СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Дронина Н.Г. 1, Синкевич И.А. 2
1Мурманский арктический государственный университет
2Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Никакой успех в управлении не компенсирует провала в лидерстве». Стивен Р. Кови

В современном мире в условиях глобализации, изменения экономических отношений приходится пересматривать вопросы эффективности того или иного стиля управления в глобальном аспекте. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье «О наших экономических задачах», опубликованной в газете «Ведомости» за 2012 год, отмечает, что восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития.

По мнению Г.Клейнера вклад страны в мировую экономику, мировое развитие определяется не только показателями внутреннего валового продукта на душу населения, а в том числе и национальной системой образования. Образование – основа успешности развития государства [3, c. 4]. Университеты, как высшие учебные заведения, должны играть одну из первых ролей в инновационном развитии. Но это станет возможным, если они подвергнутся серьезной перестройке.

Сейчас даже ведущие университеты не могут рассчитывать на существенное усиление их роли без важных изменений в структуре, функциях, без реорганизации учебно-научного процесса. Для решения поставленных задач в системе высшего образования на всех уровнях требуются руководители, способные взять на себя роль лидера в коллективе.

По мнению Т.Г. Стефаненко [6], cовременные организации нуждаются в руководителях с развитыми лидерскими качествами. Лидерство руководителя побуждает людей выходить за рамки формальных обязанностей и делать больше, чем делали бы в их отсутствии.

Современные организационные структуры становятся все более гибкими и адаптивными, что обусловливает необходимость создавать новые правила, которые в большей степени соответствовали бы новым реальностям. Традиционные формы руководства не способны сегодня выступать эффективной системой, связывающей между собой различные уровни и элементы организации – нужны неформальные контакты и особый тип коммуникации. Т.Г. Стефаненко отмечает, что особенной становится работа с информацией и необходимы лидерские стратегии создания «единого коммуникативного пространства» как в структурных подразделениях, так и в организации в целом. Особого внимания заслуживает тот факт, что только в лидерской роли руководителям современных организаций удается выступать «агентами изменений». Очень важно, чтобы современный руководитель сумел обеспечить преемственность в условиях «организационно-культурного шока», с которым сталкивается любая организация в условиях неопределенности» [6, c. 368].

Многочисленные исследования свидетельствуют о различных наборах лидерских качеств успешного руководителя. Описанные характеристики в значительной степени связаны с психологическими и социально-психологическими феноменами: умение работать с группой, децентрация, инновационная ориентация.

Следует отметить, что большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым: К. Бланшар, Дж. Бернс, И. Вэшлер, Ф. Карлейл, Р. Танненбаум, Ф. Фидлер и др. В настоящее время особое внимание уделяется современному лидерскому стилю руководства, который характеризуется как особый, новаторский стиль управления персоналом, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей подчиненных, умение привлекать и использовать для достижения поставленной задачи человеческие ресурсы.

Совершенствование лидерских навыков важно, поскольку руководитель с ярко выраженными лидерскими качествами, способен обеспечить быструю адаптацию организации к инновационным процессам, происходящим, в том числе, в высшем образовании.

Ранние исследования личностных особенностей «черт» выдающихся людей, часто называемые «теорией великого человека», были направлены на выявление особых характеристик, которые выделяли таких людей среди других. Авторами данного направления начала XX века были Г. Барнард, И. Багардус, Т. Карлейля, Ч. Ломброзо, Р. Стогдилл и др. В последние десятилетия публикуются различные списки личностных качеств, необходимых для «успешного лидерства». Авторами данных публикаций являются С.А. Кёкпэтрик, И.А. Лок, У. Скот, Е.Е. Дженнингс и др.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Данный подход связан с работами представителей школы человеческих отношений – это Р. Блэйк, Дж. Моутон, Д. Макгрегор, Г. Юкл, Р. Стогдилл, Р. Лайкерт и др.

Ситуативный подход описан в исследованиях таких авторов, как К. Бланшар, В. Врум, П. Иеттон, Ф. Фидлер, Р. Хаус, П. Херси и др.

Современный этап в изучении лидерства характеризуется интересом к моральной, социальной и этической ответственности руководителей и представлен такими именами, как Р. Болден, Д. Гоулман, М.Р. Феехольм, Г.У. Феельхом, Дж. Гослинг, Р. Гринлиф, Д.М. Бернс, Д. Анкона, Э. Бэкмен, Б. Келлермен, К. Стивенс, Р. Хейфец и др. [7, с. 6].

Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф. Ницше, З. Фрейда, Г. Лебона.

С 70-х годов интерес к теме лидерства в отечественной науке наблюдается в виде обзора зарубежных концепций и формирования социально-психологического направления в изучении лидерства, представленного в работах Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Н.С. Жеребовой и других.

Необходимо выделить следующие определения понятия лидерства и лидера:

  1. Лидерство – социальные отношения доминирования и подчинения в группе, организации, обществе, основанные на способности лидеров принимать решения и оказывать влияние (Психология. Словарь, 1990 г.).

  2. Лидерство – один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом; феномен лидерства возникает в результате одновременного взаимодействия двух факторов: объективного и субъективного (Б.Д. Парыгин).

  3. Лидерство как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи (С.А. Багрецов).

  4. Лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической цели (Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик).

  5. Лидер – тот, кто способен вести за собой других, авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия.

  6. Лидер – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей (Н.С. Жеребова).

  7. Лидер - член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим образом (А.А. Ершов).

  8. Лидер как член группы, за которым все остальные члены признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности (С.А. Багрецов).

Во всех вышеперечисленных определениях делается акцент на том, что лидер оказывает влияние на других членов группы, ведет их за собой, то есть феномен лидерства пытаются объяснить через функцию лидера в группе. При таком подходе подчеркивается разноплановость двух явлений: лидерство выступает как психологический феномен, руководство – как феномен социальный, как регламентированный обществом правовой процесс (Волкова И.П., 1973г.).

В проблеме руководства принято различать два аспекта: руководство и лидерство. По мнению Джона В. Ньюстрома, руководство и лидерство – это абсолютно одно и то же, он определяет эти понятия следующим образом – «это процесс влияния и поддержки индивидом направленных на достижение поставленных целей вдохновенных действий других людей» [5, c. 180].

Из вышесказанного предполагается, что эффективное руководство должно включать в себя и лидерство, то есть для того, чтобы эффективно управлять, руководитель должен быть лидером. Но даже признанный лидер может быть неэффективным руководителем.

В зарубежной психологии при рассмотрении проблемы лидерства такими авторами, как К. Берд, Р. Бейлис, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер отождествляются понятия «лидер» и «руководитель» (хотя в немецком языке, в отличие от английского, существуют оба понятия). Для отечественных исследователей: С.Б. Багрецов, Б.Д. Парыгин, Л.И. Усманский характерно выделять руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным общностям.

Далее представим различные теории и подходы в изучении стиля руководства и лидерства. Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Согласно теории «великих личностей» лидером рождаются, а не становятся. Первые исследователи пытались выявить те черты и качества, которые отличают «великих людей» от масс. Считалось, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых качеств, отличающих их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров.

Так, Р. Стогдилл [2] пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Исходя из теории «Великих людей» можно научиться воспитывать в себе данные качества и тем самым становиться эффективными руководителями. Однако как показывает практика, в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Личные качества лидера должны соотноситься с личными качествами, задачами и деятельностью его подчиненных.

Ситуационная теория лидерства успех или провал лидерства объясняет тем, насколько адекватно лидер, предпринимая определенное действие, способен учитывать изменения ситуации. По мнению В.А. Мирзояна [4], в отличие от интерпретаций, согласно которым лидером становятся по воле Провидения или благодаря набору определенных качеств, здесь не оспаривается одаренность, предназначение, важность личностных качеств и т.п. Однако считается, что все это необходимо, но вовсе недостаточно для того, чтобы стать реальным лидером: качества личности, ее предназначение должны реализовываться в определенной ситуации. Именно ситуация фактически выдвигает на роль лидера ту или иную личность. Замечено, что когда социальная общность оказывается в чрезвычайных условиях, то появляются новые лидеры, а многие лидеры, успешно действующие в относительно спокойной обстановке, теряют свой авторитет. Это означает, что руководитель - лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Главная цель поведенческого подхода состоит в том, что если существуют специфические особенности поведения лидера, обеспечивающие его успешность, следовательно, можно обучать лидерству, создавать специальные программы, которые позволят сформировать эффективные модели поведения лидера. Важным вкладом поведенческого подхода в теорию лидерства является то, что поведенческий подход позволяет провести анализ и сопоставить классификацию стилей руководства, т.е. как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства.

Современный этап в изучении лидерства характеризуется интересом к моральной, социальной и этической ответственности руководителей. В рамках «ценностного» направления особое место занимает концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [1], которая опровергла один из главных организационных постулатов двадцатого века, что эмоциям не место на работе. Исследуя эмоциональный интеллект, Д. Гоулман доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными. Эмоциональный интеллект включает в себя пять основных компонентов: саморегуляцию (самоконтроль), самосознание, мотивацию, эмпатию (социальную чуткость) и социальные навыки (управление отношениями).

Следует отметить, что одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Для эффективного управления необходимо определить наиболее оптимальный стиль руководства (лидерства):

  1. Стиль лидерства (стиль руководства) (от греч. stylos – букв. стержень для письма англ. Leader – ведущий, руководитель) – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).

  2. Стиль руководства – один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Российские социальные психологи А.Л. Журавлев, Е.П. Ильин, И.П. Волков, В.Ф. Рубахин, А.Л. Свеницкий, А.А. Русалинова и др. изучали проблемы, посвященные стилю руководства. Большинство исследователей придерживаются классификации, предложенной К. Левиным и выделяют следующие стили руководства: авторитарный или директивный (жесткие способы управления), демократический (распределение полномочий, коллегиальность, поощрение инициативы и т.п.), либеральный или попустительский (минимальное вмешательство руководителя в деятельность подчиненных).

Основным критерием, отличающим один стиль управления от другого, является способ принятия решения руководителем. Оптимальный стиль лидерства будет определяться организационной культурой самой команды и организации в каждый конкретный момент, в зависимости от того, с какой задачей сталкивается сотрудник, есть ли у него опыт, знания и навыки для ее решения, уверен ли он в своих силах. С развитием команды и изменением характера решаемых задач стиль лидерства, чтобы оставаться оптимальным, должен меняться. В ходе проведенных исследований К. Левиным было установлено, что данные стили управления в чистом виде не встречаются. Каждый руководитель в зависимости от ситуации и своих личностных качеств бывает и «демократом» и «диктатором». Иногда бывает сложно распознать, какого стиля управления придерживается руководитель (как эффективный, так и неэффективный).

На современном этапе развития науки, коммуникаций и технологий появляются новые теории лидерства. Наиболее интересные, на наш взгляд, из вновь появившихся исследований являются электронное лидерство, коннективизм, неврологические исследования, а также теории сложных систем в лидерстве, которые уже активно применяются на практике. Однако следует отметить, что накопленного опыта в этой области еще недостаточно. С другой стороны, новое развитие в последние годы получили классические теории. По-прежнему актуален ситуационный подход, поведенческий анализ, харизматическое и трансформационное лидерство и даже теория черт. В ходе исследований Йонса Йорна Далгаарда, профессора Университета Лундс (Швеция), определились основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество.

В настоящее время лидерство становится полномочием, которое невозможно делегировать потому, что нельзя быть лидером по назначению, и потому, что лидерство – это, прежде всего ответственность. Ответственность же либо берут, либо нет. Даже в тех случаях, когда ответственным выбирают или назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность. Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, но это требование к лидеру далеко не единственное. Остальные требования, которые предъявляются обществом к современному лидеру имеют два аспекта: они определяют его успешность и постоянно изменяются со временем, так как меняется ситуация в мире.

Литература

  1. Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam, 1995.

  2. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. A survey of theory and research. N.Y., 1974.

  3. Клейнер Г. Образование – основа успешности развития государства. // Ученый совет, 2012. № 12. С. 4-5.

  4. Мирзоян В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 3-15.

  5. Ньюстром Джон В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. СПб.: СПбГУ, 2010. 180 с.

  6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 4-е изд. М: Аспект-Пресс, 2007. 368 с.

  7. Шагиахметова А.Х. Лидерство как управленческий капитал: опыт социологической диагностики: автореф. на соиск. ученой степ. канд. социолог. наук: 22.00.08 – социология управления / Шагиахметова Алия Хусаиновна. Казань, 2010. 24 с.

Просмотров работы: 1950