Статья предназначена для исследования методов способствующих социальной адаптации первокурсников. Внимание акцентируется на том, что введение в практику социально-психологического тренинга способствует психологической адаптации студентов первых курсов к условиям обучения. Из большого количества проблемвысшего учебного заведенияв настоящее время особо выделяется несколько вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, а именно с социальной адаптацией студентов. Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшего учебного заведения, действительно, представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий привлечениесоциальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
ANNOTATION
This article is intended for the study of methods for promoting social adaptation of first-year students. Attention is focused on the fact that the introduction of the practice of social-psychological training promotes psychological adaptation of first-year students to training conditions. Of the large number of problems of higher education institution currently highlights several issues related to the difficulties of the first year of study at the university, namely the social adjustment of students. The problem of adaptation of first-year students to the conditions of the higher education institution, indeed, is one of the most important general theoretical problems, since it is known that adaptation of young people to college life - a complex and multifaceted process that requires the involvement of social and biological reserves are not yet fully formed organism.
Ключевые слова:первокурсник; адаптация ;тренинг ; коммуникативный тренинг; игры; успешность.
Keywords: freshman; adaptation; training; communication training; games; success.
Современная жизнь требует от молодых людей быстрого реагирования на все изменения в обществе, умение легко адаптироваться, т.е приспособляться к условиям внешней среды, а так же конструктивно строить общение. В процессе перехода к новым условиям обучения в вузе, где учащиеся выполняют новые социальные роли , меняют привычную школьную среду на незнакомую, для адаптации необходим определенный промежуток времени. Прежде всего, это связано с новыми условиями жизни первокурсников, которые базируются по новым нормам и правилам: растет чувство ответственности за собственную дальнейшую профессиональную жизнь, нередко эти процессы связывают еще и с отрывом ученика от семьи.
Также важно учитывать, что учащиеся первых курсов обучения — это аудитория подросткового возраста и этот период сложен сам по себе. Ученики этого возраста могут быть неуверенными в себе и своих силах, робкими и застенчивыми, или наоборот, чрезмерно активными и непоседливыми. Для подростков очень важно мнение и оценка сверстников, понимание и восприятие их окружающими. Этот период можно назвать период взросления, который требует от подростка большей ответственности за свои поступки, большей организованности и дисциплинированности. Рассмотрим трудности присущие этому периоду.
Трудности периода адаптации:
1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, помогаю активизировать дружеские связи в группе. Для этого проводятся различные методы, способствующие знакомству студентов в группе.
Несмотря на большое количество методов применяемых для адаптации студентов, заметен недостаток именно практической работы по разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс тренинговых занятий по повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.
Продуктивность тренинга в сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек усваивает 10% - из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того, что проговаривает; 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого.
Тренинги — интенсивные краткосрочные обучающие занятия, которые направлены на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы .
Коммуникативный тренинг базируется на принципах взаимодействия, активности участников, опоры на групповой опыт, обратной связи. Создается среда общения, которое характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного опыта, возможностью получить откровенную информацию о впечатлениях от своей личности
Тренинг способствует:
1. активизации мотивации учебной деятельности учащихся;
2. принятию и усвоению новых норм и правил;
3. развитию навыков самоанализа и самосовершенствования;
4. отработке навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками;
5. повышению уровня сплоченности группы;
6. актуализации жизненных планов по профессиональной самореализации;
Во время тренинга используются следующие методы: информационное сообщение, мини-лекция, тестирования, моделирования ситуаций , обсуждение упражнений, ролевые игры, игры -разминки, рефлексия, ритуал приветствия/прощания т. п.
Во время социально-психологического тренинга ставится ряд задач:
самопознание участников тренинга – познание ими своих личностных качеств, коммуникативных особенностей, рефлексия собственного общения и поведения;
получение «обратной связи» от других участников тренинга, то есть информации о том, как другие воспринимают каждого студента как личность, о его умении общаться и взаимодействовать с людьми;
внешняя диагностика – познание психологом-тренером, который проводит групповую работу, особенностей личности и коммуникативных качеств каждого участника.
Во время коррекционной фазы коммуникативного тренинга происходит исправление недостатков каждого участника, намечаются пути совершенствования коммуникативной компетентности, а также осуществляется формирование команды (в пределах студенческой группы).
Во время диагностической фазы коммуникативного тренинга используются психологические упражнения, направленные на знакомство студентов между собой, самоанализ их собственных коммуникативных и личностных особенностей, получения обратной связи от других участников. На этом этапе ответственной задачей преподавателя-психолога является выявление как можно большего количества положительных, привлекательных сторон личности каждого первокурсника, помощь в демонстрации этих сторон сверстникам и в нивелировании недостатков.
Во время коррекционной фазы используются психологические упражнения, в основном имеют целью формирования команды, установление доброжелательных позитивных взаимоотношений между учащимися.
В первые дни первого семестра следует проводить игры на знакомства, такие как : «Давайте познакомимся», «Снежный ком», «Паспорт знакомства», «Интервью», «Рассказы в тройках», и т.д., где студенты рассказывают о себе, своей семье о своих хобби, увлечениях, интересах.
Тренинг следует проводить в игровой форме. Использование игровых технологий при организации групповых занятий помогает решить одну из важнейших задач создания благоприятного эмоционально-психологического окружения, ситуации успеха для каждого участника, познакомить членов группы, выявить лидера, стабилизировать межличностные отношения.
Игровые технологии также использую для сплочения коллектива и творческой активизации студентов, а также стабилизации психического состояния студентов.
Для сплочения коллектива, рекомендуется использовать такие игры как: «Мой идеальный коллектив», «Маятник», «Поддержка на доверие», «Выбор».Эти игры формируют навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала. Здесь демонстрируются творческие способности к рисованию, сочинительству. Также у учащихся проявляется способность к фантазированию.
На взаимодействие группы лучше использовать игры: «Веревочка», «Слепые фигуры», «Глаза в глаза», «Общие объятия». При таких играх студенты максимально контактируют между собой.
Такие игры как: «Адаптация», «Лидер-организатор», «Большая семейная фотография», помогают выявить лидеров в группах.
Как результат, коммуникативные знания и навыки студентов первых курсов повышаются; первокурсники овладевают результативными приемами межличностного взаимодействия; быстрое и профессионально организованное знакомство студентов всей группы способствует более быстрой адаптации в коллективе, помогает почувствовать себя более уверенно. Возможность узнать у преподавателя-психолога любые вопросы относительно обучения в университете, также помогает адаптации к требованиям вуза. Во время тренингов проявляются лидеры, которые могут стать опорой для администрации вуза в учебно-воспитательной работе со студентами.
Литература:
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982., -192с.
Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
.Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2007. — 160 с.
Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.