РАЗРАБОТКА АРМ МЕНЕДЖЕРА РЕСТОРАНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТОТИПНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СУБД АCCESS. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА АРМ МЕНЕДЖЕРА РЕСТОРАНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТОТИПНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СУБД АCCESS.

Сальникова А.Д. 1
1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Целью данной курсовой работы является создание автоматизированного рабочего места менеджера ресторана «Каскад». На сегодняшний день применение баз данных стало неотъемлемой частью для многих организаций, которые упрощают работу в разы.

Для их создания воспользуемся технологиями прототипного проектирования и средствами СУБД ACCESS. В базе данных будут отражаться некоторые должностные обязанности, которые входят в работу менеджера ресторана. Например, она будет иметь информацию о поставках необходимых продуктов питания в ресторан, о выручке, полученной за день, а так же можно просмотреть какие блюда были заказаны в тот или иной день, ФИО официанта, который обслуживал столик и др.

База данных - набор сведений, который хранится некоторым упорядоченным способом. Говоря по-другому, база данных - это хранилище различного рода информации. В ней не было бы потребности, и она не приносила бы интереса и пользы, если бы не было систем управления базами данных (СУБД).

Система управления базами данных - это совокупность языковых и программных средств, осуществляющая доступ к данным, позволяющая их создавать, менять и удалять, обеспечивает безопасность данных и т.д.

Её основные задачи:

  • Создание структуры базы данных;
  • Установление связей между таблицами;
  • Выполнение операций с данными (добавлять таблицу, удалять и т.д.)
  • Редактирование данных;
  • Создание отчетов, запросов, форм, макросов, модулей;
  • Контроль целостности данных;
  • Обеспечение непротиворечивости данных;
  • Восстановление базы данных после логических и физических сбоев;
  • Поддержка многопользовательского режима работы с данными.

В общем СУБД - это система, которая позволяет создавать базы данных и манипулировать сведениями из них. 

В ходе разработки будет использовано следующее программное обеспечение: MS Visio 2010/07 и MS Office Access 2007. Первая программа предназначена для удобного создания структурных и функциональных схем организации АРМ, вторая позволяет разработать базу данных, обеспечивающую удобство и единое представление о работе выбранного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

Глава 1. Описание предметной области

                                        

Создание АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставлен­ными целями, объемами работы. 

Любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении орга­низации информационного, технического, программного обес­печения:

  • Информационное обеспечение АРМ ориентируется на кон­кретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуриза­цию информации, которая позволяет осуществлять удобную и быструю корректировку данных в массивах.
  • Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных режимов работы (автономный, работу с распределенной БД и т.д.). АРМ должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.
  • Программное обеспечение должно ориентироваться на профессиональный уровень пользователя, обеспечивать удобство работы человека за счет совершенствования программных средств.

 

1.1 Структура предприятия

Ресторан - это особый тип предприятия, в котором организация широкого ассортимента кулинарной продукции сложного приготовления сочетаются с организацией высокого уровня обслуживания посетителей в торговых залах ресторана.

Сфера деятельности ресторана связана с организацией производства и его управлением, направленная на удовлетворение имеющихся потребностей людей во вкусной, разнообразной и здоровой пище, сервисных услугах, а также получения прибыли.

Рассмотрим составляющие элементы ресторана.

Следующая таблица 1.1 отражает характеристику ресторана:

 

Таблица 1.1 - параметры ресторана

Номер позиции

Наименование

Характеристика

1

Поставляемые услуги

Продукты питания

2

Потребитель

Массовое

3

Тип хозяйственных связей

Постоянные

4

Технические отделы

5

5

Экономические отделы

1

6

Количество посадочных мест

25 столов (по 4 стула)

7

Число работников

25

8

Стоимость

Высокая

9

Уровень обслуживания

Высокий

 

Организация обслуживания посетителей на данном предприятии предусматривает выполнение комплекса различных услуг, связанных с:

  • реализацией блюд, напитков, кулинарных изделий;
  • доставкой продукции по заказам потребителей;
  • сервировкой стола, подачей блюд;
  • сбором и мойкой использованной посуды;
  • приёмом и передачей заказов на приготовление;
  • расчетом покупателей (подача счета);
  • консультацией потребителей услуг;
  • музыкальным сопровождением;
  • проведением концертов и организации вечеров-банкетов.

На рисунке 1.1 показан перечень услуг, которые предоставляются посетителям в ресторане «Каскад». Их можно разделить на две категории.

Бесплатные услуги:

  • бронирование стола (может осуществляться как по телефону, так и в самом ресторане);
  • сопровождение музыки (существует функция редактирования плей-листа по пожеланию посетителей ресторана);
  • туалет.

Платные услуги:

  • обслуживание стола (принятие заказа, подача заказа, расчет с посетителями);
  • заказ еды на дом (принятие заказа по телефону, бесплатная доставка по району, расчет с клиентами).

 

Рисунок 1.1 - перечень предоставляемых услуг

1.2 Структура организации

 

Всех сотрудников можно разделить на три основные категории:

  • Управленческая (директор ресторана, бухгалтерия, менеджер);
  • Сервисная (официанты, швейцар, гардеробщики, бармен, охрана);
  • Техническая (мойщики посуды, уборщики);
  • Кухонная (шеф-повар, команда поваров);
  • Складская группа (кладовщики)

 

На рисунке представлен список всех сотрудников ресторана:

 

 

Рисунок 1.2 - список сотрудников ресторана

 

Должностные обязанности сотрудников ресторана «Каскад»:

  • Директор ресторана - организация и управление рестораном;
  • Главный бухгалтер - ведет бухгалтерскую документацию, составляет отчеты по работе бухгалтерии;
  • Бухгалтера - ведут бухгалтерскую документацию;
  • Менеджер - ведет документацию, организует работу персонала;
  • Шеф-повар - управляет поварами, готовит еду по заказам;
  • Повара - готовят еду по заказам;
  • Официанты - обслуживают посетителей, т.е. ведут прием заказов и производят их подачу, а так же ведут расчет по чеку;
  • Швейцар - ведет прием гостей;
  • Бармен - принимает заказы от посетителей и производит денежные расчёты;
  • Уборщица - обеспечивает порядок и чистоту заведения;
  • Кладовщик - осуществляет прием, размещение и перемещение товара на складе, проводит регулярную инвентаризацию;
  • Мойщики посуды - осуществляет мойку посуды;
  • Гардеробщик - принимает на хранение верхнюю одежду, головные уборы и другие личные вещи от сотрудников ресторана и посетителей учреждения;
  • Охрана - обеспечивает безопасность, как сотрудников, так и посетителей ресторана.

 

Рассмотрим подробнее функции менеджера ресторана:

  • Планирует, организует и контролирует работу персонала, обеспечивает благоприятную рабочую обстановку сотрудников;
  • Организовывает рабочее время персонала (составляет график и расписание работы);
  • Рассчитывает и обеспечивает поступление товаров в ресторан;
  • Следит за качеством обслуживания посетителей;
  • Ведёт документацию по всем видам деятельности;
  • Формирует благоприятную репутацию ресторана;
  • Ведёт контроль по расходам и доходам деятельности ресторана;
  • Учитывает жалобы и пожелания посетителей.

 

 

 

1.3 Структура работы

Этапы работы ресторана «Каскад» по принятию продуктов питания показаны на рисунке 1.3:

 

Рисунок 1.3 - этапы работы ресторана по принятию продуктов питания

 

  • Заключение договора на поставку продуктов питания

Заключение договора с поставщиком на закупку и доставку продуктов питания в ресторан «Каскад»;

  • Приход машины

Приход машины в указанное по договорённости время;

  • Проведение сверки документов

Производится проверка документов в двустороннем порядке;

  • Контроль качества и объёма заказанных продуктов

Осуществляется контроль качества продуктов в соответствии с ГОСТом и объёма доставленных продуктов согласно установленному договору;

  • Оплата услуг с поставщиком

Проведение оплаты с поставщиком за доставленные продукты питания по договору;

  • Разгрузка машины

Выгрузка продуктов питания и транспортировка на склад ресторана.

 

К организации материально-технического обеспечения относятся требования:

  • Своевременность и комплектность поставок;
  • Бесперебойность (определение потребности в материально-технических средствах и размера товарных запасов);
  • Надежность и высокое качество поставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Моделирование предметной области

 

2.1 Построение модели предметной области нотации IDEF0

Ниже представлена контекстная диаграмма работы ресторана:

 

Рисунок 2.1 - контекстная диаграмма

 

Контекстная диаграмма содержит следующие параметры:

  • Входной параметр - накладные на поставку;
  • Выходной параметр - оплата услуг;
  • Управляющие параметры - гражданский кодекс РФ и ГОСТ;
  • Исполнительные параметры - менеджер, повара, главный бухгалтер.

Результат этой диаграммы включает в себя договор, который содержит информацию о проведении сделки на поставку продуктов питания в ресторан.

 

 

 

 

 

На рисунке 2.2 реализована декомпозиция контекстной диаграммы:

 

Рисунок 2.2 - декомпозиция контекстной диаграммы

 

     Диаграмма отражает этапы:

  • Первичные документы:

1)    Ведомость расхода продуктов питания за прошлую неделю;

2)    Анализ примерных затрат продуктов питания за предстоящую неделю;

  • Составление заказа на поставку

В заказе указывается, какие требуются продукты питания, по какой цене и в каком количестве;

  • Составление графика поставок

Указание конкретной даты и времени поставки продуктов;

  • Учёт поступления продуктов

Отчёт о поступлении продуктов питания;

  • Контроль поставки

Проверка доставленных продуктов питания в соответствии договору.

 

Описание работы менеджера ресторана по средствам диаграммы DFD:

 

 

Рисунок 2.3 - работа менеджера ресторана по средствам диаграммы DFD

 

2.2 Разработка схемы информационной модели в MS Visio

На рисунке 2.4 представлена логическая информационная модель, показывающая количество сущностей базы данных.

Модель состоит из 6 сущностей:

1.                Официанты

          Сущность содержит информацию об официантах;

2.                Заказы

Показывает общую информацию о сделанном заказе, какого числа он сделан, кто принимал его и на какую сумму произведен;

3.                Блюда

Содержит информацию о блюдах;

4.                Напитки

Представлена информация о напитках, имеющихся в ресторане;

5.                Состав блюда

По данной сущности можно определить какие ингредиенты, и в каких количествах входят в состав блюд, а так же кто поставляет эти продукты в ресторан;

6.       Поставщики

В данной сущности отображается информация о поставщиках.

 

 

Рисунок 2.4 - Логическая информационная модель в нотации IDEF1

 

 

В информационной модели содержится 5 связей «один ко многим»:

1.     Связь сущности «Официанты» и сущности «Заказы»;

2.     Связь сущности «Блюда» и сущности «Заказы»;

3.     Связь сущности «Напитки» и сущности «Заказы»;

4.     Связь сущности «Блюда» и сущности «Состав блюда»;

5.     Связь сущности «Поставщики» и сущности «Состав блюда».

 

Главной целью автоматизации работы менеджера ресторана является повышение эффективности его работы.

 

Назначение автоматизации:

  • Значительное ускорение действий по обработке данных;
  • Приобретение дополнительного рабочего времени для других немаловажных дел;
  • Повышение производительности труда;
  • Контроль и анализ эффективности работы;
  • Улучшение качества обработки данных и их точности.

 

Конкретные функциональные задачи разрабатываемого АРМ:

  • Содержит подробные сведения о ресторане, меню, стоимости блюд и напитков и т.д.;
  • Формирует информацию о сделанном заказе;
  • Обеспечивает поиск количества ингредиентов для того, чтобы произвести закупку продуктов питания;
  • База данных позволяет автоматизировать необходимую информацию, что в разы облегчает рабочую деятельность ресторана.

 

 

Глава 3. Разработка АРМ менеджера ресторана

 

Необходимо создать базу данных для быстрого и удобного ведения отчётов ресторана «Каскад».

3.1 Входные данные

Создадим таблицы с исходными данными:

  • Официанты;
  • Заказы;
  • Блюда;
  • Напитки;
  • Состав блюда;
  • Поставщики.

 

Сущность «Официанты» имеет следующие атрибуты:

  • Код официанта;
  • ФИО.

 

Рисунок 3.1 - таблица «Официанты»

 

Сущность «Заказы» имеет следующие атрибуты:

  • Код заказа;
  • Номер заказа;
  • Код блюда;
  • Код напитка;
  • ФИО официанта;
  • Дата заказа;
  • Общая сумма.

 

Рисунок 3.2 - таблица «Заказы»

 

Сущность «Блюда» имеет следующие атрибуты:

  • Код блюда;
  • Название;
  • Цена.

 

Рисунок 3.3 - таблица «Блюда»

 

Сущность «Напитки» имеет следующие атрибуты:

  • Код напитка;
  • Название;
  • Цена.

 

Рисунок 3.4 - таблица «Напитки»

 

Сущность «Состав блюда» имеет следующие атрибуты:

  • Код состава;
  • Название блюда;
  • Ингредиент;
  • Код поставщика;
  • Количество ингредиентов в блюде;
  • Количество ингредиентов на складе.

 

Рисунок 3.5 - таблица «Состав блюда»

 

Сущность «Поставщики» имеет следующие атрибуты:

  • Код поставщика;
  • ФИО;
  • Телефон.

 

Рисунок 3.6 - таблица «Поставщики»

 

На рисунке представлена схема данных.

 

Рисунок 3.7 - схема данных

 

 

3.2 Разработка интерфейса

 

Список выходных данных:

1.     Формы

  • Блюда;
  • Напитки;
  • Официанты;
  • Поставщики;
  • Заказы;
  • Состав блюда.

2.     Отчёты

  • Прибыль за день;
  • Отчёт по ингредиентам;
  • Отчёт по заказам.

 

На рисунке показана форма, которая является стартовой страницей при открытии базы данных. В этой области менеджер сможет выбрать функцию, которая ему необходима.

 

Рисунок 3.8 - главная форма

Рассмотрим возможности вышеописанной главной формы. 

На рисунках представлена форма «Блюда». На ней вводится информация о блюдах.

 

Рисунок 3.9 - форма «Блюда»

 

На форме «Напитки» можно вводить названия напитков.

 

Рисунок 3.10 - форма «Напитки»

 

В форме «Официанты» указывается информация об официантах ресторана.

 

Рисунок 3.11 - форма «Официанты»

 

 

Форма «Поставщики» предназначена для ввода в неё информации о поставщиках, доставляющих продукты питания в ресторан.

 

Рисунок 3.12 - форма «Поставщики»

 

На форме «Заказы» менеджер может вводить информацию о заказах.

 

Рисунок 3.13 - форма «Заказы»

 

Форма «Состав блюд» удобна тем, что в ней отражена информация о количестве ингредиентов, имеющихся на складе ресторана, с помощью которой можно понять, какие продукты пора закупать.

 

Рисунок 3.14 - форма «Состав блюда»

На рисунке 3.15 представлен отчет об информации ингредиентов, на котором видно, какое количество продуктов имеется в ресторане и у каких поставщиков они заказываются.

 

Рисунок 3.15 - отчёт «Информация об ингредиентах»

          Ниже представлен отчёт о сделанных заказах. И выведена итоговая сумма по всем заказам.

 

Рисунок 3.16 - отчёт «Информация о заказах»

Есть такая функция, как «Введите дату». С её помощью можно вывести отчёт, чтобы узнать прибыль ресторана за определенный день (рисунок 3.18)

 

 

Рисунок 3.17 - функция «Введите дату»

 

 

Рисунок 3.18 - отчёт «Прибыль за день»

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    В ходе курсовой работы «Разработка АРМ менеджера ресторана» была достигнута цель - создание базы данных ресторана «Каскад». Были выполнены поставленные в начале работы задачи - разработать и построить базу данных. Разработанная база выполняет следующие задачи:

  • содержит подробные сведения о ресторане, меню, стоимости блюд и напитков, предлагаемых в данном заведении и т.д.;
  • формирует информацию о сделанных заказах;
  • позволяет в любое время просматривать информацию о ресторане, о количестве имеющихся продуктов для их дальнейшей закупки, а также легко модифицировать ее (добавлять, редактировать, удалять);
  • ведёт учёт о работе официантов;
  • дает возможность просмотреть прибыль ресторана за день, путём выбора даты, а так же позволит просмотреть сумму каждого заказа;
  • база данных позволяет полностью автоматизировать информацию о ресторане, а также облегчает его рабочую деятельность.

      Данная база данных обладает рядом преимуществ и недостатков.

      Преимуществами являются:

  • легкость и удобство в исполнении;
  • большие возможности расширения базы данных;
  • быстрый поиск необходимых данных;
  • легкий перенос с одного компьютера на другой;
  • возможность редактирования результатов запросов.

    Недостатками являются:

  • очень объемные базы данных;
  • невысокий уровень безопасности.

 

 

Созданная база данных позволяет быстро и эффективно работать с данными приведенной предметной области. Удобный интерфейс программы:

  • позволяет без труда ориентироваться в программе, не требуя от пользователя каких-либо специальных навыков и умений работы с электронно-вычислительными машинами;
  • предоставляет пользователю всю необходимую конкретную для него информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.: ил.; 60x90 1/16

2.     Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 544 с.: ил.

3.     Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем: Учеб. пос. / А.В.Затонский - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 344с.

4.     Арсеньев, Ю. Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес [Электронный ресурс] / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

5.     Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем Учебное пособие / Н.Н. Заботина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 331 с.

6.     Сеннов А. Access 2010. - СПб.: Питер, 2010. -288 с.

7.     Емельянова Н. З., Партыка Т. Л., Попов И. И. «Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие» - М.: Форум: Инфра-М, 2009. - С. 260.

8.     С. В. Глушаков, Д. В. Ломотько. Базы данных. Издательство: АСТ. Год: 2002

9.     Кузин А. В., Левонисова С. В. Базы данных. Издательство: Академия. Год: 2008

 

Просмотров работы: 1993