ФЕНОМЕН ИГРУШКИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФЕНОМЕН ИГРУШКИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Лобанова Е.В. 1, Алексеева М.Ю. 2
1Шуйский филиал ИвГУ
2ИвГУ Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В современном мире, в век технического прогресса и новых технологий, наблюдается ощутимый дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому так возрастает роль культуры и искусства в жизни общества, интерес к национальным традициям, достижениям народного творчества, изделиям традиционных промыслов.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем.

По мнению Соловьева В.М. [5, С.9] «Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни».

Лихачев Д.С. в своих заметках [2, С.36] поясняет нам, что «Судить о народе мы должны по преимуществу, по тому лучшему, что он воплощал или даже только стремится воплотить в жизнь, а не по худшему. Именно такая позиция самая плодотворная, самая миролюбивая и самая гуманистическая.

Изучение сложного процесса типологического развития русской глиняной игрушки позволяет не только конкретизировать содержание художественных образов, но и выявить духовно-нравственную их основу. Игрушка представляется как целостное явление, сохраняющее и развивающее традицию.

В своей книге Молотова В.Н. [4, С.127] отмечает: «Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

Нельзя не согласиться с Богуславской И.Я. [1, С.10], которая утверждает: «Несмотря на постоянство сюжетов глиняной игрушки, в разных местностях существовало предпочтительное отношение к одним перед другими. Менялась их популярность и во времени».

Ребенок в современном мире посредством родителей окружен огромным количеством игрушек. Взрослые, приобретая игрушку, чаще всего не задумываются о глубине и степени её влияния на ребенка. Хотя существуют многочисленные исследования философов, культурологов, психологов, свидетельствующие о том, что игрушка всегда была действенным средством приобщения к социуму и повсеместно использовалась для самоопределения ребенка.

В раннем возрасте у детей начинают зарождаться такие виды деятельности, как игровые и продуктивные (рисование, лепка). Именно в таких видах деятельности ребенка традиционная культура игрушки не сужается, а наоборот раскрывается с новой силой.

Огромна роль игрушки в культурном и социальном аспекте, как фундаментального и переходного элемента во взрослую жизнь.

Глядя на современные «традиционные игрушки», сделанные в Каргополе, Дымково и Филимоново, невольно ощущаешь на себе энергию таинственную ауру древних языческих культов.

Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания взрослых и детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к жизни, воспитывают чувство гордости за искусство своих земляков.

Народное1 искусство1 занимает1 важное1 место1 в1 культуре1 общества.1 И1 это1 самоочевидно. Нашей задачей является1 изучение1 и1 сохранение1 народного1 искусства.1 Для1 полнокровного1 существования1 национальной1 культуры1 важнейшим1 фактором1 является1 ее1 востребованность1 в1 практической1 деятельности.1

В1 современном1 индустриальном1 обществе1 народное1 искусство должно1 быть1 проводником1 эстетических1 и1 нравственных1 критериев, свойственных1 национальной1 культуре.1 Проблема1 состояния1 народного искусства1 сегодня1 состоит1 в1 том,1 что1 оно,1 не1 всегда1 имея1 возможность1 конкурировать1 с1 современными1 формами1 изобразительной1 культуры,1 постепенно1 отмирает1 то1 в1 одном,1 то1 в1 другом1 своем1 проявлении,1 либо1 будучи1 осознанно1 сохраняемым,1 приобретает1 музейный1 характер.

Ковровская глиняная игрушка – одно из ярких проявлений народной культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде и красоте.

Развлекательна, затейлива кустарная игрушка. И это её «забавная» роль сейчас главная. Игрушка демонстрируется не только как художественные произведения, но и как наглядные пособия для изучения истории, этнографии Ковровского края.

Об этом свидетельствуют и результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища села Клязьминский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI столетий.

В Материалах по изучению Владимирской губернии /Под ред. А.И.Иванова [3, С.63] пишется, что: «Головка глиняной статуэтки, изображающая простолюдина в высокой шляпе типа войлочных с отогнутыми полями; профиль лица и посадка головы охвачены необыкновенно рельефно и живо. Высота головки – 4 см, окружность полей шляпы – 9 см. Статуэтка, от которой сохранилась головка, слеплена была, несомненно, руками местного мастера не позднее XVI в. и служила детской игрушкой».

Находки свидетельствуют, что среди жителей Клязьминского городка были лица нелишённые эстетического вкуса.

Между тем потребность в игрушках, отражающих и закладывающих национальное мировосприятие, систему этических и эстетических ценностей, очень велика как в нашей стране, так и во всем мире.

С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве России.

Гончарное1 ремесло1 известно1 в1 России1 с1 незапамятных1 времен. 1 Глина1 была1 повсеместно1 распространенным1 подручным1 материалом.

В художественных промыслах России сохраняются1 и1 продолжают1 развитие1 замечательные1 традиции1 народного1 декоративного1 бытового1 искусства. В1 искусстве1 художественных1 промыслов, 1 созданном1 многими1 поколениями1 талантливых1 мастеров1 и1 художников, 1 раскрывается1 художественный1 талант1 народа.

Рядом1 с1 сосудами1 существовали1 бесчисленные1 лепные1 фигурки1 животных, 1 птиц1 и1 людей. 1 В1 них1 ярко1 отразились1 древние1 верования, 1 суеверия, 1 приметы; 1 часто1 в1 глиняных1 фигурках1 видели1 духов1 -1 охранителей1 человека, 1 его1 жилища, 1 скота, 1 посевов. 1 На1 протяжении1 столетий1 они1 превратились1 в1 глиняные1 лепные1 игрушки, 1 и1 в1 этом1 виде1 существуют1 и1 продолжают1 изготовляться1 в1 наши1 дни.

Русская1 народная1 игрушка1 является1 особым1 видом1 народного1 творчества. 1 Народная1 игрушка, 1 как1 и1 игрушка1 вообще, 1 является1 традиционным, 1 необходимым1 элементом1 воспитательного1 процесса. 1 Через1 игру1 и1 игрушку1 ребенок1 познает1 мир, 1 происходит1 его1 социализация1 в1 обществе. В1 игре1 происходит1 развитие1 всех1 сторон1 личности1 —1 умственных1 способностей, 1 моральных1 качеств, 1 творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии.

Между1 тем1 народная1 игрушка1 -1 это1 не1 только1 культурное1 наследие, 1 музейный1 экспонат1 или1 сувенир1 для1 украшения1 интерьера. 1 Лаконичная1 по1 форме, 1 но1 столь1 выразительная1 и1 понятная1 любому1 ребенку, 1 она1 и1 сегодня1 может1 не1 просто1 удивить1 и1 обрадовать1 малыша, 1 но1 и1 успешно1 справиться1 с1 его1 обучением1 даже1 самым1 серьезным1 наукам.

Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц.

Современная Ковровская глиняная игрушка имеет особую духовную ценность, хранит память культуры, доставляет огромное эстетическое удовлетворение и радость.

Отличительные черты ковровской глиняной игрушки – яркая жизнеутверждающая цветовая гамма традиционной палитры Владимирской школы живописи, тематическое многообразие, добрый народный юмор. Ковровская игрушка отличается утонченной росписью, передающей многоцветье знаменитых ивановских ситцев и глянец «благородных» тканей.

Лепка из1 глины1 как1 один1 из1 видов1 изобразительной1 деятельности1 несёт1 огромные1 возможности1 для1 развития1 личности1 ребёнка. 1 Задача1 педагога, 1 зная1 и1 грамотно1 используя1 эти1 возможности, 1 построить1 учебный1 процесс1 с1 учётом1 возрастных, 1 индивидуальных1 особенностей1 детей.

Изучив1 особенности1 лепки1 на1 уроках1 изобразительного1 искусства1 в1 начальной1 школе, 1 делаем1 вывод, 1 что1 занятия1 лепкой1 на1 уроках1 способствуют1 развитию1 мелкой1 моторики, 1 художественного1 вкуса, 1 индивидуальности, 1 интуиции, 1 воспитывают1 организованность, 1 дисциплинированность1 и1 аккуратность1 при1 работе1 с1 глиной, 1 а1 также1 умение1 планировать1 творческий1 процесс1 каждым1 учащимся.

Лепкой1 дети1 начинают1 заниматься1 уже1 с1 младшего1 возраста, 1 осваивая1 простейшие1 приемы1 работы1 с1 глиной. 1 Этот1 период1 является1 наиболее1 подходящим1 для1 развития1 творческих1 способностей1 детей.

Занятие1 лепкой1 является1 эффективным1 средством1 познания1 объемно1 -1 пространственных1 свойств1 действительности. 1 Трехмерное1 изображение1 объемных1 предметов1 помогает1 школьникам1 познать1 объекты1 в1 реальной1 полноте1 их1 формы. 1 В1 такой1 работе1 в1 полной1 мере1 реализуются1 большие1 возможности1 для1 эстетического1 и1 художественного1 воспитания1 учащихся, 1 а1 также1 для1 их1 общего1 развития. 1 Также1 эти1 занятия1 дают1 школьникам1 хорошую1 возможность1 в1 овладении1 навыками1 работы1 с1 различными1 материалами1 и1 инструментами, 1 которыми1 пользуются1 во1 многих1 видах1 трудовой1 деятельности. 1 Из1 вышесказанного1 следует, 1 что1 занятия1 скульптурой1 развивают1 чувство1 материала1 и1 пластической1 формы, 1 совершенствуют1 глазомер1 и1 тренируют1 способность1 к1 тонкой1 ручной1 работе.

Творческое1 начало1 заложено1 в1 каждом1 ребенке, 1 и1 важно1 искать1 способы1 его1 раскрытия. 1 Важным1 моментом1 поддержания1 интереса1 ребенка1 к1 занятиям1 является1 также1 его1 творческая1 активность. 1 Ребенка1 должен1 увлекать1 сам1 процесс1 овладения1 тем1 или1 иным1 навыком. 1 Поэтому1 перед1 ним1 надо1 ставить1 посильные, 1 ясные1 цели1 и1 задачи, 1 обязательно1 фиксировать1 достигнутое, 1 а1 затем1 предлагать1 новые1 задачи.

Знание азбуки художественного ремесла безусловно по­может подрастающему поколению делать следующие шаги в жизни. Я уверена, что многие смогут сказать свое собственное слово в этой отрасли челове­ческой деятельности, где громадную роль играет и будет играть ручной творческий труд, в котором тесно связаны искусство и ремесло в самом высоком понимании этого слова.

Стоит подчеркнуть и то, что знакомство с народными ху­дожественными промыслами, изучение традиционных художественных ремесел поможет детям лучше узнать свой край, приобщит к его истории, будет способствовать воспитанию у ребят чувства патриотизма и любви к своей Родине.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л., ИСКУССТВО, 1975. – 144 с.

  2. Лихачев Д. Заметки о русском (сборник): Колибри, АЗБУКА-АТТИКУС, - М., 2014. - 71 с.

  3. Материалы по изучению Владимирской губернии /Под ред. А.И.Иванова. – Владимир, ПИЗЫВ, 1926. - 112 с.

  4. Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство. - М., ФОРУМ, 2010. - 288 с.

  5. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. - М., БЕЛЫЙ ГОРОД, 2004. - 736 с.

Просмотров работы: 727