РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ УТОЧКИНОЙ Л. А. «ГАММА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ УТОЧКИНОЙ Л. А. «ГАММА»

Третьякова О.Д. 1, Васильева Т.С. 2, Прокофьева А.В. 2
1ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова Магнитогорск, Россия
2ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лариса Алексеевна Уточкина – ученица известного Магнитогорского, уральского поэта А.Б. Павлова, талантливый поэт и прозаик, чья жизнь и деятельность интересна и многогранна. Она окончила педучилище и пединститут в г. Магнитогорске, работала учителем начальных классов в школе №16. Знание педагогики и детской психологии нашли отражение в её прозаическом и поэтическом творчестве.

В 2013 г. Лариса Алексеевна выпустила книгу «В лучах любви», в жанре лирики и эзотерики, В 2014 г. увидел свет сборник для младших школьников «Гамма». Именно о нём пойдёт речь в этой статье.

Га́мма – «звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды» [1]. Но Лариса Уточкина в названии своего сборника выражает не музыкальный компонент данного определения, а еще и разнообразие энергий и чувств [2].

Сборник «Гамма» включает в себя 20 стихотворений и три рассказа. Содержательно в книге можно выделить следующие темы: «Природа», «Животные», «Школа». Однако такое выделение будет неполным: все стихотворения и рассказы автора о доброте, дружбе, любви, познании мира, мудрости взрослых и доверии детей. Особенно хочется отметить поучительный характер произведений, которые не только «развлекают» душу, но также формируют нравственные ценности. Так, например, стихотворение «Щенок» учит уважать старших, не хвастаться и не зазнаваться.

А когда чуть-чуть подрос, Выше мамы поднял нос. Хвастал силой: "Я, сынок, Испугать я маму смог, Я и волка не боюсь, Силою своей горжусь". Тут из леса вышел волк. Сразу наш герой умолк. И помчался наш щенок Прямо к маме со всех ног!

В «Напутствии» автор учит детей ценить доброту, дружбу, знания, а в стихотворении «Планета» говорит о значимости любви в планетарном масштабе и сравнивает звёзды с детьми, которые тоже нуждаются в любви:

Мигнула вдруг Планета на рассвете:

– Мирами движет Вечная Любовь!

Гиганты-звезды тоже чьи-то дети!

Рождаясь, ярко вспыхивают вновь!

Особо представлена в сборнике тема «Школа». Автор говорит о важности учения, о том, как должен вести себя каждый юный гражданин.

Ученик Улетело время вмиг. Я, ребята, ученик. Поступил я в первый класс, Школьник я – вот это раз! Подрасти успел едва –

Гражданин страны – вот два! Слёзы, мамочка, не три, Повзрослел я – это три! Не сорю уже в квартире, Твой помощник – вот четыре! И "отлично" получать Баллы буду – это пять! Улетело время вмиг, Я примерный ученик!

В сборник вошли три рассказа: «Ноль», «Пятерка», «Коррида», созданные Ларисой Алексеевной «по мотивам педагогической деятельности». [2]. Все они связаны со школьной и повседневной жизнью, а в роли учителя сама «Елена Алексеевна» – учитель, который не успокоится, пока не добьётся понимания в том или ином вопросе, как, например, в рассказе «Ноль».

Рассказ, который заставит задуматься будущих педагогов, – «Пятерка». В нем Лариса Алексеевна повествует о том, как, будучи на практике в школе, она однажды нарушила правила: сама исправила ошибку старательному ученику и поставила ему «пятерище-великанище». Своим поступком учитель хотела подбодрить ученика и повысить его самооценку, и это ей удалось. Но нельзя забывать, что у монеты, как известно, две стороны медали. После практики мудрый директор деликатно дал понять юному учителю: её поступок может оказаться для кого-то «медвежьей услугой».

Третий рассказ «Коррида» о мальчике по имени Валера и его младшей сестре в возрасте «почемучки». Валера чувствовал себя взрослым, и ему совсем не хотелось объяснять сестренке всё несколько раз. Рассказ автобиографичен: Лариса Алексеевна с малых лет знала, что животных нельзя обижать, и учила этому даже своего старшего брата [3].

Все рассказы – «живые», реальные, в них присутствуют динамичность сюжета и простота – всё это позволяет читателю ощутить себя на месте одного из героев.

Лариса Алексеевна продолжает лучшие традиции советских детских писателей и поэтов – А.Л. Барто, Е.А. Благининой, В.А.Осеевой и др. Она пишет доступным и понятным для всех возрастов языком. Произведения искренни, эмоциональны, динамичны, наполнены юмором и оптимизмом: будь то восторг от прихода весны или радость от полученной оценки.

Недостатком «Гаммы» является отсутствие цветных картинок, что является важным аспектом книги для детей. Сама Лариса Уточкина в одном из своих интервью пояснила: включить цветные картинки в книгу не позволило отсутствие финансов [2].

Произведения предназначены для младших школьников, их родителей и педагогов, которые могут использовать данный сборник для внеклассного чтения. «Гамма» Л.Уточкиной может служить как своеобразным пособием для формирования нравственных ориентиров младших школьников, так и средством проведения совместного интересного досуга: крупный шрифт, небольшие, доступные для понимания, запоминающиеся тексты способствуют совместному чтению детей и родителей.

Стоит отметить, что использование данного пособия отвечает задачам реализации регионального компонента Федерального государственного стандарта начального образования. Сборник «Гамма» может быть рекомендован учителям начальных классов для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания на факультативах, элективных курсах, а также для поддержки воспитательных аспектов уроков русского языка и литературного чтения [4].

В целом, «Гамма» произвела на нас положительное впечатление. Стихотворения и рассказы Л.А. Уточкиной легко и интересно читать. С педагогической точки зрения данный сборник не только помогает младшим школьником погрузиться в увлекательный мир чтения, но также способствует развитию наглядно-образного мышления, которое, безусловно, важно и необходимо в любом возрасте.

Список литературы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Городская газета Магнитогорский металл / Мобильная версия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magmetall.ru/contribution/18199.htm

  3. Уточкина, Л. А. Гамма : кн. Для детей мл. школ. возр. – Магнитогорск, 2014. – 36с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010. – 31с.

Просмотров работы: 709