ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ

Ни М.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) Санкт-Петербург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятные условия окружающей среды,  при этом он обязан охранять природу и бережно к ней относиться.  В настоящее время на экологическую  ситуацию в России влияет целый ряд негативных факторов, обусловленных несколькими причинами.

Основными показателями загрязнения окружающей среды считаются выбросы в атмосферу, сброс сточных вод и производственно-бытовые отходы. Анализ этих показателей показывает, что, несмотря на тенденцию к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, количество выбросов сточных вод и производственно-потребительских отходов не уменьшается, а постепенно увеличивается (рис. 1). [2]

Рисунок 1 - Образование отходов производства и потребления, млрд.т.

Существующая экономическая система способствует увеличению не только объема производимой продукции, но и отходов от производства и потребления. Согласно данным Росприроднадзора соотношение между темпами образования отходов и объемами отходов, вторично использованных или обезвреженных, не изменяется с каждым годом. При этом государственные затраты на охрану окружающей среды составляют менее 1% от ВВП, в то время как в других странах эти цифры доходят до 2% и увеличиваются с каждым годом. В России экологические затраты являются расчетными, т.е. не учитывают фактический урон, наносимый теми или иными отраслями [3]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  отмечается, что уровень экологических расходов (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) может возрасти до 1-1,5 % ВВП  к концу  намеченного периода.

В нашей стране  используется принцип «загрязнитель платит», который должен компенсировать ущерб и поощрять производителя отказаться от вредных и опасных материалов и технологий производства. Однако, в комплексе с другими налогами сама расчетная база платежей не способна покрыть фактический экономический ущерб. В связи с этим производства часто отличаются низкой платежеспособностью.

Для главных отраслей «загрязнителей» на российском рынке характерна высокая степень монополизации. При этом надо отметить, что большинство крупных предприятий практически не занимаются совершенствованием  природоохранных мероприятий. Например, отходы «Норильского никеля»  составляют 10% от всех производственных отходов в стране. Объем отходов, приходящийся на 1 доллар ВВП в России один из самых высоких - 2,7кг. [4]

Природоохранное законодательство  в нашей стране постоянно совершенствуется. В 2013г. Госдумой РФ были внесены  поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Штрафы за нарушение правил водопользования и выброс вредных веществ в России выросли в несколько раз. Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферу  был увеличен для должностных лиц в 10 раз - до 40-50 тыс. рублей, для предпринимателей - до 50 раз, составив 30-50 тыс. рублей, для юридических лиц - в 5 раз, до 180-250 тыс. рублей.

 В начале 2016 г. Минприроды внесло в правительство законопроект о многократном повышении штрафов за разливы нефти. Размер штрафов за нарушения требований по недопущению или ликвидации разливов нефти составит для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) от 10 до 30 000 руб., для компаний - от 100 до 300 000 руб. либо административное приостановление деятельности до 90 суток. За повторное нарушение требований по ликвидации или профилактике разливов должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 20 до 60 000 руб., компании могут быть оштрафованы на сумму 150 - 500 000 руб. [5]

Экологические проблемы являются актуальными не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Распространенный в Европе метод экологического страхования, в нашей стране,  к сожалению, внедряется недостаточно широко. Хотя он является универсальным инструментом для ликвидации или предотвращения последствий техногенных аварий. Более того, внедряемая в Европе, торговля на права загрязнения, которая считается наиболее перспективной для решения проблем загрязнения, могла бы качественно уменьшить издержки регулирования. Лицензии на права загрязнения учитывают особенности и условия среды, а также предупреждают непоправимые последствия от загрязнения и гарантируют ответственность предприятия за нанесенный ущерб. Эти лицензий в случае их нарушения могут быть оспорены в судебном порядке на уровне регионов.

К числу основных причин отрицательных показателей охраны окружающей среды можно отнести:

  • нерациональное использование ресурсов (электроэнергии, опасных и вредных материалов; отсутствие механизма рециркуляции и вторичной переработки отходов и проч.);
  • неэффективное государственное субсидирование решений по охране окружающей среды;
  • малое количество организаций, внедряющих экологические инновации;
  • большое число отходов, подлежащих захоронению, а не переработке или обезвреживанию;
  • низкие штрафы и иски за нарушение природоохранительного законодательства.

Вопросы экологии являются глобальными проблемами человечества, и   

мировая практика экономических решений в сфере охраны  окружающей среды показывает, что  в качестве базовых направлений  безопасного экологического развития можно выделить следующие:

  • совершенствование налогового законодательства, направленного на защиту окружающей среды,
  • внедрение современных технологий вторичной переработки отходов производства и потребления,
  • целевое государственное субсидирование природоохранных мероприятий и экологических инноваций,
  • введение торговли прав на загрязнение,
  • создание системы экологического страхования для предприятий.

Литература.

1.     Федеральный закон Российской Федерации №7-ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды».

2.     Инфографика «Основные показатели охраны окружающей среды в России» с сайта Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

3.     Данные из раздела «Окружающая среда» с сайта Росстата

4.     Совместный проект журнала «Йод» и «Greenpeace»: Экологические итоги 2014. http://yodnews.ru/2014/12/28/greenpeace

5.     http://www.ecoindustry.ru/news/view/45973.html

 

 

Просмотров работы: 1962