ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХРАМА В УСЛОВИЯХ РЕГЛАМЕТИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХРАМА В УСЛОВИЯХ РЕГЛАМЕТИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХРАМА В УСЛОВИЯХ РЕГЛАМЕТИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Лещев Кирилл Сергеевич

Уральский государственный архитектурно-художественный университет

Екатеринбург, Россия

DESIGN AND CONSTRUCTION OF THE TEMPLE IN THE 2nd HALF OF THE 19th CENTURY

Leshchev Kirill Sergeevich

Ural State University of Architecture and Art (USUAA)

Ekaterinburg, Russia

Статья посвящена исследованию методов проектирования архитекторов первой половины XIX века в условиях регламентирования строительных процессов.

В статье рассматриваются материалы по истории проектирования и строительства каменного православного храма в пос. Горный Щит – Храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного в 1837 г. Показана роль архитекторов М.П. Малахова и И.И. Свиязева в проектировании этого храма. Определяются проблемы творческого процесса переработки образцовых проектов в конкретных условиях строительства. Архитектор М.П. Малахов запроектировал этот храм основываясь на образцовых проектах из высочайше утвержденных альбомах. Рассматривается причина по которой храм, утвержденный в проекте, видоизменяется уже на стадии строительства. Анализируются его архитектурно-пространственные и стилистические особенности. Описывается его состояние на сегодня, а так же рассматривается вариант его реставрации.

Ключевые слова: первая половина ХIX века, поселок Горный Щит, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, альбом образцовых проектов, архитектор М.П. Малахов, архитектор И.И. Свиязев, ротондальные храмы, классицизм.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что храмовые постройки М.П. Малахова сегодня достаточно мало изучены и освещены в научных публикациях. Храм построенный в нач. ХIХ в. в пос. Горный Щит, архитектором которого является М.П. Малахов, единственный храм авторство архитектора в котором документально подтверждено. Объем Покровского храма Малахов решал целостно. Можно предположить, что это единственный храм объемно-планировочную композицию которого Малахов разрабатывал целиком.

Покровский храм сегодня сохраняет очень важное градостроительное значение, являясь визитной карточкой поселка. Храм также является зрительным акцентом в застройке Горного Щита.

Несмотря на то, что творчеству архитектора М.П. Малахова уделено достаточно большое внимание исследователей, их объектами изучения становились в основном его промышленные и гражданские постройки. Работы по изучению его культовых зданий представлены сегодня в очень сжатом и обобщенном виде. Существует небольшая статья М.В. Голобородского в книге «Свод памятников истории г.Екатеринбурга», выпущенная в 2007 году [4]. Важным источником для работы явились материалы и документы Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Архива Научно-производственного центра по охране памятников Свердловской области в которых имеется достаточно богатый проектным материал.

В связи с необходимостью восстановления храма, возникла потребность более полного исследования его истории строительства, изучение стилистики в которой первоначально планировался облик храма. Решение этой задачи невозможно без привлечения новых, до сих пор мало изученных материалов по истории строительства храма.

История создания каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Горный Щит

Начало проекту церкви было положено 6 апреля 1828 года. В прошении на постройку церкви говорилось, что деньги десять тысяч рублей, необходимо было выделить из казны екатеринбургских заводов (заводских капиталов).

14 апреля 1828 году был издан приказ, согласно которому заводскому архитектору – Михаилу Павловичу Малахову было предписано разработать план каменной церкви в Горнощитском селении. На заготовление материалов на постройку, а также сооружение самой церкви горным ведомством была выделена сумма в 10000 рублей.

Чуть позже, уже 17 января 1829 года Малахов напишет (орфография автора соблюдена):

- «В сходность предписание горной конторы от 14 апреля 1828 года за номером 4871 непременные работники и многие другие избрали из Высочайше Апробированной книги церковных фасадов для постройки каменной церкви в их селении план и фасада значащийся в оной книги под за номером V (см. рис. 3), прося прибавить к оной церкви колокольню с фасадом под номером XVIII (см. рис. 3.1) , каковой план под литерой «А» (см. рис. 4) по общему их желанию и начерчен мною когда смета оному вышла в 49779 рублей и 30 копеек, то вторично они обернулись с просьбой расположить план сходно прежней деревянной сгоревшей церкви уверя, что для их селения она была достаточна, а потому вновь сочиненной план таковой с фасадом под литером «Б» (см. рис. 5,6) и сметою в 32151 рубль и 76 копеек таков прежне ими выбранный и начерченный присем на благорасмотрение в главную контору имею представить с уведомлением. Место, назначенное ими на постройку оного храма мною осмотрено и грунт земли оказался плотноглинястый на двух же аршинной глубине с мелким щебнем, а потому к сооружению на оном месте прочной церкви сомнения нет, свидетельство о сём им тогда же отдано» [2].

Рисунок 3. План и фасад под номером «V» из Альбома собрания планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей составленная по высочайшему повелению его императорского величества в 1824 году.

Рисунок 4. План и фасад Покровской каменной церкви в Горнощитском селении Непременных работников во имя Покрова Пресвятой Богородицы; могущей помещать до 500 человек. Проект под литерой «А». Архитектор М.П. Малахов. 1828 г. (ГАСО, Ф.25 оп.2 д. 2907).

Рисунок 3.1. План и фасад под номером «ХХХI» из Альбома собрания планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей составленная по высочайшему повелению его императорского величества в 1824 году.Фасад колокольни под номером «ХХХI» аналогичен фасаду под номером «XVIII».

В смете Малахова говорилось, что на проект под литером «Б» (см. рис. 5,6) потребуется 32151 рублей 78коп., за исключением стоимости иконостаса. Услуги работы архитектора над проектом он оценил в 3000 рублей.

Рисунок 5. Фасад Покровской каменной церкви в Горнощитском селении Непременных работников во имя Покрова Пресвятой Богородицы; могущей помещать до 300 человек. Проект под литерой «Б». Архитектор М.П. Малахов. 1829 г. (ГАСО, Ф.25 оп.2 д. 2907)

Рисунок 6. План Покровской каменной церкви в Горнощитском селении Непременных работников во имя Покрова Пресвятой Богородицы; могущей помещать до 300 человек. Проект под литерой «Б». Архитектор М.П. Малахов. 1829 г. (ГАСО, Ф.25 оп.2 д. 2907)

6 июля 1829 года выходит указ от горной конторы сократить смету на постройку каменной церкви с 32151 руб. 76 коп. до 21112 руб. 57 коп. для чего необходимо было составить новый план и смету. Составить новую смету доверили архитектору Пермского горного правления Ивану Ивановичу Свиязеву.

После получения одобрения проекта за постройкой каменной церкви поручили вести надзор архитектору М.П. Малахову, возводимой по смете составленной И.И. Свиязевым в 1829 году.

Строительство Покровского храма было начато в 21 мая 1830 г. и завершено в 1837 г. [5] (см. рис. 7).

Рисунок 7. Фотография с видом храма в кон. ХIХ – нач. ХХ в.

Выявление стилевых особенностей и описание объемно-планировочного решения храма

Объем храм изначально был составлен на основе планов и фасадов из Высочайше Апробированной книги церковных фасадов, изданной в 1825 г. [1]. Архитектором М.П. Малаховым был выбран фасад значащийся в книги под за номером V (см. рис. 3) и колокольней под номером XVIII.

Изначально строгий вид храма выполненный в классицистическом стиле по типовым проектам, уже на момент строительства отошел от их машинального копирования. Изменился вид колокольни. Исчез объем барабана над куполом. Купол стал более приземистым, имея теперь вид плоского купола на низком основании. Таким образом здание приобрело вид ротондального храма. Подобный тип храма является достаточно уникальным типом не только для Урала, но и России в целом в силу их малого количества, и зачастую высокого качества архитектуры [6]. До сих пор остается большой загадкой, как выглядел портик храма уже после завершения строительства, поскольку иконографических материалов с этой часть не осталось.

От первоначального проекта М.П. Малахова осталась только нижняя храмовая часть. Все это было связано, вероятнее всего с экономическими причинами, т.к. денег было выделено недостаточно для воплощения проекта в том виде в котором он был представлен архитектором.

Особенности процесса проектирования и строительства храма в пос. Горный Щит

Весь процесс проектных работ над храмом можно поделить на 3 этапа: создание архитектором Малаховым первого варианта (дорогого) под литерой «А» (см.рис. 4), создание второго более экономичного варианта под литерой «Б» (см.рис. 5,6), корректировка архитектором Свиязевым проекта под литерой «Б» и его строительство (см.рис. 7).

Для проекта под литерой «А» созданного Малаховым на основании почти полного копирования образцовых проектов было характерно сухость фасадов.

После небольшой корректировки и просьбы заказчиков удешевить строительство храма архитектор создает проект под литерой «Б». В этом проекте архитектор уменьшает объем храма, добавляет еще один престол для служб зимой (зимой предполагалось перекрывать и не отапливать часть здания), уменьшает размеры портика над главным входом, меняет композицию храма в плане из крестообразной на вытянутую 3ех частную.

Напротив, Малахов добавляет фасадный декор, модульоны на карнизе и фронтоне, которые отличаются своеобразной трактовкой, розетки, трехчастные окна. Добавляет рустовку и горизонтальную тягу на боковые фасады.

Надо отметить, что творчество Малахова характеризуется более изящной декорированностью и тонкой проработкой деталей.

Уже с середины ХVIII века поселок Горный Щит становиться местом добычи и переработки мрамора, который поставлялся в столицу – г. Санкт-Петербург. В частности, вазоны для ограды храма, а также декоративные элементы императорских дворцов были выполнены как раз из этого материала. В связи с этим можно предположить, что при создании облика храма, а именно его декоративных элементов вполне имели место быть аналогии со столичными образцами.

В варианте под литерой «Б» архитектор уже отходит от прямого копирования из альбомов образцовых проектов добавляя в него «авторские» черты. За счёт уменьшения строительного объема, тем самым уменьшая смету на строительство, архитектор добавляет декор избавляясь тем самым от сухости фасадной композиции, которая была в проекте «А» взятом путем прямого копирования образцовых проектов храмового объема и колокольни.

Проект был утвержден на высшем уровне, но из за недостатка финансовых средств реализовать его в полной мере не удалось.

Особенностью третьего этапа было то, что для еще большего удешевления был приглашен пермский архитектор Свиязев. В результате чего, вероятно уже в процессе строительства, был убран барабан над храмовой частью в результате чего объем приобрел вид ротондального храма. Первоначальную 3ех частную композицию Малахов повторяет устраивая на куполе небольшой барабан с арочными окнами для освещения храмового объема.

Также для удешевления проекта, третий ярус колокольни был преобразован в своеобразный аттик над второй частью перекрытый куполом со шпилем, в результате чего Малахову все же удалось сохранить динамику уменьшения частей 3ех ярусной композиции колокольни заложенной в проекте под литерой «Б».

Несмотря на еще большее сокращения строительного объема, в связи с удешевлением строительства, Малахову удалось сохранить «авторские черты» композиции заложенные на 2 этапе, при этом сохраняя свой вариант сочетания объемов их принципиальные членения и пропорции взятые из альбома образцовых проектов.

Влияния архитектора И.И. Свиязева на создание храма

Надо сказать, что после того, как вышел указ от горной конторы сократить смету на постройку каменной церкви к проекту над созданием храма был подключен архитектор Пермского горного правления Иван Иванович Свиязев. Но сделать и как то повлиять на строительство храма Свиязев, как практик, уже не смог, т.к. вскоре уехал. После его отъезда в 1832 г., за стройкой было доверено наблюдать Малахову [2].

Так же как и М.П. Малахов И.И. Свиязев окончил Императорскую Академию художеств. После назначения его архитектором Пермского горного правления в 1822 г. он трудился в основном над составлением своих собственных и над рассмотрением чужих проектов и смет на горнозаводские сооружения. Он часто разъезжал по губернии с различными казенными поручениями по строительной части. В 1832 г. Свиязев возвращается в Санкт-Петербург и занимается педагогической деятельностью.

Освещение жизни и творческой деятельности архитектора М.П. Малахова в культовом зодчестве

По традиции М.П.Малахов в первую очередь известен как архитектор жилых и промышленных зданий на Урале, но документов подтверждающих его работу над каким-либо культовым объектом решенным целостно созданным архитектором нет.

Известно, что он участвовал в работе над несколькими проектами, но степень авторского участия в них М.П. Малахова не определена. В частности архитектор работал над проектом колокольни Вознесенской церкви, на начальном этапе работал над проектами храма Церкви Вознесения, а так же Церкви Святой Троицы (Рязановская церковь). По его проекту был построен Успенский собор на ВИЗе, который впоследствии был перестроен. Малахов сыграл большую роль при создании Храма Александра Невского. Многие храмы строились Малаховым не полностью. Они множество раз перестраивались или достраивались [4].

В документах по проекту храма в пос. Горном Щите, напротив сохранилось множество материалов по которым можно сказать, что автором проекта является непосредственно М.П. Малахов. Сохранилась переписка по храму [2], сохранились проектные варианты фасадов и планов подписанные М.П.Малаховым.

Заключение

Рассматриваемый объект является уникальным образцом культовой архитектуры первой половины XIX в. Документально подтверждено, что автором проекта является М.П. Малахов.

Можно сказать, что Малахов творчески относился к проектированию храма, не полностью руководствуясь альбомом образцовых проектов. Он сумел создать 3 различных варианта одного храма. В результате использования различных комбинаций объемно-планировочного решения и отдельных архитектурных деталей Малахову удалось создать компактный и убедительный вариант отличающийся своеобразием и оригинальным обликом при этом не выйдя за рамки заданными вариантами альбома образцовых проектов.

Благодаря изученным данным появилась возможность наиболее точно выполнить проект реставрации храма.

Список литературы

1. Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей с кратким наставлением о самом производстве строения как и о вычисления требований к тому материалов, по Высочайшему Его Императорского Величества повелению Министерство внутренних дел от Департамента государственного хозяйства публичных зданий, Санкт-Петербург, 1824г.

2. ГАСО, Ф.25 оп.1 д. 2907 Дело по рассмотрению прошения церковного старосты Горнощитского участка об отпуске денег на строительство церкви. 6 апреля 1828 г. - 18 марта 1830 г.

3. Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. – Свердловск, 1989г. – 160 с.

4. Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург. Отв. Ред. В.Е. Звагельская. – Екатеринбург: «Издательский Дом «СОКРАТ», 2008. – 648 с.

5. «Покровский вестник» №1 Май 2015 г. Гл. ред. о. Дмитрий Задорин – Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 2015 г. – С. 2-7.

6. Раскин, А.М. Ротондальные храмы – феномен в истории отечественного зодчества // Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2010. - №4. - С. 40-45.

Просмотров работы: 1134