Введение
Целью данной курсовой работы является создание автоматизированного рабочего места менеджера ресторана «Каскад». На сегодняшний день применение баз данных стало неотъемлемой частью для многих организаций, которые упрощают работу в разы.
Для их создания воспользуемся технологиями прототипного проектирования и средствами СУБД ACCESS. В базе данных будут отражаться некоторые должностные обязанности, которые входят в работу менеджера ресторана. Например, она будет иметь информацию о поставках необходимых продуктов питания в ресторан, о выручке, полученной за день, а так же можно просмотреть какие блюда были заказаны в тот или иной день, ФИО официанта, который обслуживал столик и др.
База данных - набор сведений, который хранится некоторым упорядоченным способом. Говоря по-другому, база данных - это хранилище различного рода информации. В ней не было бы потребности, и она не приносила бы интереса и пользы, если бы не было систем управления базами данных (СУБД).
Система управления базами данных - это совокупность языковых и программных средств, осуществляющая доступ к данным, позволяющая их создавать, менять и удалять, обеспечивает безопасность данных и т.д.
Её основные задачи:
В общем СУБД - это система, которая позволяет создавать базы данных и манипулировать сведениями из них.
В ходе разработки будет использовано следующее программное обеспечение: MS Visio 2010/07 и MS Office Access 2007. Первая программа предназначена для удобного создания структурных и функциональных схем организации АРМ, вторая позволяет разработать базу данных, обеспечивающую удобство и единое представление о работе выбранного предприятия.
Глава 1. Описание предметной области
Создание АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы.
Любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении организации информационного, технического, программного обеспечения:
1.1 Структура предприятия
Ресторан - это особый тип предприятия, в котором организация широкого ассортимента кулинарной продукции сложного приготовления сочетаются с организацией высокого уровня обслуживания посетителей в торговых залах ресторана.
Сфера деятельности ресторана связана с организацией производства и его управлением, направленная на удовлетворение имеющихся потребностей людей во вкусной, разнообразной и здоровой пище, сервисных услугах, а также получения прибыли.
Рассмотрим составляющие элементы ресторана.
Следующая таблица 1.1 отражает характеристику ресторана:
Таблица 1.1 - параметры ресторана
Номер позиции |
Наименование |
Характеристика |
1 |
Поставляемые услуги |
Продукты питания |
2 |
Потребитель |
Массовое |
3 |
Тип хозяйственных связей |
Постоянные |
4 |
Технические отделы |
5 |
5 |
Экономические отделы |
1 |
6 |
Количество посадочных мест |
25 столов (по 4 стула) |
7 |
Число работников |
25 |
8 |
Стоимость |
Высокая |
9 |
Уровень обслуживания |
Высокий |
Организация обслуживания посетителей на данном предприятии предусматривает выполнение комплекса различных услуг, связанных с:
На рисунке 1.1 показан перечень услуг, которые предоставляются посетителям в ресторане «Каскад». Их можно разделить на две категории.
Бесплатные услуги:
Платные услуги:
Рисунок 1.1 - перечень предоставляемых услуг
1.2 Структура организации
Всех сотрудников можно разделить на три основные категории:
На рисунке представлен список всех сотрудников ресторана:
Рисунок 1.2 - список сотрудников ресторана
Должностные обязанности сотрудников ресторана «Каскад»:
Рассмотрим подробнее функции менеджера ресторана:
1.3 Структура работы
Этапы работы ресторана «Каскад» по принятию продуктов питания показаны на рисунке 1.3:
Рисунок 1.3 - этапы работы ресторана по принятию продуктов питания
Заключение договора с поставщиком на закупку и доставку продуктов питания в ресторан «Каскад»;
Приход машины в указанное по договорённости время;
Производится проверка документов в двустороннем порядке;
Осуществляется контроль качества продуктов в соответствии с ГОСТом и объёма доставленных продуктов согласно установленному договору;
Проведение оплаты с поставщиком за доставленные продукты питания по договору;
Выгрузка продуктов питания и транспортировка на склад ресторана.
К организации материально-технического обеспечения относятся требования:
Глава 2. Моделирование предметной области
2.1 Построение модели предметной области нотации IDEF0
Ниже представлена контекстная диаграмма работы ресторана:
Рисунок 2.1 - контекстная диаграмма
Контекстная диаграмма содержит следующие параметры:
Результат этой диаграммы включает в себя договор, который содержит информацию о проведении сделки на поставку продуктов питания в ресторан.
На рисунке 2.2 реализована декомпозиция контекстной диаграммы:
Рисунок 2.2 - декомпозиция контекстной диаграммы
Диаграмма отражает этапы:
1) Ведомость расхода продуктов питания за прошлую неделю;
2) Анализ примерных затрат продуктов питания за предстоящую неделю;
В заказе указывается, какие требуются продукты питания, по какой цене и в каком количестве;
Указание конкретной даты и времени поставки продуктов;
Отчёт о поступлении продуктов питания;
Проверка доставленных продуктов питания в соответствии договору.
Описание работы менеджера ресторана по средствам диаграммы DFD:
Рисунок 2.3 - работа менеджера ресторана по средствам диаграммы DFD
На рисунке 2.4 представлена логическая информационная модель, показывающая количество сущностей базы данных.
Модель состоит из 6 сущностей:
1. Официанты
Сущность содержит информацию об официантах;
2. Заказы
Показывает общую информацию о сделанном заказе, какого числа он сделан, кто принимал его и на какую сумму произведен;
3. Блюда
Содержит информацию о блюдах;
4. Напитки
Представлена информация о напитках, имеющихся в ресторане;
5. Состав блюда
По данной сущности можно определить какие ингредиенты, и в каких количествах входят в состав блюд, а так же кто поставляет эти продукты в ресторан;
6. Поставщики
В данной сущности отображается информация о поставщиках.
Рисунок 2.4 - Логическая информационная модель в нотации IDEF1
В информационной модели содержится 5 связей «один ко многим»:
1. Связь сущности «Официанты» и сущности «Заказы»;
2. Связь сущности «Блюда» и сущности «Заказы»;
3. Связь сущности «Напитки» и сущности «Заказы»;
4. Связь сущности «Блюда» и сущности «Состав блюда»;
5. Связь сущности «Поставщики» и сущности «Состав блюда».
Главной целью автоматизации работы менеджера ресторана является повышение эффективности его работы.
Назначение автоматизации:
Конкретные функциональные задачи разрабатываемого АРМ:
Глава 3. Разработка АРМ менеджера ресторана
Необходимо создать базу данных для быстрого и удобного ведения отчётов ресторана «Каскад».
3.1 Входные данные
Создадим таблицы с исходными данными:
Сущность «Официанты» имеет следующие атрибуты:
Рисунок 3.1 - таблица «Официанты»
Сущность «Заказы» имеет следующие атрибуты:
Рисунок 3.2 - таблица «Заказы»
Сущность «Блюда» имеет следующие атрибуты:
Рисунок 3.3 - таблица «Блюда»
Сущность «Напитки» имеет следующие атрибуты:
Рисунок 3.4 - таблица «Напитки»
Сущность «Состав блюда» имеет следующие атрибуты:
Рисунок 3.5 - таблица «Состав блюда»
Сущность «Поставщики» имеет следующие атрибуты:
Рисунок 3.6 - таблица «Поставщики»
На рисунке представлена схема данных.
Рисунок 3.7 - схема данных
3.2 Разработка интерфейса
Список выходных данных:
1. Формы
2. Отчёты
На рисунке показана форма, которая является стартовой страницей при открытии базы данных. В этой области менеджер сможет выбрать функцию, которая ему необходима.
Рисунок 3.8 - главная форма
Рассмотрим возможности вышеописанной главной формы.
На рисунках представлена форма «Блюда». На ней вводится информация о блюдах.
Рисунок 3.9 - форма «Блюда»
На форме «Напитки» можно вводить названия напитков.
Рисунок 3.10 - форма «Напитки»
В форме «Официанты» указывается информация об официантах ресторана.
Рисунок 3.11 - форма «Официанты»
Форма «Поставщики» предназначена для ввода в неё информации о поставщиках, доставляющих продукты питания в ресторан.
Рисунок 3.12 - форма «Поставщики»
На форме «Заказы» менеджер может вводить информацию о заказах.
Рисунок 3.13 - форма «Заказы»
Форма «Состав блюд» удобна тем, что в ней отражена информация о количестве ингредиентов, имеющихся на складе ресторана, с помощью которой можно понять, какие продукты пора закупать.
Рисунок 3.14 - форма «Состав блюда»
На рисунке 3.15 представлен отчет об информации ингредиентов, на котором видно, какое количество продуктов имеется в ресторане и у каких поставщиков они заказываются.
Рисунок 3.15 - отчёт «Информация об ингредиентах»
Ниже представлен отчёт о сделанных заказах. И выведена итоговая сумма по всем заказам.
Рисунок 3.16 - отчёт «Информация о заказах»
Есть такая функция, как «Введите дату». С её помощью можно вывести отчёт, чтобы узнать прибыль ресторана за определенный день (рисунок 3.18)
Рисунок 3.17 - функция «Введите дату»
Рисунок 3.18 - отчёт «Прибыль за день»
Заключение
В ходе курсовой работы «Разработка АРМ менеджера ресторана» была достигнута цель - создание базы данных ресторана «Каскад». Были выполнены поставленные в начале работы задачи - разработать и построить базу данных. Разработанная база выполняет следующие задачи:
Данная база данных обладает рядом преимуществ и недостатков.
Преимуществами являются:
Недостатками являются:
Созданная база данных позволяет быстро и эффективно работать с данными приведенной предметной области. Удобный интерфейс программы:
Список использованной литературы
1. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.: ил.; 60x90 1/16
2. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 544 с.: ил.
3. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем: Учеб. пос. / А.В.Затонский - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 344с.
4. Арсеньев, Ю. Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес [Электронный ресурс] / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.
5. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем Учебное пособие / Н.Н. Заботина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 331 с.
6. Сеннов А. Access 2010. - СПб.: Питер, 2010. -288 с.
7. Емельянова Н. З., Партыка Т. Л., Попов И. И. «Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие» - М.: Форум: Инфра-М, 2009. - С. 260.
8. С. В. Глушаков, Д. В. Ломотько. Базы данных. Издательство: АСТ. Год: 2002
9. Кузин А. В., Левонисова С. В. Базы данных. Издательство: Академия. Год: 2008