Аннотация: в сообщении рассматривается дизайн с точки зрения науки и ее составляющих. Приводиться терминология и общие связи дизайна и науки с личной точки зрения. Рассмотрена систематичность «научного дизайна».
Ключевые слова: наука, дизайн, структура работы.
«Особенность современного состояния дизайна состоит, прежде всего, в том, что в нем сильно развиты проектировочные подразделения, значительно слабее - методические и только-только начала развиваться наука. Но, без развития науки не может быть дальнейшего развития самого дизайна. Следовательно, основная задача сейчас состоит в том, чтобы скорейшим образом ее построить» [5].
Я понимаю под «научным дизайном» - дизайн как область, которую можно изучить, сгруппировать, разложить по полочкам, выделить основы, закономерности по которым работает дизайнер, а также обучить всем этим закономерным приемам любого другого. Эти закономерности, схемы действий в дизайне и делают его научным. То есть «научный дизайн» - это знания, которые нужны для создания проектов.
В отличие от искусства, дизайн можно поместить в определенные рамки. Мы не художники и зависим от заказчика. Есть точные схемы, планы нашей работы, тут все более конкретно, поэтому дизайн можно приравнять к науке.
Давайте рассмотрим, какие черты дизайна, как деятельности, роднят его с наукой? Здесь можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и тому подобное). Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты. Общие черты дизайна и науки: систематичность, чувственность, критичность, преемственность, общезначимость.
Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты [4].
Рассмотрим более подробно главную черту «научного дизайна», а именно: Систематичность - структура, план работы дизайнера.
Первое с чего следует начинать работу это:
Поиск понимания. Для эффективного проектирования дизайнер должен обладать глубоким пониманием того, с чем ему предстоит работать.
Поиск идей. Во время проектирования дизайнер ищет идеи, способные помочь ему придать продукту определенную форму, включающую в себя функции продукта, материалы, из которых он должен быть изготовлен, и его эстетику.
Очень эффективны на данном этапе такие методы как:
Мозговой штурм
Методика группового участия
Дерево целей. Методика, заключающаяся в перечислении целей дизайна и подцелей проекта и построении диаграммы иерархических отношений между ними.
Встречное планирование. Данная методика требует анализа предпосылок и обоснования проблемы, решения, плана или дизайна с помощью процесса предложения и рассмотрения противоположных предпосылок, результатом которого является конечное, переработанное решение, план или понимание.
Матрица взаимодействия. Исследование и составление графика взаимодействия между несколькими элементами в рамках решаемой проблемы.
Сеть взаимодействия. Превращение матрицы взаимодействия в представление пространственных или других связей между элементами проблемы.
Вынужденные связи. Способ порождения инноваций, заключающийся в поиске вероятных связей, в данный момент явно несуществующих между компонентами продукта или системы.
Новые комбинации. Поиск новых, ранее не существовавших комбинаций из альтернативных компонентов.
Поиск решений. Наконец, в процессе непосредственной работы над дизайн - концепцией и решениями дизайнер проводит исследование, которое подразумевает не только применение всевозможных творческих методик, но и методический поиск процессов, материалов, технологий и идей.
Дизайн-процесс. Дизайнер не ведет эти поиски последовательно: сначала - понимание, потом - идеи и под конец - решения. Дизайн-процесс напоминает скорее постоянное чередование приливов и отливов, что можно проиллюстрировать на примере четырех основных категорий дизайн -процесса: формулировки, развития, переноса и реакции.
Формулировка связана с идентификацией потребностей и планированием формулировки задачи. На этом этапе дизайнер и другие участники процесса разработки продукта пытаются понять нужды, требования и пожелания всех заинтересованных сторон. (Сюда входит и бриф, и изучение среды, изучение тенденции - собирают общую информацию о рынке, наблюдают за пользователями и потребителями, отслеживают использование продукта и обратную связь). Другими словами, он находится в поиске понимания и идей.
Развитие связано с порождением идеи, концепции и детальной разработкой дизайна. На этой стадии дизайнер осуществляет поиск идей, используя имеющиеся знания, информацию и творческие методики для разработки концепций; решает, какие технологии, материалы и процессы будут способствовать порождению идей и нахождению решений; тестирует дизайн - концепции и пересматривает разработанный дизайн с учетом реакции контекста и пользователей на этот дизайн.
Перенос охватывает внедрение дизайна в производство и выпуск продукта на рынок или его доставку пользователю или потребителю.
На стадии реакции дизайнер обращается к результатам своей работы, оценивая их с точки зрения реакции пользователей и других заинтересованных сторон, а также дает оценку всему процессу и полученным знаниям. Все это - часть процесса обучения самого дизайнера и организации в целом.
Исследования для минимизации риска. Любой дизайн - это риск. Нельзя заранее сказать, сработает идея или нет. Но, как свидетельствует статистика, эффективное исследование помогает свести риск к минимуму.
Изучение конкурентов
Исследование рынка или Целевая аудитория
Изучение образа жизни
Изучение тенденций. Все чаще дизайн связан с удовлетворением гуманитарных потребностей - с образом жизни, модой, изменчивыми вкусами, культурной значимостью.
Дело вкуса. Можно сказать, чтобы добиться существенного понимания вкусов потребителей, дизайнер должен провести эмпирическое исследование того мира, в котором эти потребители живут [1].
Вывод: «научный дизайн» призван быть функциональным и соответствовать потребностям пользователей, а не дизайнеров.
Литература
1. Майк Пресс, Рэйчел Купер «Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителя» 2008. Издательство: Гревцов Паблишер. - 352 с.
2. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности. Курс лекций и практикум. Осенний семестр. 2015. - Институт искусств МПГУ.
3. Ткалич С.К. Проектирование обучающего модуля исследовательской деятельности в магистратуре гуманитарного вуза. Статья.//Инновации в образовании. 2014. № 3. - С. 113-118.
4. Характерные черты науки. Электронный ресурс. Режим доступа: http://biofile.ru/bio/6482.html
5. Щедровицкий Г.П. «Наука и методология дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна)». Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». Электронный ресурс. Режим доступа: http://reftrend.ru/786932.html