- в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;

- такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных выше;

3) лицам являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в размере десятикратного размера ставки земельного налога.23

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что Земельный рынок Ивановской области пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Анализируя структуру земель Ивановской области, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 тыс. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 940-840 тыс. га, что не может не огорчать. В настоящее время преобладают арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

2.3. Перспективы развития земельного рынка в Ивановской области.

В нашей области площадь земельного фонда составила 2143,7 тыс. га тыс. га. из них %), «Земли сельскохозяйственного назначения» - 40,5% (868,4 тыс. га), к сожалению сельское хозяйство в нашей области находиться в упадке, поэтому это упущенные возможности пополнить бюджет, используя эти земли.24 В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель. В настоящее время ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям - в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Перед правительством стоит дилемма: разрешить продажу земли, и увеличить вывод земель из сельскохозяйственного производства, либо пытаться развивать агропромышленный комплекс и осваивать новые земли сельскохозяйственного назначения. На данный момент первый вариант, менее затратный в плане денежных вложений и каких-либо усилий государства, и приносящий большую выгоду с точки зрения пользователей и меньшую для государства, выигрывает.

В заключение необходимо отметить ничтожность количества операций по залогу земель. В 2012–2013 годах на их долю приходилось от 0,02 до 0,04 % от числа всех сделок.25 Развитие земельной ипотеки сдерживалось российским законодательством, в первую очередь Федеральным законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)»26, которым земли сельскохозяйственного назначения исключались из ипотечного оборота.

Госдума 23 января 2004 года приняла новый закон по этому поводу, вносящий поправки в предшествующий, 28 января принятый закон одобрен Советом Федерации, а с 5 февраля вступил в действие. Наиболее существенная поправка снимает прежнее ограничение в отношении земель сельскохозяйственного назначения, которые теперь также стали предметом залоговых операций с недвижимостью. Однако данная поправка не распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Другая поправка разрешает арендатору земельного участка передавать арендные права на него в залог с согласия собственника участка и в пределах срока договора аренды.

Согласно еще одной поправке, ипотека находящихся на землях сельскохозяйственного назначения зданий, строений, сооружений и других, прочно связанных с землей объектов недвижимости, являющихся наряду с ней также собственностью владельца земельного участка, допускается только с одновременной ипотекой самого земельного участка.

Можно надеяться, что указанные поправки расширят сферу действия рыночного механизма применительно к земле.

Глубокие трансформации, которые в настоящее время происходят с земельными отношениями, включая появление официального рынка земли, ее перераспределение и нерешенность еще многих научных и практических задач в этой области, требуют серьезных и всесторонних исследований в области земельных отношений и рынка земли в России, предложения на основании их анализ состоят в следующем:

• необходимо дать новую трактовку понятия абсолютной земельной ренты с объяснением этого феномена с современных теоретических позиций, основывающихся на ограниченности земельных ресурсов и низкой эластичности предложения земли как фактора производства.

• в отличие от традиционно сложившихся взглядов о необходимости существования перераспределенческого механизма дифференциальной ренты и создания равных условий производства может быть сформулирован принцип рациональности сосредоточения факторов искусственного плодородия в зонах с высоким естественным плодородием в целях оптимизации использования ресурсов и более полной реализации преимуществ дифференциальной ренты в лучших зонах.

• обоснование необходимости повышения рентабельности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет государственной поддержки отрасли, для создания благоприятных условий ценообразования на землю, поскольку в условиях низкорентабельного или убыточного ведения хозяйств земельная рента не может служить основой для капитализации стоимости земельной собственности.

•выявить, что современную частную собственность на землю необходимо рассматривать не как абсолютную и безусловную, а условную, ограниченную многими факторами, такими как:

- возможность покупки земли лишь реальным сельскохозяйственным производителям;

- ограничение максимальных размеров сельскохозяйственных владений;

- запрещение или максимальное ограничение вывода сельскохозяйственных земель из оборота или перевода их на другие виды использования;

- как правило, недопущение иностранных собственников сельскохозяйственных угодий;

- запрещение приобретения сельскохозяйственных угодий финансовыми институтами и юридическими лицами;

- ограничения экологического характера.

• обосновать необходимость дифференцированного подхода к крупным и мелким (крестьянским и личным подсобным) хозяйствам, которая заключается в создании различных систем налогообложения различного юридического статуса земельной собственности, признанием за ними статуса некоммерческих и семейно-трудовых хозяйств, вывода мелкой земельной собственности из хозяйственной правоответственности, с сохранением семейного характера собственности мелких хозяйств.

• доказать необходимость введения государственного регулирования рынка земли и создание институциональных основ для его функционирования в Ивановской области;

• установить нормы максимальных владений и аренды, с целью недопущения латифундистских форм собственности;

• определить возможности и ограничения ипотечного кредита в современных условиях, а именно:

- высокорентабельное ведение сельскохозяйственного производства,

- наличие ценных земель;

- наличие ликвидного имущества (скот, техника и др.);

- возможности перепрофилирования использования земли для других целей.

Несмотря на принятие Земельного Кодекса и других нормативных актов, в первую очередь Закона об обороте сельскохозяйственных земель, наличие значительного числа прежде всего эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем говорит и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком, а также наметившаяся тенденция к созданию в ряде случаев хозяйств латифундистского типа. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), Закона о сельском хозяйстве, который разрабатывается в течение многих лет, но до сих пор еще не определены его основные важнейшие юридические и экономические принципы и установки, все это оставляет большую сферу неопределенности, служащую для всякого рода импровизаций.

Острота этой проблемы, как одной из важнейших в как научном, так и в законотворческом плане, хорошо осознается в органах законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих научно-исследовательских учреждениях. Причем существует самый широкий спектр подходов и взглядов, а сама эта проблема приобрела не только научный или законотворческий характер, но крайне политизирована и идеологизирована.

Заключение

Земельный рынок Ивановской области пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель Ивановской области, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 тыс. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 840-940 тыс. га.

В настоящее время преобладают арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка Ивановской области выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей.

Для квалифицированного решения проблем развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами.

В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

Список использованной литературы

  1. Абалкин. И. А. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. - М.: Норма- ИНФРА. 2010. – 167 с.

  2. Баринова И. И., Дронов В. П. Физическая и экономическая география России. - М.: Норма- ИНФРА. 2010. - 218 с.

  3. Беленький В. Р. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? // Вопросы экономики. № 11. 2011. - С. 46-62.

  4. Беленький В. Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2013. № 103. – С. 45-46.

  5. Гольцблат. А. В. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека - М., 2010. – 11 с.

  6. Горемыкин В. А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. - М., 2010. 345 с.

  7. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2013 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2014. 96 с.

  8. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Ивановской области в 2013 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2014. – 112 с.

  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (принят государственной думой 21 октября 1994 г). / М.: Проспект, 2014. – 326 с.

  10. Дронов В. П. Экономическая и социальная география. - М. : Проспект, 2009. – 178 с.

  11. Иохин В. Я. Учебник Экономичкеская теория. - М. Экономист. 2010. – 287 с.

  12. Кабаков С. И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2011. №6. С. 2-15.

  13. Ковальчук А. Г. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2013. С. 256-261.

  14. Козырев К. М. Основы современной экономики. - М.: КНОРУС, 2011. – 345 с.

  15. Комов Н. В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2010. С. 5.

  16. Кресникова Н. В. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2012. №3. С.9.

  17. Липец Ю.Г. Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М.: КНОРУС, 2010- 405 с.

  18. Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX -- начала XXI века). - М.: КНОРУС, 2012. – 209 с.

  19. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебное пособие/ под редакцией Грязновой А.Г., Юданова А.Ю.- М.: КНОРУС, 2011 – 475с.

  20. Микроэкономика. Учебник./ Под ред. Яковлевой. - СПб.: Поиск, 2011 – 344 с.

  21. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М.: Норма- ИНФРА, 2010 – 234 с.

  22. Носова С. С. Экономическая теория. Учебник для вузов.- М. Владос 2010 – 375 с.

  23. Новиков В. Д. Курс лекций по экономической теории. - СПб. 2011 – 312 с.

  24. Нуреев P. M. Курс микроэкономики: Учебник- М.: Норма- ИНФРА- М, 2011 – 267 с.

  25. Размещение производительных сил России / под ред. В. В. Кистанова, М., 2009 –189 с.

  26. Региональная экономика / под ред. Т. Г. Морозовой. Учебник для ВУЗов, М., 2011 – 285 с.

  27. Родионова И. А. Экономическая география России. - М., 2011 – 286 с.

  28. Федеральным законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)»(действующая редакция от 07.05.2013) - М.: Юристъ, 2014.

  29. Шагайда Н. В. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2010. С. 86.

  30. Шагайда Н. В. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России// Отечественные записки. 2010. №1. С.262-268.

  31. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие./ Под ред. Ушколиевой И. П. - М.: ТК Велби, изд. Проспект. 2010 – 367 с.

  32. Экономика недвижимости: учебник для вузов. - 3-е изд., исправл./ А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 304 с.

  33. Экономика недвижимости: Учебное пособие/ А. Н. Асаул, А. В. Карасев. М.: МИКХиС, 2011 – 199 с.

  34. Экономика недвижимости: Учебное пособие/ Гриненко С.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011 – 211 с.

  35. Экономика рынка недвижимости: Учебное пособие/ Цыганенко В.С. СПб.: СПб ГУИТМО, 2010 – 254 с..

  36. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. - М.: КНОРУС, 2010 – 273 с.

  37. http://www.ivanovoobl.ru – официальный сайт Правительства Ивановской области.

  38. http://to37.rosreestr.ru - официальный сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.

  39. https://rosreestr.ru/wps/portal - официальный сайт Федеральная служба земельного кадастра Российской Федерации.

1 Носова С. С. Экономическая теория. Учебник для вузов.- М. Владос 2011. – С. 112.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (принят государственной думой 21 октября 1994 г). / М.: Проспект, 2014./ / Ст. 261 ГК РФ - С. 108.

3 Земельный кодекс Российской Федерации, (принят государственной думой 28 сентября 2001) / М.: Проспект, 2014.//Ст. 6 ЗК РФ - С.7.

4 Экономика рынка недвижимости: Учебное пособие/ Цыганенко В.С.СПб.: СПб ГУИТМО, 2010 – С. 67.

5 Экономика недвижимости: учебник для вузов. - 3-е изд., исправл. / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. –С. 30-35.

6 Экономика недвижимости: учебник для вузов. - 3-е изд., исправл. / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. –С. 30-35.

7 Постановление Правительства Ивановской области от 27 августа 2013 г. N 249-п «Об утверждении результатов Государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области» / Правительство Ивановской области –[ интернет ресурс - http://www.ivanovoobl.ru], (18.06.2014 г ).

.

8 Доклад о состоянии и использовании земель Ивановской области, входящей в состав Центрального Федерального округа, в 2013 году. - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области –[ интернет ресурс -http://to37.rosreestr.ru/about/contest/4344015]. (см. 10.05.2014 г.)

9Там же.

10 Доклад о состоянии и использовании земель Ивановской области, входящей в состав Центрального Федерального округа, в 2013 году. - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области – [ интернет ресурс -http://to37.rosreestr.ru/about/contest/4344015]. (см. 10.05.2014 г.)

11 Там же.

12 Доклад о состоянии и использовании земель Ивановской области, входящей в состав Центрального Федерального округа, в 2013 году. - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области –[ интернет ресурс -http://to37.rosreestr.ru/about/contest/4344015]. (см. 10.05.2014 г.)

13 Там же.

14 Доклад о состоянии и использовании земель Ивановской области, входящей в состав Центрального Федерального округа, в 2013 году. - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области – [ интернет ресурс -http://to37.rosreestr.ru/about/contest/4344015], (см. 10.05.2014 г.)

15 Экономика недвижимости: учебник для вузов. - 3-е изд., исправл. / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. –С. 32.

16 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2013 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2014. –[ интернет ресурс - http://pda.rosreestr.ru/upload/www/files], (12.06.2014 г ).

17 Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX — начала XXI века). М.,2012. С. 109.

18 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2013 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2014, - [ интернет ресурс - http://pda.rosreestr.ru/upload/www/files], (12.06.2014 г ).

19 Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX — начала XXI века). М.,2012. С. 120.

20 Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. - М., 2011. С. 145.

21 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2013 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2014, - [ интернет ресурс - http://pda.rosreestr.ru/upload/www/files], (12.06.2014 г ).

22 Там же. С. 80-81.

23 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Ивановской области в 2013 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра. - [ интернет ресурс - http://pda.rosreestr.ru/upload/www/files], (12.06.2014 г ).

24 Там же. – С. 14-17.

25 Там же – С. 90-91.

26 Федеральным законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)»(действующая редакция от 07.05.2013) - М.: Юристъ, 2014.

40

Просмотров работы: 3104