Длительное проявление неадекватных по характеру и силе эмоций, сопровождающиеся иногда аффективными вспышками или психотическими эпизодами, часто приводит к формиравованию девиантного поведения (Ковалев В.В. 1995, Григоренко Е.Л. 996 и др.). Когнитивные и поведенческие отклонения продолжают сохранять у 85% подростков и почти у 70% взрослых с интеллектуальной недостаточностью. В подростковом возрасте у этих детей в силу преобладания ситуативных эмоций развивается тяга к алкоголю и другим психоактивным веществам, что становится причиной аддиктивного и девиантного повадения.
Однако все исследования, посвященные детям с интеллектуальной недостаточностью, позволяют сделать следующие выводы, касающиеся когнитивной и эмоциональной сферы данной формы дизонтогенеза:
1. Никакие, даже самые грубые нарушения психической деятельности не меняют ее отражательной функции. Отражение объективной реальности может быть неточным, недостаточно глубоким, но оно остается адекватным.
2. Несмотря на то, что интеллектуальная недостаточность может рассматриваться как «особый способ генеза психики» ей свойственно все то же самое, что свойственно для развития вообще, т. е. формирование новообразований, направленность, необратимость и т.д.
Это позволило сделать вывод о том, что подбор максимально соответствующих форм, методов и правильная организация деятельности по формированию эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью, дает стойкий положительный результат.
Главное направление развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью – это способность управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эта способность является ключевой в процессе социальной адаптации умственно отсталых детей.
Этим и была обусловлена проблема нашей работы –выявить особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, а так же пути и условия ее коррекции.
Решение данной проблемы имеет важное значение для психолого-педагогической практики. Поиск путей формирования эмоциональной сферы наиболее ценен именно для детского возраста. Раннее выявление проблем в эмоциональной сфере и их коррекция должны быть ориентированы на детский возраст, когда достаточно велики компенсаторные возможности психики, и есть возможность не допустить формирования стойких эмоциональных проблем, затрудняющих социальную адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Исходя из проблемы, мы поставили следующие задачи: 1) рассмотреть особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта;
2) проанализировать особенности коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта;
3) разработать систему психолого-педагогических методов коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта.
Экспериментальное исследование по проблеме проводилось с учащимися школы IIX вида г.Махачкалы. Они составили основную (экспериментальную) группу. Контрольная выборка участников эксперимента сформирована из детей с нормальным интеллектом, никогда не обращавшихся за психологической помощью, и не имеющих жалоб на неадекватное поведение со стороны педагогов и родителей.
Для решения выдвинутой нами проблемы,нами была уточнена диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью (медицинская, педагогическая, психологическая). С помощью клинико-биографического метода нами изучены анамнестические данные: семейные психосоциальные условия, влияние вертикальных и горизонтальных стрессов.
В психодиагностическом исследовании использованы следующие методики:
- Опросник J.Swanson, диагностирующийособенности поведения.
- Проективная методика «Рисунок семьи» ( Волков Б.С., Волкова Н.В., 1997) и «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., 2001), позволившая исследовать особенности личности, уровень самооценки и межличностных коммуникаций у детей с интеллектуальной недостаточностью.
На основе данных медицинского, психологического и педагогического обследования нами выявлены особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта и особенности их проявлений. Здесь полученные нами данные совпали с представленными в литературе данными. Всех детей можно разделить на три основные группы. Для детей первой группы характерны вялые, заторможенные стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям.
У детей, относящихся ко второй группе реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим причинам, а в ряде случаев просто неадекватные.
У детей третьей группы не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдается отклонения и не всегда объяснимые поступки.
В ходе эксперимента мы отметили, что немаловажную роль в неблагополучии эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта играют социальные условия. Внешнее социальное окружение часто выступает причиной патогенных эмоционально-поведенческих особенностей, которые провоцируют сложности в эмоциональном развитии детей с нарушениями интеллекта и выступают как фактор риска нарушения эмоциональных процессов.
Результаты исследования влияния внешнего социального окружения на эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта мы представляем в табл. 1
Как видно из таблицы, семейный микроклимат, внутрисемейные конфликты, сверхавторитет родителей крайне негативно сказываются на эмоциональном состоянии детей с нарушениями интеллекта.
Проведенный нами анализ коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта позволил нам сделать следующий вывод: работа по данному направлению строится, прежде всего, через развитие основных врожденных эмоций, которые у этой категории детей относительно сохранны.
Таблица1
Распространенность социальных факторов, неблагоприятно влияющих на эмоциональную сферу у детей с нарушениями интеллекта.
Социальные факторы риска |
Основная группа |
Контрольная группа |
|||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
||
1. Неполная семья 2.Развод родителей 3.Низкий материальный уровень |
30 8 17 |
54,5 14,5 31,4 |
4 1 |
8,1 1,8 |
|
Итого: |
55 |
100 |
5 |
9,9 |
|
Уровень взаимоотношений в семье: 1. «Положительный» 2. «Удовлетворительный» 3. «Отрицательный» |
15 30 10 |
27,3 54,5 18,2 |
31 24 |
56,4 43,6 |
|
Итого: |
55 |
100 |
55 |
100 |
Выбор методов психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта зависит от степени тяжести и спектра этих нарушений. Предложенные нами направления деятельности достаточно универсальны, на наш взгляд, и могут варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка:
- коррекция тревожности и формирование уверенности в себе;
- коррекция положительных эмоций
- коррекция страхов
- коррекция поведенческих дефектов.
Учитывая возраст детей, основными средствами коррекции в нашей системе являются: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа.
Подобная работа не только способствует улучшению эмоционального состояния у детей с нарушениями интеллекта, но и способствует их общему жизненному благополучию.
Литература
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. /С.Д. Забранная — М., 1993.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) - Учебное пособие. –5-е изд/ И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.
3. Основы специальной психологии [Текст] / Кузнецов Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
4. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова— М., 1998.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.[Текст] / С.Я. Рубинштейн — М., 1986.