Эмоциональный рассказ учителя или короткие заранее подготовленные сообщения учащихся на уроках, доклады на кружковых, факультативных занятиях, на математических вечерах помогают учителю проводить работу по воспитанию материалистического мировоззрения в комплексе.
При изучении любой учебной темы учителя волнует мотивация обучения, а точнее, мотивация учебной деятельности учащихся. Мотивация начинается тогда, когда учитель пытается объяснить, как возникло то или иное математическое понятие, как открыли математический факт, какие задачи практики привели к их появлению, какой путь прошло человечество, прежде чем формулировка изучаемого понятия стала современной. Говоря проще, учителю надо ответить на стандартный детский вопрос:
« Кто впервые придумал рассматривать изучаемое математическое понятие и зачем?»
Для того чтобы понимание учащимися опытного происхождения математических понятий переросло в мировоззрение, необходимо останавливаться на этих вопросах неоднократно, систематически. Для кратких исторических сведений достаточно 2-5 минут урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме. Исторический материал может быть использован на любом этапе урока (но не на каждом уроке). Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением нового, а в других случаях использовать их для обобщения какого- нибудь раздела. Это зависит от педагогической интуиции учителя.
Тригонометрия, как и всякая наука, вырастала из потребностей человеческой практики, но эти потребности не ограничивались, как мы уже упоминали выше, только лишь потребностями строительства или нахождения расстояний до недоступных объектов. Задачи мореплавания, требовавшие по звёздам определять правильный курс корабля, задачи определения по звёздам пути при движении караванов в пустыне, задачи земледелия, требовавшие введения точного календаря, и многие другие обусловили развитие астрономии, а с ней и тригонометрии. Причём сферическая тригонометрия развивалась наряду с плоской.
По сути, тригонометрия появилась в древности как один из разделов астрономии. Дело в том, что преобладающей гипотезой о строении Вселенной была геоцентрическая, согласно которой Земля есть шар, расположенный в центре небесной сферы, которая равномерно вращается вокруг своей оси. Светила считаются расположенными на этой сфере. При изучении их движения большое значение приобретают задачи о расположении точек и фигур на сфере. Работы, в которых подобные задачи решаются, получили название сферики. Плоская тригонометрия при таких условиях отнюдь не играла лишь второстепенную роль по сравнению со сферической тригонометрией. У неё была своя область приложений: помимо решения задач на определение расстояний до недоступных объектов, она являлась частью практической астрономии – фигуры на сфере проектировались на плоскость горизонта, меридиана и т.д., и таким образом многие задачи сводились к плоским случаям.
Отдельные вопросы из тригонометрии уже успешно решали древнегреческие астрономы, однако они рассматривали хорды, а не синусы, косинусы и другие, как говорили в древности, линии. Если говорить точнее, то греческие астрономы рассматривали, по сути, только синус, вместо которого использовали хорду, равную удвоенной линии синуса половинной дуги.
Начало учению о тригонометрических величинах было положено в Индии, начиная с IV – VI вв. Индийские учёные впервые в науке стали употреблять линию синуса как половину хорды, и составили первые тригонометрические таблицы синусов (полухорд). Им были известны также основное тригонометрическое тождество, формулы приведения, формулы синуса половинного угла.
В IX – X вв. центр математических исследований, значит и центр развития тригонометрического знания, переместился в Среднюю Азию, где трудами арабских математиков тригонометрия впервые выделилась из астрономии как самостоятельная наука. В частности, учёные стран ислама ввели новые тригонометрические величины: тангенс и котангенс. В трактате «Плоские четырёхугольники» учёного – энциклопедиста и государственного деятеля XIII в. Насирэддина Туси плоская и сферическая тригонометрия выступают как самостоятельные предметы. Для сравнения, в Европе тригонометрия достигла этого уровня, стала успешно развиваться и трактоваться как самостоятельная наука лишь в XV в., и начало этому было положено трудами немецкого астронома и математика, профессора Региомонтана.
Впервые тригонометрические соотношения вводятся в курсе геометрии следующим образом. Рассматривается прямоугольный треугольник АВС (угол С – прямой), и на уровне определений утверждается:
sin a =АС/АВ, cos a = ВС/АВ, tg а = АС/ВС, ctg а = ВС/АС.. (*)
Учащимся легче запоминаются эти определения, если учитель пользуется опорными сигналами:
sin a = противоположный катет/гипотенуза
cos a = прилежащий катет/ гипотенуза
tg a = противолежащий катет / прилежащий катет
ctg a = прилежащий катет / противолежащий катет.
Представленные определения и использованная для них символика являются необычными и сложными для учащихся, поэтому понимание учебного материала во многом зависит от иллюстрации глубинной сущности понятий, а для этого полезно обратиться к истории математики.
В первую очередь нас будут интересовать вопросы: «Откуда появилась необходимость рассматривать представленные выше соотношения сторон прямоугольного треугольника?» и «Как появилась символика, используемая в определениях(*)?»
Ключ к отгадке надо искать в практической деятельности людей. Причем речь идет о временах настолько далеких (может второе тысячелетие до н.э., а может и ранее), что никакими письменными свидетельствами, позволяющими дать однозначный ответ мы не располагаем. Поэтому позволим себе высказать некоторые догадки.
В древние времена строительство сооружений велось примерно, таким образом и такими средствами, как сегодня строят небольшие дома и подсобные помещения. При этом строители используют нехитрые инструменты: веревку, отвес, колышки и прочее. Между прочим, в Древнем Египте существовали люди специальной профессии, которых называли гарпедонапты, что значит, натягивали веревки. С них начиналось строительство. А зачем нужны веревки строителям? Чтобы ровно в линию выкладывать кирпичи и камни.
Предложим учащимся вслушаться в слова «линия» и «лен». Действительно, откроем этимологический словарь: Линия. Через посредство немецкого языка заимствовано в начале 18 века из латыни. Лат.linea – «нитка» - производное от linum – «лен».
Еще веревка нужна для того, чтобы получить прямой угол, например в целях строительства привычного нам четырехугольного дома. Ведь такой дом построить легче всего. А строительство домов иных форм и сейчас является трудной архитектурной задачей.
Учащиеся уже знают, что одним из важнейших изобретений человечества было изобретение колеса. А почему? Да потому, что в природе колеса нет. Колесо - это именно человеческое изобретение. Теперь другой вопрос: а есть ли в природе прямой угол? Примеры привести можно (ветка, растущая перпендикулярно стволу дерева; само дерево , растущее перпендикулярно к земле и т. п.), но вряд ли перечисленное годится для того, чтобы создать шаблон прямого угла.
Издавна строители научились получать прямой угол с помощью веревки. В Древнем Египте заметили, что если на веревке завязать узелки на равном расстоянии друг от друга, и натянуть веревку так, чтобы, говоря современным языком, получился треугольник со сторонами 3, 4, 5, то угол, лежащий против наибольшей стороны, окажется прямым. С тех пор треугольник со сторонами 3, 4, 5 называют египетским.
Историю с натягиванием веревки продолжают еще несколько древних терминов: катет – значит «отвес», гипотенуза – «натянутая», другой катет прямоугольного треугольника не назывался катетом (т.е. отвесом), о нем говорили как об основании. По натянутой веревке (другими словами, по гипотенузе) можно проводить стачивание боковой грани строящейся пирамиды.
Теперь мы подошли к главному вопросу: «Как объяснить строителям, по какому углу стачивать грань пирамиды?» ( В Древнем Египте пирамиду выкладывали из грубых крупных камней, и надо было их отшлифовать или иным образом подкорректировать.) Один из способов: задать отношение высоты пирамиды к апофеме, или, если говорить о плоскости, задать отношение катета – отвеса к гипотенузе. Вот и получается прообраз косинуса угла стачивания. А когда задавались другие отношения – отношение катета – основания к катету – отвесу или отношение катета – основания к гипотенузе – это были прообразы понятий тангенса и синуса угла.
Теперь мы понимаем: рассматривать отношение длин сторон прямоугольного треугольника очень удобно, так как для всех подобных прямоугольных треугольников эти отношения сохраняются ( все правильно, как потом узнают учащиеся, у подобных треугольников углы равны, а, значит, равны и тригонометрические функции углов.
Судя по всему, на идею подобных фигур люди обратили внимание достаточно давно. Одинаковые по форме, но различные по величине фигуры встречаются в вавилонских и египетских памятниках. В сохранившееся погребальной камере отца фараона Рамеса II имеется стена, покрытая сетью квадратиков, с помощью которой на стену перенесены в увеличенном виде рисунки меньших размеров (своего рода «палетка»).
До этого момента рассматривалась самая глубинная предыстория зарождения тригонометрических знаний, но именно она отразилась в самом слове тригонометрия, которое буквально означает измерение треугольников.
Действительно, термин тригонометрия состоит из двух греческих слов: тригоном, что означает «треугольник» и метрейн, что означает «измерять». Кроме того, данный первичный исторический рассказ помогает объединить в сознании учащихся такие темы, как знакомство с прямоугольным треугольником, теорема Пифагора, тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. И главное, у учащихся возникает желание посмотреть на эти темы как с исторической, та и с современной точки зрения, т. е. повышается интерес к изучению геометрии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Александрова Н.В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник. – Изд. 3-е испр. − М.: Изд-во ЛКИ, 2008. − 248 с.
Глейзер Г.И. История математики в школе. − М.: Просвещение, 2002. −156 с.
Дорофеев А.В., Латыпова А.Ф. История математики: Учебное пособие. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 79 с.
История математики с древнейших времен до начала XIX века /под ред. А.П. Юшкевича/ в 3-х т.- М.: Наука, 1970-72.
Методика и технология обучения математике: Курс лекции: пособие для ВУЗов [текст] /под ред. Н. С. Стефановой, Н. С. Подходовой.М.:
Дрофа,2005г.416с.:ил.