Проблема профилактики девиантного поведения подростков и молодых людей становится все более важной для будущего России и других стран, требует самого пристального внимания и срочных мер для ее решения. Поскольку большую часть времени учащиеся проводят в образовательных учреждениях, то основная работа по предупреждению асоциального поведения должна проводиться именно там.
Задача профилактики девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях указана в Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16). А в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования воспитательно-профилактическая работа не предусмотрена.
Нет контроля содержания занятий обучаемых в свободное время, профилактики алкоголизма, наркомании, компьютерной, игровой зависимости, беспорядочных половых связей (особенно в общежитиях). Редкие вузы, не говоря уж о техникумах, располагают службой психологической поддержки студентов [1].
Профилактическая и коррекционная работа с подростками и юношами часто начинается, когда девиантное поведение уже сформировано, хотя вполне очевидно: его легче предотвратить, нежели исправлять, особенно в случаях, когда молодой человек попал в антисоциальную среду наркоманов, проституток, нарушителей Уголовного кодекса. Поэтому необходимо усилить профилактическое направление работы. Оно должно быть приоритетным.
К сожалению, профилактика девиантного поведения учащихся в школах нередко сводится к информационно-просветительской работе. В основном это встречи специалистов с учащимися и родителями, ограничивающиеся беседами и т.п. Многолетний анализ показывает, что эффективность подобной массовой профилактики очень мала. В редких случаях в школах проводятся длительные циклы занятий по профилактике девиантного поведения с тренингами, но и эта работа проводится с группами по 10-15 учащихся при недостаточном изучении и учете индивидуальных особенностей каждого из них.
Для решения проблемы необходимо совершенствование воспитательно-профилактической работы и, прежде всего, смещение акцента на раннюю индивидуальную профилактику. Следует изучать каждого учащегося с целью прогнозирования склонности к тому или иному виду девиантного поведения и с учетом этих знаний выстраивать индивидуальные и групповые программы профилактики [4].
Эффективность целенаправленной индивидуально-профилактической работы может быть очень высока. Если психолог и педагог знают, с кем и по какому направлению работать, могут предотвратить отклонения в поведении и их негативные последствия - роковые повороты жизненного пути учащегося (моральное падение, совершение преступления и наказание за него), а быть может, и сохранить человеческие жизни.
Поэтому особенно важно научиться выявлять учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и больше других нуждаются в индивидуальной профилактической работе. С целью более раннего и точного их выявления необходимо разработать методологию и методику скрининга больших потоков учащихся и на основе его результатов формировать группы риска для индивидуально-профилактической работы, направленной на формирование жизненных целей, системы нравственных ценностей, повышение стойкости к десоциализирующим влияниям, неблагоприятным факторам.
В школах в основном применяются анкеты, заполняемые педагогами на основании наблюдений за учащимися, а также данных о родителях и сведений, полученных от них
Данный метод субъективен. При высоком профессионализме, опыте, честности и непредвзятости он позволяет точно и тонко разобраться во внутреннем психологическом мире наблюдаемого, но может привести и к ошибочным выводам при необъективном отношении педагога к личности и поведению учащегося [2].
К сожалению, такие случаи - не редкость. Кроме того, девиантное поведение учащихся чаще проявляется в свободное от учебы время вне стен образовательных учреждений, где, как показывают исследования, ни психолог, ни преподаватель, ни родители не могут контролировать поведение детей, подростков и молодежи. Поэтому наряду с наблюдением и анкетированием необходимо применять психологическое тестирование [5].
Нами подбирались диагностические методики выявления лиц, потенциально предрасположенных к девиантному поведению среди учащихся 8-ых классов на базе МОБУ «СОШ №40» г. Оренбурга. Нами исследованы 46 четырнадцатилетних учащихся из которых 23 ученика 8 «А» класса и 23 ученика 8 «Б». По результатам «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) исследуемые поделены на три группы риска склонности к девиантному поведению: низкий риск - школьники с высокими морально-нравственными качествами, примерным или обычным поведением и, соответственно, с низкой склонностью к девиантному поведению; средний риск - учащиеся со средними показателями морально-нравственных качеств; высокий риск - школьники с низкими морально-нравственными качествами (эгоизм, хамство, наглость, безответственность, хитрость, стремление переложить ответственность и работуна других, обман, высокомерие, подлость), плохим поведением, высокой агрессивностью, наиболее склонные к девиантному поведению, или уже проявившие его.
Методика СОП, включающая около 100 вопросов, предназначена для измерения склонности (готовности) учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения и применяется для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов. Она содержит семь основных шкал, позволяющих оценивать склонность к следующим формам отклоняющего поведения: нарушение норм и правил; агрессивное; саморазрушающее и самоповреждающее — склонность не только к саморазрушающим поступкам — необдуманным, рискованным, угрожающим жизни и здоровью, но и к самоповрежденню.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение учащихся по группам риска
возникновения девиантного поведения
группы риска склонности к девиантному поведению |
8 «А» |
8 «Б» |
низкий риск |
8 / 34,8 |
5 / 21,7 |
средний риск |
9 / 39,1 |
10 / 43,5 |
высокий риск |
6 / 26,1 |
8 / 34,8 |
Наглядно сравнить полученные результаты можно на рисунке 1.
Рис. 1.Распределение учащихся по группам риска возникновения девиантного поведения ( %)
На начальном этапе нашего исследования выявлено, что 34,8% учащихся 8 «А» класса относятся к низкому уровню риску, а в 8 «Б» только 21,7%.
Нами выявлено, что в 8 «А» классе к низкому уровню риска относятся - 8 учеников из 23, а в 8 «Б» - 5 учеников. Значительная разница показывает, что ученики 8 «А» класса менее агрессивны и более эмоционально устойчивы. К среднему уровню риска в обоих классах примерно одинаково. А вот если посмотреть на высокий уровень риска, то можно заметить, что ученики 8 «Б» класса более агрессивны и эмоционально неустойчивы, имеют склонности к девиантному поведению (табл.1, рис.1).
В классе 8«Б» из 23 учащихся лишь 8 человек попали в группу «высокий риск». Этот результат подтверждает мнение преподавателей по поводу различий классов. В классе 8«Б» учащиеся менее доброжелательны, более хитры, лживы, стремятся увильнуть от общественных дел, а в 8«А» - более открыты, проще, непосредственнее в общении и добрее.
Анализ результатов исследований позволяет сделать следующие выводы: неблагополучное морально-нравственное и психическое состояние школьников и подтвердилась необходимость дальнейшей разработки методов скрининговых исследований по выявлению учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению. Полученные результаты могут быть использованы для разработки профилактических программ.
Список использованной литературы
1. Безюлева, Г.В. Профилактика социальных рисков детей и подростков: лекции для родителей: учебно-методическое пособие / Г.В. Безюлева [и др.]. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 256 с.
2. Зубок, Ю.А. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма: учебно-методическое пособие / Ю.А. Зубок – М.: Социс. 2009. № 1
3. Литвяков, М.В. Влияние некоторых социальных институтов на процесс социализации подростков: учебно-методическое пособие / М.В. Литвяков – Новочеркасск: Оникс+, 2007. – 37 с.
4. Смирнов, П.А. Организация работы по предупреждению вовлечения молодежи в радикальные движения: материалы межрегионального семинара / П.А. Смирнов - Вологда – Великий Устюг, 2009. – 29 с.
5. Социализация детей и подростков / Сост. Марцинковская Т.Д. – М.: МПГУ, 2009. – 100 с.