Главной задачей Street Art стала «интеграция» различных форм изобразительного искусства в уличное пространство. Графические изображения и живописные изображения - граффити, трафаретное граффити, постеры, уличные инсталляции - наносятся на форму объекта, преобразуя ее – обогащая, развивая, изменяя, а при необходимости и разрушая. Тем самым стрит-арт стал не только новой формой самовыражения художника в городском пространстве, основанной на включении традиционного изобразительного искусства в архитектурный контекст и предметную среду, в результате которого возникают новые формы художественного синтеза, но и языком общения [1].
Тематика современных Street Art-объектов гораздо разнообразнее, но ведущей функцией их по сей день остается стремление к диалогу, коммуникации в рамках определенной социальной группы. Графические и живописные изображения используют для распространения сообщений политического и социального характера. Street Art-сообщество из локального и закрытого разрослось до всемирного, открытого и мультикультурного [2, 3].
Любые объекты стрит-арта являются прямым отражением личности автора. Образ автора граффити складывается из определенной стратегии письменно-речевого поведения, выбранной автором, в пространстве аудитории на материальных объектах, не предназначенных для письма.
Лингвостилистический анализ граффити позволяет определить их грамматические, лексические и стилистические характеристики, а также эмоциональную окраску высказывания, графические и пунктуационные особенности.
С точки зрения грамматических характеристик графические объекты можно разделить на: слово, словосочетание, предложение, группа предложений (Любовь – боль; Needfoodnotfootball;Irememberwhenallthiswastrees; Те, кто заразил нас этим, врачуют нам раны… Я неизлечим?) [4, 5].
Анализ лексического состава Street Art-объектов позволил выявить граффити с глагольной доминантой, именной (существительные, прилагательные, местоимения, числительные) и наречной (Stopwatchingme!; 0% interestinpeople;Youandme).
Основными стилистическими особенностями объектов стрит-арта являются следующие:
граффити свойственно тезисное изложение информации;
характеристика текстов граффити по целенаправленности позволяет выделить следующие «образы» как основные формы передачи мысли: повествовательный, восклицательный, текст – вызов (политический);
характеристика стиля граффити по принципам связанности текста. Жанр граффити характеризуется наличием дискретности текста, которая проявляется в разрыве с коммуникативной ситуацией. Высказывания граффити напоминают вспышку, отдельную реплику, которая отличается не только оторванностью от всего контекста, но и дискретностью построения самого целого высказывания;
содержание граффити характеризуется как сниженное, нейтральное или возвышенное. В основе создания граффити могут лежать различные стилистические фигуры: метафора, метонимия, градация и многие другие (Сказки все врут, колобок всех сожрал!; Весь мир у ваших ног, а вы сидите в своих квартирках и офисах; Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А. Блок) [6].
Стилистическая выразительность различных знаков препинания графических объектов неодинакова. Так, запятая, тире или двоеточие как знаки паузы так же являются сильными стилистическими средствами, которые используются как средство подчеркнутого членения предложения, выделения отдельных его частей и создания динамизма [7].
Графические и живописные Street Art-объекты в современном мире являются особым способом репрезентации языкового мышления и сознания и стремятся стать универсальным кодом коммуникации. Коммуникативная природа граффити проявляется на разных уровнях и реализуется в естественной письменной деятельности, соотносимой с разными стилями: разговорным, просторечным, стилем массовой коммуникации, что находит свое отражение в грамматических, лексических и стилистических характеристиках Street Art-объектов, а также в их эмоциональной окраске высказывания, графических и пунктуационных особенностях.
Список литературы
Чистякова М.Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности //Изв.Алт. гос. ун-та. - 2011. - №2-1. – С.210-213.
Кудряшов И.С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности сообщения // Критика и семиотика. – 2014. – Выпуск 21. – С.220-233.
Bernhard van Treeck. Das grosse Graffiti-Lexikon. - Berlin: Schwarzkopf & Schwarzkopf, 2001.
www.banksy.co.uk
www.183art.ru
Ласица Л.А., Стренева Н.В. Лексико-грамматические модели времени в текстах-граффити // Вестник ОГУ. – 2013. – № 11 (160). – С. 95-100.
Стренева Н.В. Пунктуация в граффити // Вестник ОГУ. – 2007. – № 77. – С. 117-121.