Аннотация: В данном эссе-сообщении я хочу рассказать о таком предмете как научный дизайн, моем взгляде на этот предмет.
Ключевые слова: наука, история, дизайн.
Что такое наука? Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [1].
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
§ разделение и кооперацию научного труда;
§ научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
§ методы научно-исследовательской работы;
§ понятийный и категориальный аппарат;
§ систему научной информации;
§ всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Существуют разные элементы научного знания, а точнее:
§ Естествознание (учение о природе, естественные науки)
§ Технознание (учение о технике, технические науки)
§ Обществознание (учение об обществе, общественные науки)
§ Человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки)
Что такое Дизайн? И к какому НАПРАВЛЕНИЮ науки его можно отнести?
Дизайн - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).
Считается, что в более широком смысле дизайн призван не только к художественному конструированию, но должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств.
Теоретической основой дизайна является техническая эстетика.
Можно сказать, что в наше время дизайн затрагивает все аспекты науки - от естественной до гуманитарной. Дизайн применим как в печатной продукции, одежде, к вещам повседневным, так и к технике, начиная от смартфонов, планшетов, заканчивая дизайном авиатехники, космических кораблей.
Таким образом, мы можем прийти к тому, что сейчас дизайн и наука уже давно и туго связаны. Обратимся к истории дизайна и промотаем ЛЕНТУ ВРЕМЕНИ до 18 века - начало промышленной революции в Европе и Америке. Именно там закладывается понятие - «Красота основа на целесообразности».
Возвращаясь в наше время, мы можем увидеть четкую связь дизайна и промышленности во всех ее проявлениях, даже если посмотреть вокруг - от канцелярских принадлежностей до мебели.
Так что же такое «научный дизайн»? Научный дизайн - это НАПРАВЛЕНИЕ науки, занимающееся исследованиями, связанными с дизайном. К примеру - новые направления дизайна, утвердившиеся в начале ХХI века:
§ Компьютерные программы
§ Сервис комфортного досуга
§ Визуальный дизайн комфортного досуга
§ Дизайн менеджмент
§ Моделирование индустриальной продукции
§ Международный обмен материалом
§ Сфера электроники
Таким образом, становится ясно, что теперь, в наше время, дизайн это не только красивое без смысловой нагрузки изделие, объект, арт-конструкция, - это целое направление, тесно переплетенное с нашей повседневной жизнью. Это новое дыхание и взлёт российского дизайна на международный уровень признания.
Литература
1. Ткалич С.К. Евразийская координата России: маршруты исследований в магистратуре. Статья.// Евразийский Союз Ученых «ЕСУ». Сборник научных работ. № 4. 2015. - С. 152-154. ISSN 2411- 6467. Режим доступа: info@euroasia-science.ru.
2. Ткалич С.К., Горбунов И.В. Дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию. //Международный журнал «Экспериментальное образование». № 12. 2014.- С. 28-30.
3. Ткалич С.К., Дроздова В.А. Квалификационный модуль «Дизайн-консалтинг объектов социально-культурной сферы»: алгоритм подготовки и форма отчетности. //Международный Форум РАЕ - 2014. Педагогические науки. Режим доступа: Studforum@rae.ru.
4. Фазылзянова Г.И., Ткалич С.К., Балалов В.В., Татенашвили Н.О. Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой. Статья.// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. № 2. 2015. - С. 68-74.