«ПЕРВЫЙ», «ВТОРОЙ», «ТРЕТИЙ» ПОЗИТИВИЗМ – ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ПЕРВЫЙ», «ВТОРОЙ», «ТРЕТИЙ» ПОЗИТИВИЗМ – ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.

Шевелева М.Р. 1
1ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения филиал в г.Н.Тагил (УрГУПС НТФ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Позитивизм является одним из этапов развития философии науки. Согласно позитивизму, единственным источником истинного знания являются конкретные (эмпирические) науки, отрицающие познавательную ценность традиционного философского исследования.

Как самостоятельное течение он зародился в 30-е годы XIX века. Основоположником этого философского учения считается Огюст Конт. Свои основные идеи позитивизма, Конт изложил в шеститомном труде «Курс позитивной философии». Он считал, что наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов, а также явлений, не пытаясь открыть их сущность.

За время своей «жизни» позитивизм также прошел несколько стадий, такие как позитивизм, постпозитивизм и неопозитивизм; соответственно их называют: первый, второй и третий позитивизм.

Основной тезис позитивизма: все подлинное знание – совокупный результат специальных наук. Отсюда, мы можем понять, что основной целью позитивизма является – получение объективного знания. А в центре внимания позитивистов неуклонно вставал вопрос о взаимоотношениях философии и науки.

Сама же история данного философского течения представляет собой в как-то смысле парадокс. Так как на каждом новом этапе развития, позитивисты боролись за более строгую ориентацию на науку. И все же, на каждом новом этапе, они больше и больше отдалялись от действительного содержания развивающейся научной теории.

Основным внешним конфликтом позитивизма являлась борьба с метафизикой. Первый шаги к решению данной проблемы были сделаны Френсисом Бэконом. А первую попытку применить научный метод к решению метафизических проблем пытались Гоббс, Декарт и Спиноза.

Из-за столкновения традиционной метафизики и новой механико-математической науки возникает, так называемая специфическая проблематика западноевропейской философии XVII-XVIII вв. В результате - резкое противопоставление идеального и материального, отношение «внутреннего» мира к «внешнему» и т.д. Такая связь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении рационального и эмпирического знания, а в следствии, к делению философов на эмпириков и рационалистов.

Цель работы: раскрыть сущность и особенности позитивизма. А также систематизация и накопление знаний о философии позитивизма и его этапах.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. Основные идеи позитивизма он изложил в одной из основных работ – «Курс позитивной философии». В этой работе Конт пишет: «… думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить, как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую или абстрактную; стадию научную, или позитивную… Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга. Первая – начальный пункт, необходимый для человеческого понимания … третья – фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта». [1]

Так Конт формулирует закон трех стадий:

  • теологическая – люди объясняют природу с позиции контроля божественных сил (сами силы наделяются определенными человеческими признаками);

  • метафизическая – люди объясняют природу через абстрактные сущности;

  • позитивная – явлениям природы дается научное объяснение.

Согласно Конту, наука выступает индикатором для предвидения, а предвидение в свою очередь для оптимизации действий. Основной проблемой на данном этапе становится изучение индуктивно-логической и психологической процедуры опытного познания. Процесс развития науки Конт рассматривал как накопление приобретенных знаний. Знания же предстают как описательные характеристики и противопоставляются тенденции объяснения.

Идеи Конта оказали большое влияние на творчество многих ученых. Например, на Джона Стюарта Милля – основателя позитивизма в Англии.

Согласно Миллю, законы природы – это некоторые постоянности, замеченные при исследовании единичных фактов. Законы являются результатом обобщения такого рода фактов и служат для их объяснения и предсказания. Но сами законы знанием не являются.

Для Милля, как одного из ярких представителей индуктивизма, научное знание было результатом обобщения опытных данных. Он считал, что повседневная деятельность людей дает им знание отдельных фактов, но знание индивида, научным знанием не является. Научным оно становится лишь тогда, когда оно может быть передано любому другому индивиду и приведено в систему. Милль написал: «В науке, вывод непременно должен пройти через промежуточную стадию общего предположения, так как в науке эти выводы нужны в качестве памятных записей». [Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. С. 229.].

Еще одним крупным позитивистом Англии считается Герберт Спенсер. Он пытался доказать совместимость науки и религии.

Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука. Он считал, что это принципы неуничтожимости материи, силового сопротивления, непрерывности движения. Складывая все вместе получают принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». А закон общего изменения как раз-таки является законом эволюции.

Спенсер выделил три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и сверхорганическую. «Возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно историческим продуктам – языку, науке, искусству и литературе». [2]

Одной из отличительных черт первого и второго позитивизма является то, что эмпириокритицизм имел более тесную связь с наукой. Так как создатели позитивизма профессиональными учеными не являлись.

На данном этапе вводится понятие элементов мира, которые представляют собой опыт человека. А также формируется идея о том, что объектом исследования науки должны быть прежде всего ощущения.

Родоначальником эмпириокритицизма является Рихард Авенариус. Еще одним из наиболее ярких представителей является Эрнст Мах.

Если же Конт доверял данным науки без особых критических размышлений, то махисты считали это весьма опрометчивым занятием. В конце XIX – начале XX вв. стали появляться новые теории, такие как: теория относительности, теория атомных частиц и др. Соответственно они строились с учетом пересмотра содержания уже открытых теорий. Под сомнение попадает правильность механики Ньютона, которая господствовала в науке уже на протяжении более двух сот лет. Разумеется, в таких условиях, невозможно доверять и опираться на все научные данные. Поэтому Авенариус и Мах, будучи компетентностными в ряде наук, в том числе и философии, ставят перед собой задачу в очищении науки от ненаучных измышлений; т.е. критике всякого опыта.

Был провозглашен отказ от деления на субъект и объект. И согласно концепции Авенариуса о принципиальной координации (без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта) – все изучаемые явления существуют не иначе как в координации с субъектом.

Для решения проблемы, которая касается понятий, теорий и их содержания: Мах считал, что базовыми научными данными являются ощущения или элементы. Т.е. любое понятие сводится к элементам, оно то и есть обозначение их некоторой совокупности. А законы дают связь элементов.

Но как-бы махисты не стремились учесть в полной мере роль и значение ощущений в научном познании, это в конечном счете приводило их к отрицанию реальности объектов и других отображаемых понятиями реалий. Мир (а также и наука) устроен более сложно, чем считали махисты. В результате махизму не удалось избежать субъективно-идеалистических и радикально-эмпирических крайностей.

Как направление философии науки третий позитивизм возник на частных логико-методологических исследованиях, а также анализе языка науки.

Наиболее крупным представителем третьего позитивизма является Бертран Рассел. Рассел был математиком и внес большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Метод логического познания он применил и к философии. Он выдвинул мысль, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии. Данную мысль он описал в своих работах «Наше знание внешнего мира» и «Логический атомизм».

Рассел отказался от понятия смысла и принял существование только значений. Слова он рассматривал как имена универсалий, а их значение – некоторой дескрипцией, которая принималась бы человеком. В следствии чего возникает теория дескрипций Рассела. Отказавшись от понятия смысла он столкнулся с проблемой значения терминов, обозначавших несуществующие объекты.

В попытках решить проблему значения несуществующих объектов, Рассел выделил три основные виды бессмыслицы:

  • бессмысленные слова в осмысленных сочетаниях; например: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» [Л.В. Щерба 30-е гг. XX века]

  • осмысленные слова в бессмысленных сочетаниях; например: «жареный лед»

  • бессмысленные слова в бессмысленных сочетаниях.

Также Бертран Рассел внес вклад в развитие проблем теории познания, социальной философии и этики. Он же сформулировал парадокс Рассела.

Одним из самых оригинальных мыслителей XX века считается Людвиг Витгенштейн.

Согласно Витгенштейну, для того, чтобы философствовать не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности. Он считал, что философия – это не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей.

В своем сочинении «Логико-философский трактат». Эта работа была написана в виде афоризмов. Мир, согласно Витгенштейну обладает атомарной структурой и состоит из фактов.

Другую работу «Философские исследования» мыслитель создал в попытке отразить картину мира в такой мере, как ему бы хотелось, точно и ясно. В работе то и дело поясняется: «Язык, употребляется в процессе обычной человеческой деятельности», «язык – средство коммуникации» [Витгенштейн Л. Философские исследования] и др. Согласно новому взгляду Витгенштейна, язык – такая же часть нашей жизнедеятельности, как еда, сон и т.д.

Также имеет ряд синонимичных названий третьего позитивизма, одно из которых «Венский кружок». «Венский кружок» - группа философов и ученых, под руководством профессора Венского университете Морица Шлика. Члены кружка отвергали любые утверждения, которые не проверяются эмпирическим путем. Придерживаясь этого критерия они считали, что метафизические утверждения бессмысленны.

Девиз Венского кружка – «Логика и опыт». Но, данное направление потерпело неудачу. В логическом позитивизме возник ряд непреодолимых затруднений. Одной из причин стало то, что метафизику невозможно изгнать из науки, так как это непроверяемые понятия. Это привело к возникновению других взглядов на науку, в последствии получивших название постпозитивизм.

Образовав отдельное направление в 30-х гг. XIX века в трудах французского мыслителя Огюста Конта, позитивизм прошел несколько этапов развития. Естественно, что каждый из этапов обладает своей спецификой, но все они имели ориентацию на естественно-математические науки; откровенно выражая пренебрежительное отношение к наукам гуманитарным.

К представителям первой, классической формы позитивизма также относятся английский мыслители Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер, француз Эрнест Ренан и др. В свою очередь в России тоже были позитивисты «первой волны» Петр Лавров и Николай Михайловский.

В работе Дж. Милля «Система логики» он утверждает, что единственным источником познания является опыт, предметом которого являются наши ощущения. В этой работе содержится, и интуитивистская трактовка логики как всеобщей методологии наук. А единственно допустимый прием познания – это индукция.

Спенсер стал известен благодаря своей работе «Система синтетической философии» - учению о всеобщей эволюции. Согласно Спенсеру закон состоит в развитии, т.е эволюционизме.

Эмпириокретицизм или же «критика опыта» - вторая основная форма позитивизма. Она появилась в конце XIX – начале XX в. в работах австрийского физика Эрнеста Маха и швейцарского философа Рихарда Авенариуса.

Согласно Маху, мир в целом и все вещи в нем – «комплексы ощущений». Задача науки состоит в том, чтобы описать факторы чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль.

Таким образом, представители первых двух форм позитивизма доказывали, что классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей неизбежно ведут к агностицизму, или же другим философским спекуляциям. Вопросами абстрактных сущностей занимается метафизика и религия. Наука же имеет дело только с конкретными предметами.

Представители неопозитивизма отделяли науку от философии и считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание. А основной задачей философии считали анализ языковых норм языка науки. Особое значение предавали признаку верификации.

Задачи неопозитивизма сводятся к деятельности по анализу языковых форм знания. А задача классического позитивизма – систематизация конкретного естественнонаучного знания.

В 20-х годах XX века эмпириокритицизм исчерпал себя и на смену ему пришла третья форма позитивизма – неопозитивизм. В центре внимания логического позитивизма оказались принципы эмпирической проверяемости научного знания.

Рассматривая позитивизм в целом, следует понимать, что это сложный феномен, который оценивать только в негативном плане нельзя. Во всех своих этапах развития он оказал огромное влияние на естественные, гуманитарные науки и науки о познании.

К положительным влияниям позитивизма можно отнести: критика умозрительного типа философствования; попытка убрать из философии «общие слова», «неясные рассуждения» (чистый разум, абсолютный дух); попытка осуществить процесс математизации в гуманитарных науках и др.

К отрицательным относится: сведение философской методологии к частнонаучной, а самой философии – к анализу языка науки; преувеличение принципа верификации и др.

Позитивизм старался обратить философию на пользу науке. Конт предлагал признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на саму себя.

Эмпириокритицизм претендовал на создание абсолютно новой философии. Которая основывалась бы на «естественном понятии» о мире и устраняла бы «мнимые» проблемы (например, соотношение субъекта и объекта).

Главной задачей неопозитивизма считается анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются принципы, на которых, по мнению неопозитивистов и развивается наука. К ним относят принципы:

  • верификации – сравнение положений науки с данными опыта;

  • физикализма – требование перевода суждений всех конкретных наук, содержащих термины описания, в суждения, составленные исключительно из терминов физической науки;

  • конвенционализма – научные понятия и теоритические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учеными.

Так или иначе перед позитивизмом была поставлена задача изгнать метафизику из науки. И она не была выполнена. Постпозитивисты доказали, что если пытаться изгнать метафизику из науки, то придется разрушить и науку.

Однако есть и положительный итог борьбы с метафизикой: в современной философии не принято строить метафизических систем, обычно происходит разработка метода или логико-лингвистический анализ.

В современном наукознании позитивизм получил широкое распространение и дифференциацию. Например, юридический позитивизм. Его основная идея – отрицание внегосударственного происхождения прав человека. По юридическому позитивизму: право – это нечто самоценное, а государство – источник права и гаранта.

В заключении хотелось бы отметить, что на данный момент остается открытым вопрос о значимости исследований, на которые опирается позитивизм в философии. Существуют разные мнения. Одни говорят, что это одна из наиболее прогрессивных форм общественного сознания. Другие, что позитивизм в философии уже давно потерял ведущую роль и питается притязанием науки на истинность.

Список источников

1. Философия: учебник для бакалавров /А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 823 с. – ISBN: 978-5-9916-3260-7

2. Сарданашвили Г.А. Кризис научного познания. Взгляд физика. – М.: УРСС, 2015. – 251 с.

3. Философия: учебник для бакалавров /В.Н. Лавриненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 576 с. – ISBN: 978-5-9916-2188-5

4. Философия для технических вузов /В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: 2013. – 503 с.

5. А. Китаева. «ПОЗИТИВИЗМ – ЭТО … ЮРИДИЧЕСКИЙ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ФИЛОСОФСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ» [Электронный ресурс] /А. Китаева. 14.08.2015. URL: http://www.syl.ru/article/199932/new_pozitivizm---eto-yuridicheskiy-sotsiologicheskiy-filosofskiy-pozitivizm. (Дата обращения: 21.10.2015).

[1] Конт Огюст. Дух позитивной философии. – М.: Издательство Либроком, 2011. - 296 с. – ISBN: 978-397-01522-6

[2] Спенсер Г. Основные начала //Антология мировой философии. – М., 1971. Т.З. С.613.

0

Просмотров работы: 4386