Проект внеклассного чтения на тему «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
Тазетдинова А. Р.,
научный руководитель к.п.н. Н.В. Игошина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Магнитогорск, Россия
Project home reading on the topic of "The Tales of Hans Christian Andersen "
Tazetdinova A. R.,
supervisor Igoshina N. V.
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Magnitogorsk, Russia
Младший школьный возраст - это новый для ребенка, очень важный этап жизни - начало школьной жизни ребенка. Период, когда он еще учится правильно учиться, овладевает навыками учебной деятельности. Очень важно в этот период заинтересовать ребенка получать новые знания. Но также не стоит забывать, что в этом возрасте дети очень эмоциональны и впечатлительны, поэтому наиболее эффективным будет обучение с применением различных методов донесения информации.
Важно также научить ребенка самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию. И достичь это можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока. Метод проектирования не является новым, он возник еще во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ–идеалист Джон Дьюи. [4, с.93].
В России этот метод получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П. П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П. П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С. Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С. Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.[2,с.13]
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности [5, с.4].
Выделяют достаточно большое количество различных видов проектной деятельности, отличающихся между собой как временными, так и предметными рамками. Широкое применение имеет проект внеклассного чтения. Основной целью проектной деятельности по внеклассному чтению является самостоятельное знакомство детей с творчеством различных писателей [4,с.4].
Тема нашего проекта «Сказки Ганса Христиана Андерсена». Сказки оказывают очень сильное влияние на развитие личности ребенка, на его психику, на формирование его фундаментальных мировоззренческих ценностей.
Известно, что ребенок изучает окружающий мир посредством чувственного познания, на интуитивном уровне. Сам ребенок еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки. Именно сказки дают возможность ребенку формировать в голове те самые образы и картинки. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель, В.А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»Поэтому родителям очень важно серьезно подойти к выбору сказок для своих детей.
Дети очень любят подражать, поэтому ребенку очень важно найти объекты для подражания, именно сказки дают ему такую возможность. Принцы, принцессы, феи, говорящие животные, богатыри, гномы - объектов в для подражания в сказках можно отыскать сполна. Сказки посредством своего незамысловатого сюжета и простоты, доступности изложения привлекают детей, нежели просто рассказы из жизни. Незамысловатые сюжеты сказок позволяют донести до ребенка понятия добра зла, позволят определить для него понятия моральных ценностей. Если родитель скажет ребенку, не объясняя причин, что поступать или говорить тем или иным образом нельзя, то ребенок, скорее всего, не поверит и сам захочет это попробовать. А когда он в сказках видит последствия той или иной модели поведения, то ребенок уже усваивает информацию лучше и делает для себя определенные выводы.
Попадая в сказку, малыш оказывается в вымышленном мире, который для него кажется абсолютно реальным. Главная задача сказки - научить, но научить нужно, влияя, в большей степени, не на ум ребенка, а на его чувства, потому что именно в детском возрасте информация, в большинстве своем, воспринимается на интуитивном, чувственном уровне. Ребенку именно через сказку легче понять смысл таких фундаментальных категорий как жизнь, смерть, любовь, предательство, доброта, дружба, измена, коварство, отвага, трусость. Таким образом, читая определенные сказки, мы задаем детям нужные установки на примерное поведение, поэтому родителям важно серьезно подходить к выбору сказок для своих детей. Сказки открывают ребенку двери в огромный мир литературы, поэтому сказки обязательно нужно читать.
Цель данного проекта - познакомить учащихся с творчеством Ганса Христиана Андерсена, с его биографией и сказками.
Для реализации цели, были поставлены следующие задачи:
Обучающая: научить детей принятию самостоятельных решений, умению ставить задачи и задавать вопросы, умению работать в команде.
Познавательная: познакомить детей с новым писателем-сказочником Гансом Христианом Андерсеном.
Воспитывающая: воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству Ганса Христиана Андерсена
Развивающая: развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, развитие умений грамотно читать (учить понимать произведение, определить главную мысль), развитие памяти (ответы на вопросы по произведению), мышления и воображения.
План работы
Определение этапов работы:
Мотивационный - задача учителя на данном этапе мотивировать детей на участие в проектной деятельности (учитель мотивирует учащихся на реализацию проекта); Роль учащихся сведена к минимуму.
Планирующий – на данном этапе ведущая роль вновь отводится учителю, его задача определить тему проекта, цели и задачи, выработать план действий, критерии оценки. Учитель может предложить детям несколько тем на выбор, тогда задача детей сводится к выбору наиболее интересной темы. Роль учащихся минимальна.
Информационно – операционный - на данном этапе ведущая роль отводится уже ученикам, на данном этапе осуществляется непосредственная реализация проекта. Их задача собрать нужный материал, поработать с литературой и другими источниками и непосредственно выполнить проект.Задача учителя на данном этапе разделить класс на 4 группы и дать отдельное задание каждой группе.
Рефлексивно – оценочный - группы представляют свои проекты и оценивают результат.
Распределение учащихся по проектным группам. Сбор информации по группам.
1-ая группа: представление информации о Г. Х. Андерсене.
2-ая группа: инсценировка отрывка из сказки «Снежная Королева».
3-ая группа: викторина по сказке «Снежная Королева». Данная викторина позволит проверить, насколько внимательно дети прочитали сказку.
4-ая группа: «немая» выставка рисунков по сказкам Г. Х. Андерсена.
Данная проектная деятельность рассчитана на одну неделю.
Группа детей №1 подготовила информацию о биографии Ганса Христиана Андерсена и о его творчестве. Подготовка детей была на должном уровне, все дети были готовы и участвовали в процессе.
Группа детей № 2 инсценировала отрывок из сказки «Снежная Королева».
Ребята очень творчески подошли к выполнению данного задания, родители помогли им подобрать необходимые атрибуты и костюмы. Ребята настолько вжились в свои роли в процессе репетиций после уроков и непосредственно самого выступления, что еще долгое время находились в образе. Инсценировка позволяет развить в детях творческие способности, актерское мастерство и командное взаимодействие. Задача учителя на данном этапе помочь выбрать интересный отрывок из сказки и помочь распределить роли между детьми.
Группе детей №3 необходимо было придумать вопросы для викторины на знание сказки «Снежная королева». Ребята из трех других групп в большинстве своем с легкостью справились с данным заданием и ответили на все вопросы своих одноклассников. Ребятам очень понравилось отвечать на вопросы, а если возникали трудности, то ребята из 3 группы помогали своим одноклассникам и говорили правильный ответ. Данная форма учебной деятельности является очень интересной и эффективной, потому что часть детей играли роль учителя, а часть детей - роль учеников. Такая форма работы способствует также укреплению коммуникативных способностей учащихся. Данная викторина позволит проверить, насколько внимательно дети прочитали сказку.
Группа детей № 4 – «немая»: их задача была нарисовать рисунки по мотивам сказок Г. Х. Андерсена. Ученик, не показывая свой рисунок, рассказывает о нём, то есть, о том, что он нарисовал, другие учащиеся по рассказу находят нужный рисунок и определяют из какой он сказки. Данная форма работы тоже очень успешно себя зарекомендовала, потому что, во-первых, дети любят рисовать, а во-вторых, ребята из других групп вновь сыграли, в своего рода, викторину и угадывали сказку по рисунку. Ребята остались очень довольны и пожелали вновь поучаствовать в такой деятельности. Задача учителя сводится к оценке ответов учащихся, наблюдая за тем, как дети угадывают сказку по рисунку, учитель может сделать вывод, насколько внимательно дети ознакомились с творчеством сказочника. Проектная деятельность хоть и предполагает выполнение заданий учащимися самостоятельно, но и роль учителя в реализации проекта также очень важна, особенно на первичной стадии мотивации учащихся.
После представления каждой группой своего задания, остальные ребята участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную самооценку.
Также детям, для того, чтобы познакомиться с произведением Ганса Христиана Андерсена, необходимо прочитать дома следующие произведения:
Гадкий утенок
Дюймовочка
Снежная королева
Стойкий оловянный солдатик
Русалочка
Оле-Лукойе
Реализация данного проекта позволила детям познакомиться с творчеством Ганса Христина Андерсена, самостоятельно проанализировать сюжетные линии сказок. Проект позволил развить в детях творческие способности. Групповая работа способствует развитию коммуникативных способностей. Детям также представилась возможность оценить работу своих коллег из других групп. В целом реализация данного проекта, как и любой другой проектной деятельности, положительно сказалась на учебной деятельности детей и на усвоении материала.
Список литературы:
Вохменцева Е.А.// Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей /Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
Гилева Е. А., История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа, № 4, 2007,стр.13
Пахомова Н. Ю., Что такое метод проектов? // Школьные технологии, № 4, 2004,стр.93
Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010,стр.4
Рагозинская Н. И., Колобякина Т. П., Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, № 3, 2004, стр.15-17