Спорт - это особая деятельность человека, которая, прежде всего, связана с большим физическим напряжением и требует сохранения у спортсмена устойчивой положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Такая специфическая деятельность в результате приводит к формированию у спортсмена профессионально важных психических качеств и личностных особенностей, значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной жизни [2].
Спортивные психологи и опытные тренеры полагают, что без знания особенностей потребностно-мотивационной сферы спортсмена, трудно «подводить» его к соревнованиям, формировать устойчивую, «результативную» мотивацию достижения успеха. Тренер-преподаватель, вооруженный информацией о личной мотивации своего подопечного, выступает как тонкий творец и истинный создатель его спортивного результата.
Выдающий отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, писал: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опору в его переживании» [3].
На учебно-тренировочные занятия по дзюдо приходят дети, отличные не только по возрасту и комплекции, но и из разных социальных слоев, с различной мотивацией, подготовленностью и, наконец, порой с печальным двигательным опытом.
И здесь, задача тренера – создать условия для реализации личностных особенностей всех учащихся, чтобы они смогли найти возможность с лучшей стороны проявить себя, вызвать уважение у коллектива и таким образом повысить свой авторитет среди сверстников.
Этап начальной подготовки направлен на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; обучение технике борьбы дзюдо; повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий борьбой дзюдо.
Целесообразно осуществлять разностороннюю физическую подготовку и направленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр «в виде тренировочных занятий» с учетом подготовки спортсмена, обеспечивая единство общей и специальной подготовки.
Парциальное соотношение этапа начальной подготовки выглядит таким образом: 82/80 % отводится на общую и специальную физическую подготовку, на технико-тактическую - 13/15 %, на теоретическую - 3/3 %, на контрольные испытания - 1/1 %, на соревнования – 0 %, на инструкторскую и судейскую практику – 0 %, на восстановительные мероприятия - 1/1 %.
Нами было проведено исследование на базе Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Алтай «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» (БОУ ДОД СДЮСШОР). В исследовании приняли участие дзюдоисты этапа начальной подготовки второго года обучения 10-13 лет.
Цель исследования: выявление уровней мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач у спортсменов-дзюдоистов.
Методики, которые использовали для исследования: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
В ходе исследования мы получили следующие результаты. Показатели уровня мотивации на успех распределились у спортсменов-дзюдоистов следующим образом: средний уровень мотивации на успех показали 35,3 % (6 чел.); умеренно высокий – 29,4 % (5 чел.); высокий мотивации на успех показали также 29,4 % (5 чел.); низкий уровень мотивации на успех отмечен у 1 спортсмена (5,9 %).
Показатели уровня мотивации на избегание неудач распределились у спортсменов-дзюдоистов распределились следующим образом: низкий уровень мотивации к избеганию неудач отмечен у 41,2 % (7 чел.); средний уровень мотивации к избеганию неудач показали 35,3 % (6 чел.); высокий – 17,6 % (3 чел.); слишком высокий мотивации к избеганию неудач отмечен у 1 спортсмена (5,9 %).
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы. Особое внимание следует уделять детям с низким уровнем физического развития и слабой мотивацией к занятиям дзюдо. Обычно такие спортсмены стараются избежать критики одногруппников, стараясь самоустраниться от участия в коллективных играх и состязаниях, выбирая наипростейший способ – отказ от участия, мотивируя это самыми различными причинами. Тренер в этой ситуации должен быть особо внимателен к таким спортсменам. Подбор словесных методов поддержки их, аккуратное и постепенное вовлечение, поощрение порой даже незначительного успеха, позитивная публичная оценка, индивидуальная постановка целей и задач ближайшего развития – все это постепенно поможет сформировать у детей с низким уровнем физического развития и мотивации уверенность в своих силах и разовьёт позитивное отношение к дзюдо, повысит интерес к занятиям. Участие в соревнованиях самого различного уровня дает возможность для самореализации каждому спортсмену, что неоценимо для личностного развития детей.
Изучив мотивацию у юных дзюдоистов второго года обучения, мы пришли к выводу, что у спортсменов достаточно высокий уровень мотивации к успеху. Мотивация достижения успеха приводит к формированию у спортсмена целеустремленности, уверенности в себе, значимости для формирования общекомандных показателей. Год за годом эта установка закрепляется в его сознании. В результате, положительные качества спортсмена становятся характерными особенностями его личности, находят свое отражение не только в высоких спортивных достижениях, но и в его жизнедеятельности вне спорта. Можно сформулировать некоторые рекомендации тренерам для работы с данной группой спортсменов.
Список литературы