РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В Г. МАГНИТОГОРСКЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В Г. МАГНИТОГОРСКЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ»

Севостьянова А.В. 1, Давлеткиреева Л.З. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 3

1. Обследование объекта информатизации 5

1.1 Анализ результатов проекта «Электронная Россия» 5

1.2 Постановка задачи по электронному учету 8

1.3 Анализ реализованных медицинских электронных услуг 10

Вывод по главе 1 11

2. Разработка проектных решений по развитию электронного учета пациентов стоматологий г. Магнитогорска 12

2.1 Анализ реализованных медицинских электронных услуг г. Магнитогорск 12

2.2 Формирование требований к развитию системы ведения учета приема пациентов стоматологии г. Магнитогорска 19

2.3 Анализ готовности ИТ-инфраструктуры для развития системы 23

Вывод по главе 2 30

Заключение 31

Список использованных источников 32

Приложение А 38

Приложение В 49

Введение

В настоящее время во всем мире идет глобальное внедрение информационных технологий во все сферы жизни. Автоматизация какого-либо процесса подразумевает выполнение функций компьютером, а не человеком. В данной научной работе будет рассматривается процесс автоматизации регистрационной системы поликлиники. Это вызвано тем, что приходится выполнять много повторяющихся действий вручную. Преимуществом автоматизации перед ручной работой является не только большие возможности по обработке данных, но и удобное представление, а так же высокая скорость обработки данных.

Электронные системы управления потоками клиентов помогают изменить и повысить качество обслуживания. Позволяют организовать запись посетителей на прием по времени и дате. Системы электронной очереди позволяют на основе полученных в процессе работы данных оптимизировать обслуживание или разрабатывать новые методики, а также оперативно вносить коррективы. Следствием применения систем электронных очередей является улучшение общего климата обслуживания и более высокий коэффициент работы персонала учреждения.

Актуальность данного решения обусловлено большим потоком клиентов, для которых время обслуживания имеет первостепенное значение. Проблема очередей для данных категорий клиентов является одной из наиболее больших в данных условиях.

Цель данной научной работы – разработка технического задания на развитие электронных медицинских услуг в г. Магнитогорске в рамках проекта «Электронная Россия».

Задачами научной работы являются:

  1. Провести анализ электронного учета в рамках проекта «Электронная Россия».

  2. Проанализировать реализованные медицинские услуги.

  3. Разработать проектное решение развития электронного учета.

  4. Сформировать требования к развитию системы ведения учета приема пациентов.

  5. Провести анализ ИТ-инфрастуктуры.

Объектом исследования является процесс получения талона и формирования очереди.

Предметом исследования являются система электронной очереди для стоматологии города Магнитогорска.

1. Обследование объекта информатизации 1.1 Анализ результатов проекта «Электронная Россия»

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации[3].

ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65

Цели программы:

Повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти

Задачи программы:

  • переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;

  • развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  • обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;

  • развитие инфраструктуры электронного правительства

Результаты

8 апреля 2011 года, на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации были подведены итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002 -2010 годы)»

Как отметил глава Минком связи, «Электронная Россия» была «флагманским проектом», призванным, прежде всего, привлечь внимание к вопросам информатизации в сфере государственной власти. Широкая известность программы, по мнению министра, свидетельствует о том, что свои пропагандистские задачи она выполнила. Однако размеры финансирования программы на первых этапах, отметил Игорь Щеголев, были несопоставимы с масштабом ее задач (бюджет программы был сравним с годовым бюджетом на информатизацию развитых регионов).

Среди основных результатов, представленных в рамках доклада, посвященного итогам реализации ФЦП «Электронная Россия» до 2008 года можно назвать создание интернет-сайтов органов власти (сайты Президента, Федерального собрания и так далее), создание Федерального информационного центра, государственной информационно-аналитической системы, создание инфраструктуры удостоверяющих центов и так далее.

Однако, по данным доклада об итогах реализации указанной ФЦП, к 2009 году многие цели Программы не были достигнуты. В частности, фактически не было организовано межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг, кроме того, «типовые решения» не получили широкого применения, а созданные программно-аппаратные комплексы не использовались.

В связи с этим, в 2009 году Программа была перезапущена. Среди прочего в 2009 году единым исполнителем работ по проектированию и созданию инфраструктуры электронного правительства, а также единым национальным оператором электронного правительства был назначен «Ростелеком». Приоритетом обновленной ФЦП стало удовлетворение нужд граждан и ускорение перевода госуслуг в электронный вид. В этом направлении были достигнуты определенные успехи. Главными итогами ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» стало создание системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и портала госуслуг. Оба этих проекта уже востребованы. «Портал госуслуг эволюционирует от справочника по услугам или доски объявлений к функциональному инструменту, от которого граждане получают реальную пользу», - отметил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев[6].

По моему мнению, ФЦП стала большим толчком к развитию электронных услуг, прикосновение к ним дало нам понять, насколько они облегчают необходимые в нашей жизни действия, направленные на взаимодействие с государством.

1.2 Постановка задачи по электронному учету

Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Она является основным структурным подразделением по реализации приема больных в поликлинике. От организации работы регистратуры зависит в значительной степени ритмичность работы всех подразделений поликлиники, обеспечение наиболее оптимального распределения потоков посетителей и уменьшение затрат времени больных на посещение поликлиники.

Именно запись к врачу возглавила рейтинг востребованности электронных государственных сервисов среди жителей России. Об этом сообщил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов.

Рейтинг востребованности составлен по результатам общественного обсуждения, которое проходило в октябре-ноябре 2012 года с участием 600 экспертов - чиновников, представителей ИТ-сообщества и общественности. На втором месте по популярности после записи к врачу оказался доступ к информации о тарифах и потребленных жилищно-коммунальных услугах, на третьем - электронная запись в детские сады и школы, на четвертом и пятом - электронная медицинская карта и электронный дневник ученика.

Миссия предприятия - оказание амбулаторной медицинской помощи, наиболее отвечающей потребностям пациента, на основе современных диагностических, лечебных, профилактических и медико-социальных технологий в условиях оптимального комфорта, уюта и понимания.

Основная цель деятельности поликлиники - оказание качественной эффективной медицинской помощи путем достижения медицинскими работниками доверия пациента.

Основные задачей деятельности поликлиники является повышение качества и культуры оказания медицинской помощи населению, внедрение в практику работы современных достижений медицинской науки и научной организации труда медицинских, фармацевтических и других работников, пропагандировать санитарно — гигиенические нормы населению, пропагандировать здоровый образ жизни.

Предметной областью научной работы является регистратура поликлиники. В функции регистратуры входит:

  • регистрация первичных пациентов;

  • организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу;

  • обеспечение регулирования интенсивности потока пациентов.

Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам. Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок.

Основным медицинским документом, отражающим состояние больного и эффективность медицинского обслуживания, является медицинская карта амбулаторного больного, которая хранится в регистратуре поликлиники.

В регистратуре должно быть табло позволяющее пациентам получить исчерпывающую информацию о графике работы врачей, номере приемных кабинетов.

Работник регистратуры осуществляет запись пациентов на прием в поликлинику. Создает базу клиентов, в которых указывается номер карточки клиента и записывает на прием к врачу.

Врачи распределены в зависимости от отделений: реанимационное, глазное, инфекционное и т.д.

Работник регистратуры может получать информацию о количестве пациентов, загруженности врачей, количестве пациентов у каждого врача. Существует списки врачей поликлиники, пациентов, отделений в которых записаны их данные.

1.3 Анализ реализованных медицинских электронных услуг

С целью поиска альтернативных решений функционального программного обеспечения для медицинских учреждений мною была сделана попытка анализа потенциальных компаний-разработчиков, предлагающих на рынке информационных технологий медицинские информационные системы. Основным критерием для анализа становятся те программные продукты, которые предлагают разработчики для внедрения.

Анализ медицинских информационных систем, разработанных выделенными компаниями-разработчиками, показал, что наиболее часто предлагают такие модули как электронная медицинская карта, услуга электронной регистратуры с возможность записи через интернет, а также поддержка и сопровождение хозяйственно-экономической деятельности лечебного учреждения.

Наиболее полная характеристика рассматриваемых мною компаний-разработчиков представлена в таблице 1(Приложение В). Были выбраны наиболее значимые на рынке России компании-разработчики программных продуктов, которые имеют существенную практику работу с медицинскими учреждениями и адаптированную к их деятельности архитектуру программных модулей.

Практически все рассматриваемые мною компании-разработчики предо- ставляют программные продукты, предоставляющие возможность формировать электронные медицинские карты, услуги электронной регистратуры (WEB-регистратура) с возможной записью через интернет, регистрации движения пациента, а также финансовый и управленческий учет оказанных медицинских услуг с развитой аналитикой нагрузки, востребованности и доходности подразделений, конечного фонда, персонала, услуг и специальностей, персони- фицированный учет оказанной медицинской помощи и лекарственных препаратов и медико-экономическая экспертиза[10].

По представленным данным Таблицы 1(Приложение В) мы можем сделать вывод, что InterSystems и InfinnitySolution представляют самый широкий спектр своих средств.

Вывод по главе 1

В рамках главы была произведено обследование объекта автоматизации, проведен анализ результатов проекта «Электронная Россия», при котором было выяснено значение проводимых мероприятий автоматизации, их актуальность и подведение итогов по окончанию. Также была сформулирована постановка задачи по существующей предметной области. Были выбраны наиболее значимые на рынке России компании-разработчики программных продуктов и проведен сравнительный анализ медицинских информационых систем.

2. Разработка проектных решений по развитию электронного учета пациентов стоматологий г. Магнитогорска 2.1 Анализ реализованных медицинских электронных услуг г. Магнитогорск

Кампания ООО «Комплекс АйТи» занимается внедрение медицинской информационной системы в частных медицинских центрах города Магнитогорска. Программное обеспечение «MedixPRO» - онлайн сервис для управления клиникой. В данный момент известно, что этим сервисом пользуются два медицинских центра (рис.1)[1].

«MedixPRO» реализует следующие функциональные требования:

  • формирование и ведение базы клиентов в электронном виде;

  • простой и интуитивно понятный интерфейс;

  • возможность ведения электронной карты пациента;

  • составление расписания;

  • договорные отношения с клиентами - все необходимые документы (договор, карта, квитанция и т.д.) формируются автоматически;

  • возможность автоматического расчета з/п специалистов;

  • формирование отчетов для страховых компаний по полисам ДМС;

  • разграничение прав для руководителя и администраторов — ограниченный доступ к данным для администраторов, расширенные возможности для руководителя;

  • предоставление клиентам возможности самостоятельно записываться на прием через сайт в режиме Online;

  • уведомление Клиентов и Специалистов с помощью смс.

Имеется четыре модуля для управления клиникой:

  • финансы;

  • расходные материалы;

  • запись к специалисту;

  • формирование отчетности.

Модуль «Запись к Специалисту» предлагает перечень решений:

  • просто и удобно записаться на прием;

  • избавление от бумажной волокиты;

  • запись осуществляется всего в несколько кликов;

  • информация о новой записи в режиме online доступна в любом офисе;

  • быстрый поиск по услуге или Специалисту.

  • полный контроль загруженности Специалистов.

Этот продукт является проприетарным, имеются пакеты как для одного специалиста и неограниченного количества специалистов, осуществляющих прием. Стоимость использования одного медицинского кабинета 990 рублей в месяц, неограниченное количество специалистов клиники 2900 рублей в месяц.

Рисунок 1 - Интерфейс окна авторизации MedixPRO

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр»

О центре:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр» создано в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 23.09.2004 г. №107-П, является учреждением здравоохранения особого типа. Сокращённое название учреждения: ГБУЗ «ЧОМИАЦ»[2].

Основная цель учреждения:

Формирование единой информационно-аналитической системы здравоохранения Челябинской области с обеспечением мер защиты первичной персонифицированной информации путём организации современных компьютерных технологий государственной, ведомственной и межотраслевой системы сбора, обработки, хранения и представления медико-статистической и экономической информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья и лекарственного обеспечения населения Челябинской области, материально-технической базы и кадров учреждений здравоохранения Челябинской области, а также информационное обеспечение деятельности органа исполнительной власти – Министерства здравоохранения Челябинской области, органов управления и учреждений здравоохранения Челябинской области.

Основные виды деятельности:

  • деятельность в области здравоохранения (медицинская деятельность);

  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Основные задачи:

  • организационно-методическое руководство по формированию единой информационно-аналитической системы здравоохранения Челябинской области, создание и сопровождение программных комплексов и автоматизированных систем учёта деятельности и управления здравоохранением;

  • координация деятельности службы медицинской статистики учреждений здравоохранения Челябинской области и медицинского статистического обеспечения органов управления здравоохранением;

  • формирование и сопровождение государственной и отраслевой статистической отчётности Российской Федерации, представление в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сводных государственных и отраслевых статистических отчётов;

  • повышение эффективности использования информационной инфраструктуры здравоохранения Челябинской области и Российской Федерации;

  • обеспечение достоверности сведений в медицинской документации;

  • внедрение новых технологий сбора и обработки медико-статистической информации;

  • создание и поддержание единого набора классификаторов системы мониторинга здоровья населения;

  • обеспечение безопасности автоматизированных информационных систем управления здравоохранением Челябинской области.

Существуют реализованные решения, которые автоматизируют процесс записи на прием в муниципальные учреждения здравоохранения города Магнитогорска:

  • МУЗ «Городская больница №1 им Г.И. Дробышева» - запись ко всем узким специалистам (кроме неврологов);

  • МУЗ «Городская больница №2» - запись ко всем узким специалистам, предоставленным ЛПУ;

  • МУЗ «Городская больница №3» в филиал поликлиники 1 (Советская ул. 88) – запись ко всем узким специалистам, предоставленными ЛПУ;

  • МУЗ «Детская городская поликлиника №2» в филиал поликлиники 1 (Комсомольская ул. 15/1) – запись ко всем узким специалистам (кроме кардиологов, хирургов, отоларингологов).

Созданная на потребу дня медицинская информационная система «Медик+», предназначенная для комплексной автоматизации больниц и поликлиник (рис.2). Разработанная ООО «Инфинити» (инновационный бизнес-инкубатор г. Челябинск), уже внедрена в 7 лечебно-профилактических учреждениях области в том числе в городе Магнитогорске.

Infinnity Solutions, как компания разработчик программного обеспечения, начала свою деятельность с 2006 года. Компания разрабатывает информационные системы, бизнес веб-приложения и корпоративные программные решения. Продукты используются в производственной, коммерческой и социальной сферах. Технологическая основа для разработки собственных тиражируемых продуктов и заказных решений — платформенное программное обеспечение InfinniPlatform.

Михаил Херсонский, представитель компании-разработчика, при уже разработанном программном решении сообщал: «Дело за малым. Система уже передана в собственность Челябинской области, осталось инициировать проект, приобрести серверное оборудование и подключить».

Анализ обратной связи от заказчиков показывает, что компания удовлетворяет потребности клиентов на 100%.

Из своего личного наблюдения и попытки воспользоваться этим уже давно реализованным решением не оказало должного эффекта, могу с уверенностью сказать, что она недоработана и получить талон на прием не получилось. Список специалистов очень узок, из перечня допустимых врачей не было тех, кто нужен (рис.3).

Рисунок 2 - Интерфейс главной страницы «Медик+»

Рисунок 3 - Интерфейс окна для выбора врача

Была рассмотрена еще одна МИС, которая принадлежит компании «БАРС Груп» и является одним из многих реализованных решений этой компании. Это ведущий российский разработчик и интегратор облачных систем управления, который занимается реализацией комплексных региональных, федеральных и международных IT-проектов для государственных и коммерческих заказчиков.

В целях завершения реализации мероприятий областной целевой программы, по Приказу Министерства здравоохранения Челябинской области от 13 марта 2014 г. N 348 «О внедрении и использовании автоматизированных информационных систем «Барс. Бюджет-Зарплата» и «Барс. Бюджет-Кадры»» были внедрены разработанные решения этой компании (рис. 4).

Из материалов газеты «Магнитогорский металл» на 10 декабря 2015 года были получены сведения о том, что планируется обеспечении врачей компьютерной техникой, возможно ведение электронной медицинской карты и переход на электронный документооборот внутри медицинского учреждения и между медицинскими организациями, входящими в систему "Барс. Электронная медицинская карта". Это приведёт к сокращению времени на приём пациента, на оформление документов, к сокращению расходов на бумажные носители[8].

Рисунок 4 - Интерфейс окна авторизации пользователя

В рамках данной главы были рассмотрены реализованные на сегодняшний день медицинские электронные услуги. Были протестированы услуги, связанные с автоматизацией очереди. На основе полученной информации, можно сделать вывод, что в текущий момент идет развитие данного сервиса. Но также в силу недоработанности представленных решений, полноценной автоматизации процесса формирования очереди на данный момент не существует. Была выбрана наиболее перспективная система «Медик+» для дальнейшего развития электронной очереди в стоматологиях города Магнитогорска.

2.2 Формирование требований к развитию системы ведения учета приема пациентов стоматологии г. Магнитогорска

Функциональные требования регламентируют функционирование или поведение системы (behavioral requirements). Они отвечают на вопрос «что должна делать система» в тех или иных ситуациях. Функциональные требования определяют основной «фронт работ» разработчика, и устанавливают цели, задачи и сервисы, предоставляемые системой заказчику.

Рассмотрим формализацию функциональных требований к системе с помощью моделирования бизнес-процессов текущего состояния (AS IS).

Для описания логики бизнес-процессов текущего состояния системы была выбрана диаграмма расширенной цепочки процессов EPc модель, демонстрирующая ход действий пациента и отклик системы обслуживания на его действия в том виде как есть.

Рисунок 5 − EPC-диаграмма модели AS-IS "Процесс обслуживания пациента в регистратуре стоматологии"

Заметим, что процесс получения талона требует от пациента прийти в медицинское учреждение, отстоять очередь в регистратуру и получить талон. Данный процесс выполняется пациентом в независимости от того, будет ли осуществлен прием пациента сразу или это будет другой день, независимо от удобства пациента.

Была построена модель будущего состояния системы с помощью Case-средства MS Visio (Рисунок 6). Для описания логики бизнес-процессов была выбрана диаграмма расширенной цепочки процессов EPc модель, демонстрирующая ход действий клиента и отклик системы на его действия в реализованном виде ИТ-проекта .

Рисунок 6 - EPC диаграмма модели TO-BE

Данная диаграмма демонстрирует процесс обслуживания пациентов после внедрения электронной очереди.

Анализ узких мест

Для выявления ключевых параметров процессов, влияющие на характеристики будущей системы, определения причин проблем процесса или факторов, влияющие на возникновение дефекта в системе была использована диаграмма Исикавы.

Выделим наиболее важные факторы, влияющие на эффективность работы регистратуры стоматологии и построим с помощью Case-средства MS Visio диаграмму причин и факторов:

Рисунок 7 - Диаграмма Исикавы

Проанализируем построенную модель. Обозначим факторы, оказывающие непосредственное влияние на показатель качества «эффективность работы регистратуры в поликлинике». К ним можно отнести: техническую инфраструктуру, персонал, контент, финансирование. Рассмотрим каждый фактор подробнее:

Техническая инфраструктура− организация различных компонентов – от нескольких индивидуальных компьютеров до маршрутизаторов, кабелей, беспроводного оборудования, коммутаторов, сетевых протоколов, различного уровня моделей и методологий. На данный фактор влияет следующее:

  • Интернет

  • Аппаратура

  • ПО

  • Техподдержка

Персонал – это непосредственно работники поликлиники, пользователи этой системой. На данный фактор влияет следующее:

  • Квалификация

  • Заинтересованность

  • Ответственность

Информациясодержимое, информационное наполнение сайта. На данный фактор влияет следующее:

  • Непротиворечивость

  • Актуальность

  • Доступность

Финансирование− снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами. На данный фактор влияет следующее:

  • Планирование

  • Сопровождение

  • Господдержка

При дальнейшем формировании требований необходимо учитывать влияние каждого фактора, как главного, так и второстепенного, поскольку их негативное воздействие может привести к неэффективной деятельности ИТ-решения и падению производительности.

2.3 Анализ готовности ИТ-инфраструктуры для развития системы

Для анализа ИТ-инфраструктуры подразделений стоматологии была выбрана модель CMMI и на основе ее проведен анализ. Эта модель наиболее оптимальна с точки зрения простоты.

Рисунок 8 − Инфраструктура взаимодействия подразделений стоматологии

Состав технической инфраструктуры (таблица 2).

Параметры

Описание

Кол-во

Файловые серверы

4 шт.

Типовая конфигурация файлового сервера

Сервер Никс sS5000B: Процессор: CPU Intel Xeon E3-1240V2 3.4 ГГц/4core/1+8Мб/69 Вт/5 ГТ/с LGA1155 Оперативная память: 4Gb Винчестер: 1 Tb SATA-II 300 Western Digital RE4 7200rpm 64MbИБП: APC SmartUPS 1000VA

1 шт.

1 шт.

2 шт.

2 шт.

1 шт.

Серверы приложений

4 шт.

Типовая конфигурация сервера приложений

Сервер HP ProLiant DL160: Процессор: CPU Intel® Xeon® E5-2603 1.8 ГГц/4core/1+10Мб/80 Вт/5 ГТ/с LGA1155 Оперативная память: 4GbВинчестер: 1 Tb SATA-II 300 Western Digital RE4 7200rpm 64MbИБП: APC SmartUPS 1000VA

1 шт.

1 шт.

1шт.

2 шт.

1 шт.

Компьютеры диагностов, связанных с обработкой диагностических изображений – «Рентген»

11 шт.

Типовая конфигурация компьютера

Системный блок: Микропроцессор: Intel Core 2 Duo 2.2Ггц Оперативная память: 4096 Mb;Винчестер: 500 GB SATA-II 7200prm 8MB Дисководы: DVD-RW, Монитор: 21'', BENQ; Клавиатура: Genius; Мышь: оптическая – Genius; ИБП: Exegate PowerPro PCM-650VA

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Компьютеры, не связанные с обработкой диагностических изображений (минимальные):

13 шт.

Типовая конфигурация компьютера

Системный блок: Микропроцессор: Intel Core 2 Duo 2.2Ггц Оперативная память: 1024 Mb;Винчестер: 250 GB SATA-II 7200prm 8MB Дисководы: DVD-RW, Монитор: 21'', BENQ; Клавиатура: Genius; Мышь: оптическая – Genius; ИБП: Exegate PowerPro PCM-650VA

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Периферийные устройства

Принтер: HP Laser Jet P2015 Series PCL 5eКопировальный аппарат: Canon A4 iR1133A (4840B002)Телефон: Termit FixPhone v

25 шт.

1 шт.

25 шт.

Программное обеспечение

Операционная система – Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2 и SP3Microsoft Office 2003Пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft OfficeAdobe Reader 9.1Антивирус ESET NOD32; Архиватор WinRAR; Браузер – Internet Explorer; Стандартные программы; Справочник «ДубльГИС»

на 43 ПК

на 43 ПК

на 43 ПК

на 43 ПК

на 43 ПК

на 10 ПК

Сеть

Коммутатор: Linksys SRW208MP-K9-EU

5 шт.

Таблица 2 – Характеристика технической инфраструктуры

Техническая и информационная оснащенность типовых автоматизированных рабочих мест. Все компьютеры объединены в одну локальную сеть с помощью коммутаторов[5]. В каждом отделе есть как один сетевой принтер, а также телефоны (Таблица 3).

Номер АРМа

Характеристика АРМа

АРМ регистратура

Состав:

  • рабочий стол;

  • компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  • телефон;

  • принтер;

  • копировальный аппарат.

ПО:

  • система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003

  • пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft Office;

  • Adobe Reader 9.1;

  • антивирус ESET NOD32;

  • архиватор WinRAR;

  • справочник «ДубльГИС».

Спец. ПО:

  • регистратура.

АРМ заведующий, архив

  • рабочий стол;

  • компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  • телефон.

ПО:

  • система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft Office;

  • Adobe Reader 9.1;

  • антивирус ESET NOD32;

  • справочник «ДубльГИС».

Спец. ПО:

  • главный бухгалтер;

  • склад;

  • отдел кадров;

  • реестры;

  • тарификация;

  • зарплата.

АРМ врач, сестра

  • рабочий стол;

  • компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  • телефон;

  • принтер.

ПО:

  • система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003

  • пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft Office;

  • Adobe Reader 9.1;

  • антивирус ESET NOD32;

  • справочник «ДубльГИС».

Спец. ПО:

  • инвалиды;

  • рецепты.

АРМ рентгенология

  • рабочий стол;

  • компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  • телефон;

  • принтера;

  • копировальный аппарат.

ПО:

  • система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft Office;

  • Adobe Reader 9.1;

  • антивирус ESET NOD32;

  • справочник «ДубльГИС».

Спец. ПО:

  • рентген;

АРМ статистика

  • рабочий стол;

  • компьютер (комплектующие описаны в таблице 1);

  • телефон.

ПО:

  • система: Microsoft Windows XP Professional Версия 2002 SP2;

  • Microsoft Office 2003;

  • пакет обновления совместимости для выпуска 2007 систем Microsoft Office;

  • Adobe Reader 9.1;

  • антивирус ESET NOD32;

  • архиватор WinRAR;

  • справочник «ДубльГИС».

Спец. ПО:

  • реестры;

  • инвалиды.

Таблица 3 − Характеристика АРМ

Услуги, предоставляемые составом автоматизированных рабочих мест (АРМ), программным (ПО) и аппаратным обеспечением (АО) (Таблица 4).

Пользователь

Услуги

Регистратура (АРМ регистратура)

Использование компьютера и программы «Регистратура». Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов .Печать, ксерокопирование документов. Передача и прием сообщений по телефону.

Заведующие отделениями, администрация

Использование компьютера и программ:

  • главный бухгалтер;

  • склад;

  • отдел кадров;

  • тарификация;

  • зарплата;

  • учет прививок.

Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов.

Печать документов. Передача и прием сообщений по телефону.

Рентгенология (АРМ лаборатория, рентгенология)

Использование компьютера и программы «Рентген». Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов. Печать документов. Передача и прием сообщений по телефону.

Мед.статистика (АРМ статистика)

Использование компьютера и программ:

  • реестры;

  • инвалиды.

Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов. Печать документов. Передача и прием сообщений по телефону.

Архив (АРМ архив)

Использование компьютера и программ:

  • реестры;

  • инвалиды;

Использование Microsoft Office (текстовый редактор, электронные таблицы) для формирования отчетов. Печать, ксерокопирование документов. Передача и прием сообщений по телефону.

Таблица 4 – Характеристика услуг АРМ+ПО+АО

В настоящее время техническое оснащение рабочих мест соответствует корпоративным требованиям, что позволит в полной мере обеспечивать функционирование Web-портала.

Вывод по главе 2

В рамках главы была произведена разработка проектных решений по развитию электронного учета пациентов стоматологий города Магнитогорска. Были рассмотрены уже существующие альтернативные решения, из которых было выбрано одно более перспективное на дальнейшее сопровождение. В целях этого был проведен анализ готовности ИТ-инфраструктуры для развития системы.

Заключение

В рамках данной научной работы была рассмотрена степень развитости электронных услуг в рамках проекта «Электронная Россия», призванной повысить качество взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации, что стало в дальнейшем толчком к развитию электронных услуг в различным областях, включая здравоохранение Челябинской области, города Магнитогорска.

С целью поиска альтернативных решений функционального программного обеспечения для медицинских учреждений был сделан анализ потенциальных компаний-разработчиков, предлагающих на рынке информационных технологий медицинские информационные системы и были определены компании-разработчики наиболее удовлетворяющие запросам.

По существующей предметной области была сформулирована постановка задачи. Проведен анализ существующих в городе реализованных медицинских информационных систем. Выбрана наиболее приемлемая система «Медик+» для дальнейшего ее сопровождения в рамках развития электронных услуг города Магнитогорска.

Проведен анализ готовности ИТ-инфраструктуры для развития системы.

По итогам научной работы было разработано техническое задание на развитие электронных медицинских услуг в г. Магнитогорске в рамках проекта «Электронная Россия». В рамках научной работы была написана статья «О проблемах внедрения медицинских информационных систем» под авторством Столярова А.И. и Севостьяновой А.В. на международную конференцию «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине», позже опубликованная в сборнике; «Предпроектная стадия ИТ-проекта «Комплексного внедрения национального ИТ-решения электронной очереди в поликлинике»» под авторством Севостьяновой А.В и Макашовой В.Н на научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Список использованных источников
  1. Гайсина А.Д., Махмутова М.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности автоматизированной системы предприятия / в сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации / Сборник научных трудов XII-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. Курск, 2015. С. 290-293.

  2. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 252-256

  3. Давлеткиреева, Л.З., Чусавитина, Г.Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса /Л.З. Давлеткиреева, Г.Н. Чусавитина//Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. тр. седьмой международ. науч.-практ. конф. -М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. -С. 529-544.

  4. Кудрявцев, Д.В. Технологии бизнес-инжиниринга: учеб. пособие/Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян, Л. Ю. Григорьев. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 427 с.

  5. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб. -метод. пособие // Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 60 с.

  6. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие // Л.В. Курзаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 211 с.

  7. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 297-302

  8. Назарова О.Б. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова, Н.О. Пролозова. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -220 с.

  9. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters’ training connected with applied informatics / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. - ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences: Asian Research Publishing Network (ARPN), Пакистан.

  10. Назарова, О.Б. Сопровождение корпоративных информационных систем [Текст]: учебник/О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова, Н.О. Пролозова. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -220 с.

  11. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Малахова, И.В. Аудит информационной инфраструктуры компании и разработка ИТ-стратегии [Текст]: монография / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Малахова. – Магнитогорск. – Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. – 224 с. Библиогр.: с. 181-188.– 1000 экз. – ISBN 978-5-86781-967-5

  12. Ошурков В.А., Чернова Е.В., Сторожева Е.В., Давлеткиреева Л.З. Механизмы противодействия явлений киберэкстремистской направленности в системе электронных платежей//Фундаментальные исследования. -2014. -№ 12-5. -С. 1093-1097.

  13. Петеляк В.Е. Моделирование программного обеспечения средней и меньшей сложности с помощью автоматно-алгоритмических схем // Современные проблемы науки и образования: материалы XLV внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 257-258.

  14. Петеляк В.Е. Некоторые вопросы интеграции ИС предприятия в глобальную сеть // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий: межвузовский сборник научных статей. – Магнитогорск: МАГУ, 2008. – С. 27-33.

  15. Петеляк В.Е. Проблема неполноты данных для интероперабельности систем// Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 387-388.

  16. Попова И.В. Разработка приложений: учеб. пособие / И. В. Попова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 186 с.

  17. Пролозова, Н.О., Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З. Анализ стандартов в области сопровождения автоматизированных информационных систем /Н.О. Пролозова, О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева//Современные научные исследования и инновации, 2012. -№ 11 (19). -С. 7. -Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18571

  18. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры ЛПУ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22907 (дата обращения: 24.06.2015).

  19. Скокова И.К. Обоснование инструментальных средств моделирования бизнес-процессов проведения мероприятий с использованием дистанционных технологий / И.К. Скокова, Л.З. Давлеткиреева // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2014 года. – Светлый Яр: филиал ФГБОУ ВО МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ) в р. п. Светлый Яр Волгоградской области, 2014. –714 с. – С. 694-698.

  20. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Актуальность проведения заочных конференций посредством применения веб-технологий для удаленной активизации научной деятельности // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. - Т. 4; под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2014. – С. 180-183.

  21. Скокова И.К., Давлеткиреева Л.З. Обоснование инструментальных средств моделирования бизнес-процессов проведения мероприятий с использованием дистанционных технологий // Современные технологии и управление: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2014 года.– Светлый Яр: филиал ФГБОУ ВО МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ) в р. п. Светлый Яр Волгоградской области, 2014. – С. 694-698.

  22. Столярова А.И., Севостьяновой А.В. О проблемах внедрения медицинских информационных систем // Сборник трудов международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» 2015 г. – Т. 3; Томск: АлтГТУ, 2015. – С. 338-340

  23. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14

  24. Онлайн сервис для управления клиникой MedixPRO: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://medixpro.ru/

  25. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр»: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://miac74.ru/about/

  26. Приказ Минздравсоцразвития России № 364 от 28 апреля 2011 г. Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minzdrav-soc.ru/docs/ mzsr/informatics/21 (дата обращения 15.02.2012);

  27. Гулиев Я. И., Гулиева И. Ф., Рюмина Е. В. Оценка экономической эффективности использования информационных технологий в медицине. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/general/1714-informacionnye-texnologii-v-medicine.html (дата обращения 14.01.2012);

  28. Гусев А. В. Обзор основных технологических тенденций и требований к медицинским информационным системам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itm.consef.ru/main.mhtml?Part=75 (дата обращения 15.02.2012);

  29. Государство. Бизнес. ИТ – TADVISER[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электронная_Россия_ФЦП

  30. Минкомсвязь России: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/

  31. Магнитогорский МЕТАЛЛ: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magmetall.ru/contribution/19487.htm

  32. Эльянов М. М. Медицинские информационные технологии. Каталог. Вып. 5. — М.: Третья медицина, 2005. — 320 с.

  33. Назаренко Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. — М.: Физматлит, 2005. — 320 с.

  34. Гусев А. В., Романов Ф. А., Дуданов И. П., Воронин А. В. Медицинские информационные системы. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 404 с.

  35. Рот Г. З., Фихман М. И., Шульман Е. И. Медицинские информационные системы. Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 70 с.

  36. ГОСТ Р 52978-2008«Информатизация здоровья. Состав данных о лечебно-профилактическом учреждении для электронного обмена этими данными. Общие требования»

  37. ISO/TS 27527:2010 Информатика в здравоохранении.

  38. ISO/HL7 27951:2009 Информатика в здравоохранении. Общая терминология, выпуск 1

  39. ISO 27789:2013 Информатика в здравоохранении. Контрольный журнал для электронных записей

  40. ISO 27789:2013 Информатика в здравоохранении. Контрольный журнал для электронных записей

  41. Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  42. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

  43. Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

  44. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 июня 1983 г. № 710 «Об улучшении учета в лечебно-профилактических учреждениях посещений к врачам и средним медицинским работникам, профилактических осмотров и контингентов больных, состоящих под диспансерным наблюдением».

  45. Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.06.2005 «Организация контрольных мероприятий и оценка эффективности реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан».

  46. Кобринский Б.А., Автоматизированные регистры медицинского назначения: теория и практика применения. – М.: Менеджер здравоохранения, 2011. - 148 с.

  47. Васин В. Внедрение «Электронного правительства» повысит качество оказания государственных услуг и их доступность для населения / В. Васин, В. Ламин, А.Меньшиков, В. Пичурина, Н. Швабауэр // Рос. газ. Экономика УРФО. 2010. № 5113. 18 февр.

  48. Докипедия официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dokipedia.ru/document/5197897

Приложение А

Техническое задание на развитие системыведения учета приема пациентов стоматологии г. Магнитогорска

Медицинская информационная система «Медик+»

наименование вида АС

МУЗ «Стоматология»

наименование объекта автоматизации

«МИС «Медик+»

сокращенное наименование АС

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на

На 10 листах

Техническое задание

на оказание услуг по обеспечению работоспособности информационной системы «Электронная запись на прием к врачу» в государственных стоматологических поликлиниках.

Настоящее техническое задание (далее - ТЗ) определяет требования к услугам по сопровождению (обеспечению работоспособности) сервиса «Электронная запись на прием к врачу» в государственных стоматологических поликлиниках на базе медицинской информационной системы «Медик+», в составе комплексного сервиса «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Челябинской области (далее – РФ ЕГИСЗ).

ТЗ разработано в соответствии со следующими правовыми актами и документами:

  1. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства от 17.11.2008 г. № 1662-р).

  2. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. № 1240н «Об утверждении Порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь».

  3. Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (далее – Концепция).

  4. Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

  5. Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212.

  6. Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

  7. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

  8. Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

  9. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 июня 1983 г. № 710 «Об улучшении учета в лечебно-профилактических учреждениях посещений к врачам и средним медицинским работникам, профилактических осмотров и контингентов больных, состоящих под диспансерным наблюдением».

  10. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2005 г. N 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)».

  11. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07 декабря 2005 г. N 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».

  12. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 августа 2006 г. № 584 «Об утверждении Порядка организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу».

  13. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.02.2007 N 110 (ред. От 25.09.2009) «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

  14. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.04.2008 N 162н (ред. От 20.05.2009) «О порядке ведения Федерального регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей».

  15. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 130 от 20.02.2007 «О порядке ведения федерального регистра медицинских работников - врачей терапевтов участковых, врачей педиатров участковых, врачей общей практики и медицинских сестер врачей терапевтов участковых».

  16. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 января 2011 года № 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования»

  17. Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.03.2005 «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг».

  18. Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.06.2005 «Организация контрольных мероприятий и оценка эффективности реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан».

  19. Методическими рекомендациями для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости. Утверждены 23.12.2009 Директором Департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ, согласованы 22.12.2009 Начальником 2 управления ФСТЭК России.

  20. Методическими рекомендациями по составлению Частной модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных учреждений здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости. Утверждены 23.12.2009 Директором Департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ, согласованы 22.12.2009 Начальником 2 управления ФСТЭК России.

  21. Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

  22. Приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 г. № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования» и приказ ФФОМС от 22.08.2011 г. № 154 «О внесении изменений в приказ ФФОМС от 07.04.2011 г. № 79».

  23. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, дата введения 30 июня 2003 г.

  24. Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 ноября 2011 года:

  • по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним;

  • по оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием и программным обеспечением для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним;

  • по проведению в 2011-2012 годах работ по информационной безопасности для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

  • по составу создаваемых в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним.

  1. Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 января 2012 года по применению облачных технологий при создании регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения в 2011 – 2012 годах.

Перечень принятых сокращений и обозначений:

АРМ

Автоматизированное рабочее место

БД

База данных

ЕГИСЗ

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

Заказчик

Министерство здравоохранения Челябинской области

ИБ

Информационная безопасность

ИС

Информационная система

Исполнитель

Организация, победившая в аукционе на право исполнения настоящего ТЗ

Испытания

Приемо-сдаточные испытания

КЛАДР

Классификатор адресов

МИС

Медицинская Информационная Система

МО

Медицинская организация

НСД

Несанкционированный доступ

ПО

Программное обеспечение

РФ ЕГИСЗ

Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

САЗ

Средства анализа защищенности

СВТ

Средства вычислительной техники

СУБД

Система управления базой данных

ТЗ

Техническое задание

ТФОМС

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

ФФОМС

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Прикладные сервисы

Сервисы, посредством которых предоставляется функциональность прикладных компонентов РФ ЕГИСЗ

Портал Системы

Информационный сайт, являющийся частью МИС «Медик+», содержащий нормативно-справочную информацию о МО.

Сервис

Комплекс программ и компонентов медицинской информационной системы регионального уровня и обеспечения поддержки бизнес процессов на уровне медицинских организаций, предоставляемый по модели SaaS

Сервисы интеграции

Сервисы, посредством которых предоставляются возможности взаимодействия РФ ЕГИСЗ с внешними системами.

Система

Медицинская Информационная Система «Медик+»

Функциональные сервисы

Сервисы, посредством которых предоставляется функциональность компонентов РФ ЕГИСЗ

Электронные сервисы

Программная реализация предоставления и получения сведений участниками электронного взаимодействия. Электронные сервисы реализуются в виде WEB-сервисов

Infrastructure as a Service (IaaS)

Предоставление компьютерной инфраструктуры (в форме виртуализации) как услуги на основе концепции облачных вычислений

Software As A Service (SaaS)

Модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает WEB-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к нему через сеть

WEB-сервис

Программный интерфейс, описывающий набор операций, которые могут быть вызваны удаленно по сети посредством стандартизированных XML сообщений (SOAP)

  1. Общая информация

    1. Полное наименование

Предметом настоящего ТЗ является формулирование технических требований к услуге по сопровождению комплексного Сервиса РФ ЕГИСЗ, в части медицинской информационной системы «Электронная запись на прием к врачу» (далее – Система) на базе МИС «Медик+».

  1.  
    1. Государственный заказчик

Министерство здравоохранения Челябинской области.

  1.  
    1. Объект сопровождения

Система «Электронная запись на прием к врачу» в государственных стоматологических поликлиниках на базе МИС «Медик+» и Сервисы в составе Системы:

  • «Единая электронная регистратура региона» (далее – ЕЭРР);

  • «Ведение нормативно-справочной информации»;

  • «Администрирование Системы»;

  • «Интеграция с Федеральным фрагментом ЕГИСЗ»;

  • Интеграция с программным обеспечением Колл-центра.

  1.  
    1. Основание предоставления услуг

Основаниями предоставления настоящих услуг являются:

  1. Требования методических рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

  1. Цели и задачи сопровождения

Основными целями сопровождения медицинской информационной системы «Электронная запись на прием к врачу» в государственных стоматологических поликлиниках и Сервисов [п.1.3]являются:

  • обеспечение бесперебойного функционирования и круглосуточного доступа к Системе и Сервисам;

  • поддержка работоспособности программно-аппаратной инфраструктуры МИС «Медик+».

  1. Требования к составу услуг по сопровождению
    1. Состав услуг по сопровождению

В ходе исполнения обязательств по сопровождению Системы необходимо обеспечить выполнение следующих функций и требований:

  • бесперебойное функционирование на технической базе исполнителя и круглосуточный доступ к Системе;

  • работоспособность Системы «Электронная запись на прием к врачу» и всех Сервисов [п.1.3];

  • консультативная поддержка пользователей Системы;

  • выявление, классификация и устранения проблем в работе с Системой «Электронная запись на прием к врачу»;

  • регистрация и отработка заявок пользователей на устранение проблем, возникающих при работе с Системой;

  • комплексная защита информационной инфраструктуры;

  • защита персональных данных от НСД, при их хранении, передаче и обработке;

  • отработка запросов Заказчика на изменение параметров Системы, связанных с изменением настроек Системного ПО и/или прикладных Сервисов [п.1.3];

  • обеспечение функционирования интернет-портала Системы.

Исполнитель также должен обеспечить выполнение профилактических мероприятий, связанных с предупреждением аварийных ситуаций и минимизацией последствий при аварийных инцидентах:

  • ежедневное резервное копирование данных и проверка их работоспособности;

  • обновление системного и прикладного ПО, в случае выхода обновленных версий;

  • организация комплекса программно-аппаратных и организационных мер по обеспечению непрерывного круглосуточного мониторинга производительности Системы, в том числе:

  •  
    • показателей состояния и загрузки процессорных мощностей, объёмов выделенной памяти ОС, свободной физической и виртуальной памяти, объёма свободного дискового пространства, состояния сетевых адаптеров;

    • состояния системной платформы МИС и её компонентов;

    • доступности СУБД и криптошлюзов;

    • других показателей, отражающих общее состояние Системы в частном и целом.

Должна быть обеспечена возможность конфигурирования интервалов диагностирования отказов, а также настройка предаварийных и аварийных уровней срабатывания для каждого показателя в отдельности с отправкой уведомлений об инцидентах обслуживающему персоналу.

Исполнитель должен обеспечить работоспособность Системы в защищенной ведомственной медицинской сети передачи данных Министерства здравоохранения Челябинской области и в защищенной ведомственной медицинской сети передачи данных Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, построенных на базе комплекса ViPNet «CUSTOM».

  1.  
    1. Требования к взаимодействию
      1. Общие положения

Исполнитель должен гарантировать качество и надежность функционирования Системы и Сервисов в течение срока действия Контракта.

Для обеспечения взаимодействия между Заказчиком и Исполнителем, в рамках сопровождения Системы и Сервисов, на площадке Исполнителя должна быть сформирована действующая служба технической поддержки. Контактные данные службы технической поддержки (телефон, электронная почта, электронные средства on-line общения и т.д.) должны быть переданы Заказчику не позднее 1 дня с момента заключения Контракта.

Коэффициент доступности Системы должен быть не менее 0,9.

  1.  
    1.  
      1. Сопровождение Системы

Сопровождение производится по двухуровневой схеме.

Первый уровень организуется техническим персоналом Заказчика и выполняет следующие функции:

  • организация работы вычислительной и орг. техники в соответствии с требованиями производителя оборудования;

  • консультативная поддержка пользователей Системы системным администратором или иным ответственным сотрудником Заказчика;

  • выявление и классификация проблемы (некорректные действия пользователя, сбой оборудования, ошибка в программном обеспечении и т.д.);

  • присвоение проблеме статуса:

  • критичная – остановка системы (невозможность работы с системой) или невыполнение (некорректное выполнение) системой важных функций, которое может привести к невозможности работы одного или более подразделения Заказчика (более 50 пользователей);

  • важная – некорректное исполнение системой некоторых функций, которое может привести к невозможности работы от 10 до 50 пользователей системы;

  • текущая – некорректное исполнение системой некоторых функций, которое может привести к невозможности работы от одного до 10 пользователей или влекущее за собой искажение информации.

  • обращение к Исполнителю в случаях, когда проблема не может быть решена на первом уровне поддержки с использованием всех доступных средств связи (телефон, электронная почта, электронные средства on-line общения и т.д.);

  • получение и исполнение инструкций от Исполнителя по решению выявленной проблемы.

  • Второй уровень организуется Исполнителем и выполняет следующие функции:

  • регистрация обращения;

  • предоставление консультаций специалистам первого уровня технической поддержки(системным администраторам, ответственным за взаимодействие с Исполнителем в рамках технической поддержки);

  • принятие мер по решению возникших проблем у Заказчика.

  1.  
    1.  
      1. Требования к уровню сервиса
        1. Время реакции на инцидент

Время реакции – период времени между регистрацией инцидента и временем передачи его в обработку специалисту Исполнителя. Время реакции должно составлять не более 20 минут.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Время устранения проблем

  •  
    • 2 часов (удаленное решение по статусу «критично»), 8х часов (выезд по статусу критично).

    • 8 рабочих часов (удаленное решение по статусу «Важно») (по графику работы Исполнителя), 16 рабочих часов (по графику работы Исполнителя) (выезд по статусу «Важно»).

    • 24 рабочих часов (по графику работы Исполнителя) для обращений статуса «Текущее».

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Плановый простой (время регламентных работ)

Плановый простой Системы допускается в выходные дни в любое время суток или в рабочие дни в ночное время суток с 19-00 до 06-00 по местному времени.

Исполнитель должен оповестить Заказчика о предполагаемом времени и продолжительности простоя не менее чем за сутки от времени остановки работы Системы.

Ежедневные регламентные работы, требующие временной остановки Системы не более чем на 60 минут допускаются только после 19-00, без предварительного согласования с Заказчиком.

Регламентные работы, требующие большего времени остановки Системы, следует проводить по пятницам после 19-00, в выходные дни или в рабочие дни по согласованию с Заказчиком.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Внеплановый простой

Внеплановым простоем (состоянием полной неработоспособности всех компонентов Системы) считается простой Системы в рабочее время (с 08-00 до 18‑00) специально не согласованный с Заказчиком.

В случае внепланового простоя, Исполнитель обязан в течение30 минут оповестить Заказчика и в течение 90 минут от момента регистрации времени начала простоя обеспечить возобновление работы Системы.

Общее время внепланового простоя в месяц, определяемое, как сумма всех внеплановых простоев в течение календарного месяца, не должно превышать 48 часов. Значение Общего времени внепланового простоя в месяц обнуляется при наступлении следующего календарного месяца.

Исполнитель уплачивает неустойку Заказчику в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от стоимости договора за каждые 24 часа превышения Общего времени внепланового простоя в месяц.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Время работы службы технической поддержки

Время работы службы технической поддержки Исполнителя – с 8-00 до 19-00 местного времени в рабочие дни (с понедельника по пятницу).

Работы по заявкам производятся по рабочим дням с 8-00 до 19-00, за исключением случаев, согласованных между Заказчиком и Исполнителем в особом порядке.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Время приема заявок

Заявки принимаются по телефону, согласно времени работы службы технической поддержки [п. 3.2.3.5],и/или по электронной почте, круглосуточно.

Реагирование на заявку, принятую по электронной почте, осуществляется, согласно времени работы по заявкам [п. 3.2.3.53.2.3.5].

  1. Выполнение работ

Выполнение работ,врамках сопровождения Системы «Электронная запись на прием к врачу» в государственных медицинских учреждениях здравоохранения и Сервисов, в соответствии с перечнем МО [Error: Reference source not found]должны быть осуществлены в два этапа:

  • Первый этап: Актуализация данных в Системе «Электронная запись на прием к врачу»;

  • Второй этап: Сопровождение Системы «Электронная запись на прием к врачу».

  1.  
    1. Первый этап

Необходимо произвести актуализацию данных в Системе по МО, в соответствии с перечнем МО [Error: Reference source not found] и провести приемочные испытания Системы (далее – Испытания).

В отношении Системы необходимо выполнить следующий перечень работ:

  • актуализацию нормативно-справочной информации МО;

  • актуализацию справочников Системы (справочник специальностей, справочник должностей, справочник страховых компаний, КЛАДР) в соответствии с действующими на момент заключения контракта директивами ФОМС.

  • актуализацию расписания МО в МИС;

  • актуализацию информации на интернет-портале Системы;

  • приведение структуры базы данных (RedDataBase), в соответствие с Распоряжением №121-РП «О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения Челябинской области путем присоединения и их переименовании» и Распоряжением№179-РП «О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения Челябинской области путем присоединения»;

  • инсталляцию актуальной версии ПО Системы;

  • изменение дизайна главной страницы портала.

Этап инсталляции актуальной версии предполагает выполнение следующих требований:

  1. Развертывание Системы с обеспечением работоспособности всех Сервисов [п. 1.3].

  2. Обеспечение защиты персональных данных.

  3. Интеграция учетных записей МО, для которых в рамках ТЗ предполагается сопровождение [Error: Reference source not found].

  4. Интеграция нормативно-справочной информации по каждому МО, для которых предполагается сопровождение[Error: Reference source not found].

  5. Обеспечение возможности доступа конечных пользователей к Системе. Настройка АРМ пользователей (очная/дистанционная).

  6. Обеспечение работы Портала Системы:

  1.  
    • отображение перечня МО, зарегистрированных в Системе, согласно Приложению №1;

    • отображение актуального базового расписания сотрудников, зарегистрированных в Системе.

Работы должны быть осуществлены в течение 48 часов, без прекращения работоспособности Системы «Электронная запись на прием к врачу» и Сервисов [п. 1.3] в государственных медицинских учреждениях здравоохранения в будние дни.

  1.  
    1.  
      1. Порядок контроля и приемки Системы по 1 этапу

В рамках Испытаний будет проверяться работоспособность Системы «Электронная запись на прием к врачу», Сервисов, и выполнение работ обозначенных в п.4.1.

В рамках приёмо-сдаточных мероприятий применительно к Системе и Сервисам в составе Системы необходимо:

  1. Получить доступ к Системе, через защищенную ведомственную сеть передачи данных Заказчика(ViPNet) на площадке Заказчика;

  2. Аутентифицироваться в Системе под учетной записью администратора Системы;

  3. Продемонстрировать результат актуализации:

  • нормативно-справочной информации МО (справочники);

  • расписания МО в МИС;

  • приведения структуры базы данных (RedDataBase), в соответствие с Распоряжением №121-РП «ОреорганизациигосударственныхбюджетныхучрежденийздравоохраненияЧелябинской области путем присоединения и их переименовании» и Распоряжением№179-РП «О реорганизации государственных бюджетных учреждений здравоохранения Челябинской области путем присоединения»;

  • расписания на интернет-портале Системы;

  • релиза Системы.

В Системе должны быть доступны для аутентификации интегрированные учетные записи МО, согласно Приложению №1, с возможностью создания новых сотрудников МО, новых пациентов МО.

В рамках Испытаний необходимо:

  1. Сформировать в Системе учетную запись МО с произвольным названием и параметрами;

  2. Добавить в созданную учетную запись минимум два сотрудника МО, с произвольными ФИО и данными;

  3. Добавить базовое расписание всем сотрудникам;

  4. Добавить минимум двух пациентов МО, с произвольными ФИО и данными;

  5. Записать каждого пациента на прием к соответствующему врачу.

Обеспечить отображение базового расписания сотрудников на портале Системы.

Испытания Системы «Электронная запись на прием к врачу» и Сервисов необходимо провести в течение пяти рабочих дней от даты заключения государственного контракта на право исполнения услуги описанных в настоящем техническом задании).

Кроме выполнения основных работ будут проверяться показатели работоспособности Системы:

  1. Время первой загрузки стартовой страницы Медик+ не должно превышать 30 секунд, при пропускной способности канала не менее 1 Мб/с.

  2. Время перехода между страницами в Системе не должно превышать 4 секунд, при пропускной способности канала не менее 1 Мб/с.

Время реакции на старт выполнения любой команды не должно превышать 2 секунд.

Испытания Системы Заказчиком будет осуществляться на площадке Заказчика. Время и место согласовывается с Заказчиком.

  1.  
    1. Второй этап

Этап предполагает сопровождение Системы. Требования к составу услуг обозначены в разделе 3.

  1.  
    1.  
      1. Разработка регламентов сопровождения Системы

Исполнителю необходимо сформировать и согласовать с Заказчиком регламент сопровождения Системы и взаимодействия с Заказчиком.

  1.  
    1.  
      1. Порядок контроля и приемки Системы по 2 этапу

В рамках сопровождения Исполнителю необходимо формировать ежеквартальный отчет о выполненных работах, с указанием статусов инцидентов и заявок на изменение, с предоставлением аналитических данных по совершенствованию функциональных характеристик и характеристик надежности Системы.

  1. План-график выполнения работ

п/п

Наименование услуги

Результат услуги

Макс. кол-во дней на выполнение услуги

Отчетный документ

1 Этап

1

Актуализация информации в Системе.

  • Актуализированная НСИ для МО;

  • Актуализированное расписание для МО;

  • Актуализированное расписание и НСИ на портале Системы;

  • Структура базы данных (RedDataBase), приведена в соответствие Распоряжению №121-РП и Распоряжению№179-РП;

  • Обновленный релиз МИС «Электронная запись на прием к врачу» на базе МИС «Медик+»

48 часов*

(от даты заключения контракта)

Программа и методика испытаний Cистемы;

Протокол приемки Системы с указанием структуры МО по результатам актуализации информации в Системе.

2

Приемо-сдаточные испытания

Приёмка Заказчиком результата актуализации и реинсталляции Системы.

5 рабочих дней (от даты заключения контракта)

Протокол приемо-сдаточных испытаний Системы;

Технический акт выполненных работ по этапу 1.

акт сдачи-приемки оказанных услуг по 1этапу.

2 Этап

3

Разработка регламента сопровождения Системы

Разработка и согласование с Заказчиком Регламента сопровождения Системы.

20 рабочих дней от завершения Этапа №1

Регламент сопровождения Системы и взаимодействия с Заказчиком

4

Сопровождение Системы

Сопровождение Системы [согласно требованиям п.3.]

в течение срока действия контракта

Ежеквартальный отчет о выполненных работах;

Ежеквартальный акт сдачи-приемки оказанных услуг.

* - актуализация должна быть осуществлена в течение 48 часов, без прекращения работоспособности Системы и Сервисов в будни.

Комплект документации должен быть предоставлен в 2-х печатных экземплярах и в электронном виде на CD/DVD носителе. Текстовые документы предоставляются в формате текстового редактора MicrosoftWord 2007/2010, структурные схемы и рисунки в формате редактора MicrosoftVisio 2007/2010.

Документация должна быть структурирована во взаимосвязанные альбомы, в том числе в электронном виде.

Все документы должны быть представлены в виде сшитых альбомов.

Приложение В
 

ООО Научно-

инновационная компания «Медицинские информа-

ционные технологии»

«Информатика Сибири", ЗАО

ООО «Аксимед»

ДЖЕМИС Медицинские Системы

«Медотрейд»

«Ристар», ООО

InterSystems

Медицинская информа ционная система М Е - ДИАЛОГ

Медсофт

SofTrust

MLS IT Systems

БАРС Груп

VitaSoft

ИНТЕРИН, группа

компаний

InfinnitySolution

Инфогрупп

Комплексные медицинские информационные

системы (К-МИС)

MasterLab

Medlinesoft

СП.АРМ

A.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

B.

+

+

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

C.

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

D.

+

   

+

   

+

+

         

+

+

+

+

+

+

+

E.

     

+

   

+

+

   

+

     

+

+

+

+

+

+

F.

+

+

 

+

   

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

G.

     

+

   

+

+

                       

H.

 

+

       

+

   

+

 

+

   

+

     

+

 

I.

                     

+

               

J.

           

+

             

+

 

+

   

+

Примечание: A. Электронная медицинская карта; B. Электронная регистратура (WEB-регистратура) с возможной записью через интернет, регистрация движения пациента; C. Финансовый и управленческий учет оказанных медицинских услуг с развитой аналитикой нагрузки, персонифицированный учет оказанной медицинской помощи и лекарственных препаратов, медико-экономическая экспертиза; формирование форм отчетности; D. Информационная поддержка диагностической деятельности, обработка диагностических исследований; E. Обработка лабораторных данных – морфология, клиническая лаборатория (ЛИС); F. Учет складирования, производства и распределения медикаментов; G. Обеспечение проведения удаленных медицинских консультаций (Телемедицина), создание системы типа «телемедиалог» с подключением к информационному порталу, учет взаиморасчетов в сфере ОМС; информатизация работы ТФОМС; H. Автоматизация профильных медицинских кластеров; J. Создание федеральных и региональных программ информатизации здравоохранения, внедрение регионального и федерального фрагментов единой информационной системы.

10

Просмотров работы: 2159